Вопрос №46: Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя).



Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки». В нее вошло 32 произведения. Эту книгу, безусловно, можно назвать самым ярким и наиболее популярным творением великого сатирика. Остановимся на сказке «Медведь на воеводстве». Сказка напоминает по содержанию «Историю одного города». Тема сказки - высмеивание царя, министров, губернаторов, но царские сановники представлены автором в образе медведей, которые устанавливают свои порядки в лесной чаще.

В сказке выведены трое Топтыгиных. Каждый из героев по-своему отличается на воеводстве. Перед правителями стоит задача -добиться полного подчинения, а значит, и порядка. Топтыгин Первый усмирял «внутренних врагов» разного рода злодействами, например, «срамными» (чижика съел). А Топтыгин Второй покорности добивается устрашениями «блестящими» (погром над мужиками учинил). Топтыгин Третий отличается от своих предшественников добродушным нравом. Он ограничивает свою деятельность только соблюдением «исстари заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Но и при Топтыгине Третьем лес не меняет своего облика. Писатель подводит читателя к мысли о том, что смена одного воеводы, злого и жестокого, другим, либеральным и мягким, не сможет изменить ситуации. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще. В сказке содержится вывод о необходимости свержения самодержавия как антинародной и деспотической форме государственной власти.

 

Вопрос №47: Герои и проблематика произведения А.И. Куприна (По выбору "Олеся", "Гранатовый браслет").

Одним из самых известных и ярких произведений писателя является рассказ «Гранатовый браслет». Здесь рассказывается о жертвенном чувстве маленького человека, который был очень счастлив до своих последних дней, потому что в его жизни была возможность любить. Вообще, главной темой этого произведения является любовь. Образ мелкого чиновника Желткова связан с проблемой жертвенной любви, настоящего сильного чувства. Этот герой принимает свою любовь к Вере Николаевне Шеиной как божий дар.

Желтков знает, что никогда его возлюбленная не будет с ним. Слишком велика разница в их общественном положении, образовании, воспитании. Но герою и не нужно, чтобы Вера Николаевна была рядом. Ведь его любовь всегда рядом с ним. В знак своего чувства Желтков дарит Шеиной самое дорогое, что у него было: гранатовый браслет матери. Желтков, непримечательный с виду, таил в себе огромные запасы любви, не всем доступные в этом мире. Так и его любовь, несмотря на все, была сильной, чистой, искренней, настоящей. С образом княгини Веры Николаевны Шеиной связана другая проблема. Это независимая, спокойная, холодная красавица. Эта женщина хочет любви, понимает все ее значение для человека, но она слишком холодна и бесстрастна. Вера Николаевна просто не способна полюбить. С мужем у нее скорее дружеские, чем любовные отношения. У героини нет детей, наверное, потому, что у нее нет любви.

 

Вопрос №48: Автор и главный герой поэмы А.Т.Твардовского "Василий Теркин". Роль фольклорных мотивов в поэме.

На протяжении Великой Отечественной войны образ Васи Теркина оставался самым любимым в среде бойцов. Объяснить этот феномен можно тем, что этот герой пленил сердца читателей своей реальностью и достоверностью. Теркин смел, находчив, несмотря на разговорчивость, в меру скромен, верен дружбе, всегда готов помочь своим товарищам. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. В портрете своего героя Твардовский всякий раз подчеркивает его обыденность, массовость: «В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе тоже». Да и по физическим возможностям Теркин ничем не отличается от других, он такой же, как все: «Не высок, не то, чтоб мал…»

На протяжении всех глав, в которых действует герой, от одного эпизода к другому, все полнокровнее раскрывается его характер. На первый взгляд, Теркин может показаться балагуром-весельчаком, и только. Да, он бывает и таким. Причем, делает это сознательно, для поднятия настроения товарищей. В других главах выступают и другие черты героя: героизм, находчивость, умение действовать согласно сложившейся ситуации. Книга построена таким образом, что каждый эпизод вносит нечто новое в образ Теркина, а в совокупности они создают собирательный образ русского солдата. Теркин – воплощение русского национального характера. Это человек мужественный и смелый, способный выжить («Переправа»), добросердечный, находчивый. По мысли Твардовского, эти качества помогли выжить не только Теркину, но всем русским солдатам. Постоянен в поэме и мотив: «Сторона моя родная», «Мать-земля моя родная, сторона моя лесная». Наконец, образ «Матери-России» одухотворяет все события поэмы, придавая ей интимно-личностное и одновременно обобщенное, всем дорогое звучание.

 

Вопрос №49: "Праведник" как национальный русский тип. Характеристика героя-праведника в одном из рассказов Н.С. Лескова.

Попытка изобразить человека, достигшего полного нравственного и духовного равновесия, положена в основу всех произведений о праведничестве, в том числе и в основу произведений Н. С. Лескова. Праведники Н. С. Лескова, праведничество — феномен русской литературы, в основе которого вера в идеал, в высшую правду. Смысл жизни праведники Н. С. Лескова видят в деятельной нравственности. Главное, что определяет их поведение в жизни — служение живому делу. Ежедневно его герои совершают незаметный подвиг доброго участия и помощи ближнему. Герою-праведнику Н. С. Лескова присущи следующие черты:

  1. отрешённость по отношению к вещам материального мира;     
  2. чувство справедливости и чувство долга перед людьми;
  3. сострадание;
  4. борьба за народную правду.

Желая воплотить в героях-праведниках наиболее общие черты нравственных принципов, столь необходимых, по мнению Лескова, для человеческого благоденствия. Как отмечает В. Троицкий, писатель «воссоздавал своих героев как живые лица, в характерах которых переплетаются обыденные интересы и жажда лучшего» Герой-праведник — воплощение русского народа. Говоря, например, о Левше, сам Лесков соглашается с мыслью, что в этом произведении, «где стоит «Левша», надо читать «русский народ», а о Несмертельном Головане заявляет в начале рассказа: «Он сам почти миф, а история его — легенда» — на примере образа Голована можно проследить, как раскрывается образ лесковского праведника. На страницах рассказа Лесков-писатель раскрывает тему религиозных убеждений главного героя. Голован не боится смерти и бескрайне добр по отношению ко всем людям без исключения: «Приходили к нему, бывало, какие-то простые люди — всегда за советами» — Голован никогда не отказывал в своей помощи.

 

Вопрос №50: "Мысль народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".

Лев Николаевич подразумевает под «народом» не только солдат, крестьян, мужиков, не только ту «огромную массу», движимую некой силой. Для Толстого «народ» – это и офицеры, генералы, и дворянское сословие. Это и Кутузов, и Болконский, и Ростовы, и Безухов, – это все человечество, охваченное одной мыслью, одним делом, одним предназначением. Все главные герои романа Толстого напрямую связаны со своим народом и неотделимы от него.

Судьбы любимых героев романа Толстого связаны с жизнью народа. «Мысль народная» в «Войне и мире» проходит красной нитью через жизнь Пьера Безухова. Находясь в плену, Пьер познал свою истину жизни. Открыл ее Безухову Платон Каратаев, крестьянский мужик: «В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка». Французы предлагали Пьеру перевестись из солдатского балагана в офицерский, но он отказался, оставшись верен тем, с кем постиг свою участь. И после он долго с упоением вспоминал этот месяц плена, как «о полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытывал только в это время».

 

Андрей Болконский в битве под Аустерлицем тоже почувствовал свой народ. Схватив древко знамени и ринувшись вперед, он не думал, что солдаты пойдут за ним. А они, увидев Болконского со знаменем и услышав: «Ребята, вперед!» бросились на врага за своим предводителем. Единство офицеров и простых солдат подтверждает, что народ не подразделяется на чины и звания, народ един, и это понял Андрей Болконский.

Наташа Ростова, выезжая из Москвы, сбрасывает на землю семейное имущество и отдает свои подводы для раненых. Это решение приходит к ней сразу, без обдумываний, что говорит о том, что героиня не отделяет себя от народа. Еще один эпизод, говорящий об истинном русском духе Ростовой, в котором сам Л.Толстой восхищается любимой героиней: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная гувернанткой-француженкой, — этот дух, откуда она взяла эти приемы… Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские».

       А капитан Тушин, который жертвовал собственной жизнью ради победы, ради России. Капитан Тимохин, который бросился на француза с «одной шпажкой». Денисов, Николай Ростов, Петя Ростов и многие другие русские люди, стоявшие вместе с народом и знавшие истинный патриотизм.

Толстой создал собирательный образ народа – народа единого, непобедимого, когда воюют не только солдаты, войска, а и ополченцы. Мирные жители помогают не оружием, а своими методами: мужики жгут сено, чтобы не везти в Москву, люди уходят из города только потому, что не хотят подчиняться Наполеону. В этом и заключается «мысль народная» и способы ее раскрытия в романе. Толстой дает понять, что в единой мысли – не сдаться врагу – силен народ русский. Для всех русских людей важно чувство патриотизма.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 517; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!