Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 254 страница
возраста и болезни Фрейд так и не взялся за проблему прямо,
ограничился латанием дыр. Большинство психоаналитиков, не принявших понятий Эроса и инстинкта смерти, нашли легкое решение: они трансформировали инстинкт смерти в ’’разрушительный инстинкт”, противостоящий прежнему сексуальному инстинкту. Так им удалось сочетать свою верность Фрейду с неспособностью пойти дальше старомодной теории инстинктов. Признание того, что с новой теорией не все гладко, уже составило заметное достижение: было осознано, что основное противоречие человеческого существования — выбор между жизнью и смертью; пришлось отказаться от прежнего физиологичес кого представления о влечениях в пользу более глубокого биологичес кого соображения. Фрейда не удовлетворило найденное решение, и ему пришлось оставить теорию инстинктов незавершенной. В ходе даль нейшего развития теории Фрейду предстояло столкнуться с этой проблемой и честно преодолевать трудности в надежде отыскать новые решения.
|
|
|
|
‘ Позже я постараюсь показать, что в действительности не исключена связь между теориями либидо и инстинкта смерти, опосредствованная положением об анальном либидо.
|
|
390
Обсуждая теорию инстинкта жизни и Эроса, мы находим, что, коль скоро в ней есть теоретические затруднения, они еще серьезнее, чем те, что связаны с понятием инстинкта смерти. Причина трудностей достаточно очевидна. По теории либидо возбуждение было обязано своим появлением химически детерминированной чувствительности, получаемой путем стимулирования эрогенных зон. В случае с ин стинктом жизни мы имеем дело с тенденцией, характерной для всей живой субстанции, для которой нет особого физиологического ис точника или специального органа. Как же могли быть одним и тем же прежний сексуальный инстинкт и новый инстинкт жизни, сексу альность и Эрос?
|
|
Впрочем, хотя Фрейд и писал в ’’Новых вводных лекциях”, что новая теория заменила теорию либидо, в тех же лекциях и еще кое-где он утверждал, что сексуальные инстинкты и Эрос — одно и то же. Он писал: ’’Предположим, что есть два различных по сути вида влечений: сексуальные влечения, понимаемые в широком смысле. Эрос, если вы предпочитаете это название, и агрессивные влечения, цель которых — разрушение”*. Или в ’’Очерке психоанализа”: ”06 имеющейся
наличии совокупной энергии Эроса... впредь мы будем говорить как
’’либидо” (100, 1938). Иногда он отождествляет Эрос с сексуальным инстинктом и инстинктом самосохранения (100, 1923), который остался чисто логическим допущением после того, как Фрейд пересмотрел первоначальную теорию и отнес к либидозным оба изначальных врага
— инстинкты самосохранения и половые инстинкты. Но хотя Фрейд уравнивает иногда Эрос и либидо, в своей последней работе ’’Очерк психоанализа” он выражает несколько иную точку зрения. Тут он пишет: ’’Большая часть наших знаний об Эросе, точнее, о его пред ставителе — либидо — была получена при изучении сексуальной функции, которая в господствующем мнении, конечно, совпадает с Эро
сом, даже если это не соответствует нашей т еории’ (курсив мой.
— Э. Ф.) (100, 1938). В соответствии с этим утверждением и в проти вовес ранее цитированным. Эрос и сексуальность не совпадают. Види мо, Фрейд здесь имеет в виду то, что Эрос — ’’первичный инстинкт” (наряду с инстинктом смерти), одним из представителей которого
является сексуальный инстинкт. Фактически он здесь возвращается
взгляду, выраженному уже в книге ”По ту сторону принципа удоволь ствия”, где он говорит в сноске, что сексуальное влечение ’’преврати лось в Эрос, который старается привести друг к другу части живой субстанции и держать их вместе, а собственно сексуальные влечения выявились как части Эроса, обращенные на объект”^.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 73; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!