Глава II. ЭВОЛЮЦИЯ РАСТАФАРИ И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА 9 страница



Единой организационной структуры растафари никогда не имело, распадаясь на ряд общин, групп и т.д. Живучестью раста обязана именно эклектичностью, организационной аморфностью и веротерпимостью, отсутствием устоявшейся догматики и возможностью выборочно усваивать те или иные стороны: внешний вид или жизненный стиль, взгляды на историю или отношение к политической жизни Вавилона, созданную растой художественную культуру или оправдание марихуаны как библейской травы и средства пробуждения "чёрного самосознания". Сегодня расплывчатым подобием организационной структуры служат "l2 колен Израилевых", к которым тяготеет фундаменталистская часть братии, и действующий на базе Коптского Теократического Храма и Эфиопской православной церкви "Эфиопский Африканский международный конгресс", находящийся под сильным влиянием EWF и движения эфиопских церквей. Сегодня, когда раста превратилась в поп-феномен, её централизующими структурами вообще стали "саунд системз" (дискотеки для поклонников рэггей) и кустарные студии грамзаписи, организации же ортодоксальной братии сегодня, скорее, атавизм.

Из бесчисленных организаций и групп (по сути - свободных объединений для совместного обсуждения вопросов и "художественного творчества, иногда дополнявшихся взаимопомощью и созданием мелких коллективных хозяйств и кооперативов) наиболее известные, не считая уже упомянутые, это Дом Молодежи Черной Веры, основанный в 1940 г. Расом Боанержесом, Ассоциация Братии за Права Человека, Африканский Центр Рекрутирования Движения Растафари, куда входит известнейший идеологический наставник растафари Рас Сэм Браун, Эфиопский Африканский конгресс, Эфиопский Африканский национальный конгресс, Растафаристская православная церковь Мельхиседека, Растафаристская ассоциация репатриации,[126] Объединённый фронт братии растафари (лидер брат Кэмпбелл). Африканские чёрные железнобокие (лидер Рас Эванс). Африканская реформированная церковь, Торжествующая церковь Африки, Эфиопская сионская коптская церковь (лидер Брат Дув - Томас Рейли), Ассоциация движения растафари, Международная организация миротворцев,[127] Эфиопская коптская церковь, позже переименованная в Эфиопскую православную церковь (не путать с подлинной эфиопской церковью), Объединённый вестиндийский орган, Объединённое вестиндийское братство, Братство солидарности объединённых эфиопов, Объединённые расы <т.е. растаманы> Ямайки,[128] Эфиопская коптская лига, Эфиопская молодёжь космической веры, Объединённая афро-вестиндийская федерация, Африканская культурная лига, Растафарианский Африканский национальный конгресс, Посланники Негуса, Торжествующая церковь Джа Растафари (лидеры Рас Даниэль Хартман и Рас Шадрак), Ученики Великого Царя, Церковное воинство сыновей негуса, В конце 70-х были попытки создать из этих и множества других групп некие объединения. Так, на основе Дома Наябинги было создано Теократическое правительство Хайле Селассие II[129] - Орден Наябинги. Были также созданы Божественное теократикратическое правительство Растафари Селассие, во главе с советом из 15 человек, более или менее полно представлявших другие группы, и Королевская Иудейская Коптская церковь - Теократическое правительство.

Особо стоит остановиться на Ордене Наябинги. В приложении к работе М. Смита и его коллег приводится статья, перепечатанная в "Джамэйка Таймс" oт 7/ХII 1935 г. из американского "Дайджест Мэгазин". Её автор Ф. Филос сообщает о существовании "тайного ордена Наябинги", якобы образованного в Бельгийском Конго в 1923 г. для кровавой мести европейцам. Скорее всего, основой для статьи послужили известия о кимбангистском движении. Панафриканские конгрессы, - утверждает статья, - не что иное. как сборище Наябинги, что в переводе означает "бей белых", да ещё связанное с Москвой, где будто бы и проходил последний панафриканский конгресс (очевидно, имеется в виду V конгресс Профинтерна, где присутствовала "негритянская делегация" - С. Маколи и др.). Все африканцы, служащие в европейских армиях - члены ордена, а во главе его - сам Хайле Селассие I, в Эфиопию же ведут и все нити всемирного заговора (в составленной интеллектуалами "движения" уже упоминавшейся "Хронологии растафари" под 1930 г. стоит: "Московский конгресс в России, на котором Хайле Селассие I был избран главой Ордена Наябинги"). Лишь Ку Клукс Клан понял опасность, но его предводители были погублены орденом Наябинги - известны загадочной болезнью. "Сообщение" было явной фальшивкой, инспирированной итальянской агентурой для оправдания агрессии. Возможно, Филос позаимствовал идею из вышедшего в 1923 г. романа Джорджа Хитона Николса "Байете", изображавшего фантастический панафриканский заговор эфиопианистов.

Братия, однако, поверила статье и одобрила цели ордена, возглавляемого божеством (кстати, наивность здесь простительна - раз уж в популярной литературе о растафари сплошь и рядом существование в межвоенные годы всемирного "Ордена Наябинги" принимается за чистую монету). Отныне Орденом Наябинги стало называться экстремистское крыло растафари. Кроме того, так стали называться и регулярные собрания братии, а также исполняемый на них танец. Позже "эфиопские воины " стали называть себя "нья-мен", "наябинги" стали называться и церемониальные барабаны, ставшие затем ритмической основой музыки рэггей. Их стук якобы означает: "Смерть белым угнетателям и их чёрным сообщникам!".[130] "Нья!", как и "Сера!" - обычный крик растамана, видящего представителя "Вавилона"

В 70-е годы "наябинги" - непременная тема в песнях рэггей. Правда. как это случилось в "новой расте" со всеми понятиями "сектантской расты". оно приобрело абстрактный характер. Продюсер группы "Сыновья Негуса" так объясняет автору статьи "Маркус Гарви встречается с рок-музыкантами" (разумеется, встреча с усопшим в 1940 г. Гарви - метафора) К. Гейлу название их пластинки "Наябинги": "Слово "наябинги" означает "песнопение", "заклятие"... Когда дети Израиля обходили Иерихон и пели хвалу Джа, чтобы стены рухнули, это и было Наябинги. Это когда вы всё высказываете откровенно, восхваляете Джа, просив его поразить огнем все подлое и нечестивое".[131]

Попутно заметим, что "наябинги" - это искажённое "ньябинги", или "тот, кто имеет много" на киньяруанда, культ одержимых духами, распространённый среди руанда, бачига и баньянколе. В XIX в. этот культ стал формой протеста угнетённой этносоциальной группы хуту против привилегированных тутси (у баньянколе - соответственно бахиру и бахима), а в 1900-1934 гг. - антиколониальным религиозно-политическим движением в Руанде и Юго-Западной Уганде.[132]

Это лишь один из многих примеров "конфузного" использования растаманами почерпнутых из газет сведений об Африке и мировой политике, интерпретированных по принципу игры в "испорченный телефон". Особенно жадно братия ловила известия из "земли обетованной": события итало-эфиопской войны, получение африканскими странами независимости и т.д. Большое впечатление произвело восстание May May, особенно фотография Джомо Кениаты с одним из руководителей повстанцев Мвариамой: причёска последнего выглядела точь-в-точь как дрэдлокс братии. Считалось, что именно Хайле Селассие I послал May Мay освободить всю Африку. С появлением в рядах растафари представителей среднего класса и интеллигенции в 60-е гг. в поле толкования расти попадает огромное количество политической и исторической информации. Но и до того, как раста пережила политизацию, наблюдателей поражала сумбурная начитанность братии и информированность её приверженцев о событиях в мире, а также их причудливое истолкование. Так, регулярно проводились "исторические дискуссии". На них, например, обсуждался вопрос о том, африканец ли Архимед - конечно же, да. По рукам ходили списки "правильной" исторической литературы. В Восточном Кингстоне "Ассоциация репатриации Растафари" регулярно демонстрировала фильмы по истории Африки, открыла вечернюю школу африканской культуры. По свидетельству Л. Барретта, "растафариане непрестанно указывают на эпоху славы чёрного человека в Африке до прихода европейцев. Обычно они упоминают исторические личности Греции и Египта как чернокожих, которые своими интеллектуальными и политическими достижениями далеко превзошли членов белой расы. Ныне маятник качнулся назад, и все знамения указывают на Африку, богатейший из континентов по минеральным ресурсам, а также на чёрного человека, будущую элиту мира".[133] Наряду с историческими сочинениями ссылались и на Книгу пророка Даниила (Дан.2:31-45), где истукан , будто бы символизировал Запад, а именно; голова из золота - Великобританию, грудь из серебра - Францию, живот из меди -Бельгию, ноги - Германию. Камень же, который раздробил железо, медь, глину, серебро и злато - это Африка.

Постепенно основанные на Библии представления об истории уступают место "научным", "научно обоснованным" и т.д., почерпнутым из

националистической литературы. Но основой их остаются всё те же проповеди "культурного героя" растафари - Маркуса Гарви, речи которого братия жадно читает и поныне.[134] Как подметили Кэшмор и Тройна, в рас-

тафари "то, что Гарви совершил на самом деле, не столь важно, как мифология, образовавшаяся вокруг него".[135] "Очевидцы Гарви" обосновывают тем самым своё более глубокое, нежели у остальных, понимание истории и культуры. "Князь" Эммануэль, лидер "Эфиопско-африканского чёрного интернационального конгресса", считается причастным к истине, ибо в 1930 г. мальчиком побывал на митинге, где выступал Гарви. Рас Сэм Браун якобы из всех впечатлений жизни ярче всего запомнил выступление Гарви, на которое мать-гарвеистка взяла его 5-летним ребёнком. Наряду с несомненными произведениями Гарви, по рукам ходят и такие, что походят скорее на вольный пересказ идей Гарви. Так, не вошедшее ни в одно из изданий сочинение "Африканский фундаментализм" (известно также как "Чёрный фундаментализм") приписывается юному Гарви. Вот характерный отрывок из него: "Они <европейцы> имеют родословное древо, уходящее в такой же мрак, что и наше; их история в первобытности была столь же грубой, что и наша; их предки, как и наши, бегали дикими, голыми, жили в пещерах и на ветвях деревьев, словно обезьяны; они приносили человеческие жертвы, поедали тела собственных покойников и сырое мясо диких зверей - и делали это веками точно так же, как, по их утверждениям, делали мы; их каннибализм продолжался гораздо долее, чем у нас; когда мы на берегах Нила занимались науками и искусством, их предки всё еще пили человеческую кровь и ели пищу из черепов убитых врагов; когда наша цивилизация достигла наибольшего процветания и прогресса, они всё ещё бегали голышом и спали в норах и пещерах вместе с крысами, летучими мышами и другими насекомыми и животными. Когда мы уже разгадали таинства звёзд, производя тончайшие и точнейшие расчёты созвездий, они всё ещё были обитателями лесных чащоб, живущими в невежестве и ужасной

тьме. Сегодняшний мир обязан нам благами цивилизации. Они похитили из Африки наши искусства и науки. Так почему же мы должны стыдиться самих себя? Все их нынешние достижения - лишь копия более великой цивилизации, которую мы создали тысячу лет тому назад".[136]

Суть исторических представлений резюмируется одним из британских растаманов так: "История учит нас, что белые никогда не сделали для чёрных ничего хорошего".[137]

"Князь" Эммануэль пишет в одной из своих брошюр: "Белые привезли нас в Западный мир как рабов для работы на них, для создания западной цивилизации, до сегодняшнего дня мы всё ещё трудимся в рабстве у них. Они награбили в Африке много богатств: золото, алмазы, рубины и многое другое. Они и сейчас грабят богатства Чёрной Африки. Всё лучшее в современном мире происходит из Чёрной Эфиопии, черной Африки. Вся цивилизация пришла с берегов Нила".[138]

А вот несколько высказываний, записанных в беседах с братией Оуэнсом? отмечавшим повышенную разговорчивость растаманов, когда дело касалось "историко-философских" сюжетов: они с первого же вопроса готовы наговорить 90-минутную кассету. Растаман Джимми: "Покуда чёрный человек развивал свою культуру, чтобы стать ещё более человечным, белый человек позаимствовал эту культуру и употребил её на куда менее достойные цели. Когда они получили свою долю знаний, они натворили целую кучу безумств, изобрели целую кучу всяких там штучек, и большинство изобретений их было направлено на уничтожение человечества".[139] "Князь" Эммануэль: "Мы - единственная нация, первою вставшая на праведный путь на Земле. Другие страны и народы, кроме чёрного дома Израилева, не последовали Божьему плану".[140]

Растаманы Тэдди, Поли и Джимми поведали соответственно следующее: "Первоначально, как все вы знаете, вся культура происходит из древней Эфиопии"; "Мы были народом, жившим исходя из своих собственных политических и религиозных установок, в изяществе и великолепии. В те времена мы обладали собственной полноценной культурой и собственными представлениями обо всём на свете, но белый человек свирепо похитил нас и отправил на Запад"; "Главное, чего мы хотим на Ямайке, это наша культура. Мы не хотим никакой такой чуждой нам культуры, мы хотим свою собственную культуру и никакой другой, кроме своей. Мы просто живём в соответствии с нашей природой, мы всё должны делать согласуясь со своей природой".[141]

Чёрная раса, по представлениям растафари, создала величайшую культуру. Собственно, всё значительное ею лишь и было создано. Но затем, в период "400 лет рабства", история была фальсифицирована. Все культуры древности без исключения - и здесь растаманы радикальнее своих учёных вдохновителей, относя сюда даже Грецию, - были африканского происхождения, и это надо иметь в виду тем, кто простодушно верит белым историкам. Чтобы "увидеть правду", надо возрождать в себе африканскую идентичность, африканскую культуру, африканский дух и "африканскую философию". Для этого особенно рекомендуется утверждать африканские ценности посредством художественного творчества. Возродив в себе африканскую идентичность, человек открывает и правду - при этом постоянно подчёркивается её "научность" "обоснованность", "аргументированность историческими фактами".[142] Причудливым образом в растафари чисто мифологический тип мышления соединяется с благоговением перед "наукой", "логикой", "фактами", "философией" и даже... "математическим доказательством превосходства чёрного человека и грядущего торжества чёрной цивилизации". Но одновременно настойчиво подчёркивается и естественность, интуитивность, спонтанность "эфиопской культуры", выраженные в образах "корней" и "вибрации". Чёрная культура в представлении растафари полностью противоположна культуре Вавилона. Поскольку она является основой всего бытия, то для низвержения Вавилона самое верное средство - культивировать всё африканское: пищу, язык. манеры, одежду, причёски, имена, обычаи, но особенно - искусство ("Children, retake your Culture, // Develop Congo-Bongo",- наставляет Боб Марли в песне "Нэтти Дрэд"). Вавилон же, напротив, стремится помешать возрождению чёрной расы, занимаясь порчей культуры через "промывающее мозги образование, чтобы сделать нас дураками" (слова из песни Марли), церковь и т.д. "Система Вавилона, - поёт Марли в песне "Выживание", - это вампир, высасывающий нашу кровь и возводящий церкви и университеты, чтобы оболванивать нас".

Культура же не терпит смешения, любое заимствование из европейской культуры увековечивает власть Вавилона. Особенно недопустимо увлечение европейским искусством, западными представлениями о красоте - с этого-то всё и начинается. Воспринявший европейскую культуру человек - раб. Особенную неприязнь растафари вызвал "коричневый человек" (мулат, проводник влияния Вавилона на "культуру растафари) и "лысая балда" ("Crazy Boldhead", оболваненный европейской культурой чернокожий, не носящий дрэдлокс, коротко стригущийся "чёрный джентльмен").

По словам Кена Прайса, "рудиз и растафариане полагают, что отсутствие чувства идентичности на Ямайке вызвано глубоко укоренившимся в психологии чувством неполноценности, внедрённым в душу местного населенияю..., стыдящегося своего прошлого. Они считают, что нация, которой зазорно самой себя, ничего не может создать, тем более -освободиться. Действенное чувство идентичности может исходить лишь из глубоко прочувствованного национального самосознания и гордости за свои собственные ценности и достижения. Ямайцы могут освободиться только когда прекратят жить соответственно заимствованной и лицемерной культуре и начнут видеть в себе потенциальных соперников белого человека в творчестве и достижениях. Музыка растафариан посвящена этим убеждениям... Предполагается, что музыка проникает в недра бытия - т.е. "чёрного бытия" - с целью вооружить общество самосознанием, выражающим его чёрную и африканскую сущность; возвышающим чёрным сознанием".[143]

Не случайно наиболее употребительное самоназвание растафари - не "культ", не "движение", не "церковь", не "община", а "КУЛЬТУРА РАСТАФАРИ"

Культура и история в сознании братии сливаются воедино. Культура рассматривается как аккумулированная история, а история - как постоянно присутствующая матрица бытия. Утрата того и другого рассматривается как смерть расы, поэтому растаман бессмертен, а "коричневый человек", "крэйзи болдхед", Квоши ("родившийся в воскресенье" - ямайский аналог Дяди Тома, верного безропотного недалёкого раба) и Джон Кроу ("чёрный щеголь", аналог Джима Кроу из менестрельского шоу южных штатов США) - духовно мертвы. "400 лет рабства" воспринимаются как украденная история и украденная культура.[144] Поэтому предпосылка любой борьбы с Вавилоном - их возвращение. Достигшие новой идентичности в рамках "культуры растафари" люди обычно обостренно воспринимают историческое прошлое, ощущая себя участниками исторических событий. а текущий момент переживают как их кульминацию и развязку.[145]

Причастность к истории хорошо ощущается в песне Боба Марли "Песнь Избавления": "Пираты былых времён, они захватили меня, //Продали меня на купеческие корабли,// А немного спустя вытащили меня из// Бездонного трюма. //Но руки мои укрепила//Рука Всевышнего.//В этом поколении мы движемся к триумфу,// И всё, что я когда-либо имел - это песни свободы.//Помоги же мне петь эти песни свободы. //Освобождайтесь от рабства в сознании,//Никто, кроме нас самих, не освободит наши умы.// Не бойтесь атомной энергии - //Никто не в силах остановить время.//Доколе же они будут убивать наших пророков,//Пока мы стоим в стороне и смотрим? // Наши муки - лишь часть Божьего плана. //Мы должны исполнить записанное в Книге".

Группа "Абиссинцы" поёт в песне "Декларация прав": "Посмотри-ка, как давно они привезли нас сюда// и до сих пор держат в оковах,//А мы пока ничего не добились,// Ведь мы погрязли в распрях и дерёмся друг с другом.// Это хуже ада, говорю я вам. //Встаньте и сражайтесь за свои права, братья мои,//Встаньте и сражайтесь за свои права, сестры мои.//Они увезли нас с вами из нашей цивилизации // И привезли рабами на свои плантации..." и т.д.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!