Этапы изучения и ритм комплекса



Первый принцип отработки тао – это постепенность и тщательность. Нормативные китайские программы отводят на изучение этого комплекса 12–16 часов, не считая времени для самостоятельной работы. Время изучения обычно распределяется таким образом: при двенадцатичасовой программе (6 занятий) четыре занятия посвящены заучиванию движений и по одному занятию – на повторение и на небольшой экзамен. На первом занятии изучаются движения первой части комплекса, на втором – до 22-го движения, на третьем – до 32-го, на четвертом – до конечной позиции. При шестнадцатичасовой программе (8 занятий) на первом занятии изучаются первые десять движений, на втором – до 18-го движения, на третьем – до 25-го движения, на четвертом – до 32-го движения, на пятом – до заключительной позиции, два занятия отводятся на повторение и одно – на экзамен.

Выполнение комплекса не должно превращаться в монотонный повтор движений. Изучив основные технические действия, старайтесь понять внутренний ритм тао, чередуя движение и покой, медленные и быстрые, мягкие и жесткие движения. Трудно показать ритм тао заочно, не видя перед собой учебника, однако дадим несколько наиболее общих советов. Самые продолжительные паузы выполняются после окончания каждой из частей. Внутри частей ритм также неравномерен. Движения 6 и 7 выполняются как одно слитное без паузы в позиции бинбу. Слитно выполняются также движения 13 и 16. После 18-го и 20-го движений – небольшие паузы, 21–24 выполняются слитно, после 24-го движения – пауза, вместе выполняются движения 25–28, 29–32, 34–35, 36–38 (после 33-го – небольшая пауза). Только при соблюдении правильного ритма ваше тао будет выглядеть как комплекс боевых искусств, а не как танец.

Не старайтесь изучить тао полностью в надежде затем проработать его до конца. Китайские учителя многократно повторяют: «Изучать кулачное искусство легко, исправлять ранее изученное трудно». Один раз неправильно закрепленное движение может оставить отпечаток на много лет, равно как и неправильное внутреннее состояние может в течение долгого времени влиять на ваше кунфу. Прежде чем переходить к постижению нэйдун – «внутреннего движения», – тщательно проработайте форму.

Существуют четыре этапа отработки комплекса:

1. Отработка отдельных движений и связок.

Каждое движение должно иметь законченный характер и в то же время быть включено в связку с другими. Наиболее сложные связки можно отрабатывать отдельно в качестве разминочных упражнений.

2. Отработка частей комплекса.

Части могут отрабатываться как по отдельности, так и в последовательности 1–2 и 3–4, 1–2–3 и 4–1 и 2–3–4 и т. д., в зависимости от степени проработки отдельных движений. На этом этапе особое внимание следует обращать на то, что взгляд следует за руками (суйши) или смотрит в направлении удара (чжуши), как это требуется в предписаниях к тао. Одновременно с этим необходимо сочетать движения с четырьмя типами дыхания, в противном случае движения в частях тао окажутся смазанными, а выброс силы будет полностью отсутствовать.

3. Отработка полного тао.

На этом этапе тао может отрабатываться как в обычном темпе, так и в несколько убыстренном и замедленном. Обращайте внимание на ритм движений и на четкость позиций во время остановок.

4. Повторение комплекса несколько раз подряд.

Этот этап наиболее сложен, так как требует прекрасной выносливости и четкого знания всех движений. Не стоит злоупотреблять такой формой отработки по причине того, что с усталостью приходит и неправильное выполнение движений. Особенно это проявляется в позициях тела: спина сгибается, грудь втягивается, плечи поднимаются. В чанцюань говорят: «Наклонил голову и согнул поясницу, как кошка, – значит, твое кулачное искусство невысоко». Это прекрасный способ проверки вашего мастерства.

Шаолиньский кулак (шаолиньцюань)

«Пушечные удары» (бао чуй)

Техника «пушечных ударов» является одной из разновидностей шаолиньского семейства стилей, а история школы уходит в глубокую древность. Согласно преданию, 13 монахов буддийского монастыря Шаолинь, что на горе Суншань, спасли от преследования князя царства Цинь Ли Шиминя. Когда тот в 627 г. н. э. взошел на императорский престол, став вторым императором династии Тан, то сразу издал указ, согласно которому этим тринадцати шаолиньским монахам был пожалован почетный титул «наставник императора» (тайши). Ли Шиминь (Тай-цзун) лично присутствовал на состязаниях монахов, причем наибольшее восхищение императора и многочисленной свиты гражданских и военных чиновников вызвал главный наставник Шаолиня по кулачному бою монах Сянь Цзун, демонстрировавший технику стиля «пушечные удары».

Древние комплексы «пушечных ударов» распространились по всему Китаю и приобрели большую популярность. С течением времени первоначальная форма движений «пушечных ударов» претерпела довольно значительные изменения, из-за чего в комплексах «пушечных ударов», исполняемых в различных районах Китая, появилось много несоответствий и разночтений. С целью их устранения, а также для возврата к первоначальной точности движений и оригинальности стиля китайские исследователи ушу в 1982 г. обратились за консультацией в монастырь Шаолинь. После бесед и занятий с монахами-наставниками было внесено много ценных поправок и указаний по различным аспектам техники «пушечных ударов». С их учетом был составлен предлагаемый вашему вниманию комплекс.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1014; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!