IV . Режиссерский анализ (2-й этап).



Жанр

Жанр – трагический гротеск, трагический фарс, неопубликованный репортаж, драматический лубок. Жанр – условия игры. Жанр – угол зрения на пьесу, содержащую проблему.(23,с.32)

Товстоногов говорил, что жанровое постижение драматического произведения – это есть отражение действительности под тем или иным углом зрения, способ ее отражения, преломленный в художественном образе. Задача режиссера – проникнуть в природу авторского замысла, определить меру, качество и градус условности, которой пользуется автор. Жанровые различия заключаются также в разных «правилах игры» по отношению к зрительному залу. Способ общения актера со зрительным залом в каждом спектакле должен определяться по-своему. Характер его заложен в самой ткани произведения, в самом его содержании и в его формальном литературном выражении. Режиссер обязан настроить актеров на нужный лад (жанр), показать определенную разницу в манере исполнения разных пьес и авторов (способ существования). Каждый автор задает свои «условия игры», у каждого своя «точка кипения» и свой счет времени. 

 

Способ существования

Каждая пьеса – новый мир, и этому миру свойственна определенная природа чувств, то есть он требует определенной настройки души актера, говорил Товстоногов это и рождает сценическую правду. У каждой пьесы природа чувств своя. Необходимая для пьесы природа чувств складывается из отбора предлагаемых обстоятельств и из способа отношения к зрительному залу, из степени включения зрительного зала в сценическое существование актера.

Природа чувств, он же способ существования, выходит из жанра спектакля.

Природа чувств – это не компонент спектакля, а то единственное, что обуславливает все его компоненты средоточием своим, избирая артиста, играющего данную роль в данной пьесе, в постановке данного режиссера. Каждая пьеса – отражение действительности под особым углом зрения.

Для верного поиска природы чувств необходима импровизационная основа. Хотя возможны и варианты контропунктарного способа существования относительно жанра пьесы.

Способ существования характеризуется тремя признаками: способом общения со зрительным залом, отбором предлагаемых обстоятельств и отношением к обстоятельствам.

 

 

Среда обитания

«Стараясь понять пьесу как явление живой действительности, театр стремится к жизненно конкретному воплощению человеческих характеров, их взаимосвязей и всей материально среды, которая их окружает. Без быта нельзя реализовать среду, быт для нас элемент содержания, и выражен он может быть многообразно, различным «языком», реалистически и символически», говорил А.Д. Попов.(10,с.64)

Все, что участвует в спектакле, должно быть соединено в подчинении тому главному, что составляет суть, смысл и специфику театра – сценическому действию. Главной и определяющей в новой системе творчества сценографа является сегодня действенная функция, которая ориентирует сценографов на раскрытие сценического действия, понятного широко – как форма выявления драматического конфликта пьесы, ее главной темы, тех или иных ее лейтмотивов и т.д. Это означает, что искусство художника вновь неразрывно соединяется с актерским исполнением на новом, качественно более высоком уровне сценического синтеза.

 

  

Атмосфера

Атмосфера – понятие динамическое, а не статическое, она меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.

Как сказал М.Чехов: «Атмосфера – душа спектакля».

Понятие сценической атмосферы создается большим количеством факторов. Это с начала видимые факторы: актер, мизансцена его тела, пластическая характеристика, как главный носитель атмосферы,, сценический костюм, декорации, их композиция, элементы реквизита, свет, цвет. Так же факторы слышимые: звукошумовая партитура, музыкальное оформление, речеголосовые характеристики актеров. Еще можно считать факторами, создающими атмосферу и запахи, не так часто используемые.

   Научившись видеть и ощущать атмосферу в окружающей нас жизни, мы увидим и как бы откроем для себя целый ряд совершенно конкретных ее выразителей: темпо-ритм, психофизическое самочувствие людей, тональность, в которой они разговаривают, их позы, в которые они невольно, без какого-либо режиссера группируются, и т.д.

Станиславский говорил, что сценическую атмосферу создают все участники спектакля. Тщательный подход режиссуры и актеров к второстепенным ролям в пьесе, как к главным, и порождает ансамбль. Огромную роль в создании реалистической атмосферы и жизненной обстановки в спектакле играют также и декорации, то же можно сказать и о музыке, об освещении, о богатой гамме сценических звуков, которыми располагает театр. Однако если все эти элементы не будут связаны с внутренней жизнью актера на сцене, то они превратятся, лишь в сценические эффекты, в технические ухищрения режиссуры, вызывающие у зрителей недоуменные вопросы: «А что это должно значить?»

Атмосфера вбирает все – в ней отражается идея спектакля, выражаются ритмы сценической жизни, с ней неизбежно связаны характеры действующих лиц, их отношения. Сценическая атмосфера всего спектакля помогает добиться его стилевого единства и способствует созданию целостного образа спектакля.  

Сценическая атмосфера не создается в спектакле обособленно от процесса создания актерского образа, а, наоборот, целиком связана со всей системой художественных образов.

 

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!