Западноевропейская книжная иллюстрация



Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  «Чебоксарский профессиональный колледж им. Н. В. Никольского»              Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Программа подготовки специалистов среднего звена                                                              по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По МДК 02.01 Выполнение художественно-конструкторских проектов                          в материале профессионального модуля                                                                                                       ПМ. 02 Техническое исполнение художественно-конструкторских                   (дизайнерских) проектов в материале

Разработка иллюстраций для книжных изданий

Выполнил                                                                                                                            Студент группы Д-1-18                                                                                                              очной формы обучения                ________________           А. М. Урукова                                                       

 

Руководитель                           ________________               

 

Оценка  ________________

 

 

Чебоксары 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие термина «Книжная иллюстрация»

1.1. Понятие, история развития книжной иллюстрации

1.1.1. Книжная иллюстрация и её виды

1.1.2. Западноевропейская книжная иллюстрация

1.1.3. Книжная иллюстрация в России в период XIX начала XX вв.

1.2. Иллюстрация и её место в книге

1.3. Современные технологии

 

2. Разработка иллюстраций

2.1. Применение компьютерной графики в книжной иллюстрации

2.2. Рассмотрение аналогов 

2.3. Этапы работы

2.3.1. Создание эскизов иллюстраций

2.3.2.

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена созданию книжной иллюстрации к произведению (сказке) «…». Иллюстрация играет важную роль в художественно-эстетическом воспитании детей. Книжная графика с одной стороны – выполняет вспомогательную роль – помогает детям глубже и полнее понять литературный текст, дает знания об окружающем мире. С другой стороны – иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства. Из всех его видов является едва ли не первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка.   

 

Актуальность работы: Актуальность данного исследования обусловлена значимостью иллюстрации, которая широко используется как в оформлении книжной продукции, так и в графическом дизайне, а также в особенностях сегодняшней ситуации, когда книга, как произведение искусства не выдерживает конкуренции с электронными средствами информации, зачастую и сама не представляет художественной ценности. В данной работе речь пойдет как об искусстве иллюстрации в целом, так и об отдельной его части – детской иллюстрации.

Цель: Изучение предмета исследования (иллюстрация), сбор аналогов, анализ и синтез проведенной работы, а также конечный результат – создание иллюстраций для детской книжки. Каждая иллюстрация должна соотносится с сюжетом произведения отвечать композиционным требованиям и быть выполнена в единой технике и стиле.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала по теме курсовой работы;

2. Подбор и анализ аналогов, схожих по теме исполнения;

3. Исследование различных видов иллюстрации и техник исполнения

4. Создание иллюстраций в единой технике и стиле.

Объект исследования:

Предмет исследования: Книжная иллюстрация

Методы исследования: Заключается в исследовании материала, связанного с темой книжной иллюстрации, сборе аналогов, выполнении эскизов иллюстрации


Понятия термина «Книжная иллюстрация»

Понятие, история развития книжной иллюстрации

Книжная иллюстрация и ее виды.

Иллюстрация (от лат. Illustratio – освещение, наглядное изображение) – вид книжной графики, её основа. Термин «иллюстрация» можно понимать в широком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. Известно много рисунков, произведений живописи и скульптуры, которые выполнялись на литературные темы, но при этом имели самостоятельное художественное направление. (привести пример). В узком, строгом смысле иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящееся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое.

Книжные иллюстрации, изъятые из текста, могут порой сделаться малопонятными и невыразительными. Иллюстрации не самостоятельны и по сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Они способны обогатить или обеднить его. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогает тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста. Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкует текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Как известно, одним и тем же словом «иллюстрация» называют изображения разные по содержанию и форме, по значению для произведения и читателя, по связи между рисунком и текстом, по технике исполнения. Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно подразделить на научно –познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т.п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

В зависимости от размера положения в книге бывают следующие виды иллюстрации: фронтиспис, заставка, полосная (во всю страницу), оборонная (небольшой рисунок, окруженный текстом), рисунки на полях.

Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницу и отдаляются от текста белым полем. Они помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него.

Заставки могут изображать сцену, описанную в начале главы, говорить о главной теме части или главы, показывать место действия или пейзаж, который должен вызывать у читателя соответствующее настроение. Заставки могут быть также предметно-декоративными или символическими. Заставка как бы маленькая увертюра к тексту, подготавливающая читателя к активному восприятию литературного произведения или главы книги.

Иллюстрации полосные, полуполосные, на развороте, оборонные и рисунки на полях располагаются внутри текста. Выбор формата иллюстрации определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т.д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ним тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые – изображают на маленьких оборочных иллюстрациях или рисуют на полях.

 Иллюстрации во многом определяют архитектонику книги, поэтому необходимо обращать внимание на ритмичное чередование и равномерную насыщенность ими всего текста. Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они также, как и заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими. Заставки и концовки должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Можно выделить иллюстрации по характеру их связи с литературным текстом. Повествовательные – точно раскрывающие содержание в многолистных сериях. Это могут быть портреты, иллюстрации предметно-познавательные или обстановочные, иллюстрации действия, психологические, дающие характеристику героев через из взаимоотношения, поступки, жесты, мимику и т.п. Метафорические – обобщающие мысли автора в символической форме, остро выражающие смысл всего произведения или его части. Они призваны определенно настроить читателя. Это иллюстрации, не всегда непосредственно связанные с близлежащим текстом, идут не по сюжетной, а по ассоциативной линии. Среди них можно выделить такие виды иллюстраций:

Настроения состояния – из взаимодействие эмоциональное, подобное музыке; такие иллюстрации часто выполняют к стихотворениям;

Аллегорические – к сказкам, басням, эпосу, передающие аллегорические мысли автора иносказательно ли конкретно;

Синтетические – иллюстрации, представляющие собой соединение разновременных и разнопространственных моментов одной композиции и др.

Все виды иллюстраций в пределах одного типа могут совмещаться и переплетаться, это только способствует более полному раскрытию литературного содержания, повышает его художественно-образную выразительность. Характер иллюстрационной системы каждого художника-иллюстратора можно оценивать с позиции того, как он передает в иллюстрации две основные категории всякого действия – пространство и время. При рассмотрении индивидуальных особенностей изобразительного языка художнику следует обращать внимание на то, как он ведет линию и кладет пятно, какой он получает характер движения, что художник предпочитает, моделируя форму – линию и пластику или свет и цвет, как строит пространственные планы, как распределяет черное и белое, какое значение придает силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т.д. Часто все это упрощено называют почерком художника, хотя было бы правильнее именовать эти особенности индивидуальным стилем.

 

Западноевропейская книжная иллюстрация

Изобретение книгопечатания в Европе относится к концу XIV- началу XV века. Печать производилась путем прижимания бумаги к доске, на которой гравировался текст иллюстрации. Доски смазывались черной краской, поэтому иллюстрации были такими же черными, как и текст. Искусство книжной миниатюры получило большое распространение в Западной Европе уже в романском искусстве, достигнув своей вершины на исходе готики – в конце 14 и 15 вв., особенно во Франции (рис 1.; рис. 2) и в Нидерландах (рис.3).

 

Рисунок 1 – миниатюры Поля Лимбурга к «Часослову герцога Беррийского»

 

 

Рисунок 2 – миниатюры неизвестного художника к рукописи «Сердце, охваченное любовью»

Рисунок 3 – миниатюры Ван Эйка

 

В середине XV века И. Гуттенберг в Германии разрабатывает новый способ печатания. Он создает металлические наборные литеры (буквы), из которых набирались слова, строки. Первая книга, напечатанная подвижными буквами и снабженная ксилографическими иллюстрациями, была издана в Бамберге.

Наиболее крупным центром итальянской ксилографии являлась Венеция, и именно там была издана иллюстрированная книга, которую можно считать одним из самых своеобразных и совершенных произведений печатного искусства - вышедшая в 1499 году у венецианского печатника Альдо Мануцио книга, так называемое «Истолкование снов» Франческо Колонна (рис. 4).

Рисунок 4 – миниатюры неизвестного художника к «Истолкования снов»

Во второй половине XV века был совершен переход уникальных листов к многотиражной и иллюстративной ксилографии представляют так называемые "блоковые", или "колодковые", книги (Blockbucher), то есть серия картинок c короткими пояснениями, где и буквы текста, и относящиеся к нему изображения вырезаны и напечатаны с одной деревянной доски. Время расцвета "блоковых" книг - 50-60-е годы XV века; их содержание имеет по преимуществу религиозно-дидактический характер Biblia Pauperum, "Искусство благочестиво умирать", Десять заповедей и т. п.).

Новое возрождение книжной иллюстрации происходит в XVIII веке, но уже в сочетании с резцовой гравюрой на металле и поэтому на основе совершенно других методов. Для книг XVIII века характерны широкие поля и легкие, прозрачные виньетки и концовки стимулировала обращение к малым жанрам камерного искусства, произведениям, рассчитанным на интимное, индивидуальное восприятие в узком кругу любителей, меценатов и знатоков. В 1715 г. типографы и издатели Парижа составили единую ассоциацию и стали издавать популярные романы в небывалом количестве с множеством гравированных иллюстраций, украшений на титуле, фронтисписе, с заставками, концовками. С середины XVIII столетия иллюстрации занимали в книге главное место, а тексту отводили роль дополнения, пояснения к гравюрам, которые и определяли успех издания. Причем галантная, развлекательная и просветительская темы постепенно вытесняли традиционные назидательно-религиозные сюжеты. Эта тенденция, свойственная галантному веку, со своей стороны воздействовала на эволюцию художественного стиля книжной графики: от помпезного, патетического Барокко к легкому, игривому Рококо. После французской революции и с началом эпохи Просвещения значительно расширилась читательская аудитория, проявились тенденции сентиментализма. Стремительно возрастало количество библиофилов и библиотек. Иллюстрации выполняли в виде миниатюр и в соответствующей характеру миниатюры технике офорта. Типичная для книжной графики Германии XV—XVII вв. обрезная гравюра на дереве во Франции не получила развития.

На рубеже XVIII-XIX веков появилось новое изобретение- литография. Она попала на век технического и промышленного прогресса, век машины и популяризации где литография находит самое подходящее средство для реализации своих замыслов. Изобретение печати с литографского камня не только удешевило печатание книг, но и дало возможность передавать живой рисунок. Подлинным «золотым веком» искусства иллюстрации стал XIX в., необычайно расширивший возможности книжной графики и наполнивший иллюстрацию большой идейной и образной силой. Изобретение торцовой гравюры Т. Бьюиком (в Англии) и литографии А. Зенефельдером (в Германии) дало в руки художников-иллюстраторов многообразные средства художественной печати, позволившие придать высоко эстетический облик даже дешевым и массовым изданиям.

Начало XX в. отложилось на библиотечных полках многими высококлассными образцами книжного искусства. Последний значимый поворот в истории эстампа в книге совершается в начале XX века на основе технических, промышленных завоеваний новейшей Европы и, с другой стороны, в связи с новым, революционным, народным содержанием. В книжном знаке XX века применяются всевозможные техники (преобладают ксилография и офорт), разнообразнейшая тематика - тут и символический знак, и орнаментальный узор, и фигурная композиция, и пейзаж. Есть книжные знаки в виде философских, фантастических видений и меланхолических настроений.

 


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!