II . Литературный анализ пьесы.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайская государственная академия культуры и искусств»

Факультет художественного творчества

Кафедра театральной режиссуры и актерского мастерства

 

 

Допустить к защите

Зав. кафедрой

Шангина Елена Федоровна

«___» ____________ 2010 г.

 

 

Бортникова Вера Олеговна

 

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ И ВОПЛОЩЕНИЕ СПЕКТАКЛЯ

 

 

(Курсовая работа)

 

Специальность: Народное художественное творчество

Квалификация: Режиссер любительского театра, преподаватель

 

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Кафедры ТРиАМ

М.А. Тумашов

Старший преподаватель

кафедры ТРиАМ

М.А. Микрюков

 

Рецензент:

Профессор кафедры ТРиАМ

В.А. Андрейчук

 

Барнаул 2010


Содержание

I .Обоснование выбора пьесы…………………………………………………..4

 

II . Литературный анализ пьесы

2.1. Проблема………………….……………………………………………7

2.2. Тема…………………………………………………………………....10

2.3. Идея…………………………………………………………………...11

2.4. Жанр …………………………………………………………………..13

 

III . Режиссерский анализ (первый этап)

    3.1Предлагаемые обстоятельства…………………………………………14

     3.2Исходное событие…………………………………………………......16

      3.3Основное событие…………………………………………………….18

 3.4. Центральное событие…………….………………………………….19

3.5Финальное событие……………………………………………………20

3.6Главное событие…………………………………………..…………...21

     3.7. Сверхзадача…………………….……………………………………..22

3.8. Сквозное действие……………….…………………………………...24

3.9. Конфликт……………………………………………………………...25

3.10. Событийно-действенный ряд………………………………………27

 

IV . Режиссерский анализ (второй этап)

4.1. Жанр ………….……….………………………………………………29

4.2. Способ существования……………………………………………….30

4.3. Среда обитания……………………………………………………….31

4.4. Атмосфера……………………………………………………………32

 

V . Решение и его реализация

5.1.. Работа с актерами……………………………………………………34

5.2. Темп и ритм спектакля………………………………………………36

     5.3. Композиция ………….………………………………………………37

5.4. Работа с художником………………………………………………..40

5.5. Работа с композитором……………………………………………...41

5.6. Работа с балетмейстером……………………………………………42

5.7. Образ спектакля……………………………………………………...43

 

Список литературы…………………………………………………….44


I . Обоснование выбора пьесы.

Каждый режиссер – это художник, располагающий идейным колоритом, творящий многоплановую композицию в своих определенных тонах. Подобно мозаике он складывает по мелочам целостную картину, именуемую спектаклем.

И при всем при этом это человек, которого окружают и волнуют те же жизненные явления, что и любого другого человека. Но как художник, он видит и осмысливает жизненные явления, которые волнуют его как гражданина. Явления жизни, о которых он хотел бы высказаться, не дают ему покоя, он мучительно начинает искать драматургический материал, через который он мог бы поделиться своими мыслями со зрителями.

Мировоззрение художника формируется той средой, в ко­торой он живет и все его усилия связаны с жизнью общества.

Когда у драматурга рождается замысел пьесы (он ведь же художник), то это связано с такой мерой накопленных впечатлений, что они как бы просятся на бумагу. Писатель больше молчать не может, его настолько переполняет чувство любви или ненависти к тем или иным сторонам действительно­сти, что оно пропитывает всю ткань пьесы и это делает ее (пьесу) художественным произведением.

И вот режиссер знакомится с такой пьесой. Она его взвол­новала, чувства драматурга передались режиссеру. Он почувст­вовал связь между пьесой и современностью. Это верный при­знак тою, что драматург затронул проблему сегодняшнего дня. Материал откликнулся на общественное, гражданское, нравст­венное чувство режиссера.

Исходным в творчестве режиссера стал, таким образом, отклик материала пьесы на его гражданское и художественное чувство. И тогда можно быть уверенным, что воображение, духовные силы режиссера в работе над будущим спектаклем будут холодными, формальными, что весь процесс работы над пьесой волнующий нас граждански, человечески, будет плодотворным только тот материал, который стучится в наше сердце, в итоге дает творческий результат.(20,с.12).В творческом процессе режиссера театральная практика четко обозначила два основных этапа работы. Первый – освоение драматургического материала, когда режиссер изучает пьесу, определяет ее художественные особенности. Второй этап – воплощение, реализация замысла через творчество актера и другие компоненты театра.

Подлинную доказательность и убедительность режиссер­ская концепция приобретает лишь в завершенной реализации, то есть спектакле. Но вот решена исходная задача: накоплены и осмыслены сведения, заключенные в тексте. Это еще не замысел спектакля, хотя в процессе анализа и раздумий, замысел подспудно складывается и вызревает. Думая о характерах, о мотивах поступков, о скрытых пружинах действия и понимая их смысл, режиссер начинает «видеть» и «слышать» жизнь этих людей. Теперь режиссеру легче организовать эти знания и ощущения в замысел спектакля. Область чувственного постиже­ния мира пьесы происходит в дальнейшей практической работе режиссера.

Понятие, замысел условно можно разделить на три этапа: поиск идеала, постижение и реализация.

При этом все три этапа протекают, в сущности, одновременно. Beдь и реализация – есть поиск путей сценического решения.

Замысел должен содержать в себе гражданское, идейное толкование   драматургического произведения, пока еще реализованное в конкретных формах. Замысел (по Товстоногову) – неосуществленное решение. А замысел, реализованный во всех сценических компонентах и, прежде всего через актера (живого человека) – это уже решение. Следовательно, решение – это овеществленный замысел. Рассказ о решении и есть замысел.(21,с.34)

Характер рассказа должен быть очень пристрастным и определенным. Рассказывать о будущем спектакле надо через обстоятельства данной пьесы, а не в каком месте погаснет свет или вступит музыка.

Решение только тогда будет решением, когда кажется, иначе не может быть. А это будет возможно только тогда, когда лейтмотивом через весь рассказ пройдет внутренняя жизнь героев.

Если режиссер не готов изложить исполнителям свой замысел, тогда лучше вообще не рассказывать о нем, так как решение у режиссера, вероятнее всего, отсутствует.

Замысел – это догадка, моментальное озарение. Это внутреннее воздействие, опережающее анализ, хотя, конечно на нем же и выросшее. Это ощущение целого, возникшего вдруг из обдумывания частностей. Это прыжок воображения, но для того, чтобы этот прыжок воображения совершился, для этого требуется большая предварительная работа ума, фантазии и воображения.

                           

 

II . Литературный анализ пьесы.

Проблема.

  Проблема - появившееся в обществе жизненное противоречие.

Развитие человечества – беспрерывный поток проблем. Они беспрерывно возникают и решаются, возникают и решаются. Проблема всегда диалектика. Поэтому это понятие философское.

Проблема (от греч. problema – задача) — задача, решение которой ориентировано не столько на достижение практического результата, сколько на выработку новой или рефлексию уже использующейся методологической позиции. (25,с.57)

Проблема (греч, – преграда, задача) – качество литературного произведения, его содержания и образного мира, выделение какого-либо аспекта, акцент на нем, интерес, во многом определяющий тип читательского восприятия, разрешающийся по мере развертывания произведения. Проблема есть также особенность творческого процесса писателя, решающего в своей работе определенные задачи. «Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует – одни эти действия предполагают в своем начале вопрос; если с самого начала не задал себе вопроса, то не о чем догадываться и нечего выбирать», - Чехов А.П.(12,с.65) Проблема возникает тогда, когда есть возможность выбора, различного толкования одного и того же предмета.

В. И. Немирович-Данченко говорил о неизбежном «триединстве», которое отмечает талантливый спектакль. В нем должны соединяться «три правды»: жизненная, социальная, театральная.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития общества вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес художника.

Проблема – появившееся в обществе обострившееся жизненное противоречие, для режиссера – творческая позиция, отношение к потрясшей его и коллектив пьесе, где каждый должен осознать себя как творец в коллективном деле.

Проблема может быть неразрешима.

И так, проблема – объективно возникающий в ходе развития общества вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для художника.

Так же не стоит забывать и о том, что литературный материал, который берётся в работу художника, написан давно и в том время суть проблемы была другой. Очень важно учитывать современную ситуацию общества и исходя из этого, поднимать вопросы и озвучивать с площадки те проблемы, которые задевают, и являются болью не только художника, но и ещё и зрителя.(13,с.24).В широчайшем спектре театральных терминов, как и во многих других, порой встречаются такие, которые имеют несколько толкований, и одним из них является «сюжет». Рассмотрим самые популярные из толкований.

Сюжет – связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей, истории роста организации того или иного характера.

    Сюжет – это художественно простроенное распределение событий в произведении.

Сюжет – это повествовательная структура пьесы, сказки или романа.

Сюжет – последовательность внешних и внутренних движений людей и вещей…определенный пласт произведения, одна из его оболочек.

Общим интегрирующим центром всего этого разнообразия может служить следующая формула: сюжет есть художественно целесообразная система событий, определяющая вместе с фабулой (рассказ, повествование) закономерности организации действия в этических, драматургических и отчасти лирических произведениях.

Сюжет и фабула – понятия соотносительные, взаимодополняющие друг друга. В литературоведении существуют разные точки зрения на их соотношения, но наиболее продуктивной представляется следующая концепция. Сюжет – художественно целесообразная система событий, а фабула – выпрямленный сюжет, то есть те же самые события, но в их естественном хронологическом порядке, так, как они происходили, или могли происходить в действительности. При этом направления событийного плана в сюжете может совпадать с фабульным, а может отличаться от него; в первом случае мы имеем прямую, во втором – фигурную сюжетную композицию. Эту концепцию в настоящее время разделяет большинство отечественных и зарубежных литературоведов.

 

 

     

 2.2.Тема

Тема – объективная основа произведения, понятие, указывающее в самых общих чертах на преимущественное внимание писателя к определенной стороне действительности, и отвечающее на вопрос «Что изображено?» Внешним образом, тема – это то, о чем произведение, чему оно посвящено, что, прежде всего, бросается нам в глаза. Писатель не может, и не должен замахиваться на отображение всей реальной действительности, которая его окружает. Он сосредотачивается на некоей ее части, совершив первый этап своего творческого акта – художественный отбор. Категория темы, следовательно, помогает определить то, что непосредственно изображено в произведении, ориентироваться в его содержании, очертить круг жизненных явлений, отображенных и воспроизводимых автором.

Мораль – это нравственность, совокупность норм и правил, определяющее поведение людей, их обязанности по отношению друг к другу и обществу. Мораль – это нравственный вывод, например, мораль басни. Мораль – это наставление, нравоучение.(22,с.75)

Тема, как и мораль, это своего рода идейная основа. Но понятие морали более конкретное и определенное, так как является своего рода каноном, не дающее право на отклонение от заданной нормы. В то время как тема – понятие, указывающее суть в самых общих чертах.

 

 

Идея

Идея – то ради чего автор написал пьесу.

Что такое идея с точки зрения театрального искусства? Это главная мысль пьесы. То ради чего автор написал пьесу. Идея должна быть сформулирована так, чтобы она не была абстрактной, а была горячим лозунгом – «не могу молчать!». Если идея не болит, то воздействия на зрителя не будет. Идейный момент нельзя превращать в формальность, декларацию.

Понимание идеи должно содержать в себе сегодняшний день. Если она в себе не содержит сегодняшнего воздуха, она не заденет душу смотрящего.

Идея – понятие эмоциональное, но, тем не менее, в художественном произведении, оставаясь принадлежностью своего времени, переходя в современную, и этот процесс даёт идее смысл.

Нельзя путать идею с моралью, ибо мораль уводит к субъективной точке зрения автора. Надо уметь отделить внешнюю сторону от глубинных свойств произведения. Время сохраняет только, те произведения, в которых за моралью стоит большая идея.

Верно, почувствовать идею в её общечеловеческом, философском смысле – важнейшее средство в решении спектакля. Это необходимое качество режиссера-гражданина. В силу особенностей актуального искусства театра режиссёр не может не быть гражданином.

Если режиссер прочел пьесу и не смог сказать ее идею, значит, он ничего не понял. Объективная идея произведения и субъективная идея автора часто противоположны.

Каждый режиссер – с его определенным интеллектуальным и эмоциональным потенциалом, специфическим мировосприятием, со своей точки зрения дает оценку своему призванию, и формулирует для себя основные задачи. Г.А. Товстоногов говорил: «Режиссер – тот художник, который проникает в суть авторского замысла, и своими изобразительными средствами создает соответствующий ему художественный образ.

Но образное сценическое решение каждого спектакля не может быть найдено вне пьесы. Каждый автор для каждой пьесы находит свою систему условностей, свои условия игры. Если они не нравятся режиссеру, не надо ставить пьесу. Но если пьеса нравится – будьте добры открыть, разгадать и соблюдать правила, предложенные вам автором, а не сочинять свои собственные. Найти условия игры для данной пьесы – есть главная задача режиссера.

Режиссер, как и всякий человек, видит жизнь под собственным углом зрения. Только жизнь продиктует, подскажет режиссеру нужные, необходимые, единственно возможные для данной пьесы условия игры, или иначе говоря, принцип отбора выразительных средств, который, в конечном счете, и определит реализм, избранной условности».(21,с.43)

 

     

Жанр

Жанр зависит от отношения автора к изображаемым им в пьесе событиям и образам, это язык и способ общения автора с теми, кто читает или будет ставить пьесу.

Жанром, для драматурга, является угол зрения на проблему.

Жанром, для режиссера, является угол зрения на пьесу, содержащую проблему.

Таким образом, в результате познания действительности у нас рождается те или иные мысли и одновременно те или иные чувства. Мы не должны отделять одно от другого. Мысли и чувства, слившись в одно целое, представляют собой во всей полноте наше отношение к изучаемой действительности. Это отношение должно найти выражение и в любом спектакле, только тогда оно будет вызывать полноценное впечатление у зрителя.

Эмоциональное отношение автора к событиям и образам пьесы и составляет её характер – жанр, или, как точно и образно сказал Г.А. Товстоногов, «Условия игры».

Итак, чтобы точно определить условия игры (жанр), режиссёр определяет:

- место произведения в творчестве автора;

- причины, побудившие автора написать эту пьесу;

- накопление материала (эпоха, быт);

- особенности пьесы (язык, образность, стиль).

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!