Белой гладью вышивают и само соцветие, и весь василек.



   

БЕЛАЯ ГЛАДЬ

ВЫШИВКА

Составители: Собянина Н.А.,

Муравьёва Г.А.,

Педагоги дополнительного образования,

Высшей категории.

П. Верхнечусовские Городки

Чусовской район

Год

Историческая справка

 

Иван IV в целях более прочного закрепления восточных рубежей Русского государства выдал в 1568 году жалованную грамоту промышленникам и землевладельцам Строгановым.

Грамота от 5 марта 1568г. была выдана на земли по реке Чусовой на имя Якова Аникиевича Строганова. Тогда и были поставлены Верхние и Нижние городки (на уже разведанной земле).                                         Поселение, будучи основано как крепость для защиты соляных промыслов, обустроенных Строгановыми в 1568 г. на реке Чусовой при впадении в нее речки Усолки, развивалось очень динамично и вскоре стало центром одноименного округа, крупнейшего из всех принадлежавших Строгановым на Каме и Чусовой.[1]

Главной заботой Строгановых в Чусовских городках была добыча соли – основного товара, который принес им несметные богатства. Увеличения количества варниц, добыча и транспортировка соли на Волгу для продажи требовали наличия большого количества людей самых разных профессий. Нужно было бурить соляные скважины для подъема рассола на поверхность, строить и оборудовать варницы, где выпаривалась соль, изготовлять и ремонтировать различные инструменты, готовить громадное количество дров для солеварен и отопления, строить суда для отправки готовой соли, обрабатывать землю с тем, чтобы выращивать зерно и овощи, запасать сено. Кроме того, часть населения должна была заниматься кустарным промыслом.

Естественный прирост населения не мог решить задачу обеспечения поселения достаточным количеством рабочих рук. Это заставляло Строгановых не брезговать приемом «беглых людишек» и переманиванием людей из чужих вотчин. Подавляющая часть русских переселенцев на Каме и Чусовой были   выходцами из Архангельской и Вологодской губернии (куда в свою очередь их предки перебрались из Новгородской земли). Что позволило в Чусовских городках кроме соляных развивать и другие промыслы.

Наш причусовской край начали заселять русские почти пять веков назад. Выходцы с Великого Новгорода, Нижнего Устюга, с русского Севера, они и принесли сюда, на берега Чусовой, и свои обычаи, и свои ремесла.

 

«Царица во все времена…»

«Вышивка», один из самых распространенных видов рукоделия, много столетий находит широкое применение в народном быту русских мастериц, которые создавали одежду, белье, другие предметы быта для себя, отличающиеся особенной непосредственностью и художественной ценностью. Созидательная деятельность людей формирует в вышивке единство духовного и материального, пользы и красоты.

Разные виды вышивки, которыми владели старые мастера, развивались, сохраняя вековые традиции в духовной жизни, искусстве, быту. Каждая мастерица - вышивальщица использовала в своих работах только местные растительные мотивы, обогащая их своей творческой фантазией. Изделия старых мастеров говорят об их таланте, выдумке, о «золотых» руках и большом художественном вкусе, который они черпали в природе и вдохновлялись от природы. Уже тогда каждый василек, увиденный на поляне, в руках мастериц перевоплощался в дивный орнамент на подоле рубах.

    Большой художественный вкус русского народа проявлялся в своеобразных национальных формах и украшениях народной одежды: рубахах, передников, сарафанов, панев, юбок и головных уборах.

    В рубахах украшались плечи, ворот, подол,  полотенца  художественно оформлялись узорной   вышивкой, в головных уборах вышивалась их передняя часть, служившая обрамлением для лица. Художественное оформление предмета всегда подчиняется его практическому назначению  и никогда не идет с ним в разрез.

    В декоративно- прикладном искусстве древней Руси выявляются два вида изображений – сюжетные и орнаментальные.

    Растительный орнамент XVIII века отличается большой живописностью пышных сложных по узору форм, что подтверждают древние находки и сохранившиеся до наших дней  вышитые работы старожилов. В каждом этнографическом материале можно найти стилизованные цветы васильков, листья шиповника, душистый горошек.

    В XIX веке орнамент приобрел еще большую строгость и легкость  форм и графичность в их трактовке.

    Технические приемы русской вышивки очень разнообразны, их существует несколько десятков. Но все они могут быть разделены на две основные группы: вышивку по сплошной и вышивку по разряженной ткани.

    В первую группу входят: золотое шитье, крест, тамбур, двухстороннее шитье - белая гладь.

    Двустороннее шитье в IX веке получило развитие в украшении головных уборов.  Сверкающие золотом, жемчугом и разноцветными стеклами праздничные головные уборы в обычные дни заменялись более скромными, но тоже вышитыми головными повязками: лентами - девушек, чепцами и платками - замужних женщин. Рубахи украшались самой тонкой изысканной вышивкой по рукавам, по подолу, а у мужчин -  и по вороту. Платки, которые держали в руках по праздникам и обмахивались во время танца, служили и предметом подарка.

    Наша вышивка имеет «северное направление» и во многом определяется местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. Использовались в нашем крае конкретно старинные русские простейшие швы, роспись, набор, цветная и белая гладь.

    Основной прием вышивки белой гладью – гладь двусторонняя. Ее выполняют тесно прилегающим друг к другу стежками, располагая по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Белая гладь получила свое название потому, что выполнятся чаще всего белыми тонкими нитками на тонких тканях – мулине, шелк. Для того чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно  делают настил из тех же ниток (мулине, шелк), располагая стежки настила в направлении противоположном направлению стежков глади. Для придания выпуклости стежки в середине делают гуще, чем по краям.

    В выполнение узоров применяются различные виды ажурных сеток: стяги, дырочки, узелки, россыпь, накладной шов или восьмерку, детали в виде кружочков, усиков и др.

    Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани придают вышивке, выполненной в одном цвете (белом, бледно-розовом, бледно-голубом), особую декоративность, красоту.

 

Технология выполнения швов[2]

  ПРОСТЫЕ ТОЧКИ Шов точками та же строчка, только стежки здесь двойные с промежутками через 2-3 нитки по ткани.      
    СТЕБЛЁК   Шов без намётки, через 1-2 нити в ширину и 4-6 нитей в длину. Каждый последний стежок наполовину выступает дальше предыдущего. Стебельком делают обыкновенно контуры монограмм, больших букв, цифр и набивных узоров на скатертях, салфетках и прочее    
    УЗЕЛКИ ПРОСТЫЕ   Каждый узелок состоит из петельки и одного стежка строчки. Нитку продёргивают снизу вверх. Вкалывают иголку опять в то же отверстие, потом опять назад через 1-2 нитки материи. Накидывают на неё петлю и притягивают. Петлю закрепляют маленьким простым стежком    
    ДВОЙНЫЕ УЗЕЛКИ   Закрепив нитку, иголку кладут, тут же, рядом, два раза навивают на неё нитку (справа налево) придерживая нитку большим пальцем левой руки. Потом поворачивают кончик иголки слева направо – по стрелке – и вкладывают её в материю немного позади того места, откуда вышла нитка.    
  ПОЧТОВЫЙ ШОВ   Почтовый шов часто употребляется для исполнения мелких цветов и листиков и заменяет в этих случаях гладь. Исполнение напоминает узелки. Иголку вкалывают в материю на вершине листочка и проводят конец (до половины) вверх около стебелька. Левый большой палец кладут на ушко иголки, а правой рукой навивают на кончик столько раз, чтобы покрыть расстояние от стебелька до вершины листочка. Потом передвигают большой палец левой руки на образовавшуюся на иголке спираль, сквозь которую продёргивают иголку и остальную нитку, вкалывают иголку, опять в вершину листочка и вытаскивают её там, где это нужно расположить следующий стежок.  
    ФЕСТОННЫЙ ШОВ   Этот шов исполняется слева направо. Нитку придерживают большим пальцем левой руки ниже наметки и выходит ниже, в петлю. Стежок притягивают, но не стягивая материи. Следующие стежки исполняются также и возможно ближе к другому.    
    СТРОЧКА ИЛИ ПЕСОЧНЫЙ ШОВ   Данный элемент употребляется для заполнения пространства между двумя линиями контура на очень тонкой материи, особенно на батисте. Его можно сделать и в виде разбросанных стежков (без настилки). В таком виде, какой дан на рисунке, он называется строчкой, а если стежки мелкие и с промежутками, то песочным швом.  
    ДЫРОЧКИ В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками. Маленькую дырочку обшивают по контуру швом вперёд иголку, прокалывают ткань внутри контура деревянной или костяной палочкой с заострённым концом. Затем плотно, прилегающими к друг другу стежками обшивают край дырочки. Получается узкий гладьевой валик      
  ПРОРЕЗНАЯ ГЛАДЬ   Дырочки большого размера обшивают после того, как ткань контура, т.е. внутри будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях: по вертикали и горизонтали (прорезная гладь). Прорезной гладью выполняют и листья удлинённой формы.  
  6 СПОСОБОВ ИСПОЛНЕНИЯ ГОРОШКА   Горошек, если он хорошо исполнен, очень украшает работу, и если он сделан разными способами.   - Горошек исполнен просто гладью.     - Горошек, где настилка делается звёздочкой.   - Горошек-гладь, выполняется с песочным швом вокруг.   - Горошек, окружён узелками.   - Горошек сделан большими и маленькими стежками почтового шва и окружён шнурочками.     - Горошек состоит из маленького глазка в центре и шнурочка по контуру.          
  ПЫШЕЧКА   Контур узора прошивается швом «вперёд иголку», и затем вышивается гладь настил внутренняя часть «пышечки» заполняется настилом х/б катушечными нитками. Сверху «пышечка» вышивается плотными гладьевыми стежками за контур в направлении, противоположном стежкам настила. (нитками мулине, шёлк).    
    ЛИСТИК   Контур прошивается стежками «вперёд иголку». Листик может быть вышит прямыми или косыми стежками. Если листик выполняется с настилом, то стежки настила прокладываются вдоль листика. Настил выполняется х/б катушечными нитками. Более крупные листочки вышивают гладью и россыпью или узелками. Мелкие листочки, т.е. россыпь, имеет шесть способов исполнения листьев. 1. Начертив и обметав контур, делают густую настилку. Потом начинают вышивать листик, сверху покрывая его гладкими стежками, справа налево, очень близко один к другому. 2. Листок со щелью посредине и вышит прямо гладью. 3. Листок такой же, как и предыдущий, но в середине проходит нерв, сделанный в шнурочек. 4. Следующий листок сделан гладью вкось, довольно длинными стежками. 5. Листик выполняется прямо гладью наполовину песочным швом с контуром в шнурочек.      
  БОЛЬШЕ КРУГЛЫЕ ФЕСТОНЫ Сначала намётывают контур каёмки и вышивают его однотонным швом с одной стороны. Когда первый край дорожки закончен, начинают вышивать второй. Дойдя до перекладинки, перебрасывают нитку к первому фестону, захватывают петлю первого фестона, опять захватывают петлю нижнего контура и через протянутые три нитки, не захватывая материи под перекладинами, между краями дорожки, вырезается, когда работа окончена.  
  ОСТРЫЕ ФЕСТОНЫ И РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЗУБЦОВ   Настилка и намётка такая же, как у фестонов. Шов – тот же, как описан выше. Разница в том, что стежки удлиняются и укорачиваются соответственно форме и ширине фестонов. Стежки на внутренней стороне должны лежать плотнее, особенно на остром кончике, чем на внешней стороне.    
  ЦВЕТОК ГЛАДЬЮ В цветке, прежде всего, делаются ажурные серёдки. Простая серёдка и стяги. Лепестки цветка белой глади, переводят рисунок на ткань, его контуры обшивают стежками «вперёд иголку» каждую деталь рисунка. В народной вышивке прежде всего находят отражения – это определяющие элементы строения цветка. Так, в цветке василёк лучше всего заметно строение лепестка в боковом повороте. Каждый лепесток как и в природе в виде заострённых зубчатых треугольников, а число лепестков 4-5. Цветы предлагаются в профильном повороте. Прокладывать настил для большей выпуклости лепестков. Стежки настила прошивают с таким расчётом, чтобы гладьевые стежки были направлены в противоположную сторону. Стежки настила в середине вышивают плотнее, чем по краям. Затем гладьевые стежки – двусторонняя гладь. Переход от выпуклой рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным в самой ткани придают особую декоративность и красоту.       Фото с платочка, как пример
  РЕЛЬЕФНАЯ ГЛАДЬ   Выполняется вышивка на х/б светлых или белых тканях белыми х/б нитками. Ткани используют: батист – для вышивания носовых платочков, шариков, тонкого белья, блузок, воротников. Орнамент состоит из прорезных глазков, фестончатый край изделия, растительный орнамент из мелких цветков и веточек с маленькими листиками и цветочками – целые соцветия. Для работы понадобится небольшая заострённая палочка из дерева длиной 7см и толщиной 6-7мм. Кончик проколки должен быть не выточенным с плавным переходом толщины от острия к середине.  
  КОНТУР И НАСТИЛКА  Очень важно для вышивки, чтобы контур узора был ясен, иначе работа принимает небрежный и неаккуратный вид. Для обмётки контуров нитку закрепляют несколькими стежками «вперёд иголку». В этой работе совершенно не допускается узлов. Всю обмётку заканчивают швом «вперёд иголку». Пространство между обоими рядами обмётки настилается вперёд иголку – назад – и вперёд, настолько часто, чтобы вышивка вышла выпуклой. Этот приём можно продемонстрировать на фестонах. Если нужно возобновить нитку, то её вытягивают между предпоследним и последним стежком – делая стежки через оба кончика.  
    СТЯГИ Середины цветов выполняются швом, который называется СТЯГИ. Основном их выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением нитей катушечными нитками (№70-80). Прозрачные узоры в самой ткани получаются от стягивания нитей в различных направлениях: по горизонтали и вертикали или по диагонали. Например, выполнение стяга движением иглы по диагонали: игла с рабочей ниткой стягивает квадратик ткани, в которой три нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Сделав первый стежок, отсчитывают три нити вправо от стежка, затем три нити вниз, т.е. находят второй квадратик ткани и выводят иглу на лицевую сторону ткани ниже этого квадратика. Нитку затягивают и выполняют новый стежок по принципу шва за иголку. Иглу вкалывают в предыдущий протокол, а выводят ниже третьего квадратика. Нитку затягивают и выполняют новый стежок по принципу шва за иголку. Иглу вкалывают в предыдущий протокол, а выводят ниже третьего квадратика из трёх нитей ткани. Мелкополосье такого шва можно располагать в одном и двух направлениях. В местах пересечений линий шва получится крестик из двух лицевых стежков.  
    ПРОСТАЯ РЕШЁТКА Обвивка краёв. Пересчитать нити, которые следует выдернуть, обшивают швом «вперёд иголку» по самому краю рисунка и затем уже отрезают нити на расстоянии не меньше двух нитей от внутреннего края узора. Затем прокладывают по краю одну или две нити и просто обвивают его через эти нити. Далее следует вытащить нити по три в обоих направлениях, оставляя промежутки по три нити. Образовавшиеся от этого клетки косой обвивкой превращаются в решетку из столбиков. С лица каждый крест из нитей перевивают косым стежком, а пучки свободных нитей, глядя по их расположении, обвивают двумя вертикальными или горизонтальными стежками (в зависимости от ткани, количество нитей вырезаются для решётки).        
  ВОЗДУШНЫЙ РИСУНОК   Обработка края узора круга, обрамляют края «петельным швом» или швом «прямой шнурок». Вырезанную часть ткани заполняют кружевными швами. Контуры мотива дважды прошивают стежками «вперёд иголку», при этом стежки второго ряда делают напротив промежутков первого, среднюю часть вырезают на расстоянии 3 мм от контура, на запасе у шва делают несколько надрезов и подворачивают их на изнаночную сторону до контура. После этого подготовленный край обшивают «петельным швом». Узоры могут быть разные: круги, овальные, в виде листика. После выполнения петельного стежка по краю, вводят иголку в узелок первого стежка и продолжают той же вышивальной нитью делать сеточки. Для вышивания необходимо взять нить с таким же расчётом, чтобы её хватило на выполнение всего узора. Сеточкой заполняется вся середина кружка.   Варианты заполнения кружка    

 

    Особенности выполнения технологическими приемами видов вышивки разнообразны. В технологической карте приведены примеры основных приемов в вышивке. Любая увлеченная мастерица может изменить или добавить сложности по своему усмотрению.

        

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

1568г. Я.А.Строганову была выдана новая жалованная грамота на земли по реке Чусовая.  Так начинает  строиться городки - Нижний и Верхний Чусовской городок, а вокруг- деревни.

Семьи у русских были большие, по 9-10 детей, их выкармливали матери, а лечили бабушки. И, конечно, они знали травянистые растения и использовали их при лечении хворей.

Известно, что один из врачей, служивший на строгановских солеварнях, некий Кайбышев, составил «лечебник Строгановских лекарств». Травник этот до нас не дошёл, но на него есть ссылки в более поздних рукописях. В эти времена русская медицина опиралась на практику народного врачевания.

Что же связывает русскую вышивку с аптекарским огородом?

    Цветы на изделиях вышивались неслучайные, а по произрастанию в данной местности. Территория Верхнечусовских Городков расположена по западному склону Уральских гор с севера на юг, теперь на левом берегу реки Чусовой. Местность в основном занята болотными и луговыми природными сообществами, леса (по большей части сосновые) встречаются лишь местами, просторы покрыты таёжными хвойными лесами (основные породы - ель, сибирский кедр, лиственница, сосна). Ближе  к рекам леса встречаются реже, причём на смену хвойным приходят смешанные и лиственные (основные породы здесь — осина, берёза, рябина, черёмуха, ива).

    Красота растений не только врачевала, но и вдохновляла жительниц на перенос красоты полезных растений на полотна ткани в виде той самой вышивки.

 

  ВАСИЛЁК

 

Ярко-синие цветки василька для глаз не только отрада, но и исцеление. Ведь это популярное в народной медицине лекарственное средство   от многих глазных недугов, а также и от других болезней.

Этот синеглазый лекарь, острый глаз - василек применяют при конъюнктивите, слабости зрения. При воспалении слизистой делают примочки из настоя цветов. Берут 2 чайные ложки цветков (сухих или свежих) заливают 200г кипятка, настаивают 1 час, затем процеживают. Смочить в настое тампон и накладывать на глаза 1 раз в день. Лечение будет более успешным, если 3 раза в день через 20 минут после еды по 50г. настоя цветков. Этим настоем можно лечить «куриную слепоту» недуг, вызывающий нарушение сумеречного зрения.

Веками русские создавали древнерусскую медицину. Так  в рукописных памятниках древнерусской литературы  в «Повести о Петре и Февронии», которая относится к XVIIIв., рассказывается как Муромский князь Перитр, единоборствуя со змеем, «острупел», т.е. покрылся струпьями, и долго не мог выздороветь, пока ему не помогла некая рязанская девица Феврония, сведущая в искусстве врачевания.

Белой гладью вышивают и само соцветие, и весь василек.

 

РУССКИЙ ЖЕНЬШЕНЬ

Цветёт чистотел с мая по август. В цветке нет нектара, но пчёлы посещают пыльцу. И, когда сыро и идет дождь, цветок из четырех лепесточков закрывается, оберегая пальцу (также опыление происходит при продолжительной непогоде). Чёрные семена снабжены большим мясистым, белым гребневым придатком. Любят их муравьи, и они переносят семена в муравейник. И чистотел распространяется на большие расстояния. Цветёт и растёт по лугам, выгонам и полянам, у дорог, по садам, а цветёт в мае-июне.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!