Книжная иллюстрация в России в период XIX начала XX вв.



Книга заняла значительное место в жизни советских людей, она расходится в больших тиражах, стала доступной всем. В связи с такими масштабами книгоиздательства и небывалым ростом культуры народа необычайно широкими и ответственными стали задачи художников книги. Глубоким пониманием этих задач и высоким мастерством отмечено творчество мастеров старшего поколения - Е. Лансере, И. Билибина, Д. Кардовского, М. Добужинского, Б. Кустодиева, Е. Белухи, В. Замирайло, М. Кирнарского, Д. Митрохина и других.

На их долю выпала задача впервые в мире работать над оформлением и иллюстрированием массовой, обращенной к многомиллионному читателю книги. С честью решив эту задачу, они создали стиль советской книжной графики, заложили хорошие традиции, показали глубокое понимание специфики книги. Как пример высокого искусства художника книги приводим обложку М. Добужинского к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского (рис. 5). Вряд ли возможно более глубоко и проникновенно передать самую суть произведения, его стиль, его особый строй. Изобразительные средства, применяемые художником, казалось бы, очень просты - обложка выполнена черным цветом на белом фоне листа, взят обычный мотив петербургской решетки. Но этот мотив становится символичным, он вводит читателя в атмосферу произведения. Оформление и иллюстрации в книге неразрывно связаны между собой и неотделимы от содержания, от всего организма книги.

 

Рисунок 5 – Обложка М. Добужинского к "Белым ночам" Ф. М. Достоевского

В первой половине XIX века иллюстрировались не столько книги для детей, сколько произведения русской литературы, вхо­дившие в круг детского чтения. Например, стихотворения В.А.Жуковского, "Руслан и Людмила" А.С.Пушкина, "Басни" И.А.Крылова. В них воспроизводились в гравюрах на металле вы ра­зительные рисунки талантливого художника И.Иванова.Осталась в истории иллюстрированная азбука И.Теребнева"Подарок детям на память об Отечественной войне 1812 г." (1918 г.) Яркие остроумные рисунки, подкрашенные от руки акварелью, изображали русских героев-воинов, народную борьбу с французами. В 1840 - е годы ху­дожественно оформленные детские книги создал один из лучших графиков того времени В.Тимм. Особенно удачны были его иллюст­рации к "Сказке об Иванушке-дурачке" Н.Полевского (1844), соста­вившие одно целое с внешним оформлением книги.

Положение в русской иллюстрации стало быстро меняться к лучшему в 90-е гг. Инициаторами нового подъема искусства иллюстрации выступили Петр Соколов и Елена Поленова, восстановившие в правах высокое художественное качество книжной иллюстрации. Акварели Поленовой к русским народным сказкам утверждали прелесть поэтичного вымысла в народном творчестве и красоту русского орнамента. Блестящие акварели и рисунки пером Петра Соколова к «Запискам охотника» И. С. Тургенева, к стихам Н. А. Некрасова и особенно к «Мертвым душам» Гоголя ввели в книжную графику поэзию русской природы и полное экспрессии изображение креста и помещичьей жизни; по сравнению с Агиным истолкование Гоголя П. Соколовым обогатилось исторической обстановкой, реальной средой, а облик «мертвых душ» стал восприниматься еще острее из-за контраста с образами народа и природы.

 

Иллюстрация и ее место в книге

Творческий процесс в искусстве книжной графики сложен и с его спецификой лучше всего можно познакомиться на примере оформления и иллюстрирования художественной литературы. Художник выбирает такого автора и такое произведение, которые особенно близки ему по замыслу, характеру творчества, стилю и позволяют полнее высказать свои убеждения и раскрыть профессиональное мастерство. Писателя и художника должно роднить единство творческих исканий. Вдумчивое прочтение литературного произведения является началом работы художника над книгой. Затем следует сложный процесс перевоплощения, творческого воссоздания литературного текста средствами изобразительного искусства. Глубоко вникнув в мировоззрение и замысел писателя, художник обязан оценить его произведение с точки зрения современника (что особенно сложно при работе над произведениями прошлого) и высказать имеющимися в его распоряжении средствами свое собственное отношение к созданию писателя.

 Осуществляя свою работу, художник тщательно изучает эпоху, стиль искусства того времени, типы людей, обстановку, одежду, орнаменты и шрифты и т. д. Художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своем творчестве. Поверхностное копирование внешних признаков и художественных приемов стиля эпохи еще не раскрывает глубины содержания и является стилизаторством. Подлинно творческое отношение позволяет художнику понимать произведение писателя глубже, тоньше чувствовать подтекст произведения, ощущать скрытые, внутренние мотивы, особенности стиля. Определив те моменты в произведении, на которых следует сделать акцент, художник обдумывает, какими средствами достигнуть этого, находит стройную композицию изобразительные элементы в книге очень тесно связаны со шрифтом. Создание шрифтов - древнее и высокое искусство. Много поколений художников трудились над созданием шрифтов красивого рисунка, совершенных пропорций, шрифтов ясных, удобочитаемых и разнообразных по начертанию. Оригиналы, по которым отливаются шрифты, создаются также художниками. Только располагая разнообразными и красивыми шрифтами, можно успешно решать задачи оформления книги. Шрифтовые элементы обложки, титулы, суперобложки, шмуцтитулы, отдельные заголовки, как правило, рисуются художниками. Надо достигнуть их гармоничного сочетания с наборными шрифтами, с изобразительными элементами. Художник книги должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь видоизменять существующие шрифты и создавать новые - соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Постоянно заботясь о полиграфическом и художественном единстве книги, художник обязан знать хотя бы основы полиграфического производства и быть в тесном контакте с издательскими работниками, готовящими книгу к изданию, и полиграфистами. Все изобразительные элементы книги должны быть гармонично связаны с плоскостью бумаги, с полосой набора. Работая, например, над иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги.
Оригиналы иллюстраций выполняются художником в разнообразных графических материалах. С этих оригиналов полиграфисты фотомеханическими способами готовят печатные формы, создавая так называемые клише.

 

Современные технологии

С развитием цифровых технологий появились растровые и векторные диджитал-иллюстрации – те, что созданы с помощью графических редакторов. А позднее – 3D-графика, объёмные цифровые изображения-модели.

Современные иллюстраторы давно ушли от академизма, они всё время экспериментируют, ищут что-то новое, чтобы сделать свой стиль индивидуальным и неповторимым. В том числе, используют неклассические техники.

Так, сейчас среди авторов очень популярна смешанная техника, когда основа делается акварелью, а затем поверх дорисовываются детали цветными карандашами. Например, это можно наблюдать у иллюстратора Мар Вилар из Валенсии:

Рисунок 6 – иллюстрация Мар Вилар

 

Широко используется техника, которую условно можно назвать «дополненной реальностью». Автор берёт фото и дорисовывает поверх нарочито-нереалистичного персонажа. В статьях введение этой техники в тренд приписывают одному из иллюстраторов студии Артемия Лебедева Сергею Первушину:

Рисунок 7 – иллюстрация Сергея Первушина

 

По-прежнему популярны аппликации, а также бумагопластика. Вот неплохой пример работы художника Джона Ед Де Вера:

 

Рисунок 8 – иллюстрация Джона Ед Де Вера

 

Кроме бумаги, на иллюстрации могут пойти совершенно любые материалы. Помните поделки из всего, что удалось найти в лесу или поле, которые нас учили создавать в детском садике? Камушки, шишки, жёлуди, солома, листья, ракушки – всё может пойти в дело. Такие приёмы хорошо подойдут для иллюстрирования детских книг (а там иллюстрации чаще всего и встречаются), они придают изображению душевную теплоту и уют. Даже имитация детских рисунков – само по себе техника и стиль. Например, рисунок с помощью отпечатков пальцев, ладоней.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!