IX . Образы-персонажи. Система образов.
ХАРА́КТЕР художественный (= характер литературный) – это образ человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования.
Важно: В литературном произведении рисуется не просто характер человека (как мы в обыденной жизни говорим о характере своих знакомых или соседей), характер в литературе всегда ОБРАЗ, а образ отличается тем, что несет в себе какую-то идею. Система персонажей – это система идей литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-ПЕРСОНАЖА
ВСТУПЛЕНИЕ. Место персонажа в системе образов произведения. (см. схему «отношения между персонажами).
1. Своеобразие мировоззрения (система ценностей, основные жизненные позиции, убеждения, идеалы).
2. Круг умственных интересов, склонностей и привычек.
А) характер деятельности и основных жизненных устремлений
Б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)
3. Область чувств:
А) тип отношения к окружающим
Б) особенности внутренних переживаний (воссоздание чувств, мыслей, побуждений, их движение и развитие в художественном произведении)
4. Авторское отношение к персонажу.
Какие черты личности (характера) выявляются в произведении:
|
|
А) с помощью портрета
Б) в авторской характеристике
В) через характеристику, которую дают персонажу другие действующие лица
Г) с помощью предыстории или биографии
Д) через цепь поступков
Е) в речевой характеристике
Ж) через сопоставление с другими персонажами
З) через окружающую обстановку (в том числе интерьер или отражающий настроение пейзаж)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С какой авторской идеей связан этот персонаж.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ
1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ
А) Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого
Б) Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого
В) Персонажи-двойники (У Достоевского)
2. СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ (влияние одного на судьбу другого)
3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (вплоть до прямого столкновения, как в «Мексиканце» Дж.Лондона)
4. «КРЕЩЕНДО» ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ
5. «СЛУЧАЙНЫЙ» ПЕРСОНАЖ (персонаж, не вступающий ни в какие отношения с действующими лицами, убеждающий в реальности происходящего или необходимый для создания определенной атмосферы)
6. ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА (нужен для включения в сферу внимания читателя персонажей другого произведения, может вызывать исторические ассоциации)
|
|
КАК СОЗДАЕТСЯ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА
1. Портрет: одежда, черты лица, телосложение, манеры, походка и др.
2. Речевая характеристика. Может идти в нескольких направлениях:
а) речевое поведение – короткие отрывистые фразы, непонятная, запутанная речь, четкие и логичные высказывания, скороговорка или , наоборот, замедленный темп – все это может говорить о сиюминутном душевном и физическом состоянии человека;
б) собственно, содержание речи: образная «народная» речь, речь образованного человека, диалектные слова, акцент, агрессивная, «лакейская» лексика и т.п.
3. Самохарактеристика. Прямые высказывания героя о себе (могут совсем не совпадать с авторской оценкой).
4. Характеристика со стороны других персонажей.
а) прямые высказывания других персонажей о герое;
б) отношение других персонажей.
5. Эмоциональная сфера героя, ее выражение.
6. Поступки. Самый главный способ характеристики.
7. Прямая авторская характеристика. (Может быть ироничной).
8. Мировоззрение героя (его отношение к людям, к себе, представление о цели своей жизни и о месте среди других людей).
9. Сопоставление с другими персонажами ( по принципу сходства или противоположности).
Х. Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ). Функциональная деталь. Подробность.
XI . Пейзаж.
|
|
Можно обобщить функции пейзажа в литературном произведении и назвать наиболее типичные.
1. Иллюстративная. Не наделенная самостоятельным значением. Указывает на место действия. Например, экзотический пейзаж любили романтики, он дополнял «исключительные обстоятельства» .
2. Психологическая. Передает внутреннее состояние героя. Может служить контрастом к состоянию героя. Пейзажи в «Герое нашего времени» , увиденные глазами автора или Печорина, позволяют нам лучше понять героя.
3. Символическая функция. Пейзаж символизирует собой что-то. Например, буран, метель у Пушкина определяют момент испытания для героя. Или лес, с которым в мифологии часто связан переход из одного мира в другой.
4. Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско” вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
XII . Интерьер. Мир вещей.
XIII . Роль подтекста и интертекстуальные связи.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 585; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!