Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь



II . Автор-повествователь-рассказчик (герой-рассказчик). От чьего лица ведется повествование. Соотношение автор – персонаж.

Автор – реальный человек с фактами биографии и т.п., живущий в реальном мире и времени. Все остальные - это персонажи художественного мира. Повествователь может быть приближен к автору, может не совпадать с ним. Рассказчик – тот, кто рассказывает конкретную историю, - как правило наделен собственными чертами, о которых читатель может узнать из его манеры говорить, из его оценок, из специфики его взгляда на события. Герой-рассказчик – тот, кто рассказывает о событиях, в которых сам принимает участие. Хрестоматийный пример сложной организации рассказчиков – «Повести Белкина» Пушкина, где есть Белкин-издатель и повествователь, который иногда представляет события еще в чьем-то пересказе, который он «запомнил почти дословно» и т.п.. Этот «многослойный фильтр» нужен автору для того, чтобы читатель не получил готовые выводы, а из сопоставления позиций каждого из повествующих догадался о подлинном положении дел. (См. еще «несобственно-прямую речь»)

Три типа текста относительно лица говорящего.

Любая речь исходит от я, обращена к ты и повествует о нем (или о я, или о ты). Личные местоимения (я, ты, он) выступают и основой построения высказываний. В соответствии с тремя участниками речевого акта речь может строиться от 1-го, 2-го или 3-го лица. (Мы сейчас не рассматриваем комбинирование этих трех типов, которое, конечно, встречается в реальной речи чаще всего.).

«Я рассказываю…» (1 тип речи)

1-ый тип речи – высказывания от 1-го лица. Сюда относятся высказывания с использований форм  местоимений «я»  и « мы», а также высказывания с косвенными средствами выражения «я».

1) Высказывания с использований форм местоимений я и мы, или соответствующими глагольными личными формами и притяжательными местоимениями (мой,наш).

Примеры: Я знаю силу слов; Люблю (форма глагола указывает на 1-е лицо) грозу в начале мая; Нам целый мир чужбина; Мои мечты сбудутся; Наши кони быстрые.

2) Высказывания побудительные или вопросительные. Они обнаруживают я благодаря тесной связи между я и ты в таких типах предложений. Обращенный к собеседнику вопрос или побуждение может исходить только от я. Примеры: Посмотри вокруг; Пойдемте гулять; Какое сегодня число? (вопросы, кроме риторических) всегда обращены к присутствующему «ты»).

3) Высказывания эмоционально-восклицательные: Как хорошо! Что за прелесть эти сказки! Как не стыдно! И т.п. (Косвенно тоже указывают на присутствие собеседника, неважно, реального или воображаемого).

4) Высказывания с вводными словами или сочетаниями. Помимо разнообразных значений, которые вносят вводные слова в высказывание, они обнаруживают «голос» говорящего, автора. Не являясь членами предложения, такие слова указывают на отношение автора к тому, о чем говорится, показывают его уверенность или неуверенность и т.п. Примеры: Дверь, к моему изумлению, растворилась, и в комнату вошел лев. Полагаю, дело и без того сделано.

II тип речи («Ты рассказываешь…»)

 Так как в высказывании я и ты/вы неразрывно связаны (ты и вы не может быть без я или мы), то обращение ко второму лицу – это тоже один из способов «проявления» я говорящего: Дорогая Машенька, в кабинете у вашего отца висит ваш портрет. На вашем лице улыбка. А улыбка свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь жизни. Это могло бы звучать так: Дорогая Машенька, я видел в кабинете у вашего отца ваш портрет. Я заметил на вашем лице улыбка. Я полагаю, что улыбка свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь жизни. Во втором типе речи присутствуют сразу два лица я и ты.

Может быть и такой тип ты-высказывания, когда наблюдатель самоустраняется и показывает собеседнику картинку словно бы со стороны:

После первого визита, нанесенного тебе в городе сельским учителем, минуло порядочно времени, и многое произошло, и ты, Михаил Топорный, снова значительно продвинулся вперед и многого достиг, и уже сидишь среди бела дня в одной из комнат квартиры Веславы; а рядом с тобой сидит ее отец, мужчина дородный и видный, и вы оба нетерпеливо поглядываете на двери другой комнаты, за которой твоя вторая жена, Веслава Топорная, урожденная Яжецкая разрешается от бремени.

III тип речи (от 3-го лица)

Это самый распространенный тип речи, поэтому специально обращать на него внимание в анализе следует только в том случае, если вы заметили какие-то выдающиеся особенности этого рассказа – особенную стилистическую окраску или необычную лексику.

IV тип речи.

Вы знакомы с несколькими формами введения в текст чужой речи. Это прямая речь и диалог, косвенная речь, цитирование. Сейчас мы познакомимся с еще одной очень важной формой передачи чужой речи – несобственно-прямая или несобственно-авторская речь.

С определением повествователя связана и проблема точки зрения в литературе. (Подробнее о точке зрения Б.Успенский)

Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь

Способ передачи чужой речи, при котором используются элементы прямой и косвенной речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем

лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажаисточника информации, егоинтонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее

сближает воспроизведение манеры речи говорящего(его подлинных выражений, строя речи), с косвенной речью –то, что в ней личные формы глаголов и местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом не используются

никакие вводящие глаголы речи и мысли ("говорил, что…"; "сообщил, что…"), т.е. отсутствует формальный сигнал перехода отавторской речи к

чужой.

Н.п. р. не выделяется в тексте авторскими словами, не вводится как придаточнаячасть сложноподчиненного предложения.

По словам М. Бахтина, несобственно-прямая речь является "наиболее важным и синтаксически шаблонизированным <…> случаем интерферирующего слияния двух, интонационно разнонаправленных речей", проявлением речевой интерференции в языке».

III . Структура (построение) худ. текста или его композиция , причём применительно не только к произведению в целом, но и к отдельным его элементам: композиция образа , сюжета , строфы и т. п.

В дальнейшем речь пойдет о КОМПОЗИЦИИ.

Композиция. Композиционные приемы. Опорные «точки» композиции.
Композиция – определенное художественно значимое расположение элементов, частей произведения, организация последовательности повествования.

 

Различают четыре основных композиционных приема – повтор, усиление (нарастание каких-либо свойств или черт или, наоборот, ослабление), противопоставление (сопоставление) и монтаж. Зеркальная композиция – один из видов повтора. Повторяемые в начале и конце сцены называются кольцевой или опоясывающей композицией.

Для эпического произведения эти элементы обычно следующие:

1. Экспозиция (или пролог) – предварительное знакомство с местом и временем действия, сведения о действующих лицах и какие-то предварительные замечания, которые автор считает нужным сообщить читателю до начала действия. Может отсутствовать. Простейший пример: сказка «Репка» - жили-были дед и баба, посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая – все это экспозиция.

2. Завязка конфликта. Конфликт – противоречие, которое двигает сюжет. Конфликт стремится к разрешению, и благодаря этому действие развивается. Конфликт в сказке «Репка» возникает тогда, когда дед обнаруживает, что один не может вытащить репку – «тянет-потянет, вытянуть не может».

3. Развитие действия. Позвал дед бабку и т.д. до кошки.

4. Кульминация. Конфликт достигает наивысшей точки, когда должна последовать развязка – разрешение конфликта. Позвала кошка мышку – конфликт достиг наивысшей стадии – здесь либо конфликт разрешится (вытянули репку), либо окажется неразрешимым (трагическим – заплакали все и пошли домой без репки, а репка сгнила на огороде).

5. Развязка. Вытащили репку.

6. Эпилог. В сказке «Репка» отсутствует. А можно было бы изобразить пир по случаю сбора урожая и поедание репки (кому какой кусочек достался).

Информативным для анализа композиции будет нарушение традиционной последовательности, необычность композиции, перестановка или отсутствие необходимых элементов и т.п.

Стоит подумать над использованием композиционных приемов (см. выше). Например, кольцевая композиция в рассказе Бунина «Ида» задает контраст «нестерпимой пошлости жизни» и изредка встречающихся в ней вкраплений подлинного.

Иногда композиция заведомо обусловлена жанром произведения. Например, в детективе события начинают разматываться с конца, постепенно приближаясь к началу.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!