ГЛАВА 2. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ В ОБРЯДАХ И ОБЫЧАЯХ АБХАЗОВ.



  2 .1 . Поведенческий этикет в свадебном обряде.

Абхазская свадьба (ачара) состоит из трёх основных этапов:

1) сговор.

2) обручение.

3) торжество.

Вообще термин «ачара» несколько обобщающий, так как под ним понимается совокупность торжественных мероприятий - именины, приемы важных и почётных гостей, приход зятя и т.д.

Невербальное и вербальное общение всего свадебного обряда «призвано отразить в выработанных поколениями нормах специфику общения и поведения участников, принадлежащих к различным статусным группам, связанных непростыми родственными и соседскими отношениями, отличных по возрасту, полу и многим другим параметрам...».[24]

Началом свадебного общения является знакомство парня и девушки. В патриархальном абхазском обществе общение между парнем и девушкой наедине не допускалось. Обычно местами встреч, так называемых смотрин, санкционированных обществом, были свадьбы, народные гуляния, праздники, различного рода молодежные игры, в гостях у родственников, друзей, соседей и т.д. Следует отметить, что по прошествии определенного времени места смотрин трансформировались, так, с вовлечением большинства населения в товаро-денежные отношения рынок стал не только местом реализации товара, но и центром живого общения, по пути к которому и в котором завязывались многие знакомства.

Обычно инициаторами знакомств были хорошо знавшие парня или девушку люди, впоследствии, в случае удачного развития процесса общения, часто становившиеся официальными посредниками.

В старину, инициатива исходила со стороны семьи возмужавшего, брачного возраста, парня (в среднем возраст от 25 до 27 лет). Однако нередко отец, мать, старшие родственники совершеннолетней девушки, присматривались и прислушивались к поведению молодых людей, к молве о них, порой деликатно, в завуалированной форме или напрямую восхваляли достоинства своих родственниц.

По настоянию родителей либо по собственному желанию парень, избрав себе в сопроводители одного-двух близких ему людей ехал навестить девушку. К ним мог присоединиться знакомый той семьи, куда они направляются.

Хозяева могли не знать о причине визита, могли догадываться (ведь у них дочь на выданье), либо узнали понаслышке от кого-либо. Они, по этикету гостеприимства, не спрашивали гостей о цели их визита. Гости сами или близкий хозяина представляли друг друга: сообщали о своей фамилии, откуда они родом, о семейном положении. За «жениха» представлялись его друзья, вскользь замечая, что он не женат. Вообще, в данной ситуации, роль «за старшего» берёт на себя его друг, который и ведет себя соответствующе: первым (после хозяина) моет руки, заходит в помещение, во двор, садится за стол, поднимает тост, если хозяин произносит тост за «жениха», то его друг может и не встать, а в случае питья «за друга» первый (жених) тут же приподнимается; «жених» также первым покидает стол со словами извинения (они задерживались надолго, бывало, до утра); уезжая, жених демонстрировал искусство наездничества; гарцуя на коне, он отъезжал на нем боком, не показывая спины остающимся.

Однако, вышеперечисленные действия соблюдаются в том случае, если девушка понравилась парню.

   Наряду с нормами общения существуют и строгие табу поведения.

   Сильнейшее табу на темы фривольности налагало кровное родство. Отступников называли амаҳагьа, считали их изгоями общества.

   Следующими препятствиями к брачному общению являлись:

а) Искусственное (молочное) родство;

б) Родство по свойству (левират и сорорат еще с середины XX в. не пользуются одобрением общественности);

в) Сословное неравенство в прошлом;

г) Локальная экзогамия (фамилии-побратимы, соседи одного поселка, села).

   Следующие препятствия были не столь строгими и так как они не исключали самого факта брачного общения, то оно богато интересными этно-фольклорными сюжетами, например:

а) Несоответствие возраста жениха и невесты;

б) Умственные и физические недостатки;

в) Фамильное неравенство - спрашивали о девушках, «из какого они рода, именитого, многочисленного - или «бедного, малого числом людей»;

г) Этническая разнородность;

д) Статусное несоответствие;

е) Материальное неравенство;

ж) Несоответствие молодых людей по образованию;

з) Плохая репутация членов семьи.

    Роль официального посредника в продолжающихся предбрачных актах общения играл «акьаӷьариа».

    Молодые часто прибегали к помощи посредника для ведения переговоров и урегулирования своих брачных дел.[25]

    Посредником («акьаӷьариа») становилось доверенное лицо: им могли быть родственники, соседи, как со стороны жениха, так и со стороны невесты.

    Акьаӷьариа выполняли важнейшую функцию в брачно-семейной жизни абхазов: они были организаторами и исполнителями проведения первоначальных этапов свадебного цикла - знакомства, сговора, обручения, на них возлагалась ответственность за качество будущего брака, за совместимость, гармоничные взаимоотношения брачных партнеров. Поэтому он должен знать родословную парня и девушки; дать психологический портрет своего подопечного.

    Честность, красноречие, умение не ударить в грязь лицом - вот главные качества акьаӷьариа. От его умения красиво и убедительно говорить зависит очень многое.

    Придя в гости к родителям или к другим старшим родственникам девушки, посредник в процессе застолья замечает о хороших качествах и о доброй молве по отношению к их дочери.

    Посредник, улучив момент, мог спросить у самой девушки: «оставлено ли у тебя где-нибудь слово?» (т.е. обещана ли она кому-либо?).

    Если она была засватана, то она отвечала утвердительно; в противном случае девушка говорила, что пока не спешит выходить замуж. Было неприлично сразу же выражать готовность, поспешность к выходу замуж и также резко отклонять полученное предложение.

    Следующим этапом является обручение (анапеимдахь, анапеимдара). В нем принимают участие как отец, мать или старшие родственники жениха (это более древний вариант обручения), так и назначенный посредник. Вообще с течением времени постепенно сужается количество посредников со стороны жениха, участвующих в подобных церемониях в доме невесты. Так если раньше (XIX в.) при обручении, при обмене подарками в доме невесты присутствовали отец, мать, старшие родственники жениха, то в более позднее время (XX в.) инициативой наделялся посредник.

    Основой возникновения подобных ситуаций (в ситуациях сватовства сделать предложение через доверенное лицо считается более-весомым, нежели написать об этом в письме или сказать по телефону) было не только отсутствие письменности, но и склонность народа ритуализировать социальные формы жизни (обслуживающее лицо - посредник - апщын - у адыгов).[26]

    Помолвка девушки и парня была «громким» событием в жизни абхазской семьи, приглашались родственники, соседи, молодежь села.

    У абхазов, проживающих в Турции, сообщением о произошедшем событии являются два-три выстрела из пистолета младшим из гостей, который оставляет в дар оружие семье невесты.[27] Таким образом, в сознании окружавших жениха и невесту людей утверждалась законность всего происходящего, говоря современным языком, помолвка, тем самым, приобретала юридическо-правовую (обычную) силу.

    После официального обручения девушка зовется «обрученной» (дҳәаны дҭәоуп), так же, как и парень (аӡӷаб дызҳәаз).

    «Обручение» является одним из этапов обычая «избегания», которого придерживались порой всю свою жизнь.

    О природе феномена избегания существует несколько мнений. С.А. Токарев, в частности, пишет, что «формы общения лишены непосредственной целесообразности, скорее, символ определенных отношений или психологического состояния. Страх, покорность, уважение...».[28]

    Обрученная девушка вела затворнический образ жизни: не посещала свадеб, ни других общественных мероприятий.

    Если даже жених где-нибудь встретится с тестем, тещею или со старшими в роде невесты, он должен скрыться от них, спрятаться: показаться на глаза им, значит непочтительно относиться к ним. Тоже самое и невеста.[29]

    Общение между женихом и невестой укладывалось в рамки обычая избегания или, в редких случаях, происходило при участии третьего лица - акьаӷьариа.

    В свадебном цикле народов Северного Кавказа почти полностью отсутствовал тот начальный его этап, который может быть назван предбрачным ухаживанием. Независимо от того, выбрал ли молодой человек себе невесту сам или же подчинился выбору родных, он не должен был не только оставаться с ней наедине, но и оказывать ей какие-либо знаки внимания. По представлениям горцев того времени, ухаживать за девушкой до сговора, т.е. до заключения брачной сделки между заинтересованными семьями, было бы самоуправством; Ухаживать за ней после сговора, т.е. начального акта бракосочетания, было нарушением обычаев свадебного укрывания и супружеского избегания.

    В день назначения даты свадьбы хозяин собирает своих близких соседей, родственников, он забивает быка, устраивает угощение. За столом старшие мужчины с согласия друг друга выбирают день свадьбы. Эта дата по возможности не должна совпадать с ранее назначенным днем другой свадьбы, с какими-то мероприятиями в селе, в том числе и с похоронно-поминальными. После они спрашивают согласия хозяина и хозяйки, закрепляя свое решение.

    Далее начинается предсвадебная подготовка состоит и назначения хозяином и хозяйкой ответственных лиц, распорядителей свадьбы как среди мужчин-соседей, так и среди женщин-соседок.

    Хозяева за 1-2 недели до свадьбы посылают к родителям невесты двоих- троих людей (например, почтенного соседа, кого-то из братьев, со стороны материнской родни для того, чтобы официально сообщить им о дне свадьбы.

    За неделю до свадьбы жених с другом или родственником своих лет объезжали родственников для приглашения их на свадьбу. В старину жених объявлял о свадьбе через кого-нибудь на сходе, после чего все могли прийти без особого приглашения.

    С появлением списков жених с другом отправлялись с ним на конях, а в последствии за них функцию вестника стали выполнять родственники жениха, друзья, вооружившись автомобилями и телефонами.

    За несколько дней до свадьбы хозяин или старший родственник семьи обходил близких соседей-мужчин, связанных между собой обычаем взаимопомощи. То же самое делали и женщины.

    Проведение брачного торжества открытой формы (аргама) предполагало привод невесты в субботу («малая» свадьба для близких родственников), а основную «большую» свадьбу играли в воскресенье.

    В субботу утром или днем (в зависимости от места проживания невесты) в путь снаряжали свадебный кортеж. В его число входили представители с мужской и женской столон, люди, разбирающиеся в тонкостях свадебного и, в частности, застольного этикета, родственники, молодежь, в том числе и посредник. До сих пор составляется список людей, участвующий в кортеже, который оглашается в присутствии всех родственников.

    Свадебный кортеж (раньше - на лошадях, с середины второй половины XX в. - на грузовых, легковых автомобилях) структурировался в соответствии с половозрастной, родственной градацией его участников, что являло собой часть всаднического этикета.

    По дороге участники эскорта и встречающиеся им путники - обменивались этикетными фразами. По этикету первыми поприветствовать кортеж должны едущие им навстречу. В порядке нормы этикета свадебный кортеж пропускался всегда вперед, его путь не пересекали.

Во время приема данных гостей, новых родственников, четко распределялись функции самих хозяев, которые иерархизировались по принципам старшинства, гендера и статуса.

Гостей встречал «старший» из хозяев. Затем он либо приглашал присесть на длинные низкие скамьи во дворе (в хорошую погоду), либо звал к навесу - «ашьаԥа» (в ненастье).

Женщины (из кортежа) шли навестить невесту, которая стояла в углу специально отведенной комнаты. Старшие гостьи сначала обнимали присутствующих подружек невесты. Им подносили на блюде стакан с вином или рюмку с водкой, после чего подружка откидывала покрывало невесты, женщины благословляли, целовали, обнимали ее, подходя по старшинству. Мужчины (из кортежа) в комнату к невесте, по этикету, не входят.

Первая торжественная встреча наступала за столом продолжалась до позднего вечера, а то и дольше: хозяева оттягивали переезд невесты, стараясь задержать гостей.
Вместе с невестой отправляют её приданое. Приданое посылалось и после проведения свадьбы.

Младшие из гостей первыми покидали застолье. Они выходят за ворота, где их ждёт транспорт и в свою очередь, ожидают своих старших попутчиков, которые не могли выйти из-за стола, боясь обидеть хозяев.

Еще в середине XX в. невеста выходила из дома в черной, накинутой на голову, косынке, расстроенная и опечаленная.

Молодежь из числа хозяев чинила участникам кортежа всевозможные препятствия: закрывала ворота, натягивала посреди улицы веревки, вываливала в грязь молодых гостей и т.д.

Гости не должны были обижаться на подобные проделки, т.к. они считали себя «виновными» в уводе невесты, члена семьи, дееспособную и детородную единицу в доме. «Уход невесты в другой дом» в своём селении является пережитком того былого положения, по которому она принадлежала к своему материнскому роду в эпоху перехода от матриархата к патриархату переходила в этот род, в род своей матери, к брату матери, в тот дом, в котором она воспитывалась и откуда вышла замуж.[30]

По этикету гостеприимства младшие из хозяев, в основном соседи, провожали гостей до середины пути.

Когда невесту приводят в усадьбу жениха, то перед ней устраиваются танцы. Невесту вводят в дом под звуки песни «Радеда».

Жених в это время прячется от своих старших родственников: сейчас - в соседнем доме, раньше - в лесу, на поле, т.е. он фактически покидал ареал своей общины, подвергался своего рода временному остракизму.

Ружейным выстрелом оповещались соседи в случае тайного привода невесты. Однако, если люди невдалеке соблюдали траурный этикет, то их соседи не должны были стрелять из оружия.

Невеста в сопровождении молодых девушек, а также подружек заводят в амхару - комнату для новобрачных (до середины XX в. абхазы специально для молодоженов строили брачные домики).

В день привода невесты играли свадьбу для близких родственников, а на следующий день - для всех приглашенных - большую свадьбу.

Само брачное торжество состояло из следующих церемоний:

1) Встреча гостей.

2) Посещение невесты.

3) Взаимообмен подарками.

4) Застолье.

5) Прощание.

Начало и окончание свадебного торжества определяется рядом речевых благопожеланий, сопровождающихся актом приветствия. Подобными этикетно-обязательными фразами обменивались лица разных половозрастных категорий, наделенных статусом кровного или некровного родства.

К примеру, первым с женщиной здоровался, по этикету, мужчина, но если он был намного «моложе» нее по возрасту, а также приходился ей гостем, то первой в коммуникацию вступала именно она.

Дети до подросткового возраста попадали в категорию лиц, не подлежащих к проявлению этикетных действий.

Действия хозяина по приему гостей зависели от его творческого подхода, от опыта, от качества самой личности. Придерживаясь канонов Апсуара, хозяин придумывал различные инсценировки по достойному принятию приглашенных.

Посещение невесты сопровождалось ее приветствием, а также одариванием подарками либо деньгами, которые вручались стоящей рядом подружке. У абхазов в Турции невесты, стоящей за занавесом, не видно. В ответ на восхваляющие ее и ее родителей речи она, ничего не говоря, сомкнув три пальца, проводит ими по занавеси сверху вниз.

Характер построения столов в «ашьаԥа» отвечал нормам традиционного застольного этикета. Так как неприлично было сидеть спиной к человеку, столы ставились в два ряда, по краям которых люди сидели, смотря друг на друга.

За торжественными столами людей располагали, по мере возможности, лицом к восходу солнца, так, чтобы они встретили первые лучи солнца.

Головная часть «ашьаԥа» находилась ближе к воротам усадьбы. Ее занимают «старшие», середина стола предназначалась для лиц помоложе, а также женщинам, хвостовая часть - самым «младшим».

Следует отметить, что рассаживание, отвечающее нормам этикета, могло предотвратить конфликтные ситуации. У адыгов «при рассаживании гостей возникает следующая, весьма любопытная в психологическом отношении, ситуация. Все опасаются занять место, которое не соответствует их возрасту и рангу, возникают локальные споры и препирательства: каждый стремится уступить наиболее почетное место другому, доказывает, что оно принадлежит отнюдь не его малозначительной персоне. Акты такого рода выступают в качестве симптома воспитанности, скромности.[31]

Избранием главного тамады распоряжался до начала застолья хозяин дома. Первый, в свою очередь, брал в услужение молодых ребят- соседей, которые приносили и разливали вино. Девушки также разносили водку с рюмками, поставленными на тарелки.

Продолжительность свадебного застолья длится до глубокого вечера, раньше - до утра.

После нескольких дней (а раньше - через месяц) невесту выводят из ее комнаты и приводят в «большой дом», где у очага ее благословляет пожилая женщина, обращаясь с молитвой к духу (ажьаҳәра): «Да благословит тебя, наша молодая невестка, дух Ажьаҳәара, под покровительство которого вступила ты с сегодняшнего дня, да ниспошлет тебе теплоту своего сердца и очей, сделает тебя многодетной и счастливой матерью».[32]

Там собираются одни женщины (соседки, близкие родственницы), которые также желают невесте здоровья, много детей, почитания старших, благополучия в новой семейной жизни и т.д. Личного «женского» счастья желали ей сверстницы, женщины постарше обычно такого аспекта в своих пожеланиях не затрагивали.

Пожелание иметь много детей было самым лучшим пожеланием для новобрачных.[33]

Через 1-2 недели происходила церемония возвращения «скрывающегося» жениха перед старшими родственниками, которую проводил его друг.

Он резал бычка, собирались близкие родственники, соседи и в разгар застолья молодые ребята заводили жениха в дом. Он вначале мнимо противился этому, стоял с опущенной головой. Таким образом, происходило обретение на время утратившего свой статус в семье или общине жениха.

Породнившиеся семьи во время взаимных приглашений одаривали друг друга золотыми вещами, постельной принадлежностью, мебелью, полотенцами и т.д., «способствуя установлению добрых отношений».[34]

Особую разновидность семейно-родственного этикета составляет обычай избегания. Супруги придерживались нескольких его форм. Так, супруги не должны были некоторое время находиться вместе в одной комнате при старших. Если они все-таки были замечены рядом, то кто-то из супругов, отложив все дела, выходил из помещения или отходил на почтительное расстояние. Было не по нормам обычая «избегания» совместно принимать пищу, разговаривать друг с другом или со старшими, произносить личные имена или обозначения родства и т.д.

Долгое время действовал также разговорный запрет по отношению к старшим братьям мужа и даже к свекрови, которая общалась с невесткой при посредстве дочерей или других фамилий своих старших родственников.[35] Если именем старших был назван ее ребенок, то невестка не называла его по имени, а придумывала уменьшительно-ласкательное прозвище.

Спустя определенное время (от нескольких дней, месяцев, а то и лет) происходило некоторое ослабление ограничительных рамок «избегания». Начиналось оно, во-первых, со снятия запрета на общение между свекровью и невесткой. Правда, в современный период времени табу на общение снохи со свекровью либо вовсе не придерживаются, либо заговаривают на 2-3-й день с момента ее привода.

Во-вторых, снимался запрет на совместное присутствие молодых при старших родственниках.

В-третьих, по истечении более продолжительного периода времени по инициативе старшего в доме невестку сажали с ним за одним столом, предварительно разрешив ей сидеть в присутствии свекра, затем - принимать пищу. Самой большой «уступкой» со стороны свекра было снятие запрета на общение между ним и его невесткой.

Как уже отмечалось, жители Бзыбской Абхазии более консервативны в отношении данного обычая, поэтому до самой смерти свекор мог так и не снять табу на общение со снохой, либо она сама даже по просьбе свекра не решалась заговорить.

В большинстве случаев старший свойственник снимает запрет на общение в силу необходимости, например, наличия неполной семьи.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!