Аспекты психологического взаимодействия педагога



С аудиторией в риторической практике

Самое высшее проявление мастерства ораторской речи – это контакт со слушателями, и, прежде всего, учащимися. По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, т. е. оратор и слушатели должны решать одни и те же проблемы, обсуждать одинаковые вопросы – оратор, излагает тему своего выступления, а слушатели, следят за развитием его мысли. Такую совместную мыслительную деятельность оратора и аудитории можно назвать интеллектуальным сопереживанием. Для возникновения контакта важно также и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства, отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакцию. Необходимым условием возникновения контакта между оратором и аудиторией является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров по общению.

Главными показателями взаимопонимания между говорящим и слушающими является положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у аудитории (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех и т. п.), тишина в аудитории [165].

Большое влияние на установление контакта с аудиторией оказывает личность самого оратора, его репутация, сложившееся мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, принципиальный, не бросающий слов на ветер, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Единство слова и дела – это нравственно-этический критерий деятельности оратора, одно из главных требований, предъявляемых ему, важнейшее условие взаимопонимания (А. А. Калюжный [82]).

Для успеха публичной речи классическая и современная риторика рекомендует оратору предпочесть коммуникативную стратегию «близости» (взять как доминирующее третье правило Р. Лакофф – «будь дружелюбен»). Конечно, проявляется эта стратегия в речевом поведении оратора особым образом, не так, как в беседе. Применительно к ораторскому выступлению владение стратегией «близости», умение ее осуществлять правильно, в меру, риторики называют «чувством аудитории».

Хорошая речь в своей основе – общение со слушателем. Риторически образованный человек отличается от необразованного отсутствием «стены» между собой и слушателями – тем, что он говорит не слушателям, а со слушателями.

Коммуникативность речи или ораторское «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим. При выходе оратора на трибуну и в начале его выступления у слушателя появляется чувство, что сейчас оратор говорить будет с ним, что человеку есть что сказать и что он рад поделится своими мыслями и знаниями со всеми присутствующими.

Назовем важные средства, с помощью которых этот эффект достигается:

· разговорность речи,

· зрительный контакт,

· голосовой контакт,

· обаяние

· артистизм

Почему именно естественность, непринужденность поведения человека так притягательны? Вероятно, потому что они свидетельствуют о его благоприятном, как говорят, комфортном состоянии. Это ощущение комфортности передается слушающему, вызывая снятие напряженности, положительные эмоции, которые адресат переносит на говорящего (Соколов А. Р. [185]). 

Обаятельный человек тот, кто умеет быть самим собой, умеет отказаться от чужого, наносного, привнесенного. Еще Аристотель говорил о том, что речь человека должна соответствовать его возрасту, полу, национальности, темпераменту. Свое согласие с Аристотелем выражал в «Кратком руководстве к риторике ...» М. Ломоносов. Умение быть естественным дается непросто, потому что во многих ситуациях говорящий чувствует на себе оценку слушателей (например, при поступлении на работу или в момент публичного выступления). Тогда возникает потребность «выйти за границы» своего привычного облика, своего обычного «я». Это приводит к результату, о котором выразительно сказал американский писатель и философ ХIХ в. Ралф Эмерсон: «Я не слышу, что вы говорите, потому что слишком громко кричит то, что вы собой представляете». Значит, нужно изучить себя, особенности своего характера, внешние их проявления, характерные именно для вас, и, отказавшись от недостатков, отнестись бережно и любовно к тому, что может нравиться и быть полезным для окружающих.

Артистизм — это умение общаться с окружающими активно и с игровой установкой, соблюдая при этом чувство меры. Это значит, что вы постоянно настраиваете себя на то, что говорить с другими людьми приятно, более того, что это радость. Быть умелым игроком — значит изображать, т.е. в определенной мере утрировать не столько чьи-то чужие черты, а свои собственные. «Лучший образец для подражания — это вы сами», — утверждает риторика. Особенно ценен компонент игры, актерства в публичной речи. Оратор может и должен показать себя, но при этом обязан не нарушать общепринятых рамок поведения (Бабенко С. В. [14]).

Психологи установили, что популярность у публики создается, если отчетливо проявляются сразу две тенденции в речевом поведении оратора: 1) стремление к индивидуализации и 2) стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения. Последовательность поведенческих факторов, влияющих на популярность ораторов у аудитории, выглядит так:

  1) внешность (общий облик, одежда, манера держаться);

  2) подчеркнуто женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная — у мужчин;

  3) выраженность индивидуальных черт — выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность, при соблюдении общепринятых границ.

Артистизм — это способность почти мгновенно переключаться на новые ситуации, оказываться в новом образе, умение жить идеями, передаваемыми ученикам на уроке, причем жить искренне. Это — богатство личностных проявлений, образный путь постановки и решения проблем, игра воображения, изящество, одухотворенность, ощущение внутренней свободы (Бабенко С.В. [14]).

Чтобы аудитория внимательно слушала вас на протяжении всего выступления, необходимо помнить о некоторых правилах:

· диалогичность педагогического взаимодействия.

Диалог с аудиторией нужно устанавливать при помощи вопросов, обращенных к слушателям (причем вы сами можете отвечать на эти вопросы), диалог рождается и за счет зрительного контакта (подарите минимум двухсекундный взгляд каждому слушателю), давайте аудитории возможность проиллюстрировать вашу мысль ее примером.

Краеугольным камнем риторики является принцип (или закон) гармонизирующего диалога. Дело в том, что очень часто выступающий воспринимается как активный субъект, а слушатели – как пассивный объект его речевых воздействий (S→O). Такое понимание отношений между оратором и аудиторией глубоко ошибочно и представляет собой источник многих недоразумений, противоречий, конфликтов, провалов и поражений в ораторской (и в педагогической) деятельности. Как то ни удивительно, на первый взгляд, прозвучит, слушатели – совсем не пассивный объект, на который направлена активная деятельность оратора, а такой же активный субъект произносимой речи. Они тоже говорят, выступают, только бессловесно, молча. Слова оратора пробуждают в них мысли и чувства, слушатели соглашаются или не соглашаются с говорящим, одобряют или порицают его, радуются или печалятся, отчаиваются или негодуют, скучают или засыпают, но, в любом случае, – реагируют на происходящее, а значит, принимают в нем непосредственное участие, являются его действующими лицами вместе с оратором.

 

 

 


 

Только при поверхностном взгляде на речевую деятельность оратора может показаться, что слушатели не принимают в ней участия, на самом же деле они не столько пассивно слушают, сколько тоже активно выступают (хотя и не вслух). Следовательно, речь оратора – это не монолог, а диалог. Монолог же возможен лишь в том случае, когда в помещении кроме выступающего нет ни одного человека, когда он говорит стенам, столам и стульям. Только такие его «слушатели» могут быть пассивным объектом его словесных воздействий; а живые и мыслящие люди – это всегда субъект, активный участник речевой деятельности оратора (S1«S2). Поэтому главный принцип риторики и называется диалогом (Гусев Д. А. [49, с. 141— 176]).

· умеренная эмоциональность.

Внимательно следите за интонацией (от перевозбуждения некоторые ораторы, сами того не замечая, начинают кричать), за жестикуляцией (часто выступающие очень активно машут руками, вспомните передачу Валдиса Пельша «Семь нот» - сколько пародий на ведущего тогда было).

·  работа с пространством.

Не стойте на одном месте, переходите с одного места на другое, но не переусердствуйте. Помните также о личном пространстве слушателей — не вторгайтесь в него, не смущайте аудиторию (не ходите между рядами, не подсаживайтесь к слушателям, не опирайтесь руками на первую парту). Постарайтесь еще до начала выступления убрать движущиеся предметы, которые будут находится за вашей спиной (часы, аквариум, и др.) — как бы интересно вы ни рассказывали, внимание аудитории периодически будет переключаться на раздражитель — то есть на движущийся предмет. Именно поэтому же нежелательно, чтобы за спиной выступающего или на уровне с ним располагалась дверь — если у вас есть возможность выбрать помещение, то позаботьтесь об этой стороне коммуникации.

· «будьте проще и люди к вам потянутся».

Старайтесь использовать меньше терминов и заимствованных слов, улыбайтесь — улыбка обладает исключительным свойством располагать людей к общению (вы убедитесь в том, как легко вам самим будет говорить с аудиторией, принцип зеркальности еще никто не отменял: улыбаетесь вы - улыбаются вам). Шутите. Только по теме и в тот момент, когда чувствуете, что аудитория немного устала (особенно, если ваше выступление должно быть около 40 минут и более, если вы десятым выступаете на конференции и т. д.). Но все должно быть в меру, по этому поводу вспоминаются слова одного умного человека: «Я люблю пошутить, но не люблю, когда дело превращается в шутку».

· «чувствовать» аудиторию.

Говорят, первичное напряжение аудитории снимается после первой удачной шутки оратора.  Внимательно наблюдайте за слушателями: массово начали зевать, поглядывать на часы, значит, необходимо поменять вид деятельности, проветрить помещение, привести интересный, захватывающий пример, то есть удивить, а иногда — просто отпустить аудиторию на перерыв (Антонова Ю. А. [8]).

Не всегда аудитория благожелательно относится к оратору. Непринятие оратора, нежелание сотрудничать и общаться превращается в «борьбу» аудитории с педагогом, которая заключается в следующем:

· попытка подорвать авторитет (вопросы не по существу, выкрики и др.)

· игнорирование (попытка сделать вид, что не замечают «коммуникативного лидера», ведущего урок),

· стратегия непонимания («вы объясняете слишком мудрено»),

· интеллектуальный терроризм (обучающиеся задают вопросы не для получения знаний, а с целью самоутверждения, демонстрируя себя).

Виды словесных воздействий учителя на учащихся(Кондратьева С. В.[100]). Словесные воздействия учителя на учащихся можно разделить на три вида:

· организующие (инструктирование, наставление, совет, предупреждение ошибок в работе и др.),

· оценочные (похвала, критическое поучение, товарищеская насмешка, осуждение и др.),

· дисциплинирующие (замечание-утверждение, замечание – вопрос, повышение интонации и др.).

Репертуар словесных воздействий у педагога с высоким уровнем понимания личности ребенка шире, чем у учителей с более низким уровнем понимания. У них отсутствуют прямые воздействия, между тем как учителя, плохо понимающие воспитанников, широко используют отрицательные оценки (нравоучение, нотации) и прямые дисциплинирующие воздействия (приказ, команда).

Приемы и правила педагогического воздействия на аудиторию:

ü право на строгость всегда необходимо говорящему, но любая строгость должна быть органична личности педагога, должна «умещаться» в его голосовые, эмоциональные, ритмико-интонационные параметры,

ü не «выходить из себя» ни в эмоциональных самопроявлениях, ни в своей индивидуальной речевой манере,

ü не оценивайте себя во время урока глазами учащихся: во-первых, взгляд окажется неверным, во-вторых, пострадает изложение,

ü не пренебрегать приемами концентрации внимания, в том числе в самом начале занятия,

ü не забывать о том, что самостоятельно постигнутое лучше и надолго сохраняется в памяти. Не сетовать сделавшему для себя открытие ученику, что это давно известно,

ü не злоупотреблять «риторической атакой»,

ü не вести урок в едином речевом ключе, менять форму общения,

ü не прибегать к апломбу, ни к самоуничижению,

ü не формировать из класса «толпу», ни в пространственном, ни в психологическом смысле этого понятия,

ü не говорить тогда, когда молчание скажет больше,

ü не пребывать в плену у текста.

 

Вопросы для самопроверки

1. Дайте  определение понятию «общение». Какие функции реализуются в процессе общения? Перечислите данные функции и охарактеризуйте их действенность в акте коммуникации.

2. Какие вы знаете виды общения? Приведите примеры использования их в практике взаимодействия с партнером по общению.

3. Перечислите этапы педагогического общения, которые используются учителем при работе со школьной аудиторией. Дайте их характеристику.

4. Какие «психологические барьеры» могут отрицательно сказаться на педагогической деятельности педагога? Аргументируйте свой ответ.

5. Дайте определение понятию «педагогический дискурс». Охарактеризуйте это языковое явление с позиции педагогической практики. Какие типы дискурса вы знаете?

6. Перечислите характерные признаки адресата и адресанта. Какую роль играют эти понятия в общении между педаго- гом и обучающимся?

7. Какова структура речевого события. Какие элементы его составляют? Дайте их развернутую характеристику.

8. Можно ли считать синонимами понятия «речевая ситуация» и «речевой акт»? Докажите свою позицию.

9. Дайте определение понятию «коммуникативно-речевая ситуация». Охарактеризуйте это явление применительно к учебному процессу.

10. Может ли учебная коммуникативно-речевая ситуация быть проблемной? Аргументируйте свой ответ,

11. Перечислите наиболее значимые аспекты психологического взаимодействия педагога со школьной аудиторией. Влияет ли артистизм, обаяние и другие элементы на успешность речевого контакта со слушателями? Аргументируйте свой ответ.

12. Какие виды, приемы и правила словесного воздействия учителя на обучающихся вы знаете? Какие из них наиболее эффективны в диалоге с учениками?

Практикум

 

1. По каждой функции общения разработайте отдельный свод правил. Который должен включать в себя 5 пунктов, выраженных лаконично, конкретно, недвусмысленно, тактично.

«Рассматривая общение, как важный фактор социализации личности и сознавая, что его потенциал используется в недостаточной степени, мы вводим в практику педагогической деятельности следующие нормы, призванные обеспечить реализацию коммуникативной, интерактивной и перцептивной функций общения:…..

2. Для того, чтобы достичь успеха в общении и взаимодействии с другими людьми. Вы должны владеть перцептивными умениями, т.е. уметь «прочитать» партнера по общению, определить его отношение к вам. Попробуйте охарактеризовать представление о вас, сложившееся:

a) у преподавателя педагогики,

b) старосты группы,

c) у близких друзей (подруг),

d) у одногрупников,

e) тех, кто относится к вам равнодушно.

3. Подготовьте отзыв на фрагмент статьи Ш. А. Амонашвили «Что такое педагогическое общение».

Отзыв – речевое произведение, основанное на выражении эмоционально – оценочного отношения к прочитанному, увиденному, услышанному. Главным в отзыве является выражение личностного отношения к произведению, аргументированная оценка книги, спектакля и т. д.

«Китов, которые держат на себе воспитание, возможно, чуть больше тех. которые по мифическим представлениям древних давились под тяжестью якобы плоской Земли. Но сколько бы их ни было, один, по моему убеждению, был и останется главным. Таким главным Китом воспитания я считаю общение.

Общение часто считают диалогом или подразумевают под ним передачу информации. Встречаются попытки объяснить общение как условие благоприятного психологического климата в коллективе.

Действительный же смысл общения остается за пределами всех перечисленных мною внешних черт. Люди не только взаимно влияют друг на друга, не только обмениваются информацией, не только упорядочивают отношения между собой – все эти элементы еще не определяют самой сути. А суть в том, что в общении люди реализуют свою человечность, свою индивидуальность и неповторимость, то есть живут. Каждый завершенный акт общений – это клеточка развивающейся человеческой жизни – личной и общественной.

Широкое философское понимание общения позволяет мне выдвинуть формулу, которой я приписываю черты педагогической аксиомы: общение есть и основа и суть, и интегральный метод воспитания. Хотя аксиома не требует доказательств, все-таки поясню: без общения воспитателя с воспитанником воспитания не состоится, каково оно в воспитании, таково и воспитание; любой конкретный метод, прием, способ воспитания могут существовать только в общении.

И тут важны не только приемы и методы, но и уникальные свойства личности воспитателя. Общаясь с учителем, ребенок усваивает умение жить среди людей, понимать других, сопереживать, сочувствовать. Помогать другим, заботится о других.

И все же суть педагогического общения, мне кажется, наиболее точно определил Лев Николаевич Толстой, назвав его «духом школы». «Есть в школе что-то неопределенное, не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность успешного учения – это дух школы….Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся даже учителю и выражающееся. Очевидно, в звуках голоса, глазах, движениях, напряженности соревнования, что - то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя».

В школьной жизни общение возникает на уроке, на перемене, во время внеклассных занятий. Однако если в любой из этих ситуаций общение будет лишено духа искренности со стороны учителя, то его вряд ли можно считать педагогическим».

4. Общеизвестны конструкции хода урока типа: «Здравствуйте. Садитесь», «К доске пойдет…», «Урок окончен». Составьте к ним синонимические ряды, но так, чтобы новые речевые структуры выражали желательный уровень взаимодействия учителя и ученика.

5. Составьте конспект словарной статьи Устный рассказ учителя (с. 262); информативно – учебный диалог (см. Педагогическое речеведенье, с. 76, 138).

6. Подготовить сообщение: «Классный час как ключевой элемент дискурсивной деятельности» (Н. Е. Щуркова Профессиональное мастерство классного руководителя / Н. Е. Щуркова – М.: Айрис – пресс, 2007. – С. 49 – 64.

7. Ознакомьтесь с правилами, помогающими убедить (по         В. П. Шейнову):

1. Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний - самый сильный. Силу или слабость аргумента определяет лицо, принимающее решение.

2. Правило Сократа. Для получения положительного ответа по очень важному для вас вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет «да».

3. Правило Паскаля. «Не загоняйте собеседника в угол». Дайте ему возможность «сохранить лицо». Следует предложить такое решение, которое дает возможность с честью выйти из затруднительного положения, а оппонент не будет чувствовать при этом неловкость, дискомфорт. Слова Паскаля: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции» - как нельзя лучше подсказывают, в чем здесь дело.

4 правило: убедительность аргументов зависит от имиджа и статуса убеждающего.

5 правило: не понижайте свой статус. Не следует начинать совещание со слов: «Я плохо подготовился», «Я сегодня плохо себя чувствую, поэтому вряд ли получится что-либо путное», «Я плохо умею говорить, но я попробую» и т.д.

6 правило: не принижайте статус и имидж собеседника. Проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает негативную реакцию, провоцирует конфликт.

7 правило: к аргументам приятного нам собеседника мы относимся снисходительно, а к аргументам неприятного – критически. Приятное впечатление на аудиторию производит выступающий, если у него грамотная речь, приятные манеры, внешний вид, он смотрит на слушателей и т.д.

8 правило: желая переубедить оппонента во время совещания, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним.

9 правило: Проявите эмпатию. Эмпатия – способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает представить себя на месте собеседника, понять ход его мыслей.

10 правило: будьте хорошим слушателем.

11 правило: избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами могут быть: проявления превосходства, агрессии, невоспитанности, грубости, угрозы, насмешки; высказывание замечаний, хвастовство, безапелляционность, навязывание советов, перебивание собеседника, обман, утаивание информации и др.

12 правило: проверяйте, правильно ли вы понимаете друг друга.

13 правило: следите за мимикой, жестами и позами – своими и собеседника.

14 правило: покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какие-либо из потребностей собеседника: физиологические, потребность в безопасности, принадлежать какой-либо общности, в уважении, признании, в самореализации, духовные потребности.

На основе данных правил составьте ряд речевых актов, где вы могли бы практически продемонстрировать действие этих правил.

8. Проанализируйте диалог с точки зрения нарушения правил убеждения:

Разговор состоялся в учительской во время перемены.

- Наконец-то я Вас нашла! По какому вопросу Вы вызвали меня? У меня очень мало времени…

- Я всегда вызываю родителей, если их ребёнок провинился.

- Что?! Мой ребёнок чем-то Вам не угодил? Ещё ни от кого я не слышала таких слов о моём ребёнке!

- Ну, извините!

- Вы, наверное, к нему придираетесь!... И я уже сказала, что у меня нет времени на разговоры!

- Это Ваш ребёнок или нет? Судя по Вашему разговору, Вы вообще не волнуетесь о нём, -А он очень «расслабился»: домашнее задание не выполняет, дерзит на уроках.

- Вы знаете, дома он мне не дерзит.

- Ну, значит, я лгу вам, - перебила её учительница.- Тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте – у вас на работе.

- А вы меня не пугайте этим, наведите сначала у себя порядок.

9. Как известно, слово НЕТ вызывает негативные эмоции. Проанализируйте способы его избежать и предложите свои:

Что не следует говорить Что следует говорить
Меня не интересует ваше предложение В данный момент мы не рассматриваем подобные предложения, но мы обязательно позднее с Вами свяжемся.
Я ничего об это не знаю. К сожалению, в данный момент я пока не располагаю этой информацией.
Я с вами не согласен, это совсем не так. А как вы смотрите на другую точку зрения?
Сколько можно звонить! Я еще не по- лучил такой информации. Возможно, имеет смысл немного подождать: информация будет получена позже.
Сейчас я не хочу об этом говорить. Я предпочел бы обсудить этот вопрос в другое время.
Вы неправильно сделали этот отчет. Будет лучше, если вы просмотрите этот отчет еще раз.

 

10. Прочитайте текст. Определите характер и сферу разрешения конфликта.

Оксфордский университет присвоил Генделю звание почетного доктора. Сообщая об оказанной чести, ученый секретарь университета написал Генделю, что за диплом почетного доктора следует внести определенную плату.

Как? – возмутился композитор, прочитав полученное письмо. – За то, чтобы стать коллегой этих пустозвонов, я должен еще и платить? Никогда!

11. Ответьте на вопросы теста: «Коммуникабельны ли Вы?»

Предлагаем вам 16 вопросов. На каждый вопрос дайте один из трех ответов: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи ее ожидание?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, когда станет уже невмоготу?

3. Вызывает ли у Вас смятение и недовольство поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

4. Вам предлагают командировку в город, где Вы никогда не были. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, сказать время и т. п.)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть Вам сто тысяч рублей, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане или столовой Вам дали недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он? Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения, нежели встать в очередь и томиться в ожидании?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой - либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет Вы не приемлете? Это так?

14. Услышав где-либо в «кулуарах» высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-то просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?

Подведите итоги.

«Да» - 2 балла, «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Затем общее число баллов суммируется и по классификатору определяется, к какой категории людей вы относитесь.

30-32 балла. Вы явно не коммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше всего вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее. Контролируйте себя.

25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов, если и не ввергает вас в панику, то надолго выводит Вас из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким неудовольствием, в вашей власти преломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-то сильной увлеченности вы приобретаете «вдруг» полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми вы сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 баллов. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 баллов. Вы общительны (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы сможете заставить себя не отступать.

4-8 баллов. Вы, должно быть, очень общительны, всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие в дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас головную боль. Охотно высказываетесь по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести; его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской. Задумайтесь над этими фактами!

3 балла и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых вы совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям и на работе, и дома, и вообще повсюду трудно с Вами. Вам нужно поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относитесь к людям. Наконец, подумайте о своем здоровье - такой «стиль» жизни не проходит бесследно.

Конечно же, нельзя абсолютизировать результаты теста, однако они наводят на размышления.

 

Игровой тренинг

Три члена группы добровольно вызываются участвовать в игровом упражнении. Каждый доброволец выбирает один из уровней общения (примитивный, манипулятивный, конвенционный). Участники демонстрируют группе определенный уровень общения, (включаясь в дискуссию, друг с другом) на тему: «Почему люди в прошлом были общительнее, чем теперь?». Остальные члены группы наблюдают взаимодействие и должны определить, кто какого уровня общения придерживался.

 

Литература

Основная

1. Иванчикова, Т. А. Речевая компетентность в педагогической деятельности  : учеб. пособие [Текст] / Т. В. Иванчикова. — М. : Флинта: Наука, 2010. —  223 с.

2. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие [Текст] / А. К. Михальская. — 2-е изд. — Ростов н /Д: Феникс, 2015. —  380 с. — (Высшее образование).

3. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: учеб. пособие для вузов [Текст] / А. К. Михальская. — Ростов на Дону: Феникс, 2013. — 380 с. — (Высшее образование).

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Ипполитова [и др.]. — Москва: Прометей (Московский Государственный Педагогический Университет), 2011. — ­ 254 с. on-line.

дополнительная

1. Белоконева Н. Н., Баринова Л. И., Сметанина Е. Н. Несколько шагов к удовольствию общаться. Сб. заданий и упражнений по риторике [Текст] / Н. Н Белоконева, Л. И. Баринова, Е. Н. Сметанина.– Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2008. –103 с.

2. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. [Текст] / Т. Г. Винокур – М., Наука, 1993. – 172 с.

3. Омарова  Д. А., Омарова П. А. Речевые ситуации в формировании коммуникативных умений учащихся // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. –2011. –№3. – [Элетронный ресурс] Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rechevye-situatsii-v-formirovanii-kommunikativnyh-umeniy-uchaschihsya (дата обращения: 14.08.2017).

4. Одинцова, И. В. Учебная коммуникативно-речевая ситуация и учебно-речевая ситуация как методические категории. Методика [Текст] / И. В. Одинцова. М. — Вестник ЦМО МГУ, 2010 .— № 1. — С.44 —51

5. Роботова А. С. Современный педагогический дискурс [Текст] / А. С. Роботова // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2008. —№12. — С. 19 — 25.

6. Соболева,  А. В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению [Текст] / А. В. Соболева // Молодой ученый. — 2009. — №11. — С. 320 — 323.

7. Тленкопачева, М. Н. Основные элементы педагогического дискурса [Текст] / М. Н.   Тленкопачева // Актуальные вопросы филологических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 57 — 60.

8. Щербинина, Ю. В. Педагогический дискурс: мыслить – говорить – действовать : учеб. пособие / Ю. В. Щербинина. – М. : Флинта : Наука, 2010. – 440 с.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1980; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!