Факторы, определяющие результативность педагогического процесса



 

В результате практических и теоретических исследований педагогическая наука определила четыре фактора, определяющих результативность педагогического процесса. Это: учебный материал, методы организационно- педагогического взаимодействия, обучаемость учащихся, время обучения.

Учебный материал. Об этом компоненте учебного процесса сказано достаточно. Однако особенность предмета нашего исследования заставляет вернуться к нему еще раз. Учебный материал можно рассматривать с ряда позиций: его сложность, система преподнесения.

Сложность материала также не однозначная категория. Если обычно сложность музыкального материала определяется особенностями его музыкальной формы, фактуры, музыкального языка, жанровой принадлежностью, то при работе с произведениями духовной музыки ведущей компонентой выступает возможность адекватного осознания духовного содержания произведения, т.е. его духовно-информационной сущности.

Известно, что информация подразделяется на когнитивную, т.е. несущую знания, и управляющую, т.е. несущую принципы освоения когнитивной информации. В произведениях духовной музыки одновременно присутствуют оба названных типа. В этой музыке содержатся ответы на два вопроса: что познавать и как познавать. Обычный учебный материал характеризуется наличием дидактической обработки, благодаря которой объективно существующая информация «приспосабливается» для освоения. В этой связи целесообразно поставить вопрос: допустима ли дидактическая обработка произведений духовной музыки. Ответ должен быть отрицательным. Такую обработку может выполнять только сам обучающийся и никакое постороннее вмешательство не допустимо. Слушатель или учащийся должен получать объективную, чистую информацию. Преподаватель может только контролировать количество информационно-смысловых элементов, предлагаемых учащимся, чтобы не допустить их информационной перегрузки. Кроме того, изучая разные жанры музыкально-духовных произведений, преподаватель должен учитывать возможности восприятия учащихся и, распределив весь учебный материал, предлагать произведения, доступные восприятию.

Это обстоятельство входит во второй фактор учебного процесса – методы организационно-педагогического взаимодействия. Педагогика включает сюда группу продуктогенных причин, характеризующих деятельность преподавателя и качественный уровень учебного процесса. В составе этой группы факторов традиционно выделяются две части. Первая, которую в музыкальной педагогике называют «музыкальным фоном» или «музыкальными обоями», в котором живет человек и вторая, непосредственно связанная с учебным процессом.

Третий фактора учебного процесса – «обучаемость учащихся». В педагогике восприятия произведений духовной музыки под «обучаемостью» понимается возможность адекватного восприятия произведений духовной музыки. Вопрос может рассматриваться в двух планах: психологическая готовность и наличие способности адекватного восприятия определенного количества информационно-смысловых элементов. И первый, и второй планы возникают, главным образом, в связи с практически полным отсутствием религиозного образования в нашем обществе. Музыковеды, культурологи (Носина В. Б., Берченко Р. Э., Махлина С. Т. и другие)[17] говорят том, что, например, во времена Баха музыку слушали не так, как сегодня. Обществу того времени были понятны денотаты Баха – годовой церковно-праздничный обиход. Оно воспринимало символы свершения, жертвенности, страдания, восхождения и т.п. Сегодняшнему слушателю все это если не чуждо, то достаточно от него далеко.

Сама «обучаемость» зависит от таких составляющих, как особенности нервной системы, темперамента, общих характеристик мышления, т.е. всего того, что психология называет чертами личности, а также от психологической установки, мотивации ценностных ориентаций и ряда социальных факторов.

 Фактор «времени» имеет в нашем исследовании одно из важнейших значений, т.к. рассматривается нами как единица измерения адекватности восприятия произведения. В самом деле: если мы имеем два равных результата педагогического взаимодействия, но первый достигнут за 45 минут, а второй за 1,5 часа, то можно ли считать равной адекватность восприятия в двух названных случаях. Очевидно, нет. Поэтому мы рассматриваем время, во-первых, как физическую массу, израсходованную на данное произведение или данную тему для всего коллектива учащихся, во-вторых, как единицу меры адекватности восприятия и, в-третьих, как время сохранения информации в сознании обучающихся.

Структурно-логические схемы разрабатываются по-разному для разных вариантов учебного материала, соответствующим стадиям его освоения:

1. на первой стадии, при организации учебного процесса для всей совокупности студентов без дифференциации по уровню их восприятия наилучшим считается вариант с наименьшим объемом информации;

2. на второй стадии необходимо опираться на результаты предыдущего этапа, по результатам которого целесообразно выделение разных группы студентов:

· Студенты, которые удовлетворены полученной оценкой и не намерены продолжать изучение духовной музыки сверх программы, установленной учебным планом, не включаются в дальнейшую работу. В этой группе можно говорить об уровне восприятия коллективного субъекта.

· Студенты, которые не удовлетворены полученной оценкой, и намерены повысить ее, но только в рамках материала, входящего в учебную программу, получают произведения этой же, не высокой, группы информационной емкости.

· Студенты, которые удовлетворены полученной оценкой, но намерены продолжать изучение духовной музыки сверх программы, установленной учебным планом, получают произведения повышенной информационной емкости.

 Для второй и третьей групп устанавливается уровень восприятия индивида. Построение учебного материала при таком подходе опосредовано опытом каждой личности.

 

Резюме

Музыкальное восприятие является видом духовной деятельности, в которой следует различать две стороны: духовно-теоретическую и духовно- практическую, понимая под последней процесс формирования личности. «Духовно-практическая и духовно-теоретическая составляют единый тип социальной деятельности – духовную. Если в ходе духовно-теоретической деятельности лишь вырабатываются идеи, представления, оценки, в ходе духовно-практической деятельности они внедряются в сознание людей, становясь достоянием их мировоззрения».[18] Причем «в первом случае продуктом деятельности является идеальное в чистом виде как духовный потенциал общества, его духовные ценности, а во втором – продуктом выступают те же духовные ценности, но усвоенные людьми, ставшие его достоянием. Таким образом, результат духовно-практической деятельности заключается в изменении не просто сознания, но и его субъектов»[19]. Обучение должно использовать методы воздействия на интеллектуальную сферу, воспитание более апеллирует к мотивационной области, развитие, опираясь на два предшествующих этапа, обращает внимание на «зону ближайшего развития». При организации педагогического процесса, в том числе в условиях высшей школы, едва ли не важнейшим компонентом является обратная связь, как основа качественного управления всем процессом.


Вопросы и задания для самоконтроля по главе 2 «Система условий и факторов, форм и методов в педагогике восприятия»

 

1. В чем состоит сущность категорий «условие», «фактор», «форма», «метод». По каким из этих категорий обнаруживается различное толкование

2. В чем проявляется специфика проявления условий и факторов, форм и методов в педагогике восприятия

3. Назовите основные этапы мышления

4. Назовите главные формы предоставления информации

5. В чем сущность линейной формы предоставления информации.

6. В чем сущность концентрической формы предоставления информации.

7. В чем сущность спиральной формы предоставления информации.

8. Как классифицируются элементы восприятия.

9. Что такое информационная насыщенность

10. Сформулируйте определение результативности педагогического процесса

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!