Глава 1. Обзор исторической ситуации и роль А.С. Пушкина в становлении редактирования



Министерство образования и науки Российской Федерации

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

Факультет издательского дела и журналистики

Кафедра периодической печати

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Теория и методика редактирования газетных

и журнальных материалов»

 

 

А.С. Пушкин – редактор

 

 

Студентка

ОЗО ФИДиЖ, гр. ДКЖ 3-1

Д.А. Старченко

Научный руководитель -

к.ф.н., доцент кафедры

периодической печати

В.В. Русина

______________

Москва

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2
Глава 1. Обзор исторической ситуации и роль А.С. Пушкина в становлении редактирования   4
1.1. Историческая справка: редактирование XIX века 4
1.2. Вклад А.С. Пушкина в развитие редактирования 6
Глава 2. Практический анализ редакторской работы А.С. Пушкина на примере «Литературной газеты» и «Современника» 9
2.1. А.С. Пушкин в «Литературной газете» 9
2.2. Пушкин создает «Современник» 14
2.3. Дополнительные примеры редакторской правки 22
Заключение 24
Список использованных источников и литературы 26

 

Введение

Проблема, которую я решила рассмотреть в своей курсовой работе, -  это редакторская деятельность А.С. Пушкина[1]. Первое, что приходит на ум при упоминании Пушкина – русский поэт, драматург, прозаик. И мне показалось интересным продемонстрировать Пушкина с другой, совершенно неожиданной и непривычной стороны, показать его как творческого человека, который не только сам создавал тексты, но и правил их, издавал журнал, работал редактором.

Несмотря на «историчность» темы исследования, я считаю, что она очень актуальная. Во-первых, сейчас в сфере СМИ много проблем, многие из них заключаются в низком качестве или даже отсутствии редактирования. Все чаще в печати появляются плохо отредактированные тексты, и будет интересно рассмотреть качественную редакторскую работу, приемы этой работы на примере такого яркого и известного представителя русской литературы, который отличался прекрасным чувством языка. Во-вторых, 10 февраля 2012 года исполнится 175 лет со дня смерти А.С. Пушкина, и к такой серьезной дате в истории литературы мне хочется больше узнать о личности поэта, рассмотреть разные стороны его жизни и творчества. Я считаю, что именно поэтому моя работа будет отличаться практической значимостью.

Объектом моего исследования станет работа Пушкина в качестве редактора в «Литературной газете» и журнале «Современник». Я изучу исторические материалы по предмету исследования, статьи обозначенных изданий, биографические справки, письма Пушкина.

Еще одна причина моей заинтересованности в данной проблеме это степень научной разработки этой темы. Я изучила книги[2], посвященные жизни и творческой деятельности писателя, просмотрела курсовые работы и рефераты, доступные в Интернете, и поняла, что в большинстве случаев об этой стороне жизни великого прозаика говорится очень мало. Или говорятся какие-то общие фразы. И мне показалась несправедливой такая односторонняя разработанность биографии А.С. Пушкина. Мне захотелось рассказать о Пушкине-редакторе: что нового он принес в эту профессию, какие редакторские приемы придумал, каким он был редактором для своих подчиненных, каким редактором он был для своих собственных произведений. Более полную информацию я нашла у Б.И. Есина, который все-таки постарался описать эту жизнь Пушкина. Он написал довольно интересно, но не особенно точно, то есть он просто констатировал, что Пушкин был редактором. Мне захотелось, грубо говоря, дополнить информацию конкретными  выводами о его работе и анализом исторического фундамента редактирования, который непосредственно связан с редакторской и издательской работой поэта. В связи с этим, по моему мнению, в курсовой работе будет видимая научная новизна. Для написания работы я воспользовалась теоретической и эмпирической базами – найденной мной литературой, где я смогла найти немного информации о жизни писателя и об истории журналистики и редактирования, высказываниями известных людей, а также заметками и статьями из печатных изданий «Литературная газета» и «Современник». В ходе работы над курсовой работой были исследованы статьи и заявленных печатных изданий, литература по теме и письма А.С. Пушкина.

В данной работе я использовала такой метод исследования, как редакторский анализ. Я провела его на основе изученных текстов, материалов и исторических справок.

Цель моей курсовой работы – продемонстрировать редакторскую работу А.С. Пушкина, специфические приемы редактирования, рассмотреть пути становления печатных изданий, где Пушкин постигал мастерство редактора, изучить его мнение о редактировании текстов, о правилах и ошибках редакторской правки, чтобы понять, что именно Пушкин принес в работу редактора, чем ему обязана современная редакторская деятельность. И этот анализ будет заключаться не только в разборе практической части редактирования – непосредственно корректуры текста, но и в анализе работы Пушкина с авторами, его теоретические нововведения в эту работу.

Задачи курсовой работы:

Во-первых, проанализировать исторические аспекты редактирования пушкинского времени, рассмотреть значимость приемов А.С. Пушкина в редакторской деятельности, оценить его вклад в развитие редактирования в России.

Во-вторых, выявить особенности редакторской деятельности поэта на практическом материале («Литературная газета» и журнал «Современник») и рассмотреть специфику работы Пушкина-редактора.

Цель и задачи курсовой работы определили следующую ее структуру. В первой главе (Обзор исторической ситуации и роль А.С. Пушкина в становлении редактирования) анализируется состояние и значение редактирования XIX века, исторические особенности периода. Также в первой главе рассматривается роль А.С. Пушкина – его видение, вклад в развитие данной сферы деятельности, анализируется метод работы Пушкина-редактора. Во второй главе (Практический анализ редакторской работы А.С. Пушкина на примере «Литературной газеты» и «Современника») рассматривается деятельность Пушкина-редактора на конкретных приемах и примерах: анализируются статьи, стиль русского поэта. В заключении подводится итог анализа и описания деятельности А.С. Пушкина, еще раз упоминается о его новаторстве в редакторской работе, литературной манере и о заслугах в данной сфере, то есть будет подведен итог не только определенным историческим моментам, но и непосредственно практической работе А.С. Пушкина, его редакторской позиции.

Глава 1. Обзор исторической ситуации и роль А.С. Пушкина в становлении редактирования

1.1. Историческая справка: редактирование XIX века

В начале XIX века редакционно-издательская деятельность развивается путями XVIII века, но в то же время она начинает осознаваться как самостоятельный аспект. Начинают обозначаться функции редактора, в словарях закрепляется понятие «редактор»: например, в «Новом словотолкователе»[3] понятие «редактор» определяется как «издатель, уложитель, составщик чего-либо на письме». Большую роль сыграли популярные в то время «толстые» журналы, литературные ежемесячники - подготовка подобного рода изданий помогла отчетливо проявить цель и особенности редакторской работы, значение редактора в формировании изданий. Именно в это время вырабатываются принципы отбора материалов, расположения произведений (верстка) и прочие нюансы.

Важный момент представленного исторического периода – редактор отождествляется с издателем. В то время редактор был, прежде всего, издателем, он отбирал произведения для издания, определял порядок их расположения. И здесь важную роль сыграл А.С. Пушкин, который не только поддержал сложившиеся устои, но и принес в профессию и функции редактора свои новшества.

В это время особый интерес, как уже упоминалось, представляли журналы и альманахи. Наиболее важными были два аспекта – отбор произведений и формирование изданий. Начинают отрабатываться общие подходы к подготовке различных типов изданий, учитывая их своеобразие и отличительные особенности. Так, журнальные издания получают статус периодических изданий, а альманахи – разовых. Именно это послужило основанием для формирования правил их подготовки, внешнего вида и отбора произведений.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что в XIX веке оживляется журнальная деятельность и, как следствие, редакторская деятельность, в которой огромную роль сыграл А.С. Пушкин, выступивший не просто как редактор того времени, а в качестве новатора данной сферы деятельности.

 

1.2. Вклад А.С. Пушкина в развитие редактирования

Вклад русского поэта в становление и дальнейшее развитие редактирования вряд ли можно переоценить. Своим развитием А.С. Пушкину обязаны многие области, связанные с языком – проза, драма, литературная критика и редактирование. Более того, сам язык претерпел значительные изменения. А редактирование обрело то полное и определенное содержание, которые мы и сегодня вкладываем в это понятие и в эту работу. А.С. Пушкин на практике сумел донести до нас свое новое понимание обязанностей редактора, а в своих статьях продемонстрировать свое мнение и теоретическое обоснование редакторской работы.

 Деятельность Пушкина действительно сильно повлияла на редакторскую сферу, его статьи содержат требования к литературе, формируют критерии оценки. Одной из сторон его редакторской деятельности является критика. Он считал, что критик должен обладать независимостью мнения, начитанностью, уважением к труду, зрелостью. Уважение к труду проявляется у А.С. Пушкина в малом числе помет на полях чужих произведений: отмечены только существенные недостатки. Важен характер помет: это не должны быть личные пристрастия. Пушкин заявлял, что критика признана «открывать достоинства и недостатки в произведение искусства и литературы», именно это основание, по моему мнению, составляет базу современного редактирования. Редактор в своей работе должен руководствоваться подобным правилом, чтобы суметь хорошо проанализировать и отредактировать материал.

Пушкин способствовал не только публикациям, но и написанию многих литературных произведений. Если говорить о его профессиональных качествах, то, по сообщениям современников, редактор Пушкин сильнейше привязывался к каждому автору, к каждому таланту. Он обладал удивительным свойством характера – совершенное отсутствие профессиональной зависти, писатель искренне желал видеть в каждом великое дарование, старался поощрять и поддерживать любое начинание. Н.В. Гоголь писал: «Все, что у меня есть хорошего, всем этим я обязан ему. И теперешний труд мой[4] -есть его создание. Он взял с меня клятву, чтобы я писал, и ни одна строка не писалась без того, чтобы он не являлся в то время очам моим». И это не единственный пример того, как Пушкин поддерживал других литераторов. Например, И.Д. Якушкин[5] сделал следующую запись: «Не говоря почти никогда о собственных своих сочинениях, он любил разбирать произведения современных поэтов и не только отдавал каждому из них справедливость, но и в каждом из них умел отыскать красоты, каких другие не заметили». Я считаю, что это наглядно показывает, что именно от редакторской деятельности Пушкина пошло литературное наставничество, которое теперь является столь важной частью работы редактора. Пушкин был для писателей не только редактором, но и старшим другом, верным наставником. После написанного выше складывается очень положительное впечатление, но не стоит забывать о том, что кроме доброты и наставничества у Пушкина в характере и работе присутствовали требовательность и взыскательность. И прежде всего к себе. Пушкинские дневники, заметки на полях – это огромное пространство для анализа работы редактора. Пушкин скрупулезно работал над каждым своим произведением. Многие писатели того времени не считали нужным редактировать свои работы, но не Пушкин. В. Я. Брюсов[6] так отозвался о редакторской работе Пушкина: «Следя за работой Пушкина, видишь, как он создает стройное целое из первоначального хаоса мыслей и образов, как постепенно он совершенствует каждый стих и, взамен слов уж ярких и метких, умеет находить еще более прекрасные».

Как сказано выше, поэт отличался высоким уважением к чужому труду и творчеству. Исходя из этого, важная заслуга Пушкина-редактора заключается в определении им меры взаимодействия автора и редактора. Фактически весь XIX век наполнен изданиями, которые отражали волю редактора или издателя. На страницы изданий попадали произведения тех авторов, чье мнение совпадало с мнением редактора. Пушкин же опередил свой век: он четко обозначил границы взаимодействия. По его мнению, редактор должен иметь свое мнение, но при этом не лишать собственного мнения автора текста.

Исходя из всего сказанного ранее, можно сделать вывод, что А.С. Пушкин не только занимался непосредственно редакторской деятельностью, то есть стилистической правкой своих и чужих текстов, но и развил в редакторской деятельности такую важную сторону профессии, как профессиональные отношения редактора со своими авторами. Для того времени это было удивительное явление – наставничество в литературе, но для современности это абсолютно обычная ситуация, когда редактор не управляет, а направляет автора. Пушкин опередил свое время и создал основу для действительности, сложившейся в современных редакциях.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 328; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!