Принцип профессиональной кооперации



  • Работа педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
  • Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, педагог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы образования.

Принцип информирования о целях и результатах обследования

  • В процессе профессиональной деятельности педагог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию педагогической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.
  • Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
  • В ходе обследования педагог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

 

- В системе человеческих ценностей нравственность занимает особое место. Моральное сознание определяет поведение людей, их взаимоотношения – межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий можно применить в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности. Нравственность – это своего рода норма, идеал жизненного общежития людей.

Появление морали (нравственность) сложно переоценить. Любая форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести к минимуму самые большие успехи практической и научной деятельности.

Анализируя теоретические и практические работы философов и педагогов, занимавшихся проблемой нравственности, пристального внимания заслуживает деятельность одного из величайших умов человечества, основоположника немецкой классической философии Иммануила Канта (1724 – 1804). Думается, что в настоящее время многие идеи мыслителя относительно нравственного воспитания не утратили своей ценности, сохраняя актуальность и статус истины.

Нравственные представления личности, формировавшиеся на протяжении веков, находят своё отражение в таких категориях, как добро и зло, совесть, долг, справедливость, любовь, счастье, смысл существования, а также в моральных принципах и нормах, которые координируют отношения между людьми. Идеи нравственного становления личности неотделимы от существования самого человека. Подтверждением тому является высказывание Канта: «Среди наших понятий … понятие нравственности важнейшее».

Каким образом идеи нравственности философа влияют на процесс воспитания современного подрастающего поколения? Во-первых, в центре внимания И.Канта находится человек и философствование он начинает с вопроса: что я могу знать? По сути, Кант начинает не с вопроса о бытии (антология), а с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход называется в философии гносеологическим (греч. «гносис» - знание).

 

-  исходя из ранее сказанного, можно определить первую специфическую черту морали и нравственности — их принципиальную автономность. Термин «автономия» означает самозаконность, самостоятельность. Это означает, что и мораль, и нравственность содержат необходимость своего существования не по причинам внешнего порядка, они не детерминированы чем-то извне, а напротив, их необходимость содержится в них самих.

Мораль как система норм есть взгляд человека на самого себя, на то, что он в этой жизни делает и что собой представляет. Потому моральные нормы общечеловечны, т.е. они общеобязательны для каждого человека в этом мире. Нет никаких условий, при которых можно было бы их не выполнять.

Далее: мораль принципиально неутилитарна. В ней нет ничего такого, что отвечало бы полезности. Правда, бывают ситуации, когда исполнение моральных норм совпадает с утилитарными интересами индивида, но само это совпадение вовсе не является целью морали. Оно может быть, но его может и не быть. Морально только то, что опирается на моральный мотив как таковой.

 

Более того, мораль есть то, что принципиально бескорыстно. Она основывается на причинах, которые вовсе не характерны для естественного существования человека, а находятся за пределами интересов выживания как такового. Более точно это звучит так: причины морального поведения человека обычно оппозиционны его утилитарным интересам.

Мораль создает пространство совместной жизни людей, с тем чтобы они в этом пространстве могли состояться как таковые и взаимодействовать друг с другом. Это общественная форма отношений, наличие которой дает людям возможность быть людьми в их повседневной практике.

Следующая характеристика морали состоит в ее принципиальной ненасильственное ти. Поступок человека может быть моральным только в том случае, когда моральная норма принята им самостоятельно, действие совершается не по принуждению, а по свободному, сознательному принятию нормы как руководства к действию. Принуждение в этом случае может присутствовать только в виде самопринуждения, ибо вовсе нередки ситуации, описанные Овидием: «Благое вижу, хвалю, но к дурному стремлюсь».

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!