Раскройте тенденции в изучении казахской традиционной кочевой культуры, института батыров и биев в казахском обществе.



Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобразное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять.
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни. У казахов сохранилась целостность восприятия мира. В связи с этим исследователи писали, что для казаха не было разделения философии мира и быта, они были для него взаимосвязаны. Каждая вещь многозначна, одним из ее обязательных свойств было философское осмысление.

В казахском обществе XV-XVIII вв. основной судебной властью обладал суд биев. Юридически выполнять функции бия мог любой свободный общинник, обладающий достаточным авторитетом, зна­нием норм обычного права и красноречием. Кроме того, высшей судебной властью обладал хан, имевший право пересматривать реше­ния суда биев. Ораторы - шешены и Бии, несомненно, занимают важное место в истории нашего народа. Наиболее выдающиеся из них – это 3 бия: Толе би, Айтеке би, Казыбек би. Совершенно справедливо было сказано о них А. Нурпеисовым, известным писателем: « Три мудреца, чьи имена не сходят с уст благодарных потомков Толе би, Казыбек би, Айтеке би, - не только были наделены Богом великим ораторским искусством. Они точно так же, как Цицерон в Древнем Риме, использовали широкий круг государственных обязанностей, в том числе суда биев, утверждая тем самым своими деяниями принципы демократии Великой степи. Именно великое ораторское искусство, в первую очередь, выдвинуло их в ряд исторически значимых лиц казахского этноса. Наряду с ними следует выделить деятельность казахских жырау, акынов среди них выделяются Бухар, Ахтамберды, Умбетей, Татикара, Кожаберген жырау и многие другие. В обычном казахском праве дело не могло возбуждаться по факту преступления, процесс начинался только по инициативе потерпев­шего. Истец именовался даулаушы или талапкер, а ответчик - мсауап берушi или жауапкер. Кроме того, в процессе участвовали представители истца и ответчика, свидетели - аигак и присягатели - мсан беруиа. Суд по обычному казахскому праву был гласным, со­стязательным, все дела, как уголовные, так и гражданские имели исковый характер. Бии выбирались по взаимному соглашению сторон, причем бию мог быть дан отвод, но только до начала процесса. Рассмотрение дела начиналось с обряда бросания перед судьей плетей истцом и ответчиком. Это символизировало согласие обеих сторон с составом суда и согласие, с будущим решением бия/1/. Попытка отвода, бия, после бросания плетей или препятствование судопроизводству наказывалось, виновного могли избить его же плетью. Прежде чем начать процесс, бий предлагал сторонам примирение и в случае отказа начинал слушанье. Обычно это происходило при большом стечении народа, причем не только заинтересованных лю­дей, но и всех желающих. Суть дела излагалась в устной форме истцом или его представите­лем, ответчик также мог изложить свою версию сам или через пред­ставителей. В их роли выступали чаще всего красноречивые и знакомые с нормами обычного права одноаульцы. Бий мог вызвать свидетелей, явка которых обеспечивалась заинтересованной сто­роной.

 

Раскройте особенности современной государственности Республики Казахстан в сравнении государствами в эпоху древности и в средние века.

Развитие государственности и правовой системы Казахстана: прошлое, настоящее, будущее

В ходе своего исторического развития казахский народ создал три типа государственности. Первый тип – кочевое государство. Оно было упразднено в связи с вхождением в состав Российской империи. Второй тип – советская государственность. Здесь Казахстан был частью Союза ССР как единого многонационального государства. Третий тип государства – независимая государственность, возник после распада Союза ССР – суверенный Казахстан. 16 декабря 1991 г. на карте мира появилось новое государство – Республика Казахстан, которое уже в следующем году, 2 марта 1992 г., стала полноправным членом ООН.

Стратегия современного развития казахской государственности основывается на всемерном поддержании единства страны, обеспечении национальной безопасности. Здесь высшими ценностями государственно-правовой жизни признаются такие явления, как «целостность государства», «государственная и национальная безопасность», «суверенитет государства». Эти идеи закреплены в Стратегии развития Казахстана–2050 [1].

«Государственность» гораздо более широкое понятие, чем «государство». В теории государства и права государство определяется как политическая власть, осуществляющая управление обществом в пределах определённой территории. Тогда как государственность определяется как сложнейший комплекс элементов, структур, институтов публичной власти, а также компонентов неполитического характера, обусловленных самобытностью (спецификой) социально-экономических, политических, духовно-нравственных условий жизнедеятельности конкретного народа или объединения народов на определенном этапе развития общества.

Государственность – это форма общества в конкретное историческое время, качественная характеристика его элементов и институтов, составляющая основное содержание и определенную черту общества и государства.

При этом на состояние общества, строй общественных отношений оказывают влияние не только государственная власть, ее структуры, но и другие институты, в том числе неполитического характера, например, экономическая, социальная, духовная, информационная и другие системы, а также международная обстановка

Особенности географического положения Казахстана, климатические условия, постепенное приращение территории, населенной народами с различными, но в то же время во многом схожими условиями жизни, традициями и религиями, создали неповторимую уникальную специфику страны, которая предопределила возникновение ряда неповторимых черт казахской государственности таких, как евразийство, государственный патернализм и традиционализм и многое другое.

Отметим, что на развитие государственности также оказывают существенное влияние такие явления, как менталитет и правовая культура. Без этого понимания практически невозможно получить положительный результат при проведении каких бы то ни было государственных преобразований. Присоединяемся к мнениям ученых о том, что на развитие государственности Казахстана основное влияние оказали историко-географические факторы. К ним относятся особые географические и природные факторы, климатические условия, наличие или отсутствие угрозы стихийных бедствий (землетрясений, наводнений, засух), экологическая обстановка и состояние окружающей природной среды, наличие ископаемых и природных ресурсов (пригодных для сельскохозяйственной обработки земель, пресной воды, месторождений топлива и минерального сырья).

Отметим, что Казахстан является унитарным государством. Академик Г. Сапаргалиев подчёркивает, что территориальная целостность Казахстана сложилась исторически. Исторические факты доказывают неправомерность суждений и мнений о якобы «случайности» образования территории Казахстана.

Отметим, что природно-географические факторы могут создавать для развития государства прочную основу или, напротив, сдерживать его. К примеру, французский мыслитель Монтескье установил связь законов с климатом. Он полагал, что характеристика территории влияет на дух народа, который здесь проживает. Эти взгляды были выражены Монтескье в таких произведениях, как «Персидские письма», «О духе законов».

Полагаем, что казахская государственность формировалась как демократическая в связи с кочевым образом жизни. Это предполагало свободу кочевников, основанную на знании, прежде всего, законов природы, а также на неукоснительном соблюдении обычаев и не связанную жесткими рамками писаных законов.

Академик Зиманов С.З., характеризуя право казахского народа, подчеркивал: «Казахское право, основными источниками которого были обычно-нормативная система, культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного засилия чужестранных государств, мощного влияния их идеологии. Завидная живучесть Казахского права в его изначальной, древней форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном пространстве Казахстана, объясняется тем, что в его основе и самой структуре, в его нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлениям человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что Казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режима».

Полагаем, что в формировании современной правовой системы Казахстана должны быть использованы опыт и достижения правовой культуры казахского народа. И здесь большое значение имеют принципы традиционной правовой культуры казахского народа. Наиболее значим принцип формального равенства. Данный принцип преломлялся в правовой свободе всех членов традиционного казахского общества, в уважительном отношении к личности и отсутствии раболепного поклонения власти, в незакабаленности деспотическими устоями, в свободолюбивом образе жизни, в развитом устном народном творчестве, во всей духовной культуре народа.

Полагаем необходимым затронуть вопрос об использовании в правовой системе Казахстана западных институтов демократии. Осмысление достоинств и недостатков западной правовой культуры и возможности его перенесения на казахстанскую почву приводит нас к выводу о том, что необходимо разумное сочетание ценностей западной правовой культуры и достижений национальной правовой культуры, использование прежнего исторического правового опыта. Полагаем, что правовую систему Казахстана необходимо развивать, базируясь не на формально заимствованных у развитых стран демократических принципах и правовых норм, а на таких принципах права и демократии, которые были бы органичны с традиционными ценностями народов Казахстана. При этом демократические принципы и правовые нормы не будут вступать в противоречия с ценностями традиционных культур Казахстана. В противном случае при формальном заимствовании демократических принципов и правовых норм могут возникнуть неразрешимые противоречия в разных сферах, в том числе и правовых.

Государственность связана с формой правления. Как известно, в Казахстане президентская форма правления. Современная модель президентской формы правления в Республике Казахстан была сформирована с учетом ряда факторов. При этом, по мнению казахстанского ученого Мухамеджанова Б.А., были учтены традиции государственного развития Казахстана в досоветское время, а также опыт государственного строительства Казахской ССР и ведущие тенденции совершенствования системы государственного управления в экономически и политически развитых государствах мира.

Для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях формирования правового государства и гражданского общества наиболее предпочтительной является президентская форма правления.

Академик С. Сартаев подчеркивает, что в условиях распада Союза ССР, приведшего к кризису государственной власти в целом, образованию политического вакуума, полному разрыву правовой преемственности страны, единственно правильным и закономерным явилось создание сильной президентской власти.

Выбор формы правления осуществляется не случайно и произвольно, а в ответ на конкретные традиции общества, и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Подчеркнем, что в системе государственной власти главным считается способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обеспечении ею потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Исходя из современных политических реалий Казахстана, полагаем, что установление президентской формы правления полностью отражает общественные потребности и основывается на соответствующей политической культуре, связанной с исторической ролью главы государства. Полагаем справедливым мнение ведущих казахстанских ученых, в том числе Малиновского В. о том, что президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее в президентско-парламентскую.

Таким образом, Глава государства как общенациональный политический лидер осуществляет основные функции, направленные на консолидации всего многонационального казахстанского общества. Одним из главных достижений Президента РК является обеспечение Главой государства политической стабильности страны в современных условиях. Президентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику. Неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Современная казахстанская государственность в международном контексте развивается на основе утверждения Казахстана на международной арене как суверенного и независимого государства, вовлеченного в международное общение как самостоятельный субъект. Идет процесс укрепления связей РК с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Казахстан выступает как инициатор многих интеграционных программ в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического пространства.

Отметим включенность Казахстана в процессы глобализации и участие республики в международных организациях универсального характера (Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд, ОБСЕ и др.). В 2010 г. Казахстан председательствовал в ОБСЕ. Большое значение имеет участие РК в таких международных организациях, как ШОС, ОДКБ, АТЦ СНГ. Это, в первую очередь, необходимо для обеспечения безопасности личности и общества, сохранения территориальной целостности, независимости государства.

В Казахстане создана развитая правовая система, при этом признается приоритет принципов и норм международного права, а также международных договоров Республики Казахстан.

Таким образом, в настоящее время в Республике Казахстан идет активный процесс дальнейшего укрепления независимой казахстанской государственности, адекватной новым угрозам и вызовам, а также адекватный современному уровню развития гражданского общества и становления демократических институтов.

Сегодня Казахстан стоит на рубеже нового этапа политической модернизации. Основная цель проводимых в Казахстане политических реформ изначально была направлена на строительство демократического государства с развитым гражданским обществом, которые, в свою очередь, возможны лишь на основе эффективно функционирующей рыночной экономики. И можно смело утверждать, что цель эта для нашей страны вполне достижима, что и демонстрируют результаты уже проделанной работы в данном направлении.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 4022; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!