Вопрос №36: Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2-3 стихотворений по выбору).



Замечательный русский поэт Марина Ивановна Цветаева однажды сказала: «Я не верю стихами, которые – льются. Рвутся – да!» И показывала это на протяжении всей жизни собственными – рвущимися из сердца – строками. Это были удивительные стихи о пережитом. В них всегда было и есть дыхание. В буквальном смысле: слышно, как человек дышит. Душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Невероятная открытость, откровенность – неповторимые черты лирики.

Судьба поэтессы сложилась трагически, но она была настолько яркой личностью и талантливым человеком, что все жизненные перипетии нашли отражение в ее лирике. Поэзия М.И.Цветаевой, как дневник, где нашли отражения все значительные события ее непростой жизни:

«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.» «Стихи о Москве»

Лирическая героиня Цветаевой полностью отражает чувства и переживания самой поэтессы. Она изначально равняла мою лирическую героиню с собой. Исходя из этого стихи Цветаевой – личностные.

Уже в первой книге есть предельная искренность, ясно выраженная индивидуальность, даже выделен трагизм среди юных стихов:

«Ты дал мне детство – лучше сказки

И дай мне смерть – в семнадцать лет...»

«Молитва»

Марина Ивановна всегда считала, что поэт в своем творчестве должен быть индивидуален. Из этого принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть, ни от времени, ни от пространства.

Чувство одиночества без близких людей усиливается мыслью об одиночестве каждого человека. Такое одиночество не связано с присутствием или отсутствием кого-либо рядом. Это одиночество высшего порядка, которое рождается от невозможности поэта быть понятым. Противостояние индивидуальной души автора всему убежденному обществу, потому что такое общество не всегда двигается в верном направлении. Именно это вызывает горечь сожаления у Цветаевой.

«Идите же! –

Мой голос нем,

Я знаю, что ни перед кем

Не буду я права!»

В стихотворении «Тверская» из сборника «Волшебный Фонарь» Цветаева показывает нам зарисовки семейного быта, очерки лиц мамы, сестры, знакомых, есть даже описание пейзажей Москвы:

«Вот и мир, где сидят витрины,

Вот Тверская, – мы вечно тоскуем о ней.

Кто для Аси нужнее Марины?

Милой Асеньки кто мне нужней?»

 

М.И.Цветаева нашла точную и судовую формулу:

«Равенство дара души и слова – вот поэт.» Она абсолютно права, ставя знак равенства между поэтом и жизнью. Вся сила ее таланта пошла на то, чтобы выразить эту полноту жизни. В ее поэзии живет живой человек.

 

Вопрос №37: Мир природы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть.

Главная тема тютчевской поэзии – человек и мир, человек и природа.

Мир в представлении Ф.И.Тютчева – это единое целое, вечно меняющееся и в то же время постоянно повторяющееся во всех изменениях. Поэт живописно описывает мгновения в жизни природы. Он всегда представляет это как звено, связующее прошлое и будущее.

Очень хорошо эта особенность видна в тютчевских пейзажах. Например, в стихотворении:

«Весенние воды»

 

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…»

 

В этом стихотворении дана вся картина весны – от раннего, холодного марта – до веселого, теплого мая. Все здесь исполнено движением, и не случайно постепенно повторяются глаголы движения: бегут, идет, толпится… и др. Повторяя эти глаголы, автор рисует картину весны, полную динамики.

Фёдор Иванович создает образ живого, дышащего, говорящего существа. При этом важно заметить, что у поэта не только природа и человек исполнены жизни, но и время, сны. Например, в стихотворении:

«Бессонница».

 

«Часов однообразный бой,

Томительная ночи повесть!

Язык для всех равно чужой

И внятный каждому, как совесть!..»

 

Явления природы почти всегда очеловечены в стихотворениях Тютчева. Например, в стихотворении:

«Неохотно и смело…»

 

«Неохотно и смело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей прогремело,

Принахмурилась земля…»

 

Один из тютчевских мотивов – это разговор явлений природы между собой или с человеком. Среди постоянных эпитетов в пейзажных стихотворениях Тютчева – слова «волшебный», «таинственный». И почти всегда природа наделена колдовской силой. Это хорошо видно в стихотворении «Чародейкою зимою».

Жизнь природы в поэзии Тютчева подчиняется не только таинственному колдовству, но и игре.

«Игра» – еще одно характерное тютчевское слово в его пейзажах. Глагол «играть» почти везде сопровождается тютчевскими описаниями природы и человека. Играет гром в стихотворении: «Весенняя гроза»

 

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…»

 

Играющая природа – мотив, который тоже основан на представлении природы живым существом.

Среди постоянных образов, используемых поэтом в его описании природных явлений, можно назвать улыбку. Это для автора становится воплощением жизни и человека, и природы. Как в стихотворении:

«Небо бледно-голубое»

 

«…В этом ласковом сиянье,

В этом небе голубом.

Есть улыбка, есть сознанье,

Есть сочувственный прием.»

 

Столь же значимым для Фёдора Ивановича является и плач природы. Слезы – такой же знак истинной жизни для Тютчева, как и улыбка. Поэт соединил эти две способности: улыбаться и плакать в одном стихотворении:

«Небо бледно-голубое»

 

«…И святое умиление

С благодатью чистых слез

Кнам сошло как откровенье

И во всем отозвалось…»

 

Вопрос №38: Личность и история в романе Л.Н. Толстого " Война и мир". Кутузов и Наполеон как два полюса романа. Роль авторских комментариев в произведении.

Основой романа «Война и Мир» является война с Наполеоном. Именно вокруг этого события развиваются все эпизоды сюжета. В своих комментариях Л.Н.Толстой размышляет о том, что такое история и какие силы оказывают решающее влияние на исторический процесс. Писатель утверждает, что жизнь человечества не зависит от воли и намерений отдельных людей. Он считает, что жизнь складывается из взаимодействия всех интересов, намерений, желаний людей.

Л.Н.Толстого в романе волнует не военно-политическая история событий, а их нравственно-психологический смысл.

Образы основных полководцев Кутузова и Наполеона в романе – это яркое воплощение авторских принципов изображения исторических деятелей. Русский главнокомандующий представлен в романе «Война и Мир», как истинно русский человек, близкий своему народу. Он ценит свою армию, каждого солдата, старается воевать с наименьшими потерями. Для Кутузова главное в войне не слава, а итог. Именно поэтому он прислушивается к общему мнению и дает указания, приказы в соответствии с ним. Наполеон же, наоборот, воплощение эгоизма и личных амбиций. Он от сражения ждет только славы для себя, и каждая смерть для него – это еще один шаг к победе. Французский полководец далек от простого народа. Он не считает своих солдат людьми. Для него они всего лишь пушечное мясо. Именно поэтому он с позором и огромными потерями проигрывает войну.

Наполеон в романе Льва Николаевича нравственно слеп, не способен понять ни добра, ни истины. Он предназначенный на роль палача всех народов, уверяя себя, что цель его поступков была на благо народу и что он мог руководить судьбами людей.

Кутузов – это полная противоположность Наполеону. Это воплощение народной нравственности, простоты, добра и правды. Михаил Илларионович, как подчеркнул Л.Н.Толстой, наделен истинной мудростью, которая побуждает во время Отечественной войны действовать в соответствии с принципом: что должно произойти, произойдет само.

 

Вопрос №39: Лирический герой и проблематика ранней поэзии В. Маяковского. Черты футуризма в стихотворении "А Вы могли бы?" Чтение наизусть.

Невозможно представить 20 век без В.В.Маяковского. Он окрасил собой целую эпоху, благодаря чему, стал самым известным поэтом-футуристом.

Характер раннего творчества В.В.Маяковского проявился достаточно ярко в первых произведениях, написанных совместно с поэтами-футуристами. Их целью было создание нового искусства, разрывающее все связи с традициями классической русской литературы. Поэт сразу заявляет о своем принципиально новом подходе к искусству:

« Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?"

 

Одна из самых важных тем в лирике Владимира Маяковского – тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта. Будучи одиноким в мире, автор выражал неприятие этого мира. Важнейшее из эмоциональных ощущений Маяковского – боль, страдание. Они возникают при столкновении поэта с окружающим миром. Болью и страданием окрашены и любовные стихи. Маяковскому удалось неразрывно соединить личные переживания, трагедию любовного чувства с политикой, с грядущей революцией.

Маяковскому была чужда эстетическая поэзия. Стих должен обладать взрывной, действенной силой. У В.В.Маяковского он никогда не бывает вялым. Автор не сообщает, не рассказывает – он убеждает и доказывает.

Владимир Владимирович был хорошим современным поэтом. Он остро ощущал ритмы, проблемы времени. Новая эпоха требовала обновления поэтического языка, художественных средств, и Маяковский обновляет лексику, ритмику, рифму, изменяет даже графическую запись стиха. Поэт говорил, что старый поэтический язык изжил себя. И он ввел в поэзию язык улицы, грубый, но поэт поднял его до поэтического уровня, тем самым расширил читательскую аудиторию. Маяковский стал голосом улицы, новой эпохи.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 1190; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!