Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 252 страница



 

’’Инстинкт смерти” многократно используется как синоним ’’инстин­ кта разрушения” и ’’агрессивных инстинктов”*. Но в то же время Фрейд находит между этими терминами пять различий. В общем, как указал Джеймс Стрэчи в своем введении к ’’Цивилизация и недовольные ею” (100, 1930), в более поздних работах Фрейда (например, ’’Цивилизация

 

недовольные ею”, 1930; ”Я и Оно”, 1923; ’’Новые вводные лекции”, 1933; ’’Очерк психоанализа”, 1938) агрессивный инстинкт — это нечто вторичное, производное от первичного саморазрушения.

 

 следующем абзаце я привожу несколько примеров соотношения между инстинктом смерти и агрессивностью. В ’’Цивилизации и недо­ вольных ею” Фрейд говорит о том, что инстинкт смерти ’’обращается против внешнего мира и заявляет о себе во влечении к агрессии и дест­ рукции”^. В ’’Новых вводных лекциях” он говорит о влечении к самораз­ рушению, называя его "выражением влечения к смерти, которое не может не оказывать своего влияния в процессе жизни” (курсив мой. —

 

ф у . В той же работе Фрейд еще больше проясняет эту мысль:’’...Получается, что мазохизм старше садизма, садизм же является на­ правленным вовне влечением к разрушению, которое, таким образом, приобретает агрессивный характер”"*. Часть разрушительного инстинк­ та, остающаяся внутри, ’’соединяется с эротическими влечениями в мазо­ хизме или ...как агрессия направлена против внешнего мира — с боль­ шим или меньшим эротическим дoбaвлeниeм”^ Но, продолжает Фрейд, если направленная вовне агрессивность встречается со слишком силь­ ными препятс! В И Я М И , она возвращается и увеличивает количество само­ разрушительной энергии, господствующей внутри. Это теоретическое

 

в известной мере противоречивое изложение завершается в последних двух статьях Фрейда. В ’’Очерке психоанализа” он говорит о том, что внутри ’’Оно” действуют органические инстинкты, состоящие из спла­ вов двух первичных сил (Эроса и Разрушительности) в разнообразных пропорциях.. ” (курсив мой. — Э. Ф.). В ’’Анализе временном и вечном” Фрейд также говорит об инстинкте смерти и Эросе как о двух ’’первич­ ных инстинкгах”.

 

Изумляет и поражает упорство, с каким Фрейд придерживался свое­ го понятия инстинкта смерти, несмотря на огромные теоретические трудности, которые он настойчиво — и, на мой взгляд, тщетно — пытал­ ся разрешить

 

*Ср., например (100, 1930).

 

Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. С.112.’Фрегсд 3. Введение в психоанализ. Лекции. С. 366. ^Там же, с. 365.

 

^Там же, с. 365.


 

388


главная трудность заключалась, пожалуй, в предположении о тождест­ ве двух тенденций, а именно телесной тенденции к возврату в изначальное неорганическое состояние (как следствие принципа навязчивого повторе­ ния) и влечения к разрушению как себя, так и других. Для обозначения первой тенденции может подойти термин Танатос (впервые использован­ ный П. Федерном применительно к смерти) или даже выражение ’’принцип нирваны”, указывающий на тенденцию понижать напряжение энергии вплоть до прекращения любых энергетических стремлений*. И это медлен­ ное угасание жизненной силы и есть то же самое, что и разрушительность? Конечно, логически можно было бы обосновать — и Фрейд подспудно так

 

делает, — что, если тенденция к умиранию присуща организму, должна быть активная сила, направленная на разрушение. (Воистину это тот самый способ мьппления, который мы находим у инстинктивистов, постулирую­ щих особый инстинкт в качестве основания для каждого вида поведения.) Но если обойтись без околичностей, есть ли какое-нибудь свидетельство или хотя бы довод в пользу тождественности тенденции к прекращению всякого возбуждения и импульса к разрушению? Вряд ли. Если вслед за рассуждениями Фрейда, исходившего из принципа навязчивого повторения, мы допустим, что жизнь имеет врожденную тенденцию замирать и в конце концов умереть, такая биологическая внутренняя тенденция совершенно отличалась бы от активного импульса к разрушению. Если же мы прибавим, что эта самая тенденция умирать предположительно является также источником жажды власти и инстинкта господства, а в смеси


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!