ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СУЩНОСТИ ВОСПИТАНИЯ



 

Социальный характер воспитания личности

 

История становления социальной педагогики неразрывно связана с историей развития педагогической мысли и с практикой воспитательной работы.

Историко-логический подход к изучению педагогики позволяет обнаружить закономерности развития институциональных форм образования (семья, школы, университеты и другое), различные специализации педагога (учитель-предметник, в том числе по пению и физической культуре в школе, профессорско-преподавательский состав в вузе) и его функциональные обязанности [Ромм, 2019].

В рамках данного раздела более интересным является использование цивилизационного подхода к анализу педагогического наследия предыдущих эпох. В этом случае изучение историко-педагогического процесса связано с определением социокультурных детерминант развития общества, выраженных такими вопросами, как: «Каким образом обучение, а особенно воспитание, влияет на становление личности?», «Каково влияние социума на человека?».

Подобными вопросами п другими проблемами занимается социальная педагогика. Следует отметить, что представители как восточной, западной, так и российской педагогической науки [Дармодехин, 2012] указывают на то, что в центре внимания педагогической системы лежат проблемы воспитания подрастающего поколения, направленного на сохранение общего и самобытного (национального) социального наследия и совершенствования жизни общества.

Как известно, термин «социальная педагогика» появляется в XIX в. В разных источниках можно найти сведения о двух создателях социальной педагогики: немецкий педагог и политик Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег и немецкий философ и педагог Пауль Герхард Натори [Болдина, Деева, 2020]. А. Дистервег сформулировал принцип культуросообразности в организации учебно-воспитательного процесса. По Дистервегу. существуют определенная внешняя, внутренняя и общественная культуры, влияющие на воспитание. Внешняя культура представлена нормами морали, быта, потребления. Внутренняя культура составляет суть духовной жизни человека. Общественная культура - это социальные отношения и национальная культура. Принцип культуросообразности требует того, чтобы в воспитании принимались во внимание условия места и времени, в которых родился человек или в которых ему предстоит жить (культуру страны, являющейся родиной ученика).

П. Натори считал, что социальное воспитание позволяет человеку осмыслить общественную действительность. По мнению философа, предметом социальной педагогики являются социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни. Приоритетным средством и условием социального научения является общение, т.к. только через общение с другими людьми человек воспитывается и образуется. Наторп выявил следующую закономерность: совершенствование общества зависит от уровня сформированности сознания и воли отдельных представителей данного общества. Поскольку формирование воли и сознания происходит поэтапно, то и структура образования должна быть структурирована: семья является первой ступени общественности, деятельность школы должна быть подчинена задаче формирования воли воспитуемых. последующая жизнь человека должна быть представлена самовоспитанием и участием в создании или функционировании различных общественных структур [Социальная педагогика П. Наторпа].

Становление человека гражданином общества - это его развитие, которое предполагает реализацию внутренне присущих задатков и свойств человека в процессе его взаимодействия с окружающей средой и под ее влиянием. В отличие от понимания развития другими отраслями педагогической науки (например, общей педагогики, педагогической, а также возрастной психологии и др.) в социальной педагогике данный термин обозначает усвоение и воспроизводство индивидом культурных ценностей и социальных норм, его стремление к саморазвитию и самореализации в обществе, в котором он проживает [Ромм, 2010].

Процесс развития двунаправлен. С одной стороны, он связан с адаптацией (иначе приспособлением) человека к обществу (что и составляет суть социализации), с другой - с его обособлением как проявлением собственной индивидуальности. Обособление человека проявляется в виде ценностной (наличие собственных взглядов), эмоциональной (наличие собственных привязанностей) и поведенческой (потребность в самоопределении, самореализации, самоутверждении) автономии, в потребности самостоятельно преодолевать кризисные жизненные ситуации.

Социализация личности может быть естественной (стихийной) в результате непосредственного контакта с ближним социальным окружением и микросредой, так и специально организованной (в виде государственной политики, целенаправленного воспитания через семейный и иной вид социальных институтов). Итоги двух видов социализаций проявляются в человеке в его про- или антисоциальном изменении из-за или вопреки имеющимся жизненным обстоятельствам. Реальная действительность на данный момент развития общества - это не только физическое окружение человека и его культурный потенциал, но и виртуальное пространство, формируемое средствами массовой информации, в том числе телекоммуникационными [Аксютина, 2019]. Последнее, проявляемое в виде системы Интернет и его разветвленной сети социальных интернет сообществ, чаще всего несет негативное влияние на подростков. Формируется социальное поведение, характеризующееся низким уровнем сознательной ответственности за действия в сети, несоблюдением этических норм и правил и т.п. В связи с этим возрастает роль общественных институтов в социальном обучении и воспитании. Первое понимается нами как целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности [Анкудинова, 2010] и ее обособлению в случае негативных влияний внешней социальной среды. Социальное воспитание трактуется нами вслед за Л.В. Махаевым как направленная деятельность воспитателя по созданию специальных условий для взаимодействия с воспитанником, воздействия на его сознание и чувства в целях привития устойчивого просоциального «иммунитета» [Махаев, 2018].

В современном мире проблема социального воспитания становится все более актуальной. Дело в том, что происходит некое расформирование ценностей, идеалов, а взамен - приобретение и усвоение новых. Все чаще молодое поколение забывает о духовном развитии, предпочитая что-то материальное.

Довольно часто молодые люди не обращают внимания на то, что отношение к окружающему миру приобретает потребительский характер. Но такое отношение проявляется, в частности, из-за формирования его в людях с детства. Все чаще обращают на себя внимание пестрящие повсюду рекламные щиты, вывески и т.д. Родители используют в методах воспитания некую манипуляцию поведением ребенка, когда за выполнение детской просьбы предлагают вещь в ответ.

Не могут не беспокоить и факты проявления жестокости, вандализма, пьянства, наркомании у значительного количества молодых людей. На второй план отходят какие-либо традиции и опыт прошлых поколений. Современная молодежь стремится отойти от «старого», в чем редко находит единомышленников со стороны старшего поколения. Не менее масштабной проблемой в социальном воспитании является нежелание родителей осуществлять свои прямые родительские функции по воспитанию детей. Все больше возрастает число неблагополучных семей со злоупотребляющими алкоголем и другими вредными привычками родителями. Из средств массовой информации в последнее время мы слышим об участившихся случаях проявления домашнего насилия. Распространение практик родительства у несовершеннолетней молодежи так же говорит нам о проблеме социального воспитания. Зачастую образ мышления, чувство ответственности за свои поступки несовершеннолетних родителей сводится к минимуму. Не понимая всех тонкостей воспитания ребенка, они идут на серьезный шаг, а далее, претерпевая самые разнообразные проблемы, они отказываются от детей. По статистике молодые родители «бросают» своих детей в 80% случаях, что наводит на мысль о масштабной проблеме общества. К сожалению, актуальна проблема одиноких отцов и детей, когда мать оставляет свою семью по самым разнообразным причинам. Данный исход наносит определенные травмы ребенку и негативным образом влияет на его воспитание. С другой стороны, имеет место быть проблема, диаметрально противоположная предыдущей - когда родители чрезмерно опекают своих детей.

Не следует забывать, что социальное воспитание является основой духовно-нравственной солидарности, именно поэтому необходимо ясно понимать, как должно строиться воспитание, какие проблемы необходимо решать в первую очередь. Возникло социальное воспитание ровно тогда, когда человек отделился от животного мира. Условия, которые поставила человеку сущностная реальность, требовали усвоения каких-либо навыков предками и передачи молодому поколению приобретенного опыта. Однако сформироваться как научному явлению социальному воспитанию удалось только к концу XIX - началу XX вв.

Воспитание для всех времен и народов - важнейшее явление духовной жизни, без которого немыслима жизнь человеческого общества. Его назначение - передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Молодые и взрослые люди существенно различаются мировоззрением, а также взглядами на конкретные жизненные события. Причина данных расхождений кроется в определенных изменениях социокультурной жизни общества, которые в современных условиях создают иные принципы социализации и воспитания подрастающего поколения относительно существовавших ранее [Кокина, 2019].

Заметим, что с социальными проблемами воспитания сталкиваются в любом обществе в независимости от его стабильности. Это могут быть самые разные социальные проблемы - от столь привычной для нас нехватки финансирования до всплеска наркомании и прочих. Россия последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ переходного типа. В таком обществе воспитание не только сталкивается с различными социальными проблемами, но и само становится социальной проблемой. Так, например, было в нашей истории после отмены крепостного права или в 20-е гг. XX в. Схожие процессы происходили в Америке в 20-е и начале 30-х гг., а также в Германии и Японии после Второй мировой войны [Завгородняя, Макаренко, Мусаелян, 2017].

В процессе социального воспитания у родителей возникают определенные проблемы, для решения которых необходимо уделять больше внимания нравственному аспекту формирования личности, отводя на второй план «коррозии» общества. В абсолютном большинстве случаев социальное воспитание имеет общие черты с социализацией. В основном их соотносят с возрастом человека. Так, С.И. Гессен рассматривал процесс социального становления, разделяя его на три этапа.

Первый этап - дошкольный период, когда ребенок осваивает социальные нормы и роли через игровую деятельность.

Второй - школьный период, когда происходит активное познание окружающей жизни, ее законов и требований.

Третий - завершение формирования личности через самообразование, внешкольное и послешкольное образование, когда личность совершенствует свое собственное «Я» [Цит. по Борисова, Плоткин, 2017].

Выделяют следующие виды принципов социального воспитания:

1. Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих культурных ценностях.

2. Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству или социальным институтам.

3. Принцип дополнительности образования дает возможность рассматривать воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.

4. Принцип гуманистической ориентации воспитания считает ребенка главной ценностью в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность.

5. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач.

6. Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.

7. Принцип социального закаливания детей предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

8. Принцип создания воспитывающей среды требует, чтобы в учебном заведении были такие отношения, которые формировали бы социальность ребенка. Прежде всего, речь идет о единстве коллектива школы педагогов и учащихся [Дармодехин, 2012].

Как отмечалось выше, социализация и социальное воспитание сходны: они направлены на усвоение нравственных норм. Однако имеются и некоторые различия в данных процессах. Воспитание формирует и развивает духовные качества, общественное здоровье, в то время как социализация развивает личностные качества. Одновременно в процессе социализации у человека (в частности - ребенка) может возникнуть совершенно объективная потребность в проявлении себя и своих возможностей и потребность «сравняться с другими и быть как все».

По причине смены идеологической направленности нашего государства и отказа от коммунистической идеи возникло множество разногласий на счет соотношения понятий «социализация» и «воспитание». Многие высказываются о синонимичности данных терминов, в то время как другие определяют воспитание как часть социализации. Бесспорно, то, что социальное воспитание в значительной мере предопределяет характер развития общества, воздействуя на процесс социализации подрастающих поколений, на формирование механизмов передачи социального опыта и традиций.

Самое важное, что социализация и социальное воспитание неразрывно связаны с солидарным обществом. Феномен современного воспитания и социализации являются важнейшими инструментами в формировании солидарного общества, которое предполагает моральные, нравственные характеристики и взаимную ответственность.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 120; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!