Раздел 3 Художественное произведение – 1 час.



Художественное произведение: форма и содержание.

Раздел 4 Тема и идея произведения. Проблематика и конфликт. Композиция произведения – 4 часа.

Тема и идея произведения. Тематика и проблематика произведения. Композиция произведения. Стадии развития действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог) и основные способы изображения. Фабула и сюжет. Реализация фабулы в сюжете. Основные способы изображения. Автор в произведении. Авторская позиция и способы её выражения. Автор и герой. Авторские отступления.

 (Тексты: М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"; Л.Н.Толстой "После бала"; И.С. Тургенев "Рудин"; И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"; М Г. "Старуха Изергиль"; М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита", А.С.Пушкин "Евгений Онегин"; И.С.Тургенев "Отцы и дети"; А.П.Чехов. Рассказы; В.Распутин. Рассказы).

Практическая работа: реализация фабулы в сюжете.

Раздел 5 Анализ прозаического произведения – 3 часа.

Многоплановость произведения. Соотношение жизненного материала и художественного сюжета. Заглавие и эпиграф в связи с общим замыслом. Система образов. Эпизод как часть целого произведения, его строение и связь с другими эпизодами. Содержательная функция эпизода. Виды связей эпизодов: причинно-следственные, причинно-временные, собственно временные.

(Тексты: Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"; М.Горький. Рассказы; М.А. Шолохов "Тихий Дон"; Б.Пастернак "Доктор Живаго"; А.И.Солженицын. Рассказы.)

Практическая работа: анализ эпизода по плану (См. Приложение ). Создание собственного произведения.

Раздел 6. Роды литературы – 2 часа.

Признаки родов: предмет изображения, объем изображения, способ повествования, способ композиционных связей, способ изображения времени, способ организации сюжета.

Раздел 7. Жанры литературы – 3 часа.

Эпос: принцип повествования, особенности поэтики, разновидности жанров. Рассказ. Разновидности рассказов. Композиционные приёмы повествования.

Лирика: содержание, объект и субъект изображения и т.д., разновидности жанра.

Драма: происхождение жанра, его свойства, содержание, отличие драмы от эпоса и лирики, разновидности жанра, классическая схема драмы. Группировки персонажей. Драматургический конфликт.

Тексты: А.И. Куприн "Гранатовый браслет", А.А.Фет "Шепот, робкое дыханье"; К.Бальмонт "Вечер. Взморье. Вздохи ветра", М.Горький "На дне).

Практическая работа: создание собственного произведения в жанре рассказа.

Раздел 8. Язык художественного произведения – 3 часа.

Свойства языка художественной литературы, языка как основного средства, при помощи которого художник достигает индивидуализации изображения жизни. Отбор и использование изобразительно-выразительных средств. Тропы и фигуры речи.

 (Тексты: И.А.Бунин "Антоновские яблоки"; А.Платонов "Маркун").

Практическая работа: анализ художественной ткани отрывков из указанных произведений.

Раздел 9 Особенности стихотворного языка – 4 часа

Стихотворная речь. Системы стихосложения. Размеры стиха. Рифма. Способы рифмовки. Строфа. Стопа. Звукопись.

 (Тексты: Поэзия Ф.Тютчева, А.Фета, А.Блока, А.Ахматовой, М.Цветаевой, В.Маяковского, Б. Пастернака).

Практическая работа: анализ лирического произведения по плану анализа лирического произведения (См. Приложение.

Раздел 10. Историко-культурный процесс. Литературные направления – 2 часа.

Литературное направление как единство идейно-художественных особенностей. Художественный метод. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Модернизм. Постмодернизм.

Раздел 11 Творческая мастерская – 3 часа.

Презентация творческих проектов.

Тематический план

№/п Наименование раздела и тема Количество часов Практическая работа Форма контроля результата
1. 1.1. 1.2.   1.3. 1.4. Художественная литература как вид искусства Художественная литература как учебный предмет Значение художественной литературы в развитии общества и жизни человека Теория литературы Литературная критика 4 Практическая работа: конспектирование Групповая рефлексия
2. 2.1. 2.2.   2.3.   2.4. Художественный образ Система образов, средства создания образа Тип. Литературный характер. Герой литературного произведения. Персонаж. Понятие прототипа. Художественное время и художественное пространство 4 характеристика литературного героя Письменная работа
3. 3.1. Художественное произведение Содержание и форма 1 Лекция-беседа Конспектирование
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Тема. Идея. Множественность идей и тем произведения Фабула и сюжет Композиция произведения Образ автора 4 Практикум: реализация фабулы в сюжете Работа с текстом, индивидуальное занятие.
5. 5.1. 5.2.     5.3 5.4 Анализ прозаического произведения План анализа прозаического произведения Анализ эпизода художественного произведения 3 Практикум: анализ эпизода по плану (См. Приложение 2).  Творческий практикум: Создание собственного произведения.     Письменный анализ, индивидуальное занятие.
6.   6.1. 6.2. 6.3. Литературные роды Эпос Лирика Драма 3 Урок-семинар Контрольная работа
7.   7.1. 7.2. 7.3. Жанры литературы Жанры эпоса Жанры лирики Жанры драмы 3 Урок-семинар создание собственного произведения в жанре рассказа.  
8. 8.1.   8.2.     8.3. Художественная речь. Особенности языка художественного произведения Типы организации художественного произведения Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении 3 Урок-исследование, творческая лаборатория Составление словаря, выполнение теста, индивидуальное задание, анализ художественной ткани отрывков из указанных произведений.  
9. 9.1.     9.2. 9.3. 9.4. Особенности стихотворного языка Интонация. Ритм. Системы стихосложения Размеры стиха Стопа. Рифма. Строфа. 4 Творческая лаборатория, урок-практикум Составление словаря, групповое задание, анализ лирического произведения по плану анализа лирического произведения (См. Приложение 3).
10. 10.1. 10.2 Историко-литературный процесс. Литературные направления   2 Урок-лекция, урок-конференция Реферат
11. Творческая мастерская 3 Творческая мастерская, читательская конференция Презентация собственных проектов, написание и представление собственного произведения.

Итого: 34 часа

Приложение 1

Примерный план характеристики героя литературного произведения.

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой он живет.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Пейзаж.

6. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

7. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.

8. Чувства литературного героя, его отношение к другим действующим лицам.

9. Отношение других действующих лиц к данному герою.

10. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

 

 

Приложение 2

Анализ эпизода художественного произведения

1. Определение темы эпизода.

2. Место эпизода в идейном замысле писателя.

3. Определение границ эпизода.

4. Выяснение читательского впечатления (читательское восприятие, мысли, чувства).

5. Наиболее значимые художественные детали (пейзаж, речь, интерьер).

6. Как раскрывается в данном эпизоде герой? (его мысли, чувства, переживания).

7. Авторская позиция (на чьей стороне автор).

 

Приложение 3

Анализ лирического произведения

1. Автор, название, история создания, прототипы, кому посвящено, время

появления.

2. Близость автора к литературным течениям и направлениям.

3. Тема произведения, его идея.

4. Развитие конфликта и сюжета (если есть).

5. Художественные образы стихотворения.

6. Использование литературных приемов, поэтической лексики, приемы звукописи.

7. Жанр и стихотворный размер.

8. Лирический герой.

9. Место произведения в творчестве поэта.

10. Личное отношение к стихотворению.

 

Приложение 4

Анализ прозаического произведения

1. Автор, название, история создания, прототипы, события, вызвавшие появление

произведения, время появления и т.д.

2. Тема произведения, его основная мысль (идея).

3. Структура содержания: сюжет и фабула, сюжетные линии.

4. Портреты и характеры основных героев.

5. Своеобразие композиции: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация,

развязка.

6. Стилевые особенности произведения.

7. Авторская позиция.

8. Произведение в оценке критики.

9. Личное отношение к произведению.

 

Приложение 5

Анализ драматического произведения

1. Общая характеристика драматического произведения:

А. история создания, жизненная основа, авторский замысел.

Б. сюжет и композиция.

В. основной драматический конфликт, этапы его развития.

Д. характер развязки (комический, трагический, драматический).

2. Анализ отдельных сцен, действий, явлений.

3. Сбор материалов о персонажах:

А. внешность;

Б. поведение в различных ситуациях;

В. речевая характеристика (содержание речи, манера речи, стиль, словарь);

Г. само- и взаимохарактеристика..

4. Вывод:

А. система образов (положительный, отрицательный);

Б. тема, идея, смысл заглавия;

В. жанр произведения и его художественные особенности.

Литература

Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.

1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань: Изд. - во Казан. Ун-та, 2006. - 342 с.

2. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 197 с.

3. Бершадская Н.Р. и др. Литературное творчество учащихся в школе. - М.: Просвещение, 1986. - 233 с.

4. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы: Методика преподавания литературы: Пособие к спецкурсу. - М.: Просвещение, 1979. - 236 с.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.

6. Жижина А.Д. Как постигать язык поэзии. - М.: Просвещение, 1997. - 189 с.

7. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. - М.: Просвещение, 2001. - 192 с.

8. Кожинов В.В. Как пишут стихи. - М.: Педагогика, 2001. - 207 с.

9. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Развитие творческого мышления школьников. - Л.: Знание, 1987. - 38 с.

10. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка. - М.: Академия, 200→2. - 144 с.

11. Левин В.А. Воспитание творчеством. - Томск: Пеленг, 199→3. - 56 с.

12. Лук А.Н. Теоҏетические основы выявления творческих способностей. - М.: Просвещение, 1991. - 325 с.

13. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., Просвещение, 1974. - 275 с.

14. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1987. - 96 с.

15. Нечаева Н.В. Организация литературного творчества. - М.: Просвещение, 1993. - 194 с.

16. Развитие творческой активности школьников / Под ҏед. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 61; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!