Вопрос 6. Жизненный путь М.Ю.Лермонтова



Детство и образование

Михаил Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в семье офицера, воспитывался бабушкой. Почти всё своё детство Лермонтов провел у неё в усадьбе Тарханы в Пензенской губернии.
Он получает домашнее образование. В биографии Лермонтова начинается новый этап: он учится в университетском пансионе Москвы (1828–1830 гг.). Там были написаны первые его стихотворения.
Затем в жизни Лермонтова было обучение в Московском университете (1830–1832 гг.). В это время Лермонтов увлекался произведениями Фридриха Шиллера, Уильяма Шекспира и Джорджа Байрона.
Последующие два года после учебы в университете Михаил Юрьевич провел в школе гвардейских подпрапорщиков Петербурга.

Служба и начало литературного пути

В 1834 году начал служить в гусарском полку в Царском Селе.
Популярность к поэту приходит вместе с выходом стихотворения «Смерть поэта» (1837 г.), посвященного смерти Александра Пушкина. За это произведение Лермонтов был арестован и отправлен в ссылку. Благодаря стараниям бабушки и приближенного к императору Василия Жуковского наказание удалось немного смягчить. По пути на Кавказ Лермонтов на месяц останавливается в Москве. Тогда было написано произведение Лермонтова «Бородино» (1837 г.) к годовщине Бородинского сражения.
Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает; кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

Творчество поэта и вторая ссылка

Дальнейшее творчество в биографии Михаила Лермонтова связано с редакцией журнала “Отечественные записки”.
За дуэль с сыном французского посла Э. Барантом поэт в 1840 году снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.
Лирика Лермонтова выражает темы отчужденности, одиночества, тяготения к вечности.
“Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы”, – так кратко и точно А.А. Блок определил роль великого писателя и его произведений в истории литературы.

Последняя дуэль

Во время возвращения из второй ссылки в Пятигорске Лермонтов встретил старого товарища Мартынова. Тот, оскорбленный злой шуткой поэта, вызывает Лермонтова на дуэль.
15 июля 1841 года на этой дуэли Лермонтова настигла смерть.

Вопрос 7. Основные этапы творчества М.Ю.Лермонтова

Paccмaтpивaя литepaтypный пyть пиcaтeля, мoжнo выдeлить тpи нaибoлee xapaктepныx пepиoдa eгo cтaнoвлeния.
1. Koнeц 20-x — нaчaлo 30-x гг. — юнoшecкий пepиoд интeнcивнoгo нaкoплeния твopчecкиx импyльcoв, coeдинeния aктивныx жизнeнныx нaчaл c интepecoм к тeopeтичecким знaниям и caмoпoзнaнию.
2. 1832—1836 гг. — cтpeмлeниe к «дeйcтвoвaнию» в пpaктикe жизни и в пoиcкax нoвoгo xyдoжecтвeннoгo мeтoдa.
3. 1837—1841 гг. — гoды зpeлoгo литepaтypнoгo твopчecтвa, coздaниe пoэтичecкиx шeдeвpoв и пpoзы, cтoящeй y иcтoкoв нoвoгo xyдoжecтвeннoгo нaпpaвлeния в pyccкoй литepaтype — пcиxoлoгичecкогo peaлизмa.

Вопрос 8. Сравнительный анализ романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Героя нашего времени» М.Ю.Лермонтова
-------------------------------

Вопрос 9. Мотивы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова

В творчестве Лермонтова одними из ведущих мотивов являются грусть, тоска, одиночество. Противоречия между автором и миром углубляются и расширяются. Они связаны и с личной жизнью поэта, и с особенностями эпохи в которой он жил.
Лермонтов считает, что поэт всегда одинок: он противопоставляется толпе и обществу. Удивительно, но, даже когда поэт любит, его не покидает чувство одиночества. И в дружбе Михаил Юрьевич несчастлив, и здесь его преследуют измена и предательство.
И все-таки, хотя поэт одинок, погружен в дисгармонию мира людей, он стремится к гармонии, хочет слиться с природой. На наш взгляд, через природу ему удается преодолеть одиночество.

Вопрос 10. Художественное своеобразие «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя. «Портрет».
Проблемы, поставленные в «Портрете», заключает в себе глубокое жизненное содержание. В определенном смысле они касались и самого Гоголя, его жизненного и творческого пути, так же, как и других передовых художников. В «Портрете» выражены горячая защита подлинного демократического искусства, странное отрицание того псевдоискусства, которое создавалось в соответствии с требованиями и вкусами привилегированных кругов.

Обрисовав «преуспевание» Чарткова, писатель показал всю гибельность подчинения художественного творчества уродливым запросом богатых и знатных заказчиков, гибельность отхода от высокого общественного назначения искусства. Проблема – художник и общество – неразрывно связана для Гоголя с вопросом об отношении искусства к действительности. И здесь мы видим несомненную связь между «Портретом» и статьями Гоголя об искусстве. Важнейший момент «Портрет» - это утверждение действительности во всем многообразии ее сторон в качестве объекта искусства. Гоголь осуждает «отрешение» Чарткова от жизни. В пору своей молодости Чартков был иным: он умел изображать жизнь такой, как она есть. Во второй редакции «Портрета» дана сцена, характеризующая творческие устремления молодого Чарткова.
Изображение «сора и дрязга» жизни, с точки зрения Гоголя, ни в какой мере не являлось недостатком. Деление природы, окружающей действительности на «низкую», якобы недостойную искусства, и «возвышенную», идеальную, будто бы и составляющую истинное его содержание, Гоголь решительно отвергал. Обыденная, повседневная действительность не только может, но и должна войти в сферу искусства.

В «Портрете» Гоголь выступал горячим противником бесстрастного, натуралистического изображения действительности, рабского ее копирования. Он подчеркивал необходимость для художника общей идеи, освещающей всю воссозданную им картину жизни. Именно эта общая идея позволяет понять их и воплотить в своем произведении.


Вопрос 11. Социально-культурная новизна драматургии А.Н.Островского

Основой для пьес Островского служила сама жизнь. Он работал в суде и постоянно наблюдал за людьми. Пьеса «Свои люди ‒ сочтемся» основана на реальном судебном деле.
Пьесы Островского сразу же полюбились народу. Социально‒культурная новизна пьес Островского заключается в том, что он приблизил театр к народу и обратил внимание на тяжесть жизни народной, в особенности на тяжесть жизни русской женщины.
До Островского на сценах театров, в основном, ставили пьесы о жизни дворян и других высших слоев населения. При этом текст пьесы был далек от народа и содержал множество слов, незнакомых простому народу, в том числе на иностранных языках.
Островский стал новатором, и в пьесе обратился к жизни простых людей ‒ крестьян, провинциальных помещиков, офицеров, и писал обо всем простым языком.
В пьесах драматург поднимал важные социально‒нравственные проблемы, которые нужно было решать. Автор привлекал к ним внимание всех, чтобы показать со стороны, что нужно менять общественное устройство.
Особенно социально‒культурное новаторство в драматургии Островского проявилось в изображении женщин и отношении к ним. До Островского героини изображались страдающими, обреченными всю жизнь терпеть мучения и отношение к себе, как к вещи, безвольной и не имеющей прав.
Героини Островского ‒ женщины, которые борются за свое счастье, не ждут спасения, а действуют. В этом драматург произвел фурор, сказал новое слово и призвал уважать женщину.
То, что сделал для русской литературы и театра Островский, высоко оценили все современники и последователи драматурга. Его пьесы до сих пор имеют успех в театре, а театральные реформы были использованы для организации театра самим Станиславским.

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

 

Вопрос 12. Темы «горячего сердца» и «тёмного царства» в творчестве А.Н.Островского

В творчестве А. Н. Островского тема “горячего сердца” занимает очень важное место. Постоянно разоблачая “темное царство”, писатель стремился утвердить высокие нравственные принципы, неустанно искал силы, которые могли бы противостоять деспотизму, хищничеству, унижению человеческого достоинства, господствовавшим в обществе. В этих поисках он в первую очередь ориентировался на представителей русского народа – добрых, отзывчивых людей, обладающих нравственной стойкостью и душевной твердостью. Например, Катерина.
“Темное царство” замкнуто в самом себе, оно застыло в неподвижности, существует вне времени и пространства. Однако все это означает не жизнь, а смерть, потому этот мир диких и кабановых обречен. И это осознают сами его представители. Представитедем «темного царства» является Кабаниха из произведения «Гроза»

Вопрос 13. Жизненный путь И.А.Гончарова

Ранние годы. Образование и карьера

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.
После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова: он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.
Свои первые произведения – «Лихая болесть»(1838 г.) и «Счастливая ошибка»(1839 г.) Гончаров опубликовал, взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».
Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846 году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.
В течение двух с половиной лет Гончаров был в кругосветном путешествии(1852–1855 гг.), где написал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада».
По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием XIX века.
Его самое главное произведение, знаменитый роман «Обломов», выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию нового произведения – роману “Обрыв”.
Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Последние годы жизни

После романа “Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

 

Вопрос 14. Творческая биография И.А.Гончарова

 

 


НАИЗУСТЬ:Не ригой, не амбарами, Не кабаком, не мельницей,Как часто на Руси,Село кончалось низенькимБревенчатым строениемС железными решеткамиВ окошках небольших.За тем этапным зданиемШирокая дороженька,Березками обставлена,Открылась тут как тут.По будням малолюдная,Печальная и тихая,Не та она теперь! По всей по той дороженькеИ по окольным тропочкам,Докуда глаз хватал,Ползли, лежали, ехали,Барахталися пьяныеИ стоном стон стоял! Скрыпят телеги грузные,И, как телячьи головы,Качаются, мотаютсяПобедные головушкиУснувших мужиков! Народ идет - и падает,Как будто из-за валиковКартечью неприятелиПалят по мужикам!

 


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!