Раздел II.  Культурно-историческая составляющая



Идеологии белорусского государства

Тема 5 Процесс становления белорусского этноса и национальной государственности

Ключевые понятия:концепция государственности, белорусская национальная государственность, этническое самосознание, национальный суверенитет, национальное самоопределение, государственный суверенитет.

 

Концепция государственности является составной частью национально-государственной идеологии. Идеология национальной государственностипредставляет собой систематизированную сумму, выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами. Она призвана обосновать и обеспечивать интересы белорусского народа, как важнейшего субъекта политики. Идеология белорусской государственности объединяет все конструктивное, важное для Беларуси, основанное на опыте прошлого и достижений настоящего. В историографии существует ряд подходов к объяснению процесса становления белорусской национальной государственности. Так, ряд белорусских ученых, Я. С. Яскевич, Д. В. Белявцева и некоторые другие, при рассмотрении процесса формирования белорусского народа с учетом направленности его антропологических, языковых, культурно-бытовых особенностей выделяют четыре этнические эпохи:   

перваявремя заселения земель Беларуси и существование здесь древнейшего доиндоевропейского населения (совпадает с каменным веком-палеолитом, мезолитом, неолитом);  

вторая начинается с появлением индоевропейцев и обозначается как балтская (на рубеже III–II тыс. до н. э., соответствует бронзовому и железному веку), характеризуется перевесом балтского этнического элемента;   

третьявключает славянское заселение Беларуси (VI  в. до н. э. – VIII в. н. э.), время существования восточнославянских племенных союзов полочан, дреговичей, радимечей (последняя четверть I тыс. н. э.) и Древнерусского государства (VIII–IX вв.), а также образование Великого княжества Литовского;   

четвертая (с конца XIV в. – до нашего времени) – отличается становлением, развитием и подъемом белорусской народности. В рамках данного периода во второй половине XIX века была осознана необходимость формирования национальной государственности и ее идеологии. Позже, в 1918, 1929 и 1991 гг., происходят значительные исторические события в жизни белорусского народа, связанные со становлением БНР и БССР, собственного независимого государства Республики Беларусь и идеологии белорусского государства (Яскевич, Я. С. Идеология белорусского государства практикум : учеб. пособие / Я. С. Яскевич, Д. В. Белявцева. – Мн. : Экоперспектива, 2011. – С. 23).   

В. Игнатовский в истории Беларуси выделяет пять периодов:

1 Полоцкий (IX–XIII вв.);

2 Литовско-Белорусский (XIII в. – первая половина XVI в.);

3 Польский (1569 г. – конец XVIII в.);

4 Российский (конец XVII – начало XX вв.);

5 Беларусь (после свержения царизма).

Существуют и другие подходы, такие как цивилизационный и формационный. В цивилизационном подходе в истории Беларуси выделяют следующие этапы: древность (100–40 тыс. лет до н. э. – V в. н. э.), средние века (XI–XV вв.), Новое время (XVI в. – 1918 г.), современный этап или новейшая история.  

Большинство историков образование белорусского этноса и его государственности связывают с существованием в IX–XIII вв. на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земель-княжеств, входящих в состав Киевской Руси. К ним относились Полоцкое, Туровское, Минское, Оршанское, Друцкое, Лукомьское, Мстиславское, Изяславское, Логойское, Новогрудское, Мозырьское и др. (Живописная Россия – Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении: Литовское и Белорусское Полесье / под ред. П. П. Семенова. – Мн., 1993. – С. 290). Все восточные славяне составляли единую древнерусскую народность в границах единого Древнерусского государства – Киевской Руси, о чем говорит «Повесть временных лет». Но в результате феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов, в начале XIII века Древнерусское государство распалось на три отдельные народности: белорусскую, великорусскую и украинскую.    

Во второй половине XIII века на северо-западной части возникает Великое Княжество Литовское (ВКЛ), которое в конце XIV века стало называться Великим Княжеством Литовским, Русским, Жемайтским имеющее сложный этнический состав населения. В рамках этого этнически сложного государственного образования интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса. Он охватывал этническую территорию Беларуси (преимущественно восточнославянские земли, на которых жили потомки кривичей (Витебщина, Смоленщина, Гродненщина, Невельщина), дреговичей (центральная Беларусь, Полесье, Берастещина), радимичей (Могилевщина, Гомельщина, западная Бранщина)).   

Основным показателем консолидации народа выступало этническое самосознание – признанная людьми принадлежность к своему народу, его особенности. Термин «белорус», как само название выходцев с современной территории Беларуси, впервые начал употребляться в конце XVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси. До XVIII века наряду с определением «белорусы» часто употреблялись самоназвания «русины» и «литвины». В XV–XVI вв. формировалась белорусская народность, этническое самосознание белорусов, развивался родной язык, письменность, национальные обычаи и традиции, приверженность населения православию. Но этот процесс был прерван вхождением ВКЛ на основании Любленской унии (1569) в состав Речи Посполитой.   

Нахождение в этом государственном образовании приводило постепенно к потере суверенитета белорусской народности. Речь Посполитая не была заинтересована в развитии белорусов как самостоятельного народа. Она сделала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Польско-католическое давление привело к острой религиозно-национальной борьбе за свое освобождение, развернувшейся на белорусских и украинских землях. В конце XVIII в. белорусские и украинские земли объединились с российским государством. Этот период характеризуется процессом образования этнических, экономических, политических предпосылок для становления национальной белорусской государственности, зарождения белорусского общественно-политического движения.  

Конечно, эти процессы не проходили гладко, поскольку существовали разные точки зрения на процесс формирования белорусской государственности, к историческому прошлому белорусского народа и соответственно формам его самоопределения. Так, представители национально-демократического течения выступали за самоопределение Беларуси, как автономное образование в рамках федеративного Российского государства. Сторонники западно-руссизма рассматривали Беларусь, как составную часть России, как одно из славянских народов, гармонично входящее в состав единого русского народа.   

Февральская буржуазно-демократическая, а затем и Октябрьская социалистическая революции в России (1917), открыли путь к практической реализации построения белорусской национальной государственности.   

25 марта 1918 г. Белорусская Социалистическая Громада (БСГ) в условиях гражданской войны и немецкой оккупации предприняла попытку создать национально независимое государство на основе парламентаризма – Белорусскую Народную Республику (БНР). Но, несмотря на то, что были сформированы законодательная (Рада) и исполнительная (Народный секретариат) власти и получившая признание рядом государств, Белорусская Народная Республика не стала реальным государственным образованием. Ее не признали Германия, США, Франция и другие государства. Здесь отсутствовала финансовая система, не было сформированной власти на местах, отсутствовала широкая связь руководства с массами и т. д. Состоявшаяся в октябре 1925 г. в Берлине Вторая Всебелорусская конференция, в которой участвовали представители белорусской политической эмиграции, признали тот факт, что БНР не смогла стать независимым, суверенным государством. Рада и правительство были распущены.   

1 января 1919 г. была провозглашена Социалистическая Советская Республика Беларусь (ССРБ) как самостоятельная политико-территориальная единица в рамках советского строя. С этого времени она стала первым реальным национальным белорусским государством. Но уже с февраля по август 1919 г. ССРБ была объединена с Советской Социалистической Республикой Литвы (ЛитБел). Вторичное образование ССРБ состоялось 31 июля 1920 г., когда в Минске была принята «Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Белоруссии». Этот документ объявил о восстановлении Белорусского государства. В нем говорилось, что отношения между ССРБ и РСФСР будут оформляться на равноправной основе.   

В 1921 г. принцип равноправия и суверенности республик был положен в основу Союзного рабоче-крестьянского договора между РСФСР и ССРБ. Но с окончанием гражданской войны встал вопрос о создании более тесного государственного объединения унитарных Республик в федерацию. В конце 1922 г. был создан СССР. Вхождение республик в союз государств, ограничивал их суверенитет в пользу центральных органов управления. Принцип ограничения суверенитета союзных республик был закреплен союзным договором, а затем и Конституцией СССР 1924 и 1936 годов. В Конституции СССР 1977 г. было снято это ограничение и зафиксировано, что «Союзная Республика – суверенное государство».

Нахождение в составе СССР способствовало Республике Беларусь добиться объединения белорусской нации в рамках ныне существующих границ. Кардинальные изменения в дальнейшее развитие белорусской национальной государственности внесли радикальные перемены в СССР, вызванные неудавшимися реформами (перестройка), инициированными Генеральным Секретарем КПСС, а впоследствии Президентом страны М. С. Горбачевым, которые привели к распаду союзного государства и образованию 15 суверенных независимых государств.   

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию «О государственном суверенитете БССР». 19 сентября 1991 г. были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь и законы «О Государственном флаге Республики Беларусь» и «О Государственном Гербе Республики Беларусь». 8 декабря 1991 г. был денонсирован договор 1922 г. об образовании СССР, и подписан договор об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ), который 10 декабря 1991 г. был ратифицирован Верховным Советом БССР. 15 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь, а 14 мая 1995 г. на референдуме утверждены новые политические символы – государственный флаг и герб.   

 Таким образом, Беларусь состоялась как суверенное, независимое, национальное государство со своей государственной идеологией, а белорусский народ получил политическое самоопределение. Национально-государственным идеалом белорусского народа стало построение сильной и процветающей Беларуси.      

 

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

1 Что представляет собой концепция государственности?

2 Какие этнические эпохи процесса формирования белорусского этноса выделяют белорусские ученые Е. С. Яскевич, Д. В. Белявцева и др.?  

3 Какие периоды в становлении белорусского народа отмечает историк В. Игнатовский?  

4 Какие этапы в становлении белорусского этноса различают ученые, применяя цивилизационный подход?

5 Какие земли, составляющие нынешнюю Беларусь, входили в состав Киевской Руси в IX–XIII вв.?

6 На какие народности распалось в начале XIII века Древнерусское государство – Киевская Русь?

7 Когда возникло Великое Княжество Литовское (ВКЛ) и что оно собой представляло?

8 Какие белорусские земли входили в состав ВКЛ?

9Что являлось основным показателем консолидации белорусского народа?

10  Что представляла собой Речь Посполитая, и как она повлияла на развитие белорусов?

11  Чем характеризовался период конца XVIII в. в жизни белорусов?

12  Какую роль в жизни белорусского народа сыграли Февральская буржуазно-демократическая, а затем и Октябрьская социалистическая революции в России (1917 г.)?  

13  Когда и кем была предпринята первая попытка создать национально-независимое государство?  

14  Когда была провозглашена Социалистическая Советская Республика Беларусь (ССРБ), ставшая первым реальным национальным белорусским государством?

15  Что представлял собой ЛитБел?

16  Когда состоялось вторичное образование Советской Социалистической Республики Беларусь?

17  В каком году был создан СССР и на какой основе он был построен?

18  Что дало Беларуси нахождение в составе СССР?

19  Когда Беларусь получила полный государственный суверенитет?

20  В какие межгосударственные образования, союзы входит Беларусь?

Тема 6 Государственная символика Республики Беларусь

Ключевые понятия:политическая символика, государственная символика, государственный флаг, государственный герб, государственный гимн.  

 

Государственная символика относится к основным видам политической символики. Политическая символика(от греч. symvolon – знак) – знак, выполняющий функцию коммуникации между субъектами политических отношений. Политическая символика может быть представлена, как совокупность государственных символов и атрибутов власти, национально-государственных и культурно-исторических форм политической культуры общества, а также символов, образующих знаковую систему определенных политических объединений.

О с н о в н ы е  в и д ы  п о л и т и ч е с к о й  с и м в о л и к и:

1) государственная (флаг, герб, гимн);

2) процессуальная (коронация, инаугурация, присяга);

3) агитационная (плакаты, листовки);

4) графическая (цветовая символика, эмблемы, ордена, медали, грамоты);

5) скульптурно-архитектурная (памятники, скульптуры) и пр.

Важным политическим символом, служащим для соединения и передачи информации, выступает язык. Структура языка и существующие в нём понятия в значительной мере отражают характер социально-политических связей и структуру конкретного типа политической системы, а также саму систему распределения политической власти. Язык может выступать средством манипулирования общественным сознанием, с целью формирования определенных политико-идеологических установок и ориентаций. Являясь способом сохранения и передачи политических знаний, опыта и модели поведения, он также способствует формированию групповой политической идентичности. Современные государства уделяют значительное внимание языковому единству, т. к. наличие различных языковых групп внутри общества может стать причиной политических конфликтов (например, Украина, Квебек в Канаде и т. д.).

Государственные символы отражают политическую самостоятельность и независимость страны, передают историко-культурное наследие народа, подчеркивают его национальный дух и достоинство. Государственные символы прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства.   

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтальных цветных полос: верхней – красного цвета и нижней – зеленого. Отношение ширины полос красного и зеленого цветов 2:1. Около древка вертикально размещен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, которое составляет 1/9 длины государственного флага.   

Государственный герб представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева – льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Республика Беларусь».

 

                                     

 

    Рисунок 1 – Государственный флаг            Рисунок 2 – Государственный герб

 

Днем Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь является второе воскресенье мая.

Государственный гимн Республики Беларусь в современной редакции был принят в 2002 г. Музыку сочинил Нестор Федорович Соколовский, которая символизирует преемственность исторических традиций белорусского народа. Автором текста является поэт-лирик Владимир Иванович Каризна. В гимне были использованы фрагменты прежнего текста гимна БССР, написанного поэтом М. Климовичем. В нем отражены новые политические, экономические и социальные условия развития Республики Беларусь – современной, миролюбивой страны, подчеркивающие патриотизм и трудолюбие граждан, дружеские отношения между представителями всех национальностей в нашей стране.


Гимн Республики Беларусь

 

Мы, беларусы – мірныя людзі,

Сэрцам адданыя роднай зямлі,

Шчыра сябруем, сілы гартуем

Мы ў працавітай, вольнай сям'і.

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Разам з братамі мужна вякамі

Мы баранілі родны парог,

У бітвах за волю, бітвах за долю

Свой здабывалі сцяг перамог!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Дружба народаў – сіла народаў –

Наш запаветны, сонечны шлях.

Горда ж узвіся ў ясныя высі,

Сцяг пераможны – радасці сцяг!

 

Слаўся, зямлі нашай светлае імя,

Слаўся, народаў братэрскі саюз!

Наша любімая маці-Радзіма,

Вечна жыві і квітней, Беларусь!

 

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

         

1 Что представляет собой политическая символика?

2 Какие различают виды политической символики?

3 Какие основные символы относятся к государственной символике и что они отражают?

4 Что представляет собой государственный флаг Республики Беларусь?

5 Что представляет собой государственный герб Республики Беларусь?

6 Кто является автором гимна Республики Беларусь?

7Когда страна отмечает День Государственного флага и Государственного герба?

 


Тема 7Гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа и их роль в формировании идеологии белорусского государства  

Ключевые понятия:гуманистические и демократические идеалы и ценности, менталитет, патриотизм, национальная самобытность идентичность, национальный характер, морально-духовные качества белорусов, эмоционально-психологические составляющие самосознания белорусов.

 

Белорусское общество, определяя путь своего развития, свою идеологию не может не опираться на свое прошлое, свои традиции. Наработанные не одним поколением людей гуманистические и демократические идеалы и ценности народа Беларуси, – как отмечает профессор Я. Яскевич, – «являются культурологическим кодом народа, запечатлевая его «черты вечности», существуя вопреки переменчивому времени и всему исторически происходящему» (Основы идеологии белорусского государства : учеб. пособие для вузов / под ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – С. 361).   

Жак Ле Гофф, придавая большое значение прошлому, отмечал, что в истории цивилизации, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее (Гофф, Ле  Ж.. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. – М., 1992. – С. 106).   

В процессе становления белорусского этноса складывался особый белорусский менталитет – склад ума народа, стиль его мышления, национальный характер, психология. Менталитет белорусов складывался под звон мечей и залпы орудий в условиях многовекового противостояния на наших землях двух славянских центров – Польского Королевства и Московского Царства. Менталитет является устойчивой этнической приметой, народившийся в исключительно сложных условиях, пройдя через испытания судьбы, белорусы сохранили неповторимые черты своего национального характера, по которым их можно узнать и сегодня.   

Одной из первооснов в становлении духовной жизни белорусского этноса явилось проникновение и распространение на территории Беларуси христианства, которое постепенно вытесняло языческую религию. На территории Беларуси не проходило массовое силовое крещение, как это было в Киеве и Новгороде. Уже в конце IX ст. в Полоцке была построена первая церковь в честь Богородицы, а в XI в. – Великий Соборный храм – София.  

Довольно рано на территории Беларуси появилась письменность.    В XII в. христианская культура и письменность постепенно охватила широкие слои общества. Письмом пользовались не только церковники и князья, но и простые люди. На развитие и распространение книжной культуры особую роль оказали Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский, Аврамий Смоленский, Клим Смолятич.    

Значительное влияние как на этническую консолидацию, так и на развитие материальной и духовной культуры белорусского этноса, оказало нахождение белорусских земель в составе Великого Княжества Литовского. В тоже время, развиваясь на восточнославянских, гуманистических и демократических традициях, идеалах и ценностях, она оказала существенное влияние на духовную жизнь ВКЛ. На ее духовное и культурное развитие в целом оказали влияние предренессансные и ренессансные идеи. Все это способствовало тому, что в течение середины XIII–XVII вв. культура белорусского народа приобрела свою национальную самобытность и оригинальные черты.  

Гуманистические и демократические идеалы и ценности народа Беларуси нашли отражение и закрепление как в рационализированной социально-философской и общественно-политической форме, так и в образно-типизационном, художественно-литературном выражениях, а также в фольклорах, песенном, хореографическом и музыкальном искусстве. В этих формах раскрывались осмысление бытия белорусского народа, его историческое наследие и борьба, его национальная идентичность и самобытность, генетические истоки и историческое предназначение, особенности национального характера.    

Важнейшей духовной ценностью, раскрывающий характер белорусских людей, является любовь к своей Родине. Это отношение прослеживается на всех этапах формирования белорусского этноса, его национальной культуры. Наиболее ярко патриотизм выражался в белорусских летописях, литературе, общественной мысли. Впервые мысль о национальном достоинстве, гордость за свою Родину, свой народ, культуру нашла обоснование в произведениях Н. Гусовского, Ф. Скорины, С. Будного, В. Цепинского. Так, белорусский поэт-гуманист Н. Гусовский в своей поэме «Песня про зубра», ставшей гимном, посвященный Отечеству, выразил свою любовь к своей земле и народу.    

Любовь к своей Родине проявлял и Франциск Скорина – ученый, писатель, перекладчик, гуманист и просветитель, внесший значительный вклад в развитие белорусской культуры. Он предоставил белорусскому народу печатную книгу на родном языке. Выражая патриотизм, он писал: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птицы, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, – так`ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеюць» (Отрывок из предисловия Ф. Скорины к книге «Юдзiф»).  

Традиции Ф. Скорины и Н. Гусовского продолжали писатели-гуманисты Симон Будны, Василий Тяпинский, Левон Карпович, Мелецей Смотрицкий. Они с любовью относились к своей Родине, способствовали развитию белорусской культуры, родного языка.  

В последующие столетия идеи патриотизма пронизывали творчество целой плеяды писателей, поэтов и драматургов. Среди них Ф. Богушевич и его последователи Я. Лучина (Иван Неслуховский), А. Гуринович, Я. Купала, Я. Колас, М. Багданович, И. Гартный, М. Горецкий, З. Бядуля и др. Ф. Богушевич – писатель социального пафоса, поэт, публицист, перекладчик, патриот своей Родины выступал в защиту белорусского народа и его языка. В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» он заявлял: «Я шмат дзе бываў, шмат чаго бачыў і чытаў, пераканаўся, што мова наша ёсць такая ж чалавечная и вартая, як французкая, або нямецкая, або яка-нiбудзь iншая». 

Важно отметить, что патриотизм проявлялся не только в творчестве писателей, поэтов, драматургов, но и в непосредственной жизни и деятельности простых людей, как в мирное время, так и особенно в период военного лихолетья, что и позволило сначала создать нашу государственность, а затем и сохранить ее. Патриотизм, как важнейшая ценность, раскрывающая характер белорусского человека, отмечает Л. Е. Крыштаповіч, «является одним из наиболее глубоких чувств человека, которое формировалось на протяжении многих веков и сохраняющееся в его национальной матрице».  

К важным морально-духовным качествам белорусов необходимо отнести и такие, как национальная и религиозная толерантность, означающая терпеливое отношение к иным национальным и религиозным взглядам. Белорусский народ был и остается толерантным народом. Это даёт возможность совместно проживать на территории Беларуси представителям многих наций и народностей, иметь равные права и доступ к основным благам, уходить от острых противоречий и конфликтов:   

- памяркоўнасць, означающаяпокладистость, сговорчивость, снисходительность, податливость;  

- добразычлiвасть – благосклонность, доброжелательность, благожелательность. Белорусов всегда характеризовала это чувство пожелания добра другому человеку, народу. Для них не характерна такая черта, как зависть;  

- гасцiннасць – гостеприимство;

- лагоднасць – добродушность;

- мягкосердечность;

- выносливость. Белорусская земля пропитана кровью. На протяжении многих веков белорусам приходилось отстаивать свое право на жизнь в борьбе с иноземными захватчиками. И как бы ни было трудно, народ Беларуси отстоял это право;

- щедрость;

- кемлiвасць – сообразительность, смекалистость;

- сумленнасць – совестливость, четность;

- рахманасць – кроткость, т. е. белорусы незлопамятные. Вместе с тем, они способны отстоять себя, встать на защиту себя и своих близких, своей Родины, как это они неоднократно доказывали на деле;

- справедливость. Достижение справедливости и социального равенства, всегда было целью белорусов, особенно простого народа, который жил в нищете и угнетении. Ярко выразил это положение белорусов Я. Купала в поэме «Над рекой Орессой»:

Сидят полешане

И лапти мастачат,

Готовясь заране,

Чтоб… по миру, значит…

 

Убогой сохою

Пески поднимают,

Слезами, тоскою

Поля засевают.

              

Был сказ нерушимый

На вечные веки:

«Полешуки мы,

А не человеки».

Я. Купала в своих стихотворениях, поэмах, песнях изображал не только картины беспросветной нужды и страдания обездоленного белорусского мужика-бедняка, но и призывал к беспощадной расправе над тиранами-угнетателями:

«Смерть тому, кто у голодных

Пищу отбирает,

Кто на наш народ свободный

Цепи надевает».

Поэт А. Гуринович верил в коренные изменения в жизни своего народа, он писал:

«Да не будзе так

Векi вечныя,

А прыдуць неяк

Часы лешыя».

И эти часы пришли, когда белорусский народ отстоял свою государственность и самостоятельность, а вместе с ними равноправие и социальную справедливость. Сегодня это право не только закреплено в основном законе страны – Конституции Республики Беларусь, но и последовательно претворяется в жизнь:  

- трудолюбие – важнейшая характерная черта белорусов, которая способствовала не только выживанию в самые трудные времена, но и успешному развитию страны. Сегодня Беларусь относится к развитым странам мира, является социально-ориентированным, демократическим государством;  

- коллективизм – белорусы, сталкиваясь с трудностями, нередко прибегали к их разрешению с помощью коллективного труда. Одним из примеров такого совместного труда является толока. Она использовалась при выполнении определенного вида деятельности, например, при построении дома, уборке или посеве сельскохозяйственных культур и т. д. Принцип коллективизма и сегодня характерен для белорусского общества, несмотря на то, что в стране значительное место в экономике занимает частная форма собственности, которая основана на принципе индивидуализма;

- уважение права, законопослушание. Белорусский народ доверяет власти принимать решения, не проявляя каких-то резких необдуманных действий, даже если отдельные решения не отвечают их желаниям; пытается разобраться в проблемах, используя правовые нормы. Это помогает обществу избежать острых конфликтов, преодолевать возникающие проблемы и последовательно развиваться.   

Важнейшими эмоционально-психологическими составляющими самосознания белорусов являются и такие качества, как свободолюбие, чувство национального достоинства, солидарность, общечеловеческие идеалы добра, справедливости, правды и др. Фундаментальными ценностями белорусского народа является: Родина, Отечество (Бацькаўшчына), семья и т. д.   

Таким образом, белорусский народ впитал в себя общечеловеческие, христианские, общеславянские и восточнославянские ценности (особенно русского народа). Вместе с тем, определенное влияние на ментальность белорусов оказала и западная культура. Как отмечает Я. С. Яскевич, белорусская ментальность впитала в себя русскую соборность и протестантское трудолюбие, героику католицизма и униатскую склонность к компромиссам (Яскевич, Я. С. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства : лекция для слушателей / Я. С. Яскевич. – Мн. : РИВШ БГУ, 2004. – С. 17).   

Выше перечисленные гуманистические и демократические ценности и идеалы белорусского народа характеризуют национальный характер белорусов, их национальное самосознание. Они являются мировоззренческой основой идеологии нашего государства.    

 

Вопросы для самоконтроля и дискуссии

1 Что представляет собой белорусский менталитет?

2 Какова роль христианства в становлении духовной жизни белорусского этноса?

3 Когда на территории белорусских земель появилась письменность и кто оказал влияние на развитие и распространение книжной культуры?

4 В какой форме нашли свое отражение гуманистические и демократические ценности белорусского народа?

5 Какой вклад внес в духовную жизнь белорусского народа Ф. Скорина?

6 Назовите имена людей, внесших существенный вклад в развитие белорусской духовной культуры.

7 Что входит в систему традиционных ценностей белорусского народа?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 956; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!