Жанры и стиль публицистики, её особенности



Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна

 

Кафедра журналистики и медиакоммуникаций

 

 

Андрейченко Виктория Васильевна

«ЖУРНАЛИСТИКА В ЛИЦАХ: ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПУБЛИЦИСТА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Обучающейся                  2 курса

Направления подготовки 42.03.02 Журналистика

Форма обучения              очная

 

 

Научный руководитель:
ассистент кафедры медиакоммуникаций и журналистики Л. Г. Хорошилова,

старший преподаватель У. О. Малярчук - Прошина

 

 

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

Заведующий кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Д.К. Первых

 

Симферополь, 2021

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ...................................................... 5

История публицистики ....................................................................... 5

Основные черты публицистики .......................................................... 6

Жанры и стиль публицистики, ее особенности ................................. 8

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ....................................................... 17

2.1. Людмила Анатольевна Обуховская – крымский публицист.......... 17

2.2. Труды Людмилы Обуховской......................................................... 17

2.3. Людмила Обуховская в «Крымской правде»................................. 22

2.4. Интервью с публицистом ................................................................ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................... 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматривается тема «Журналистика в лицах: творческий портрет известного публициста – Людмилы Анатольевны Обуховской». Тема курсовой работы актуальна, поскольку «публицистика - высший род журналистики. <…> Она выделяется тем, что всегда исполнена полемики, спора, борьбы за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда» [Краткая литературная энциклопедия, т.6. - М.: Сов. энциклопедия, 1971].

Из этого определения следует, что публицистика – особый род журналистики, образно говоря, её «высший пилотаж». Научная литература насчитывает десятки определений публицистики, с единым основным аспектом: значимость и актуальность описываемого материала, его злободневность для аудитории. Публицистика, более чем другие виды журналистики нацелена на  оказание влияния  на читателя, на  его убеждения. Поэтому публицистика отличается  актуальностью, злободневностью, образностью, которые являются  средствами для установления близкого контакта с аудиторией, завоевание доверия читателей.

Зинаида Сенук в  работе «Публицистика как фактор развития политической культуры» характеризует публицистику как «способ общественной деятельности творческими методами и с использованием каналов массовой коммуникации». Как видим здесь публицистика характеризуется через категорию деятельности.

Для углубленного исследования сферы публицистики и работы отдельного профессионала этого рода журналистики мы обратились к творчеству известного крымского публициста – Людмилы Анатольевны Обуховской.

Теоретическую часть курсовой работы составляют труды практиков и материалы специалистов в области публицистики. Практическая часть работы состоит из биографии Людмилы Анатольевны Обуховской, анализа литературных трудов публициста, публикаций автора в газете «Крымская правда», в её книгах и интервью с  персоной данного курсового проекта.

Таким образом, объект исследования, сделанного в данной курсовой работе - публицист Людмила Обуховская. Предмет исследования – теоретическая часть публицистики, как определённого рода журналистики,  творческий портрет публициста.

Целью работы является анализ научной литературы и материалов специалистов в сферы публицистического жанра журналистики, анализ творчества публициста, ставшего объектом исследования.

В соответствии с целью исследования, ставятся следующие задачи:

– анализ научной литературы и материалов специалистов в сфере публицистической области журналистики;

– изучение литературно - публицистического творчества журналиста;

– мониторинг издания «Крымская правда» для выявления особенностей стиля публициста;

– интервью, для понимания творческой личности публициста.

Методами исследования стали: анализ и синтез научной литературы, статьи специалистов данной сферы исследования, поисковый метод информации по тематике курсового проекта, мониторинг средств массовой информации, метод интервьюирования.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

История публицистики

История публицистики начинается с ораторского искусства Древней Греции и Рима, сочетавшего приемы риторики, актёрского мастерства и психологии для анализа проблемы и убеждение слушателей в позиции трибуна.

Дальнейшее развитие эти принципы получили в Средние века в христианской религиозной проповеди, с её воспитательно-нравоучительной  функцией. Рождение истинной публицистики относится к эпохе Возрождения, и начинается с памфлета – острополемического обличительного  жанра на актуальную социальную тему.

В основе русской публицистики памятники древнерусской литературы, среди которых «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Слово о погибели русской земли», «Слово о полку Игореве»,

 

 Древнерусская литература  была  в большей степени публицистической, чем художественной, так как служила эмоциональным откликом автора на общественные и социальные события.

Формирование публицистического рода литературы  продолжалось в XVIII веке. Данный период был наполнен различными событиями: реформы Петра I, Екатерины II, войны, крестьянские бунты.  Авторы писали на тему крестьянского вопроса (М. М. Щербатов – против освобождения, А. Н. Радищев, А.П. Сумароков, Ф. Прокопович – за него), формировали антиклерикальные (Ф. Прокопович) и свободолюбивые (Н. И. Новиков) произведения.

XIX век – золотой век публицистики в России. Главные проблемы того периода – притеснение крестьян и злоупотребления власти всех уровней. Ведущие публицисты начала столетия – М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Н. И. Греч и Ф. В. Булгарин. Способствовала развитию публицистических жанров  традиция «толстых журналов», где публиковались литературные, критические и публицистические произведения. В 60-х годах в общественном диспуте участвовали западники (В. Г. Белинский), славянофилы (А. С. Хомяков), революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев).

Мастерство публицистики оттачивалось и в XX столетии. Публицистов начала века тревожила участь государства, его будущее формирование, тема Первой мировой войны. Русскую литературу и социальную жизнедеятельность разделила революция. Большинство ученых, философов, писателей и публицистов эмигрировали, их занимала оставленная родина, в ее настоящем положении многим виделось трагичное будущее.

Советскую же публицистику регулировала цензура. Формированию жанра поспособствовала Великая Отечественная война, на которую отправилось множество авторов в качестве военных корреспондентов. Публицисты говорили о достижениях Советского союза, героизме солдат, единении фронта и тыла.

Журналисты-публицисты и писатели  внесли большой вклад в общую победу советского народа в Великой Отечественной войне. Знаковые персоны и их произведения – А. Толстой («Родина»), Н. Тихонов («Сила России»), Л. Леонов («Размышления у Киева»), А. Довженко («Украина в огне»), И. Эренбург («Душа России»), Вс. Вишневский («Уроки истории»). В 50-80-х годах публицистика была под гнетом партийного давления, однако профессиональные авторы умели  выразить свои мысли в обход цензуры.  Через конкретные бытовые случаи они показывали противоречия (А. Аграновский, В. Песков, Я. Голованов, И. Руденко).

 

Основные черты публицистики

Основные принципы публицистики – это осмысление определённых фактов общественной жизни как представление социально значимых явлений. В таком случае, если не терпится поведать о бюрократии, то нужно не теоретически анализировать, а начать с частного случая, после все подытожить.

В публицистике журналистика непосредственно объединяется с литературой: фактическое, актуальное содержание принимает художественную форму, что проявляется в языке, средствах выразительности. Кроме того, имеет большую значимость впечатление автора и его осмысление факта.

Основные черты публицистики:

– присутствие средств, отображающих экспрессивность в публицистике, больше, чем в других стилях. Использование экспрессивных средств связано с воздействием на аудиторию;

– постоянное стремление к новизне, которое влечет за собой появление большого количества неологизмов;

– неологизмы, с одной стороны, являются мощнейшим средством выражения экспрессии, с другой – неологизмы – колоссальный источник возникновения штампов. Удачно найденный прием, выражение, слово начинает тиражироваться, постепенно теряя экспрессию и со временем становясь расхожим выражением;

– простота и доступность: эти качества публицистического стиля определены массовостью адресата СМИ и связанны с этими требованиями к тексту: небольшие по объему предложения, использование общеупотребительной лексики и логичность, четкость, эмоциональность и т.д.;

 – рекламность: привлечение внимания адресата, особенно проявляющееся в заголовках, — одна из наиболее характерных стилевых черт публицистического стиля;

– документальность – достоверность.

В последние годы категория текста стала объектом пристального изучения исследователей языка. Представляя собой совокупность смыслов, текст рассматривается в лингвистике как некий связный и логичный знаковый комплекс, как некий информационный продукт, порождаемый средой, в которой существует человек. Особенным текстовым материалом является публицистический текст, нацеленный на максимальное воздействие на аудиторию с помощью СМИ [Ляпун 2011]. При этом, безусловно, не исключается наличие свойств публицистичности у других видов текстов – научных, художественных, деловых.

Под публицистичностью в данном случае подразумевается умение любого вида текста оперативно воздействовать на идейно-политическую и социокультурную ориентацию аудитории в определенной ситуации общения автора текста с читателем.

Опираясь на это определение, можно говорить о функциях публицистики:

1) коммуникативной – передача информации;

2) познавательной (эвристической) – расширение представлений о мире;

3) аксиологической – оценочная;

4) творчески-созидательной (приглашение к сотворчеству) – создание модели мира;

5) воспитательной – формирование, формулирование и выражение общественного мнения;

6) эстетической – создание образа реальной действительности;

7) побудительной – побуждение к действию (при этом под «действием» подразумевается не только ролевой акт, но и возникновение переживаний).

Содержательное пространство публицистики – это органичное соединение факта (события, проблемы, ситуации, характера) с авторской оценкой.

 

Жанры и стиль публицистики, её особенности

Жанры публицистики  отличает  органичная целостность содержания и формы, где преимущество всегда принадлежит содержанию, идее и мысли. Содержание, фактическое документальное наполнение в журналистике – главенствующие факторы. Но они, в свою очередь, определяют проблематику и характер, форму и объем публицистического выступления. Поэтому каждую публикацию необходимо рассматривать в целостности специфических свойств его содержания и формы. Но чтобы правильно понять имеющуюся сейчас жанровую систему печати надо знать и историю формирования средств массовой коммуникации, и причины, заставлявшие их совершенствоваться именно так и никак иначе.

С целью недопущения ошибки в определении жанров публицистики необходимо прибегнуть ко всем этим признакам в цельности, а не рассматривать каждый из них  в отдельности.

Зарисовка, беседа, исповедь, очерк, фельетон, памфлет, сказка и рассказ публицистического стиля – им  свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт, как бы, отходит на второй план, для автора приоритетнее умение подняться над явлением, над фактом.

Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы – констатируют, аналитические – осмысливают и обобщают, художественно-публицистические – типизируют реально-документальную действительность.

В последнее время становится популярнее смешение жанров, к взаимопроникновению жанров. И поэтому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые соединили в себе черты двух или более уже давно известных.

Концепция жанров отличается сложностью, многоаспектностью, однако журналисту-практику необходимо ориентироваться в специфике видов и жанров публицистики, это жанровое разнообразие позволяет ему лучше проявить свой профессионализм.

Жанры художественно-публицистических произведений:

1. Очерк – рассказ о реальном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью фактов. В журналистике очерк – самый объёмный жанр, тогда как в литературе – небольшой. Факт – строительный материал очерка.

Виды очерков: описательные, сюжетные, бытовые, документальные, профильные.

2. Эссе – жанр литературы, в котором с помощью логических размышлений автор старается сформировать у читателя представление о собственном понимании процессов и явлений реальности. В нём присутствует высокий эмоциональный накал. Обязательное условие – присутствие авторского «Я», самого автора. Основу эссе составляют его размышления, которые заканчиваются важными выводами и доводами. Язык эссе максимально красочен. Темы эссе актуальны и злободневны. В эссе, как правило, отсутствует сюжет, и он представляет собой свободный поток информации. Виды эссе по тематике: политические, экономические, литературные, публицистические.

3. Зарисовка – высокохудожественное образное описание пейзажа, объекта. Чаще всего, реализуется на телевидении в видовых съемках.

Исходя из названия, можно догадаться, что такого рода журналистские тексты не обладают глубиной, завершенностью и аналитическими размышлениями, как и наброски художников. Автор таких материалов должен быть наблюдательным, так как зарисовка призвана объективно отображать действительность. На телевидении зарисовкой часто называют видовые съемки, некое единство взаимосвязанных кадров (например, «Весна в Москве», «Петербургские мосты», «На бульваре» и так далее).

4. Фельетон – сатирический очерк, описание и обобщение факта, требующего осмеяния, гнева, осуждения аудитории.

Фельетон как художественно-публицистический жанр обладает той же тщательно разработанной категорией повествователя и наглядностью изложения, что и очерк. Однако у него есть и третья стилистическая жанрообразующая черта – в передаче событий он обязательно должен использовать средства комического.

5. Памфлет – наибольшая сатирическая окраска изложения, наиболее масштабный объект разоблачения и осмеяния.

В памфлете всегда звучат ирония, сарказм, насмешка, издевательство над врагом и яркий горячий призыв к читателю. В памфлете выражается, едва ли не исключительно, политическая тематика, его пафос открыто критический. Завуалировано, в нем всегда имеется призыв к читателю принять четкую политическую позицию и некое политическое решение. Объектом отрицания в памфлете, помимо государственной системы, может выступить философская или эстетическая концепция. Памфлетист показывает не отдельный факт, а некий комплекс общественных или идеологических категорий. Памфлет характеризуется более резкой негативной направленностью, стремлением «уничтожить» противника, установкой на отрицание. Если для фельетона характерна, прежде всего, ирония, для памфлета – едкий сарказм.

Публицистический стиль

Публицистику называют летописью современности, так как она сполна отражает имеющуюся историю, обращена к злободневным проблемам общества – политическим, социальным, культурным, бытовым, философским и т.д. Газетно-публицистический стиль речи представлен на страницах газет и журналов, в материалах радио- и тележурналистики, в публичных лекциях, в речи выступающих в парламенте, на съездах, пленумах, собраниях, митингах и др.

Тексты, написанные в этом стиле, отличаются разнообразием тематик и языкового оформления. С одной стороны, один и тот же жанр, например, жанр репортажа, будет довольно разным в газете, на радио и на телевидении. С другой стороны, газетный репортаж отличается от иных газетных жанров – информации, очерка, фельетона.

Все жанры публицистики имеют большинство общих черт, позволяющих объединить их в одно целое. И эти общие черты обусловлены наличием у них общей функции. Тексты публицистического стиля адресованы массам и всегда выполняют – наряду с информационной – воздействующую функцию на читателя. Характер воздействия может быть прямым и открытым. Например, на митинге ораторы открыто призывают массы поддержать или отвергнуть то или иное решение правительства, того или иного оратора, политика.

 Характер воздействия может быть и иным, как бы скрытым за внешне объективной подачей фактов. Сам отбор фактов, их углубленное рассмотрение, характер подачи материала так же предусматривают определённое воздействие на массы. По самой своей природе публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.

Характерная особенность публицистики заключается и в том, что она воздействует не на одного человека, а именно на массы, на общество в целом и на его отдельные социальные группы. В публицистическом стиле значительно сильнее, чем в научном, официально-деловом стилях, просматривается авторская индивидуальность. В данном случае автор выставляет себя не только как определенная личность (со своими неповторимыми особенностями), но и как представитель общества, сторонник определённых социальных идей, интересов.

Язык публицистики

Для языка публицистики  характерны экспрессия, общественно-политическая лексика, логичность, эмоциональность, оценочность, побудительность. Тут могут быть выражения как публицистического стиля, так и художественного (а этот последний стиль может сочетать в себе все остальные и даже давать возможность отступления для наилучшего выполнения авторской задачи).

Особенности лексики – совмещение общественно-политических выражений с разговорными и даже просторечными. Могут быть и авторские неологизмы, переносное значение слов, также пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты. Интересную и новаторскую публицистику можно встретить в гонзо-журналистике.

Средства выразительности обусловлены функциями. С экспрессивностью связана оценочность, для этого используются эпитеты с положительной или отрицательной оценкой. Могут использоваться метафоры и сравнения, чтобы убедить читателя и передать ему авторскую позицию. Информативность достигается документальностью изложения, выражающимися специальными терминами, профессиональными выражениями.

Публицистический стиль служит для воздействия на людей и их осведомление через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты). Он характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью, оценочностью, призывностью. В нём обязательно присутствует, помимо нейтральной, высокая, торжественная лексика и фразеология, эмоционально окрашенные слова, употребление коротких предложений, рубленая проза, безглагольные фразы, риторические вопросы, восклицания, повторы и др. На языковых особенностях рассматриваемого стиля влияет широта тематики: появляется необходимость использования специальной лексики, требующей пояснений. С другой стороны, ряд тем оказывается в центре общественного внимания, и лексика, имеющая отношение к этим темам, получает публицистическую окраску. Среди таких тем следует выделить политику, экономику, образование, здравоохранение, криминалистику, военные темы.

Для публицистического стиля характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской (энергичный старт, твёрдая позиция, тяжелейший кризис).

Этот стиль используется в сфере политико-идеологических, общественных и культурных сфер. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие идёт не только на разум, но и на чувства адресата.

Назначение стандартных лексических средств -  упростить восприятие информации массы и, тем самым, достичь определенного коммуникативного воздействия на читателя; кроме того, стандартные средства применяются для того, чтобы придать тексту известное единство и способствовать ясности сообщения.

Исследователь В. Горохов в своей работе «Закономерности публицистического творчества» определяет признаки публицистики в сравнении с информационной журналистикой. Это, прежде всего, ярко выраженное авторское начало, концептуализм, масштабность выводов и обобщений, истолкования проблем жизни общества.

«Публицистическое произведение более широко и объемно захватывает жизненный материал и, отображая факт общественно-политической деятельности, развивает политическую идею применительно к более широкому кругу духовных ценностей», – отмечает В. Горохов.

Публицистичность порождает особый тип убедительности. Публицистический дискурс исключают многообразие интерпретаций, предполагая единственное, наиболее полное и адекватное истолкование сообщения адресатом. Эти критерии отмечает в своей работе «Принципы исследования публицистики на современном этапе» П. Каминский.

Примеры

Эпоха Просвещения в Европе является прекрасным временем для публицистики (Вольтер, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Л. де Монтескьё).

В России наибольшего внимания заслуживают авторы XIX века. Множество писателей обращалось к публицистике – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А. Некрасов, А. И. Герцен. Критика была не аналитическим, а публицистическим жанром, авторы затрагивали и общественные проблемы (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев).

Общественная мысль рубежа веков была направлена на поиск пути формирования России. Творческая интеллигенция предвещала грядущие перемены и пыталась осмыслить их зарождение в данный момент. И пути виделись разные. Л. Н. Толстого интересовали вопросы образования, семьи, религии. Спасение он видел в нравственности и прощении, выступал против насилия. В это же время М. Горький видел будущий переворот, в его публицистике звучит призыв к свободе и справедливости. Однако после революции он разочаровался в осуществлении великой идеи всеобщего равенства, что отразилось в его «Несвоевременных мыслях». Свое отношение к революции, роли интеллигенции выражал и А. А. Блок («Интеллигенция и революция»).

Публицистика времен войны удивляет энергичностью, сильным гражданским посылом к объединению против врага. Главные авторы – А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, М. Шолохов, К. Симонов, Б. Горбатов, Л. Соболев, В. Вишневский, Л. Леонов, М. Шагинян, А. Сурков, В. Величко.

А. И. Солженицын является запоминающейся фигурой в послевоенной публицистике. В первую очередь потому, что он один из первых, кто пошел против системы. Его произведения на лагерную тему отличаются ярко выраженной публицистичностью и гражданской позицией («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»). После возвращения на родину в 1990 году также писал на тему будущего развития страны, ее нового пути («Как нам обустроить Россию).

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать выводы, что жанры публицистики – оригинальны и неповторимы, они применяются для того, чтобы сделать журналистский материал более образным, красочным и легко воспринимающимся. А поскольку публицистические жанры призваны действовать эмоционально на массы –  тексты должны быть оригинальны и неповторимы. Аудитории проще читать материал, который будет наполнен остротой, иронией, эмоциональностью и личным виденьем автора той или иной проблемы, явления или события. Так уж устроен человеческий мозг – бросаться на то, что блестит или трещит по швам.

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 315; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!