Понятие «идеология», эволюция её содержания



Министерство транспорта и коммуникаций

Республики беларусь

Учреждение образования

«белорусский государственный университет транспорта»

Кафедра «Философия, история и политология»

Н. К. ТЕТЕРЮКОВ

Основы ИДЕОЛОГИИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Учебно-методическое пособие

Гомель 2017


Министерство транспорта и коммуникаций

республики беларусь

 

учреждение образования

«белорусский государственный университет транспорта»

 

 

Кафедра «Философия, история и политология»

 

 

Н. К. ТЕТЕРЮКОВ

 

Основы ИДЕОЛОГИИ

БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Одобрено научно-методической комиссией

гуманитарно-экономического факультета

в качестве учебно-методического пособия

 

Гомель 2017

УДК 316.75(476)

ББК 66.0(4Бен)

   Т37

 

Р е ц е н з е н т – зав. кафедрой «Философия, история и политология» канд. филос. наук, доцент Е. Г. Кириченко(УО «БелГУТ»);

                               канд. филос. наук, доцент кафедры политологии и социологии А. П. Касьяненко (УО «ГГУ им. Ф. Скорины»)

 

 

 

 

     

Тетерюков, Н. К.                  

Т37 Основы идеологии белорусского государства : учеб.-метод. пособие / Н. К. Тетерюков ; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. - Гомель : БелГУТ, 2017. - 76 с.

ISBN   

 

Предлагается краткое содержание основных тем курса «Основы идеологии белорусского государства», вопросы для самоконтроля и дискуссий, основные термины и определения, список литературы.

Предназначено для студентов всех специальностей и преподавателей.

 

УДК 316.75(476)

ББК 66.0(4Бен)

ISBN                                                                    © Тетерюков, Н. К., 2017

                                                                              © Оформление. УО «БелГУТ», 2017


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….. 4
РАЗДЕЛ I. Идеология и её роль в жизнедеятельности                 современного общества………………………………………....   5
 1 «Основы идеологии белорусского государства» как учебная дисциплина: история создания, предмет, структура, основные цели и задачи.………….…   5
2 Идеология и её общественное предназначение………………………………….. 7
2.1 Понятие «идеология», эволюция её содержания……………...…...………….... 7
2.2 Политическая идеология: понятие, сущность, структура, уровни и функции……. 10
3 Традиционные мировые политические идеологии…..…………………..……... 13
3.1 Либерализм и неолиберализм…..……………………………………….…..….… 13
3.2 Консерватизм и неоконсерватизм…..………..………………………….…..….... 15
3.3 Социалистические идеологии..…………………………………………………... 17
3.4 Идеология национализма и анархизма: социализм-коммунизм, социал- демократизм…………………..…..…………………………………….…   19
4 Государственная идеология Республики Беларусь…..…………...………….…. 22
4.1 Понятие “государственная идеология” и её сущность.………….………….….. 22
4.2 Структура и основные компоненты идеологии белорусского государства........ 23
4.3 Механизм функционирования идеологии белорусского государства..……..…. 27
РАЗДЕЛ II. Культурно-историческая (цивилизационная)                  составляющая идеологии белорусского государства..   30
5 Процесс становления белорусского этноса и национальной государственности.. 30
6 Государственная символика Республики Беларусь………………..…………… 35
7 Гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа и их роль в формировании идеологии белорусского государства…....   37
РАЗДЕЛ III. Правовая, политическая, экономическая                    и социокультурная составляющие идеологии                    белорусского государства…………………….…………..     42
8 Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства…………………………..………………………………...……...   42
8.1 Понятие, сущность и свойства конституции Республики Беларусь…...…..…... 43
8.2 Конституционный строй Республики Беларусь и его основа…...……….…….. 45
8.3 Республика Беларусь – демократическое государство……………………….… 47
8.4 Республика Беларусь – правовое государство …………………………….……. 49
8.5 Республика Беларусь – социальное государство ………………………….……. 50
8.6 Республика Беларусь – светское государство……………………………..…….. 52
9 Белорусская экономическая модель – экономическая основа идеологии белорусского государства, её характеристика……………………………….….   55
10 Стратегия развития Республики Беларусь в XIX веке……………….………. 59
Список литературы……………………………………………………….…… 67
основые термины и определения……………………………….……... 69

Общество не может существовать

без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан.

А. Г. Лукашенко

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет «Основы идеологии белорусского государства», введенный в вузы Беларуси в 2003 году, стал органической частью гуманитарного знания, важным элементом идеологического воспитания студенческой молодежи на принципах патриотизма, гуманизма, толерантности, коллективизма и т. д.

Данный курс способствует более глубокому ознакомлению молодых людей с основными стратегическими целями и задачами государства в построении сильной и процветающей Беларуси. В достижении этих целей и задач важная роль отводится современной молодежи, которой предстоит строить это общество и жить в нем. Тем более, что современный глобализирующий мир и переход к постиндустриальному (информационному) обществу – обществу знаний, требует высоко грамотных, талантливых и креативных людей, обладающих достаточными знаниями и способных качественно делать то дело, которое им предстоит выполнять, как будущим специалистам.

Изучение курса «Основы идеологии белорусского государства» поможет формированию мировоззрения студенческой молодежи, умению анализировать идеологические процессы, происходящие как в своей стране, так и за ее пределами, делать правильные выводы, определять свое место в современной жизни, обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учетом идеологии белорусского государства, использовать идеологические знания в социально-профессиональной деятельности.

Автор, анализируя и обобщая уже опубликованные источники по данной проблематике, предпринимает попытку расширить доступность получения знаний по изучаемому предмету для значительной части студенческой молодежи.

В учебно-методическом пособии раскрыты основные категории идеологии; основы и особенности идеологии белорусского государства; роль государственной идеологии в развитии белорусского общества; взаимодействие идеологии с политическими процессами; современные мировые идеологические течения; процессы становления белорусской национальной государственности; гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа; стратегия  развития Беларуси в XXI веке.

Раздел I.  Идеология и её роль в жизнедеятельности

             современного общества

 

Тема 1«Основы идеологии белорусского государства» как учебная дисциплина: история создания, предмет, структура, основные цели и задачи

 

«Основы идеологии белорусского государства» как учебная дисциплина включена в вузы страны не случайно. В СССР существовала единая (состоящая из коммунистических партий республик, входящих в Советский Союз) партия КПСС, которая в своей деятельности руководствовалась марксистко-ленинской идеологией. Главной целью этой идеологии являлось построение социализма – коммунизма. Но, в результате неудавшихся политических и экономических «реформ» (перестройки), КПСС была распущена, а после распада Советского Союза запрещена в ряде республик, в т. ч. и Беларуси. В стране образовался идеологический вакуум. Необходимо было определиться в дальнейшем направлении развития нашей страны, а это направление обозначает чётко выверенная государственная идеология.

В процессе дискуссий, определённой борьбы мнений между различными политическими группами, политическими фракциями в Верховном Совете была выработана и принята Конституция страны, закрепившая основные направления развития нашего государства.

Особый вклад в решение задач выбора идеологической направленности развития нашей страны, внёс Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Вопрос важности разработки государственной идеологии и повышение её роли в жизни нашего общества был обсуждён 27–28 марта 2003 г. на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных органов управления «О состоянии идеологической работы и мерах по её совершенствованию». В своём докладе Президент подчеркнул: «Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство без идеологии, как и человек без мыслей, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам» (О состоянии идеологической работы и мерах по её совершенствованию : Материалы постоянно-действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов / редкол. О. В. Пролесковский [и др.]. – Мн. : Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 191 с. – С. 5).

К разработке национальной идеологии было привлечено большое число крупных учёных-обществоведов. Одновременно главой государства была поставлена задача систематически доводить идеологию до сознания масс, и в первую очередь, молодёжи. С этой целью по инициативе Президента был разработан учебный курс «Основы идеологии белорусского государства».

 

Предметом курса является идеология белорусского пути развития общества. Сами границы предмета подвижны. Идеология государства это не застывшая идиома, а подвижная и постоянно изменяющаяся система, направленная на реализацию потребностей и запросов общества, выяснения отношения к институтам власти, умение оперативно корректировать курс на основе новых тенденций.

Структура предмета определена типовой учебной программой обязательного модуля «Политология», включающей обязательные учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства». В содержании дисциплины «Основы идеологии белорусского государства» выделено три раздела: I – идеология и её роль в жизнедеятельности современного общества; II – культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства; III – правовая, политическая, экономическая и социокультурная составляющие идеологии белорусского государства.  

 Основные цели курса состоят в объяснении природы и сущности идеологии, содержательной квалификация её форм, показе её связи с другими проявлениями сознания, её влияние на общественно-политические процессы, на формирование у молодёжи важных для общества ценностей, идей, убеждений, устремлений, культуры рационального политического выбора; формирование способности к креативному и критическому, научно-практическому, рационально-ориентированному мышлению.

Задачей изучения курса является формирование у студента предметных и операциональных компетенций. Формирование предметных компетенций студентов предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

-  основные категории теории идеологии;

-  мировоззренческие основы и особенности идеологии белорусского государства;

-  роль идеологии белорусского государства в развитии современного общества;

-  основные направления государственной политики белорусского общества;

-  взаимодействие идеологии с политическими процессами;

-  современные мировые идеологические течения;

уметь:

- анализировать идеологические процессы в Республике Беларусь;

- обосновывать свои жизненные, гражданские и патриотические позиции с учётом идеологии белорусского государства;

- проявлять качества идеологической толерантности;

- использовать идеологические знания в социально-профессиональной деятельности.

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

 

1 Чем вызвана необходимость создания предмета «Основы идеологии белорусского государства» и введение его для изучения в учебные заведения страны?    

2 Кто стал инициатором разработки государственной идеологии, и на каком Республиканском мероприятии было обсуждено и принято это направление работы?

3 Что является предметом данного курса?

4 Какова структура курса?

5 Каковы основные цели и задачи курса?

 

Тема 2Идеология и её общественное предназначение

 

План

2.1 Понятие «идеология», эволюция её содержания.

2.2 Политическая идеология: понятие, сущность, структура, уровни, функции.

 

Ключевые понятия: идеология, политическая идеология, теории «идеологизиция», «деидеологизиция» и «реидеологизация», государственная идеология.      

 

Понятие «идеология», эволюция её содержания

Понятие «идеология»(от греч. idea – идея, мысль, прообраз и logos – слово, учение) введено в научный оборот в 1796 г. французским философом Дестют де Траси в докладе «Проект идеологии». Он попытался систематизировать идеи выдающихся мыслителей того времени, создать «Общую теорию» идей. Идеологию он рассматривал как учение об общих законах происхождения идей из чувственного опыта, которая должна быть фундаментом всех наук о природе и обществе, и такой же точной, как и естественные науки. Она призвана была разоблачать «иллюзорные мысли».  

Впоследствии, на протяжении всего периода существования, понятие «идеология» наполнялось разным содержанием. Это обуславливалось уровнем развития социального знания, собственно идеологическими установками, обусловленными социальными интересами. Так, сразу после появления этого учения, оно было подвержено критике Наполеоном Бонапартом, который увидел в нём туманную метафизику, повинную во всех ошибках и несчастьях «прекрасной Франции».    

Внимание к идеологии было привлечено К. Марксом и Ф. Энгельсом. В своих работах «Немецкая идеология» и «Святое семейство» они рассматривали идеологию с классовых позиций, как часть «надстройки над экономическим базисом опосредованной социальной структурой общества». В марксистском понимании идеология – это «своеобразная призма, через которую класс смотрит на мир, создавая иллюзию о самом себе». Эта призма – классовые интересы. Отсюда следует и искажённый спекулятивный взгляд на окружающую действительность формирующий «ложное сознание», призванное скрыть властные отношения. Власть имущих выдвигала идеологические иллюзии, которые выражали их интересы, выдавая за «вечные законы» природы и разума. К. Маркс и Ф. Энгельс критиковали буржуазную идеологию.    

Своё учение Маркс и Энгельс не считали идеологией. Они отмечали, что в отличие от идеологов, сумели найти научный метод познания социальных процессов. Они считали, что «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Идеология есть «отражение и отзвуки этого жизненного процесса» (Маркс, К. Собр. соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М. : Политиздат, 1955. – Т. 3. – С 25).  

В. И. Ленин назвал марксизм научной идеологией, выражающей и защищающей интересы трудящихся. В. И. Ленин внёс существенный практический вклад в развитие социалистической идеологии. Он развил марксистское учение о неизбежности социалистической революции, взяв у него радикальную сторону, и применил её на практике в России.   

Немецкий учёный социолог Карл Маннгейм рассматривал идеологию как систематизированный способ социально-группового мышления, создающий различные концепции этого мира. Поскольку один и тот же мир может представляться разным наблюдателям по разному, то совместная деятельность людей способствует возникновению общих проблем, понятий и форм мышления. Сама идеология раскрывает лучше всего то, как мышление функционирует в качестве орудий коллективного действия в жизни. К. Маннгейм в своей работе «Идеология и утопия» отмечал, что сама по себе идеология консервативна и этим она отличается от утопии. Утопия стремится воплотиться в реальность и тогда она автоматически превращается в идеологию» (Маннгейм, К. Идеология и утопия / К. Маннгейм. – М., 1990. – С. 40).   

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето рассматривал идеологию вторичным фактором, производным от чувств, интересов, влечений, изначально психологически присущих человеку, которым придаётся теоретическая форма для оправдания нелогического характера политических действий. То есть, идеология необходима для обоснования подсознательных импульсов человека, в истинность которых он верит.   

Американский учёный, социолог и социальный антрополог Толкотт Парсонс понимал под идеологией систему ценностей данного общества, которая выполняет функцию ориентационной подсистемы.    

Отрицательную позицию по отношению к идеологии занимал представитель франкфуртской школы в философии и социологии Теодор Адорно (1907–1969). Он подверг критике социальные функции идеологии, приводящие, по его мнению, к духовному закабалению человека, к опутыванию его логичными коллективными идеалами, в результате чего индивид становится объектом манипулирования.

Существуют и другие точки зрения по отношению к идеологии и её роли в обществе, нередко демитрально противоположные. Так, в 50-е годы ХХ столетия рядом западных учёных, таких как Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гелбрейт, С. Липсет была выдвинута концепция деидеологизации, провозгласившая «Конец идеологии». Они противопоставили идеологии науку, провозглашая приоритетность общечеловеческих ценностей по сравнению с интересами социальных групп. Это объяснялось негативной реакцией людей на последствия, к которым привели фашистская идеология в Италии и национал-социалистическая идеология в Германии, а также продолжающаяся классовая борьба в западных странах. Они считали, что научно-техническая революция решит все проблемы и противоречия в обществе, отбросит необходимость классовой борьбы, социальных революций.

Так, З. Бжезинский отмечал, что с наступлением «технотронной эры» идеологическое всесилие сменится «концом идеологии». Но такой подход к роли идеологии просуществовал недолго. Он был опровергнут последующим ходом общественного развития, и вытеснен теорией реидеологизации, означающей восстановление (возвращение) идеологии. К этому пришли те же западные учёные. Так, Д. Белл и некоторые другие учёные, анализируя процессы развития общества, пришли к выводу, что ценностная система капитализма воспроизводит идеи благочестия, но сейчас они стали пустыми, ибо противоречат реальности – гедонистическому образу жизни, насаждаемому самой системой. Технократическое общество не является обществом, облагораживающим человека (Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М. : Academia, 1999).   

Впоследствии, исчезновение с политической карты мира Советского Союза и изменение идейно-политической направленности развития как уже самостоятельных республик бывшего СССР, так и бывших социалистических стран Восточной Европы, приведшие к прекращению «холодной войны» между капитализмом и социализмом, в которой победу одержала либеральная идеология, дало повод возврата к идее «деидеологизации». Основные положения этой теории раскрыл американский философ Фрэнсис Фукуяма в своей работе «Конец истории» (1989). В ней он отмечал, что идеологическое противоборство между либеральной и коммунистической идеологиями закончилось победой либеральной идеологии, что свидетельствует о конце истории (Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 134–148). Но при этом нет отказа от идеологии вообще, а есть желание создать единую (универсальную) идеологию по западному образцу – либерально-демократическую, или, как отмечает американский политолог Дэвид Истон (для США) – это «безраздельное господство консервативно-демократической идеологии».

Является ли идеология наукой? Идеология по используемым формам и методам мышления, обоснования, ни по окончательным результатам не является наукой, поскольку совокупность идей, которые включает в себя идеология, не поддаются процедурам проверки, применяемым в естественных и гуманитарных науках. Конечно, идеология не являясь наукой, может включать научные знания, опираться на данные философии, другие гуманитарные и общественные науки, на реальные факты, явления, на знания об общественных и природных закономерностях. Иначе идеологии не имели бы никакого практического значения, лишь дезориентировали людей, подталкивая их к бесполезным, а то и вредным действиям. Идеологии представляют собой мысленное конструирование реальности, которое имеет чисто практическое предназначение, т. е. идеология выражает частные интересы в форме всеобщности, представляет собой знание о социально-политической жизни по отношению к интересам составляющих её сил, задаёт на этой основе оценку желательности или нежелательности того или иного социального бытия.   

На основании вышесказанного можно сделать вывод. Идеология– это социально значимая, теоретически оформленная система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях их достижения, воплощённых в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих человека (людей) в своих действиях стремиться к поставленным целям (по Е. М. Бабосову).   


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 897; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!