Христологическое прочтение библейских текстов YHWH



РИЧАРД БОКЭМ

ХРИСТОЛОГИЯ ПАВЛА В ОТНОШЕНИИ К ЛИЧНОСТИ БОГА

Содержание

Еврейский монотеизм и ранняя христология.

Христологическое прочтение библейских текстов YHWH

Эсхатологический монотеизм в христологических текстах YHWH

Творческий монотеизм в христологических текстах YHWH

Римлянам 10:13

Филиппийцам 2: 5-11

1 Коринфянам 8: 5-6

Еврейские прецеденты для христологии Павла о божественной идентичности

 

1. Еврейский монотеизм и ранняя христология.

В моей книге «Распятый Бог: монотеизм и христология в Новом Завете» (The Didsbury Lectures for 1996; Grand Rapids: Eerdmans, 1999), я изложил намеченный мною конкретный тезис об отношениях еврейского монотеизма и ранней христианской христологии, который влечет за собой относительно новое предложение о характере ранней христологии. Моя цель в настоящей работе - обобщить тезис первых двух глав «Распятого Бога», а затем сосредоточиться более подробно, чем я делал до сих пор, на Павловых посланиях, чтобы показать, как мой тезис подтверждается и проиллюстрирован в теологии Павла.

Характер еврейского монотеизма в поздний период Второго Храма очень много обсуждался в последние годы, часто в связи с ранней христологией. Из всех направлений обсуждения можно выделить два подхода. Существует, во-первых, мнение, что иудаизм Второго Храма характеризовался «строгим» монотеизмом, который не допускал возможности приписывать божественность кому-либо, кроме одного Бога. Согласно этому взгляду на еврейский монотеизм, некоторые утверждают, что Иисуса нельзя рассматривать как действительно божественную личность в еврейском монотеистическом контексте, так что только радикальный разрыв с еврейским монотеизмом может сделать возможным указание на истинную божественность Иисуса. Ввиду очевидно, очень еврейского характера раннего христианства, этот подход имеет тенденцию интерпретировать свои доказательства таким образом, чтобы свести к минимуму степень, в которой ничего подобного действительно божественной христологии, не может быть найдено в новозаветных текстах.

Во-вторых, существуют ревизионистские взгляды на иудаизм периода Второго Храма, которые отрицают его строго монотеистический характер. Такие взгляды сосредоточены на различных видах посреднических фигур - главных ангелов, вознесенных людей, персонифицированных божественных атрибутах или функциях - которые, как предполагается, имеют подчиненный божественный или полубожественный статус. Поэтому различие между одним Богом и всей другой реальностью никоим образом не было абсолютным в иудаизме этого периода. Такие взгляды тесно связаны с поиском еврейских прецедентов для ранней христианской христологии. Ученые в этой тенденции часто признают, что многие новозаветные тексты трактуют Иисуса как божественную личность, а также, что эти тексты написаны в принципиально еврейском концептуальном контексте. Попытка понять, как такая высокая христология могла развиваться в рамках еврейского движения, фокусируется тогда на посреднических фигурах иудаизма  периода Второго Храма, которые каким-то образом участвуют в божественности Творца. Такие фигуры как бы представляют собой существующую еврейскую категорию, в которой происходят ранние христианские оценки возвышенного статуса Иисуса. Из-за того, что еврейский монотеизм не был строгим, но гибким, а граница между одним Богом и всей другой реальностью, относительно размытой с интересом к промежуточным фигурам, самая высокая новозаветная христология может быть понята как разумное еврейское развитие монотеизма.

Представление, которое я предлагаю в «Боге распятом», отличается от обоих этих подходов. Соглашаясь с первой точки зрения, я утверждаю, что монотеизм иудаизма периода Второго Храма был действительно «строгий». Большинство евреев в этот период были очень самосознательно монотеистичными, и имели некоторые очень знакомые и четко определенные идеи о том, как уникальность единого Бога должна быть понята. Другими словами, они обрисовали линию различия между единственным Богом и всей другой реальностью, и четко отличали Бога от всей другой реальности с помощью определенных, четко сформулированных критериев. Так называемые посреднические фигуры не были двусмысленными полубогами, обходящими границу между Богом и творением. Некоторые (такие как Божья мудрость и Слово Божье) понимались как аспекты единственной Божьей реальности. Посреднические фигуры считались возвышенными слугами Бога, для которых в литературе часто прилагаются все усилия, чтобы четко отличить их от истинной божественной реальности единственного Бога. Поэтому, в отличие от второго взгляда, я не думаю, что такие еврейские посреднические личности имеют решающее значение для изучения ранней христологии. (Мы вернемся к вопросу о еврейских прецедентах для ранней христологии после нашего изучения Павла, что позволит нам сосредоточиться на наиболее важных из таких предполагаемых прецедентах.)

По моему мнению, высокая христология была возможна в рамках еврейского монотеистического контекста, а не в применении к Иисусу еврейской категории полубожественного посреднического статуса, но отождествляя Иисуса непосредственно с единым Богом Израиля, включая Иисуса в уникальную идентичность этого Бога. Я использую термин «уникальная идентичность» как лучший способ говорить об уникальности Бога, как это обычно понимается в раннем иудаизме. Концепция личности более уместна, поскольку это основная категория для понимания еврейского монотеизма, в отличие от концепции божественной природы. Другими словами, для еврейской монотеистической веры было важно, что был Тот, кто есть единый Бог, а не природа божественности. (Это не означает, что нужно исключить все концепции божественной природы из еврейского богословия в этот период - такие атрибуты, как вечность и высшая сила, были необходимы для еврейского понимания Бога - но я считаю личность Бога тем более всеобъемлющей и важной категорией.)

Уникальность веры в единственного Бога в иудаизме периода Второго Храма можно охарактеризовать двумя признаками. Первый признак касается его заветных отношений с Израилем. Он является Богом Израиля, известным из рассказа о Его действиях в истории Израиля, и откровением Его характера для Израиля (Исх 34: 6). Он открыл Израилю свое имя YHWH, что имело большое значение для иудаизма периода Второго Храма, потому что он называет имя уникальной личности своего Бога. С этой идентификацией Бога в Его отношении с Израилем, этот Бог был также охарактеризован как уникальный, в Его отношении ко всей реальности вселенной: особенно, что Он является единственным Создателем всех творений и, что Он является единственным суверенным Правителем всего мира. Такая идентификация YHWH чрезвычайно распространена во всей еврейской еврейской литературе рассматриваемого периода. Эти признаки были самым простым и ясным способом ответить на вопрос: что отличает YHWH, единого истинного Бога, от всей другой реальности? В чем состоит Его уникальность? Эти характеристики дают ясное и абсолютное различие между истинным Богом и всем другим творением на данный момент. Только Бог создал все; все прочее, включая существа, почитаемые как боги язычниками, созданы им. Только Бог правит над всем творением; все другие вещи, в том числе существа, которым поклоняются язычники, подчиняется ему. Эти способы различения Бога, как уникальной личности, сформировались таким очень понятным способом определения уникальности Бога, которому евреи поклонялись, что большинству евреев в большинстве синагог в период Второго Храма, несомненно, они были известны. И хотя разнообразие иудаизма, возможно, было во многих других отношениях, это было общим: только Бог Израиля достоин поклонения, потому что Он является единственным Создателем всех творений и единоличный Правитель всего. Другие существа, которых иначе можно было бы считать божественными, по этим критериям являются Божьими созданиями или атрибутами. (Таким образом, так называемые промежуточные фигуры, либо принадлежат к уникальной личности Бога, либо были созданы и остаются подчиненными одному Богу, как его поклонники и слуги, однако возвышенные.)

Мы могли бы охарактеризовать этот ранний еврейский монотеизм как творческий монотеизм, эсхатологический монотеизм, и культовый монотеизм. Только один Бог – абсолютно без консультантов или соавторов, или помощников, или служащих - создавал все остальное (даже тогда, когда это понимали как то, что Он создал все из предпосылки хаоса, а не из ничего). От того, что Бог был единственным Создателем и единственным Господом всего творения, требовалось ожидание того, что в будущем, когда YHWH выполнит Свои обещания Своему народу Израилю, YHWH также продемонстрирует Свое божество народам, создавая свое всемирное царство, делая Свое имя известным повсеместно, становясь известным всем, так же, как знал Бога Израиль. Это аспект, который я называю эсхатологическим монотеизмом. Наконец, существует также культовый монотеизм. Только единственному Создателю всех творений, и единственному Господу над всеми творениями должно поклоняться, так как поклонение в еврейской традиции было именно признанием этой уникальной личности единого Бога.

Раннее христианское движение, очень осознанно использующее эти еврейские богословские рамки, создало своего рода христологический монотеизм, поняв, что Иисус включен в уникальную личность единого Бога Израиля. Вероятно, его самое раннее выражение, к которому мы имеем доступ, - и оно, безусловно, использовалось очень рано в истории первого христианского сообщества, - это понимание возвышения Иисуса в терминах Псалма 110: 1. Иисус, сидящий на космическом троне Бога на небесах, как единственный царь в эсхатологическом господстве Бога, и в котором суверенитет единого Бога будет признан всеми; Он включен в уникальное правиление Бога над всеми творениями. И поэтому Он однозначно расположен на божественной стороне абсолютного различия, которое отделяет единственного суверенного Творца от всего творения. Власть над всеми творениями определяет, кто есть Бог: она не может быть делегирована, как простая функция для творения. Таким образом, самая ранняя христология была уже в высшей степени христологией. Оставалось лишь последовательно проработать, что это может означать для Иисуса интегрально принадлежавшего единству одного Бога. Ранний христианский интерес был в первую очередь в сотериологии и эсхатологии, в вопросах Евангелия, и поэтому в Новом Завете - это прежде всего искупление или осуществление эсхатологического ожидания, где Иисус понимается, как принадлежащий к личности Бога. Но раннее христианское размышление не могло последовательно составить это. Еврейский эсхатологический монотеизм был основан в творческом монотеизме. Если Иисус был неотъемлемым элементом личности Бога, он, должно быть, был также вечен. Включение Иисуса также в уникальную творческую деятельность Бога и в уникальность божественной вечности было необходимым следствием его включения в эсхатологическую идентичность Бога. Это был еврейский путь ранних христиан, сохраняя монотеизм против дитеизма, как любой новообращенный христианин мог понимать. Не добавляя Иисуса к уникальной личности Бога Израиля, но только включив Иисуса в эту уникальную личность, монотеизм мог бы сохраняться. Это относится и к поклонению Иисусу, которое, несомненно, началось в палестинском еврейском христианстве. Оно выражало включение Иисуса в уникальную идентичность единственного Создателя всего сущего и единственного Суверена над всем.

Ранняя христология была создана в пределах еврейских рамок творческого, эсхатологического и культового монотеизма. Первые христиане разработали христологический монотеизм со всеми тремя этими аспектами. С этой точки зрения я называю христологию всех писателей Нового Завета, укорененная так, как это было в самое раннее время, христологией божественной идентичности, предлагая ее как путь, за пределами стандартного различия между «функциональной» и «онтологической» христологией. Это последнее различие не соответствует раннему еврейскому мышлению о Боге, и поэтому серьезно исказило наше понимание новозаветной христологии. Когда мы мыслим в терминах божественной идентичности, а не божественной сущности или природы, которые не являются основными категориями еврейской теологии, мы видим, что так называемые божественные функции, которые присущи Иисусу, являются неотъемлемой частью того же единого Бога. Эта христология божественной идентичности уже является полностью божественной христологией, утверждая, что Иисус Христос является неотъемлемой частью уникальной и вечной идентичности Бога.

Моя цель в остальной части настоящей статьи - изучить некоторые доказательства для такой христологии божественной идентичности в письмах Павла. Начнем мы с феномена христологической интерпретации библейских отрывков о YHWH, которые, как мы увидим, являются преднамеренной попыткой Павла переформулировать еврейский монотеизм как христианский монотеизм. После, мы рассмотрим три важных христологических отрывка у Павла, которые сочетают явный монотеистический интерес во включении Иисуса в божественную идентичность (Рим. 10:13, Фил. 2: 5-11; 1 Кор. 8: 5-6). Наконец, мы вернемся к двум примерам посреднических фигур, в иудаизме периода Второго Храма, которые часто цитировались как прецеденты для ранней христологии, и продемонстрировать, насколько мало они параллельны феномену христологии божественной идентичности у Павла.

 

Христологическое прочтение библейских текстов YHWH

 Христологическая интерпретация Павлом библейских отрывков о YHWH, принимая имя YHWH (kyrios в LXX), чтобы ссылаться на Иисуса Христа, является важным явлением, которое часто недооценивается как по масштабу, так и по значимости. Основные данные приведены здесь:

(1) Тексты, в которых YHWH соотносится с Иисусом Христом:

(1а) Пять цитат, включая kyrio

Рим 10:13      Иоиль 2:32

1 Кор. 1:31    Иер. 9:24 (= 1 Царств 2:10)

1 Кор. 2:16    Исайя 40:13

1 Кор. 10: 26 Пс 23 (24):1

2 Кор. 10:17   Иер. 9:24 (= 1 Царств 2:10)

(1б) Одна цитата, к которой Павел добавляет levgei kyrio

Рим. 14:11     Исайя 45:23

(1в) Одна цитата, не включающая kyrio

Рим. 9:33   Исайя 8:14

(1г) Девять аллюзий, включающих kyrio

1 Кор. 8: 6               Втор. 6: 4

1 Кор. 10:22           Втор. 32:21 ( kyrio нет в LXX )

2 Кор. 8:21             Притч. 3:4 ( kyrio в LXX , μyla в MT )

Филип. 2: 10-11    Иса 45:23

1 Фес. 3:13        Зах 14: 5

2 Фес. 1: 7             Исайя 66:15

2 Фес. 1: 9             Исайя 2:10, 19, 21

2 Фес. 1:12            Исайя 66: 5

2 Фес. 3:16            Числа 6:26

(1д) Шесть стереотипных выражений ВЗ, включающих kyrio

«призвать имя Господа»

1 Кор. 1:2 (ср. Рим. 10:13)   Иоиль 2:23; Соф. 3:9; Зах. 13:9; Иер. 10:25 etc .

«день Господний»

1 Кор. 1:8; 5:5; 2 Кор. 1:14; 1 Фес 5:2; 2 Фес. 2:2     Иоиль 1:15; 2:1, 11, 31; Амос 5:18; Исайя 13:6, 9 etc .

«служить Господу»

Рим. 12:11; 16:18 1 Царств 12:20; Пс. 2:11; 99(100):2; 101(102):22 etc.

«слово от Господа»

1Фес. 1:8, 2Фес. 3:1   Исайя 2:3

«Господь с тобой»

2Фес. 3:16                   Руфь 2:4, 1Царств 17:37, 20:13

«страх перед Господом»

2 Кор. 5:11                  Исайя 2:10, 19, 21.

 

(2) Тексты, в которых YHWH относится к Богу:

(2а) Девять цитат, включающих kyrio

Рим. 4:7-8                 Пс. 31(32):1-2

Рим. 9:27-28             Ос. 2:1 + Исайя 10:22-23

Рим. 9:29                  Исайя 1:9 ( kyrio sabaoth )

Рим . 10:16                Исайя 53:1 (kyrio in LXX, no equivalent in MT)

Рим. 11:3              3Царств 19:10 ( kyrio нет в LXX , его эквивалент в MT )

Рим. 11:34                    Исайя 40:13

Рим. 15:11                      Пс. 116(117):1

1 Кор. 3:20                     Пс. 93(94):11

2 Кор. 6:18              2 Царств 7:14, 8 ( kyrio pantokrator )

(2б) Три цитаты, в которые Павел добавляет levgei kyrio

Рим. 2:19                  Втор. 32:35

1 Кор. 14:21             Исайя 28:11-12

2 Кор. 6:17               Исайя 52:11 + Иезек. 20:34

 

(2в) Двенадцать цитат, в которых говорящий («Я») идентифицируется как YHWH в контексте ВЗ

Рим 4:17      Быт 17: 5

Рим. 9: 9      Быт. 18:14

Рим. 9:13      Мал. 1: 2-3

Рим. 9:14      Исх. 33:19

Рим. 9:17      Исх. 9:16

Рим 9:25      Ос. 2:25

Рим. 9:33        Исайя 28:16

Рим. 10:19       Втор. 32: 21

Рим. 10:20       Исайя 65: 1

Рим. 10:21       Исайя 65: 2

Рим. 11: 26-27 Исайя 59: 20-21

2 Кор. 6: 2        Исайя 49: 8

 

Как понимать эти явления использования Павлом ветхозаветных отсылок? Мы можем сразу предположить две возможные интерпретации: (1) Неправдоподобно, что, когда Павел берет kyrios LXX, чтобы обратиться к Иисусу, он не знает, что kyrios функционирует как благоговейная замена для божественного имени. Павел, несомненно, знал еврейский текст так же, как и греческий. Но на самом деле, даже грекоязычный еврейский христианин, который знал Еврейское Писание только по-гречески, не мог не знать о функции kyrios, как представляющий тетраграмматон. Во многих рукописях LXX, где в письменном тексте не было kyrios, но ивритские буквы тетраграмматона записывались или греческим эквивалентом (PIPI), или греческой транслитерацией (IAW). Читателям заменили kyrios в чтении (будь то самим себе, так как древние читатели обычно произносили слова вслух при чтении в одиночку или в публичном чтении). Когда kyrios был написан в рукописях в качестве замены YHWH, то он обычно отличался от других видов использования kyrios, с отсутствием ссылки, указывающей на то, что он использовался, как имя собственное. В такой фразе, как «имя Господа», это особенно ясно, поскольку его греческая форма в Септуагинте (to onoma kyriou) ломает нормальное правило, что в такой конструкции оба существительных должны иметь сказуемое или обе существительные должны лишиться его.

Мы также можем отказаться от (2) представления о том, что Павел читал еврейское Писание в «дитеистическом» ключе, различая Бога  Всевышнего (el eliyon) и YHWH как «второго бога». Из нашего резюме доказательств видно, что более часто Павел обращался к YHWH, чтобы определять Бога, и реже обращался в применении ко Христу. Это действительно примечательно, что Павел, кажется, никогда не принимает «Бога» (el eliyon) в тексте, чтобы обратиться ко Христу, и мы вернемся еще к этому вопросу. Павел не просто приравнивает YHWH к Христу, но может применять божественное имя, чтобы обозначать либо Бога, либо Христа, иногда даже в одном и том же тексте, цитируемом в разных случаях (Рим. 11:34; 1 Кор. 2:16: Исайя 40:13).

Тексты о YHWH, которые Павел применяет к Иисусу, а не к Богу, весьма разнообразны, и все не могут быть объяснены одним принципом. Но то, что редко замечалось, это то, что большинство из этих текстов (или были бы прочитаны Павлом как) выражают эсхатологический монотеизм. Мы, безусловно, можем утверждать, что основным фактором в применении текстов о YHWH к Иисусу - это его христологическое прочтение эсхатологического монотеизма еврейского Писания.

 


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!