Старые опыты в пользу horror vacui 14 страница



Техническая энциклопедия. Изд. Просвещение. СПб. Т. 4. С. 1-2 (под словом «Духи»).

Многочисленные примеры смешения ощущений из его другого романа (En route) собраны

У А. Н. Веселовского (Поэтика. Собр. соч. Т. I. СПб., 1913. С. 488).

A rebours [44]. Р. 63. Струнный квартет (скрипка, альт, виолончель и контрабас) изображается

У Дэзесента водкой, ромом, веспетро и горькой.

Ср. il est des parfums frais comme la chair des enfants y Бодлера в стих. Correspondances [19].


80


Пути метафорологии


Пути метафорологии


81


 


62 63 64

65 66 67 6S 69 71)

71 72 73 74


 В дополнение ко всему отделу о синэстезии укажем на многочисленные примеры из древней и но­вой поэзии у Гербера [2]. Т. I. С. 338 и ел. статья Грубера в Rev. Se. 18... и (по ней) - Орлов М. А. За границей. «Цветовой слух и другие сочетания ощущений». «Труд» 1893. 6. С. 701-703.  Лотце. Микрокосм. Рус. пер. Е. Корша. М., 1866. Т. II. С. 222-223.

 Нордау. Вырождение. Собр. соч. Т. И. Киев, 1902. С. 149; Баженов Н. Психиатрические беседы на литературные и общественные темы. М., 1903. С. 64.

 La Presse. 1843. 10/VII, также Le club des hachichins в Romans et contes, изд. Bibliothиque-Charpentier. P. 447. У Бодлера в Paradis artificiels. P. 178. Les sons se revкtent de couleurs, et les couleurs contiennent une musique.

 Безант А. Строение космоса. Пг., 1914. С. 39.

 «Чувства вкуса и обоняния обыкновенно бывают совершенно уничтожены... зато осязание, слух, а, может быть, и зрение могут быть усилены в значительной степени» (Д-р Бирд. Сущность и явления транса. В «Материалах для суждения о спиритизме» Изд. Д. Менделеева. СПб., 1876. С. 285). Мечников. Этюды оптимизма. Изд. 2-е. М., 1909. С. 176-184. См.: Kiesewetter. Faust in der Geschichte und Tradition. Lpz., 1893. S. 169.

Vision mentale. Rev. philos. 1889. P. 347. Ср.: Binet. L'йtude expйrimentale de la conscience. Paris, 1903. P. 134.

Сомнамбулизм, демонизм и яды интеллекта. СПб., 1885. С. 462. См. сб. «Современный Запад». СПб., 1922. № 1. Не указано автором.

Виппер Б. Проблема и развитие натюрморта. Казань, 1922. С. 151. Вундт. Основы физиологической психологии. Т. III. Гл. 19. С. 623 (рус. пер.). Ср., например, точку зрения Гааке (Происх. животн. мира. 2-е изд. СПб., 1902. С. 99 ел.), тесно сближающего первоначальное плазматическое общее чувство, дифференцирующееся под влияни­ем внешних воздействий, с первичным чувством осязания, разлитым по всему телу.

Вундт [69]. Т. I. С. 42. Там же. С. 149. Там же. С. 41.

De an. III P. 2. 426 b 8. То же у Галена и у арабских философов, например, Ибн-Сины. См.: Landauer. Die Psychologie des Ibn-Sinв. Zeitshr. d. Deutsch. Morgenland. Gesellsch. Lpz., 1875 (XXIX). S. 399-400.

Sensus interior у блаж. Августина. См.: Попов И. В. Личность и учение блаж. Августина. Т. I. Серг. Пос, 1917. С. 24 ел.

См., например, у Эшенмейера о Gemeinsinn в его «Психологии». Изд. 2-е. 1822. С. 49.

Физиологическая теория синэстезии у Deichmann'a (Erregung secundarer Empfindungen im Gebiete

der Sinnesorgane. 1889), также у Noel'fl в Dict. encycl. des sciences mйdicales. V. 83. s. v. Rйtine. 1876.

Dr. Appia. De la corrйlation physiologique des sens. Congrиs et confйrences de l'Exposition universelle de

1878. 1879. № 29. То же y Stricker'a в Studien ьber das Bewusstein. Wien, 1879.

См. критику у Debon'a в Revue philos. 1880. № 8. P. 141.

De gen. et corr. 469 a 10; De vita 469 a 12 sqq.

См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 267-269, 535-539, 730-732. Там

же литература. В психологии Эшенмейера [76] (С. 189-198) - обстоятельная дедукция сердца как

индифференции противоположностей.

Флоренский. Op. cit. С. 269.

О влиянии внутренней секреции на нервную систему см. статью Перитца в «Нов. идеях в медицине».

Сб. № 3, а также статью А. Немилова в «Нов. идеях в биологии». Сб. 2-й.

Палладии. Роль ферментов в живых и убитых растениях. СПб., 1913.

Бергсон. Материя и память. Собр. соч. Т. III. СПб., 1914. С.41.

Medicinische Psychologie. Lpz., 1852. S. 188 и ел.

Лапшин И. О перевоплощаемости в художественном творчестве. Вопросы теории и психологии

творчества. Т. V. Харьков, 1914. С. 236. Этот целостный образ есть то же, что Гарденберг называет

аффективной доминантой, а Бергсон - l'aspiration fondamentale de la personne.

Philos. Bot. P. 171. Цит. по книге Уэвелля «История индуктивных наук» (Т. III. СПб., 1869. С. 418).


89 90 91

92 93 94 9S 96 97 98 99 100 101

102 103

104 105 104 107 108 109 ПО 111 112 113 114

115 116

117 118

119 120

121 122 123 124 125 126 127 128 129


Suarez de Mendosa [25]. P. 114.

Idid. P. 124.

Они собраны в 4-м томе его Полного собр. соч. (Lpz., 1853). Конечно, здесь, как и раньше, говоря

об общем и внутреннем чувстве, мы имеем в виду Sinn, а не Gefьhl.

S. W. N. 135.

Поли. собр. соч. Т. IV. S. 135, 96.

Ibid. S. 137-138.

Ibid. S. 98.

Gesch. der Seele. 1830. S. 551.

West-цstlicher Divan. Hцheres und Hцchstes (в «Buch des Paradieses»).

Enc. II. Berl., 1847. S.53.

Lehrbuch der Naturphilosophie. 2-te Aufl. Jena, 1831.

Sдmmtl. W. Aft. I. Bd. II. S. 522-523.

Это учение о движении и отношении пространства и времени к движению подробно развито

в «Логических исследованиях» Трендельбурга. Рус. пер. Корша. Ч. I. Гл. Vh VI. С. 127-214. М., 1868.

Gerber [2], I, S. 381.

Мир как воля и представление. Пер. Соколова. СПб., 1893. С. 552. На с. 509 готический стиль на­зывается «минорным тоном архитектуры». Ph. d. Kunst. [14]. S. 593. и S. 572 ел. Ibid. S. 500.

Белый А. На перевале. III. Кризис культуры. СПб., 1920. С. 28. De mens. II.2.

А именно: 3 = υ,9 = α,5 = ε,© = ηΟ = ο, 2ί = щ Т? = τ. Ср. у Корнелия Агриппы Неттесгеймского в De осе. philosophie. I.74 et 11.26. Deipn. XIV. 632 с. Кино-фот. 1922. № 1. С. 12.

Ср.: Кино-фот. 1922. № 1. С. 14-15; № 3. С. 11-12. Манифесты итальянского футуризма [43]. С. 12.

См. журн. «Вещь» (Берлин, 1922. Март — апрель. № 1-2. С. 28) и статью Л. Гильберсмейера в «Ки­но-фот» (1922. № 1. С. 7).

Ломброзо. Гениальность и помешательство. СПб., 1885. С. 172—173.

Справедливые нарекания на «музыкальную живопись» у Шеллинга в Ph. der Kunst [14]. S. 496. О «петах» см.: Платов Ф. Гамма гласных (сб. «Центрифуга». № 2. М., 1916. Стлб. 65-70). Результаты этих исследований были сообщены им в докладе, читанном в секции изобр. искусств Росс. Худож. Академии. Эшенмейер [76]. С. 40-41.

Об aurea sectio см.: Paccioli. Divina proportione. 1509; Leising. Aesthetische Forschungen. Frkf. a. M., 1855; Виппер Ю. Ф. Золотое деление, как основной морфологический закон в природе и искусстве. М., 1876; Розенов Э. О применении закона «золотого деления» к музыке. Изв. СПб. о-ва музык. со­браний. Июнь — июль - август. 1904. С. 1-19. Kappa [43]. С. 70. Kandinsky [35]. S. 53. Ibid. S. 73.

Bleuler und Lehmann [39]. S. 78. Suarez de Mendosa [25]. P. 95. Phys. IV, 8. Tim. P. 56b.

Мир как воля и представление [103]. С. 556.

«Государство». Кн. 8. См.: Silberschlag К . Schleiermacher's Ansicht ьber die Plat. Zahl verglichen mit neuem mytholog. Forschungen (Orient und Occident. 1862. Heft 4. S. 741-745), где есть многочислен­ные мифологические параллели.


82


Пути метафорологии


 


Пути метафорологии


83


 


 

130

131 132 133 134 13! 136

138 139 140 141 142 143 144 145

ISO 151 152 153 154

156 157

159 160

161 162


Traitй des causes secondes, в изд. Bibl. Rosicrucienne. О цикличности истории писали и футуристы, в особенности В. Хлебников (сб. «Лирень». 1920. С. 34-40 и «Временник». № 2. М., 1917. С. 7-8). Также см.: Буржа. Магия. СПб., 1911. С. 113-116.

Литературу об изменении длительности во время сна см. у П. Флоренского [81]. С. 716-717. Tim. 38b. Tim. 38c.

Эйнштейн. О специальной и общей теории относительности. Пг., 1921. С. 51—52. Акафист Пресвятей Богородице. Икос II.

ή άκικητο? — эпитет Б. М. на одной из византийских икон XIII в. См.: Кондаков. Иконография Бо­гоматери. СПб., 1910. С. 57.

Grimm. Von Vertretung mдnnlicher darch weibliche Namensformen. Kleiner Schriften. Berl., 1866. B. III. S. 371-372.

Lehrbuch der Naturphilosophie. 2-te Aufl. 1831. Г2933. S. 375. Abriss der Naturphilosophie. Gцttingen, 1805. S. 113. Lehrbuch [138]. Г2429. S. 322.

Ср., например: Paul. Prinzipien der Sprachgeschichte. 3-te Aufl. Halle, 1898. S. 86-87. Из черновых заметок Потебни о мифе [9]. С. 496; ср. С. 502. Там же. С. 503. Virg. Ecl. VIII.

См.: Яковенко. Об имманентном трансцендентизме, трансцендентном имманентизме и дуализме вообще. Логос. 1912-1913. Кн. 1-2. С. 111-112.

Farbenlehre. Did. Teь. Г748. Ср. в исторической части Farbenlehre о И. Л. Гофмане. Сабанеев Л. Идея световой симфонии. В книге его о Скрябине (М., 1916. С. 246). Ср. Каратыгин. Скрябин. С. 65: система цветозвуковых ассоциаций Скрябина — «система, едва ли возникшая из непосредственных связей между слуховыми и зрительными ощущениями, едва ли не „ретушованная" рассудком».

Наряду с ними — несколько менее ярких ассоциаций: Ε — голубой, Η — бледно-синеватый, Es, В, As — металлически-блестящий.

Сабанеев Л. [147]. С. 238 и Музыкальный Современник [27]. С. 170-171. «Derblaue Reiter». Mьnchen, 1912. S. 115-131. Ьber Bьhnenkomposition. Ibid. S. 103-113. Ср. также Ьber das Geistige in der Kunst [35]. S. 108 ел.

Димитрий Ростовский. Двенадесять статей иже уверяют сомнящихся, или неверство имущих чело-веков о пресуществлении хлеба в Тело и вина в Кровь Господа нашего Иисуса Христа, многие образы показующи. Сочинения. Ч. V. М., 1849. С. 131.

Ср. у Гёте: «Немного немцев и, быть может, немного людей всех современных наций вообще обла­дает способностью чувствовать эстетическое целое, — хвалят и порицают лишь по частям, восхи­щаются лишь частями» (Wilhelm Meister's Lehrfahre. Кн. 5. Гл. 4. Т. VI. Собр. соч. Изд. L. Geiger'a. Berl., 1898. S. 279). Хорошо у Шеллинга: ...in dem wahren Kunstwerk gibt es keine einzelne Schцnheit, nur das Ganze ist schцn. Wer sich also nicht zur Idee des Ganzen erhebt, ist gдnzlich unfдhig ein Werk zu beurteilen (Ph. d. Kunst [14]. S. 359). Curlius. Grundriss der griechischen Etymologie. Bd. I. S. 267.

Флоренский . Смысл идеализма (в сб. статей в память столетия Императорской Московской Духов­ной Академии. Ч. II. Сергиев Посад, 1915. С. 93-97).

О четырехмерном пространстве см.: Zollner. Wiss. Abhandlungen. 1878. Bd. I; Бутлеров . Четвертое измерение и медиумизм. Русский Вестник. 1878, февр. С. 945-971 и заметка по поводу этой статьи Н. Головкинского там же (1878, июль. С. 448-472). Подробная литература у Флоренского [157]. Кг. d. r. Vern. изд. Kehrbach'a. S. 239-259. Рус. пер. Лосского. С. 185-199.

О связи многомерного пространства с созерцанием родовых понятий см.: Флоренский [157]. С. 84 ел.; Аксенов М. Трансцендентально-кинетическая теория времени. Харьков, 1896 и книги Успенского.

Флоренский. Мнимости в геометрии. М., 1922. Parm. 155e—157b.


164 165 166 167

169 170 171 172 173


О псевдоскопических обманах см.: Wundt W. Volkerpsychologie. Bd. 2. Teil 1. Leipzig, 1905. S. 19 sq.

Также: Grundz. der physiol. Psychologie. II. S. 546 sq. и III. S. 528 sq.; Philos. Studien. Bd. 14. S. 32 sq.

Требник Троих. M., 1913. С. 37.

Примеры «сдвига» в стихах Боюсова см.: Шемшурин А. Футуризм в стихах В. Брюсова. М., 1913.

Манифесты итальянского футуризма [43]. С. 38. Ср. С. 44 и 62-63.

Goethe. Sprьchwцrtlich. Goethe's Werke изд. L. Geiger'a. 1898. Bd. II. S. 516. Ср.: WUhelm Meister's

Lehrjahre. VII. Buch. Bd. VI. S. 401 и West-цstl. Divan. Hochbild (в кн. Зулейки) Bd. II. S. 309-310.

Отметим попутно, что эта идея — одна из основных в мировоззрении Гёте: она — в основе идеи

Entsagung —аскетического отречения, которое требуется самой природой человека и которое делает

человека самим собою, она же — в основе образа Мефистофеля как творческой темной силы,

стремящейся к злу и творящей добро. Стоит ли напоминать, что она же — в основе всей теософии

Баадера и Беме.

Метафора — instituta est inopiae causa, frequentata delectationis. Cic. De orat. III, 38. Cp. Orat. 24

и особенно 27.

Ср., например, у Потебни. Из лекций по теории словесности. Харьков, 1894. С. 156 ел.

Белый А. Магия слов (Символизм. М., 1910. С. 447).

Dumarsais [5] Р. 128.

Шершеневич В. Зеленая улица. М., 1916. С. 37-38.

Отчасти, хотя и односторонне, это выяснено у Фрейда. Толкование сновидений. М., 1913. С. 220.

Также см.: Абрагам. Сон и миф; Maeder. Die Symbolik in den Legenden, Mдrchen, Gebrдuchen und

Trдumen (Psychiatr.-Neurolog. Wochenschr. год X); Закс и Ранк . Значение психоанализа для наук

о духе; Riklin. Wunscherfьllung und Symbolik im Mдrchen. 1908.

1922


84


Пути метафорологии


 


Приложение

F. Schlegel. Philosophische Vorlesungen aus den Jahren 1804 bis 1806. Bonn, 1836. Bd. I.

S. 154-155.

Alle hцhere Wahrscheinlichkeit oder philosophische Analogie beruht auf der Grund­sдtzen und Prinzipien, welche im zweiten Hauptstьcke der Logik vorgetragen wurden, nдmlich auf der Idee der unendlichen Einheit und unendlichen Fьlle und dem Grundsatze eines allgemeinen organischen Zusammenhanges aller Dinge; auf diese Ideen grьnden sich nicht nur alle unsere Urteile ьber Schцnheit und Regelmдssigkeit in Kunst und Natur, sondern ьberhaupt alle hцhern philosophische und religiцse Anschaungen und Erkenntnisse.

Der Obersatz, auf welchen die analogischen Schlьsse sich grьnden, ist also nicht sowohl ein einzelner Satz, alsvielnehr der Inbegriff aller jener hцhern Ideen und Grund­sдtze, die unter sich auf das innigste verbunden sind, dasjenige, worauf sie sich grьnden, ist das ganze System der philosophischen Wahrheit, soweit diesei dem Schliessenden bis jetzt bekannt und deutlich ist.

Man kцnnte daher die analoge Schlussart des Philosophen ein Enthymema nennen, aber ein Enthymema ganz eigener Art, denn in dem gewцhnlichen Enthymema wird der Mittelsatz verschwiegen und stillschweigend vorausgesetzt. In der philosophischen Analo­gie hingegen ist dies mit dem Obersatze der Fall, weil dieser nicht bloss ein einzelner Satz ist, sondern die ganze Summe philosophischer Wahrheit, soweit der menschliche For­schungsgeist diese durchdrungen und ergrьndet hat, welches aber in einem einzelnen Satze doch auf keine Weise zusammengefasst werden kann.

Перевод

Всякая высшая вероятность или философская аналогия покоится на основопо­ложениях и принципах, изложенных во втором отделе логики, а именно — на идее бесконечного единства и бесконечной полноты и основной предпосылке всеобщей органической связи всех вещей; на эти идеи опираются не только все наши сужде­ния о красоте и закономерности в искусстве и природе, но вообще все высшие философские и религиозные интуиции и постижения.

Большая посылка, являющаяся опорой заключений по аналогии, не есть, таким образом, отдельное суждение, а скорее совокупность всех высших идей и положе­ний, таким образом друг с другом связанных; то, что является их опорой, есть вся система философской истины, в той мере, в какую она открылась и уяснилась за­ключающему.

Можно было бы поэтому способ заключения по аналогии философа назвать энтимемой, но энтимемой совершенно своеобразной, ибо в обычной энтимеме умалчивается и молчаливо полагается меньшая посылка. В философской же ана­логии это имеет место по отношению к большей посылке, ибо она не есть просто отдельное суждение, а вся сумма философской истины, поскольку она испытана и утверждена исследующим духом человека, — то есть нечто, что никоим образом не может быть охвачено одним отдельным суждением.


НАТУРФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЁТЕ

Was du ererbt von deinen Vдtern hast, Erwirb es, um es zu besitzen '.

Goethe, Faust, 1. Teil.

«Fьr Philosophie im eigentlichen Sinne hatte ich kein Organ»2 — так откровенно при­знается Гёте в одной из своих статей3. В письме к Шиллеру (от 28 июня 1798 г.) он противопоставляет себя как «природовидца» (Naturschauer) и натурфилософу (Na­turphilosoph), и естествоиспытателю (Naturforscher). Казалось, как можно после этих признаний самого Гёте говорить специально о Гётевой философии? Если под философичностью понимать лишь философичность формы — то говорить о фило­софии Гёте конечно нельзя. Но стоит ли возражать против подобного схоластиче­ского понимания, взращенного в атмосфере немецкого рассудочного эпигонства? Эпоха патристики не дала ни одной стройной системы философии и тем не менее она представляет из себя сокровищницу для пытливого ума всякого настоящего философа. И если понимать философичность в последнем смысле, то говорить о философии Гёте не только дозволено, но и необходимо. Эта необходимость была осознана давно и попытки философского подхода к Гёте делались не раз в самых разнообразных направлениях. Так, например, в том споре, который разгорелся не так давно вокруг Гёте и Штейнера, была дана попытка подвести кантианский фунда­мент под натурфилософию Гёте или по крайней мере интерпретировать ее в согла­сии с Кантом — попытка вряд ли удачная. Правда, еще Фихте в наукоучении 1804 г. говорит о трех Критиках, как взаимно не связанных. С этой точки зрения в известном смысле можно было бы говорить о кантианстве Гёте и гётеанстве Канта, имея в виду, конечно, третью Критику и памятуя при этом о признаниях самого Гёте и о влиянии, которое она оказала на развитие натурфилософии Шеллинга6. Однако и к этому сопоставлению следует отнестись сдержанно и осторожно. «Стати­ческая телеология» Канта, исключительно регулятивное применение им категории целесообразности, не может не привести к некоторому дуализму, своего рода утон­ченному картезианству. Интерпретация натурфилософская (телеологическая) и ес­тественнонаучная (механистическая) движутся здесь в разных плоскостях и никогда не встречаются. Такой уклон неминуемо создается на почве кантовского дуализма явления и вещи в себе. При таком дуализме можно «судить по двум... принципам, без того, чтобы механический способ объяснения исключался телеологическим, как будто один противоречит другому»7. Такой уклон создается и на почве психо­физического параллелизма. Даже шеллинго-гегелевская натурфилософия не чужда ему. Его пытались приписать и Гёте. Так, например, Э. Метнер противопоставляет точку зрения Гёте точке зрения витализма как точку зрения метафизическую точке зрения биологической8. Гёте, по Метнеру, «осуждает всякую монистическую пута­ницу», предоставляя «точной науке развиваться в ее направлении и нисколько не навязывая ей своих воззрений»9. Характерен и отзыв Дриша, утверждающего, что взгляды Гёте «не знаменуют собой ощутимого успеха в вопросе витализма»10. Он кренится все в том же направлении. Но оставим в стороне Гёте и спросим себя,


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!