Развитие воображения и литературное творчество. Пересказ с изменением лица рассказчика.



Пересказ с изменением лица рассказчика.

Рассказ о герое другими героями повести.

Дневник героя.

Опорные понятия.

Рассказ и повесть как жанры эпоса.*

Сюжет.

Композиция.

Автобиографизм рассказа.*

Роль и значение художественной детали.

Воссоздание атмосферы таинственности.

Самостоятельное чтение.В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».

М. Твен. Том Сойер. «Принц и нищий».

А.П. Чехов. «Детвора», «Событие», «Гриша» (по выбору учителя).

Часа.

«Детвора», «Событие».

Своеобразие представления А.П. Чехова о детстве. Смысл его фразы «В детстве у меня не было детства». Дети и взрослые в изображении писателя. Образы детей в произведениях Чехова, способы портретно-психологической и поведенчески-речевой характеристики маленьких героев. Обывательщина и пошлость – враги детства.

«Гриша».

Проблема взаимонепонимания детей и взрослых, система художественных деталей, сопутствующая образному формированию этой проблемы. Авторская ирония и детское восприятие в повествовательной структуре рассказа

Литературное творчество.

Сочинение на тему «Взрослые и дети».

Опорные понятия.

Психологический портрет.*

Речевая характеристика героя.*

Система художественных деталей.

Авторская ирония в повествовательной структуре рассказа.*

Самостоятельное чтение.А.П. Чехов. «Радость», «Злой мальчик».

 

 

А. Гайдар. «Голубая чашка». 2 часа.

«Самое хорошее далеко – где оно?» Взрослые и дети. Семья и взаимопонимание. Мудрость чувств ребенка. Чувства и поступки. Необходимость преодолевать мелкие обиды и недоразумения. «Образ серых мышей, разбивших голубую чашку». Роль эпизода с Пашкой и Сашкой. Причины конфликта между детьми. Преодоление конфликта.

Смысл названия. Цвет в создании образов, в создании настроения.

Развитие воображения.

Монологическое высказывание «Случай, который я не могу забыть…». Опорные понятия.

Тема.

Идея.

Художественная деталь.

Образы-символы.

Конфликт.

Ю. Яковлев. «Он убил мою собаку». 2 часа.

Разрушение духовных и душевных связей как трагедия личности ребёнка. Сложность внутреннего мира детей, ранимость их душ. Сопереживание и соучастие как качества настоящего учителя.

Идейно-образный смысл названия рассказа. Художественная деталь, портрет, речь героев как средства изображения психологических состояний и внутреннего облика героев.

Развитие воображения и литературное творчество.

Иллюстрирование с обоснованием.

Сочинение «Событие, которое меня потрясло…»

Опорные понятия.

Идейно-образный смысл названия рассказа*.

Художественная деталь.

Портрет.

Речь героев как средство изображения их

психологического состояния.

А. Алексин. «Как ваше здоровье?» «Где квартира Егорова?» 2 часа.

Смысл подзаголовка «Рассказы об отце».

Мир семьи, атмосфера дома в рассказах Алексина. Простые и вечные человеческие ценности: понимание, душевная поддержка, скромность.

Человечность мягкого юмора писателя. Смысл повествования от первого лица. Психологизм как доминанта рассказов Алексина. Изображение характера «изнутри» и «извне» (внутренняя речь и речевое поведение героя).

Как ваше здоровье?

Противоречивость чувств и суждений взрослых. Непонимание как угроза гармонии семейных отношений. Любовь к отцу и гордость за отца – силы, восстанавливающие справедливость. Невольная ложь как проявление мудрости сердца ребенка (образ разбитого градусника).

Где квартира Егорова?

Отец и сын. Теплота родственных отношений («А мне папа рассказывает обо всем…»). Роль художественной детали в создании образа отца (говорил «тихо», «стеснялся» говорить слова, которые кажутся громкими, «поет», когда грустно). Мотив сострадания и боли за других людей. Духовная активность героев. Размышления о жизни и смерти («почему маленький сгусточек крови оказывается сильней всех на свете?»).

Душевная чуткость сына: стремление понять, помочь. Соприкосновение душ взрослого и ребенка.

Смысл вопроса в заглавии рассказа, его кульминационная роль. Смысловая роль многоточия в финале рассказа.

Литературное творчество.

Создание воображаемого диалога с родителями на свободную тему.

Опорные понятия.

Нравственные проблемы*.

Психологизм*.

Внутренняя речь*.

Речевое поведение*.

Заглавие.

Монолог.

Диалог.

Художественная деталь.

Юмор.

 

*Г. Куклин. «Шальная вода». 1 час.

Природа и ребёнок. Поведение детей в экстремальной ситуации, встреча с медведем. Восприятие детьми природы во время и после наводнения.

Роль сказа как принципа повествования в композиции рассказа. Интонационная ориентация на устную речь, её роль в раскрытии замысла произведения. Особенности сибирского говора в рассказе.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 607; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!