В педагогике музыкального восприятия произведений духовной музыки



 

Педагогический процесс в целом и его составная часть педагогика музыкального восприятия имеют множество взаимосвязанных подсистем, находящихся в сложном взаимодействии. Одни из них включаются в другие, некоторые выступают в подчинении и соподчинении, третьи находятся в соприкосновении. В любом случае первоначально необходимо установить два уровня:

1. уровень условий и факторов, определяющих сам педагогический процесс;

2. уровень форм и методов, составляющих педагогику музыкального восприятия.

Система условий педагогики восприятия зависит, прежде всего, от социально-духовной направленности общества. Этот фактор значим по отношению к любому жанру музыки, но он становится особенно существенным, когда мы говорим о восприятии духовной музыки. Общая педагогика вычленяет четыре главных компонента, определяющих уровень форм и методов: цель, содержание, деятельность, результат. Каждый из них – комплексное, сложное понятие, требующее самостоятельного анализа.

Разработка форм и методов в педагогике восприятия не может выполняться в отрыве от общих положений дидактической науки. Именно она определяет зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие решение поставленных задач. Именно дидактика выполняет диагностическую и прогностическую, а также практическую функции.

Как известно, в дидактической науке выделяются общая и частные дидактики. Вопросы общей дидактики рассматривает общая педагогика. Проблемы частной дидактики непосредственно соприкасаются с педагогикой восприятия и включают в себя конкретное содержание, формы и методы работы. Их основой может стать такая система: ясность – ассоциация – система – метод. Основы этой «цепочки действий» были названы еще Я. А. Коменским[10] (1592-1670), но применительно к восприятию духовной музыки с учетом современных мировоззренческих концепций они вполне может быть применимы. Современные теоретики-дидактики[11] считают, что без опыта гербартианского воспитания не было бы современной теории и практики воспитания.

Процесс восприятия можно трактовать в узком смысле, как начальный процесс любого познания, и в широком смысле - как деятельность, формирующая личность. При таком подходе в педагогику восприятия включаются, кроме непосредственного восприятия музыки (или шире – явления), его осознание, закрепление в памяти, ассоциативный анализ других произведений, т.е. осмысление гипотезы и доведение результата до заданного уровня.   

Можно следующим образом представить этапы процесса восприятия[12]: 

· Ощущение трудности. Это может быть осознанный или интуитивный процесс.

· Определение конкретной трудности и постановка на этой основе конкретной задачи. Под конкретной задачей может пониматься и отказ от решения трудности.

· Оценка степени решения задачи, т.е. в данном случае - степени адекватности восприятия духовной музыки.

· Последующая работа по утверждению или опровержению поставленной оценки.

Эти этапы работы соответствуют концепции, сформулированной американским психологом и педагогом Джеромом Бруннером и названной им «обучение через совершение открытий». Подобный подход был разработан авторами «теории черт»[13]

Формы предоставления информации.

Понятие информационной насыщенности

 

Главный тезис учебного процесса: процесс восприятия должен  представлять движение от знания-знакомства к знанию-трансформации. В зависимости от подготовленности учащихся и изучаемого материала учебный процесс может иметь различную структуру предоставления информации. Наиболее распространенными являются[14] линейная, концентрическая и спиральная структуры изложения материала.. В линейной отдельные части материала образуют непрерывную цепочку. Дидактика считает этот метод пригодным для изучения музыкальных дисциплин. Его особенностью является тот факт, что к каждому элементу цепочки обращаются, как правило, один раз. Концентрическая структура предполагает возвращение не только к изученным частям курса, но и к полученным знаниям Последнее особенно важно, т.к. предполагается накопление информации на каждой новой ступени. На первой – приобретаются только элементарные сведения, в дальнейшем имеется возможность их углубления и расширения. Особенностью спиральной структуры изложения является тот факт, что исходные знания и основная проблема постоянно остаются в поле зрения при постепенном расширении и углублении круга информации. Дидактика предлагает этот метод для общественных и философских наук. Так как важнейшим компонентом педагогики восприятия являются мировоззренческие науки, то и спиральный метод может рассматриваться в качестве основного. В спиральной структуре нет перерывов или одноразовости. Это постоянно восходящий процесс, опирающийся на совокупность всех знаний. Накопленные информация и эмоции могут повторяться, но на каждом следующем витке на более высоком уровне. Если сочетать «собственноручное» исполнение произведения с его анализом по принципу подобия, то будет иметь место смешанная форма подачи материала, сочетающая в себе линейную и концентрическую структуры.

При работе с таким процессом как восприятие духовной музыки, вряд ли можно заранее прогнозировать результаты, ибо на учебный процесс и каждого его участника действует не один десяток различных факторов. Одни из них имеют однонаправленный вектор, другие - проявляются в противоположных направлениях. Только на основе многочисленных экспериментов и наблюдений можно проранжировать силу действия этих факторов. В международной дидактической практике, по словам И. П. Подласого, их называют «переменными дидактического процесса»[15]

 Категория «восприятия» имеет сложную структуру. Оно состоит из отдельных элементов, которые классифицируются по следующим признакам:

1. Объект восприятия;

2. Уровень значимости этих объектов: что должен воспринять студент в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.; без восприятия каких составляющих нельзя сказать, что явление «адекватно» воспринято;

3. Мотивированность восприятия.

4. По объему и скорости восприятия.

5. По результату восприятия.

 

Основной движущей силой восприятия является мотивированность

Категория «результат» педагогического процесса, особенно применительно к процессу восприятия является практически не разработанной

 Что понимать под результатом процесса восприятия? Как измерить этот результат? Можно поставить вопрос более широко: можно ли вообще измерить результативность такого процесса, как восприятие?

Педагогика восприятия произведений духовной музыки опирается на тезис о том, что результативность процесса восприятия не просто можно, но необходимо измерить. В противном случае все это направление педагогической науки останется не развитым.

Под результативностью педагогического процесса понимается объем музыкальной информации, адекватно воспринятый за определенный отрезок времени. Он может измеряться числом раз обращения к произведению определенного объема для получения фиксированного результата или временем, затраченным на получения этого результата.

 Вопрос можно поставить шире. Если процесс восприятия музыки представляет собой движение от знания-знакомства к знанию-трансформации, то в категорию результат педагогического процесса необходимо включить и психологическую составляющую в виде совершенствования мировоззренческой позиции обучающегося.

Именно изменение мировоззренческой активности формирует личность, адекватно воспринимающую не просто музыкальные произведения, но и адекватно воспринимающую философские и мировоззренческие концепции, соответствующие историческому развитию музыкального искусства, и в целом различные сферы человеческой деятельности: науку, культуру, религию, философию, историю развития человечества.

Таким образом, педагогика восприятия формирует целостный педагогический процесс, в котором на равных выступают и музыкальное развитие, и познание общечеловеческих ценностей.

Точная математическая интерпретация необходима для оценки адекватности восприятия учебного материала. Эта интерпретация должна опираться на информационный подход, т.е. на определение объема информации, содержащейся в предлагаемом материале. Мы определяем следующим образом связь между восприятием и информационностью:при прочих равных условиях уровень восприятия тем выше, чем меньше информационная насыщенность произведения.Информационная насыщенность тем ниже, чем выше уровень ее предсказуемости. Предлагаемый нами метод определения информационной насыщенности отличается, в силу специфики объекта исследования, от метода, предлагаемого В. А. Попковым и А. В. Коржуевым, которые предлагали определять ее по трем характеристикам:

· семантическая или смысловая;

· энтропийная (энтропия – это поворот, превращение), учитывающая возможность соприкосновения данной информации с информацией, получаемой из других источников.

· абстрагирующая, позволяющая перейти на уровень теоретических обобщений[16].


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 155; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!