Bernfeld S., 1935: Uber die Einteilung der Triebe, in: Imago, Wien, 21 (1935), p. 7 страница
жизнедеятельности охотников. См. также работы Уошберна и Эйвиса (375, 1968).
117
За 300 тыс. лет (а может быть, этот срок гораздо больше) любопыт ство и агрессивность мясоеда привели к любознательности и определили его стремление к лидерству. Такая психология мясоедства уже в полной мере была развита к периоду среднего плейстоцена и, вероятнее всего, ’’точкой отсчета” хищничества можно считать австралопитека (275, 1958, с. 434).
Уошберн отождествляет ’’психологию мясоеда” с тягой к убийству
|
|
способностью получать от этого удовольствие. Он пишет: ’’Человек получает удовольствие, охотясь на других животных. И если это естест венное влечение не перекрывается настойчивым и целенаправленным воспитанием, то люди получают истинную радость от охоты и убийства. Многие цивилизации (культуры) делают из пыток и страданий спек такль и развлечение для публики” (275, 1958, с. 433. Курсив мой.
|
|
— Э. Ф.).
Уошберн настаивает, что ’’человек обладает психологией мясоеда.
потому его легко приучить к убийству и трудно отучить убивать или развить привычку избегать убийства. Многим людям доставляет насла ждение убивать животных, смотреть на страдания других людей и т. д. Потому у многих народов распространены публичные наказания, казни, пытки” (275, 1959, с. 26).
|
|
Оба последних суждения молчаливо предполагают, что в психоло гию охотника входит не просто убийство, но и жестокость. Какие же, интересно, аргументы приводит Уошберн в доказательство якобы врожденной тяги к жестокости и убийству? Один из его аргументов приравнивает убийство к спорту (при этом он говорит ’’убивать” из спортивного интереса, а не ’’охотиться”, что было бы корректнее). Он пишет: ’’Вероятно, легче всего это доказывается тем, что человек тратит массу сил, чтобы сохранить убийство ради спортивного ин тереса. В былые времена король и его придворные содержали специаль ные парки, где проводили время, занимаюсь ’’убийством” для развлече ния; и сегодня правительство США тратит миллионы долларов, чтобы раздобыть дичь и предоставить ее в распоряжение охотников” (275, 1968, с. 299).
|
|
Еще один подобный пример: ’’Люди применяют легчайшие спиннин ги, чтобы продлить безнадежную битву рыбы, а рыболову продлить ощущение собственного превосходства и умения” (275, 1968, с. 299).
Уошберн многократно подчеркивает, что война имеет свою притяга тельную силу:
до недавнего времени к войне относились точно так же, как к охоте.
других человеческих существах человек просто видел опасную дичь. Война в истории человека занимала слишком большое место, чтобы она не могла быть удовольствием для участвуюших в ней мужчин. Лишь
новое время в свете кардинальных изменений в условиях и характере войн люди начали протестовать против этого института, как такового, заявляя о недопустимости такого пути решения политических вопросов (275, 1968, с. 299).
И, подводя итоги, Уошберн констатирует:
том, насколько глубоко заложена в человеке биологическая тяга
убийству и насколько эта тяга естественна для человеческой психоло гии, красноречиво свидетельствует опыт воспитания мальчиков и тот интерес, который они проявляют к охоте, рыбной ловле и военным играм. Ведь эти способы поведения не обязательны, но, они легко усваива ются, доставляют удовлетворение и во многих культурах имеют высокий социальный статус. Проявить ловкость в убийстве и получить от этого
118
удовольствие — такие образцы поведения прививаются детям в играх, которые готовят их к их взрослым социальным ролям (275, 1968, с. 300).
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 77; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!