Тема 8. Принципы Просвещения в литературе и искусстве России и Западной Европы



План:

1. Искусство 17 века: барокко и классицизм.

2. Искусство 18 века: рококо, классицизм, сентиментализм.

3. Английское искусство 18 века.

4. Русское искусство 18 века: барокко, рококо и классицизм.

 

Литература:

1. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

2. Герман М. Уильям Хогарт и его время. М., 1977.

3. Гнедич П. П. Всемирная история искусств. М., 1996.

4. Даниэль С. Европейский классицизм. М., 2003.

5. Даниэль С. Рококо. От Ватто до Фрагонара. М., 2007.

6. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М., 2004.

7. История зарубежной литературы XVIII века. М., 1988.

8. Пинский Л. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

9. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV - XVII веков. М., 1966.

10. Федотова Е. Д. Барокко. М., 2007.

 

Искусство 17 века

Именно в XVII в. последовательное развитие мировых художественных стилей сменяется их параллельным развитием, взаимодополняющим сосуществованием. Если до этого в Европе готический стиль приходит на смену романскому, а затем сам сменяется ренессансным стилем, то в XVII в. почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили, имеющие наднациональный характер, охватывающие разные виды искусств, — барокко и классицизм.

Смена стилевых парадигм ускоряется.

Барокко

Происхождение термина “барокко” неясно, известен лишь перевод с итальянского: странный, вычурный, или «жемчужина неправильной формы», ит. – «грубый, фальшивый», фр. – «смягчать, растворять контур». Можно предположить, что бароккопредставляет собой не только художественный стиль (часто считают барокко лишь направлением искусства), но и особый образ отношения к миру и с миром.

Возникновение барокко чаще всего связывают с Контрреформацией. Как считает современный французский теоретик Э. Маль, главными идеями церкви этого времени были: мученичество, видение, экстаз, смерть. Эти религиозные темы не могли существовать только на рациональной основе, к ним непременно должна была быть примешана сильная эмоция, впечатляющая верующего и оказывающая сильное воздействие на любого другого человека. В этом мощном эмоциональном заряде должно было запечатлеться не только мистическое состояние приобщения к религиозному таинству, но и торжествующее чувство победы церкви над ее реформаторами. Поэтому барокко возникает первоначально в религиозном искусстве, прежде всего в архитектуре.

Может возникнуть вопрос: как же был связан с кризисом духа столь стремительный и динамичный (первоначально только художественный) стиль, как барокко, как оно в рамках церковного искусства смогло компенсировать духовную смуту и чувство растерянности? В искусстве барокко, даже когда оно непосредственно служило церкви, не очень-то много того, что называют благочестием, несмотря на то, что постоянно изображаются чудеса, видения, мистические экстазы. В этих экстазах слишком явно проступают чувственность, «плотскость» и даже прямая эротика.

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность.

Основные представители барокко:

Живопись Караваджо, Рении, Караччи, Тьеполо, С. Роза, Пьетро да Кортона, Андреа Поццо, Бернардо Строцци, Эль Греко, Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Д. Веласкес, Мурильо, П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс, Ф. Халс, Рембрандт, Рейсдал, Вермеер, Ян Стен,
Скульптура Л. Бернини
Архитектура Джакомо Бароцци да Виньола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини, Ф. Мансар, Д. Фонтана

Классицизм

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с таковыми же в философии Декарта.

Эстетическая теория классицизма формируется во французской драматургии и литературе:

1. Никола Буало-Депрео в произведении «Поэтическое искусство» впервые свел воедино теоретические принципы классицизма. На первый план выходит рациональная разработка темы («Любите мысль в стихах»). Разум господствует над чувствами и в содержании и в форме.

2. Творчество должно подчиняться законам: Пьер Корнель ввел закон 3-х единств (времени, места, действия). Зритель должен уйти из театра без противоречий и сомнений.

3. Пример Лафонтена раскрывает еще одну черту классицизма - морализаторство. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

4. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци. Принципы античного храмового зодчества венецианцы абсолютизировали настолько, что применяли их даже при строительстве таких частных особняков, как вилла Капра. Иниго Джонс перенёс палладианство на север, в Англию, где местные архитекторы-палладианцы (например, Кристофер Рен) с разной степенью верности следовали заветам Палладио вплоть до середины XVIII века.

В конце XVIII — начале XIX вв. такие города, как Эдинбург, Дублин, Варшава, Санкт-Петербург, Хельсинки, были полностью преображены архитекторами-палладианцами.

Зачинателем классицизма в французской архитектуре становится Ф. Монсар, идеи которого продолжил реализовывать Ж. Адруэн-Монсар, создатель Собора Дома инвалидов и Вандомской площади. По сути, французский классицизм в архитектуре так и не смог оторваться от стилистики барокко, приняв форму «барочного классицизма». Яркими представителями классицизма в живописи стали Н. Пуссен, К. Лоррен и Ш. Лебрен.

Искусство 18 века.

В 18 веке в искусстве доминируют 2 крупных стиля: рококо и классицизм.

Рококо

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Стиль рококо был продолжением стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим жеманному, вычурному времени. Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняя себя при их употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом, достижение декоративной эффектности.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность, нервность, аффективность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.

Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. В живописной тематике рококо преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейшие представители рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа и Жан Оноре Фрагонар

В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Совершенно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Антуан Форкёре, Андре Кампра, Жозеф Бодэн де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Своей предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли.

Классицизм

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель).

Для решения крупных градостроительных задач эта эстетика была малоприменима. Уже при Людовике XV (1715-74) в Париже строятся градостроительные ансамбли в «древнеримском» вкусе, такие как площадь Согласия (арх. Жак-Анж Габриэль) и церковь Сен-Сюльпис, а при Людовике XVI (1774-92) подобный «благородный лаконизм» становится уже основным архитектурным направлением.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Француз Жак-Жермен Суффло при строительстве в Париже церкви Сен-Женевьев продемонстрировал способность классицизма организовывать обширные городские пространства.

 

Тема 9. Основные тенденции в русском и западно-европейском искусстве 19 – 20 веков.

План:

1. Искусство 19 века: классицизм, эклектика, романтизм, реализм.

2. Русское искусство 19 века: романтизм, критический реализм.

3. Искусство конца 19-20 вв. Модернизм и авангард: модерн, декадентство, импрессионизм, постимпрессионизм, абстракционизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм, экспрессионизм. Литература модернизма.

4. Искусство русского авангарда: лучизм, конструктивизм, футуризм, супрематизм.

5. Послевоенное искусство: поздний модернизм (абстрактный экспрессионизм, живопись цветового поля, лирическая абстракция, поп-арт) и актуальное искусство - минимализм, концептуализм, гиперреализм и др.

 

Литература:

  1. Акопян К. З. XX век в контексте искусства. История болезни как повод для размышлений. М., 2005.
  2. Вентури Л. Импрессионизм. Л., 1969.
  3. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. М., 2008.
  4. Европейский романтизм. М., 1973.
  5. Западное искусство. XX век. Проблемы интерпретации. М. ,2007.
  6. Затонский Д. В. Европейский реализм XIX в. Линии и лики. М., 1984.
  7. Майорова Н., Скоков Г. История мировой живописи. XIX век. Новые стили. М., 2009.
  8. Раздольская В. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. М., 2009.
  9. Ревалд Д. История импрессионизма. Л., 1960.
  10. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
  11. Тейлор Б. Актуальное искусство: 1970-2005. М., 2006.
  12. Тураев С. В. От просвещения к романтизму. М., 1983.

 

Классицизм

В середине XIX в. классицизм переродился в безжизненный академизм.

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом («Турецкие бани»). Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Поздней стадией классицизма в Европе стал ампир. Зарождается во Франции и связан с Наполеоном. 

Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Ампир включил в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п.) .

В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Фонтен, — повторение арки Септимия Севера в Риме).

Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании (там его называли «регентским стилем»; характерный пример — ансамбль Трафальгарской площади), а также в Италии и странах Скандинавии. В России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.

В период, последовавший за наполеоновскими войнами, классицизму приходилось уживаться с романтически окрашенной эклектикой, в частности с возвращением интереса к средневековью и модой на архитектурную неоготику (Биг Бен, Тауэрский мост, Вестминстерский дворец, Нойшванштайн). В связи с открытиями Шампольона набирают популярность египетские мотивы. Интерес к древнеримской архитектуре сменяется пиететом перед всем древнегреческим («неогрек»), особенно ярко проявившимся в Германии и в США. Немецкие архитекторы Лео фон Кленце и Карл Фридрих Шинкель застраивают, соответственно, Мюнхен и Берлин грандиозными музейными и прочими общественными зданиями в духе Парфенона. Глиптотека в Мюнхене, Музей им. Пушкина.

Неогрек отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим, детальным подходом к воспроизведению греческой классики, очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически, принадлежит к эпохе эклектики, а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

Во Франции чистота классицизма разбавляется свободными заимствованиями из архитектурного репертуара ренессанса и барокко (см. боз-ар). Боз-ар (фр. beaux-arts, буквально «изящные искусства») — эклектический стиль архитектуры, в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль) продолжавший традиции итальянского ренессанса и французского барокко.

Представителями ампира, неоклассицизма и эклектики на русской почве стали А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов, А.А. Монферран, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, К.А. Тон.

Романтизм

Черты:

1. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

2. Романтизм выводит на арену и нового героя: теперь это герой-бунтарь, маргинал. Революция провозгласила свободу личности, но та же революция породила дух стяжательства и эгоизма. Эти две стороны личности (пафос свободы и индивидуализм) весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека. Героя влечет к смерти, часто он кончает жизнь самоубийство.

3. Пробуждается интерес к фольклору (прошлое, мифологическая, сказочная эпоха – некоторое золотое время). С таким пассеизмом часто связано собирание сказок (братья Гримм, Афанасьев), интерес к историческим реалиям, что политически проецируется в национализме.

4. Для романтизма также характера определенная доля иррационализма, мистицизма, визионерства.

  Западный романтизм Русский романтизм
Живопись Т. Жерико, Э. Делакруа, К. Д. Фидрих, У. Блейк, Д. Констебл, Ф. Гойя О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов
Музыка Ф. Шуберт; Э. Т. А. Гофман, К. Вебер, Р. Вагнер, Ф. Мендельсон, Р. Шуман; Н. Паганини, В. Беллини, Д. Верди, Дж. Россини, Доницетти, Г. Берлиоз, Д. Ф. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Шопен, Ференц Лист. М. И. Глинка.
Литература Йенская школа (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели), братья Гримм, Э. Т. А. Гофмана, Г Гейне, Г. фон Клейст, Озерная школа (У. Вордсворт и С. Кольридж), М. Шелли, Д. Китс, У. Блейк, Ж.Сталь, Ламартин, В. Гюго, П. Мериме, Ж. Санд, В. Ирвинг, Ф. Купер, У. К. Брайант, Э. По, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилл В.А. Жуковский, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов.

Реализм

К середине столетия реализм становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистических отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

    Русский реализм
Живопись  Ж. Ф. Милле, Г. Курбе, Товарищество передвижных выставок
Литература  О. де Бальзак, Стендаль, Ги де Мопассан, Г. Флобер, В. Скотт, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Д. Голсуорси, Д. Б. Шоу Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, поэты Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, М. Горький

Во второй половине XIX в. в Западной Европе культурным центром становится Франция. Отталкиваясь от реализма и романтизма, возникают новые художественно-эстетические теории, получившие большую или меньшую популярность. Все эти течения были названы общим понятием «модернизм». Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве и литературе конца XIX-XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля. Главным содержанием модернизма становится поиск новых форм художественной изобразительности.

Прерафаэлиты Д. Г. Россети, Э. Миллес, Э. Берн-Джонс, У. Моррис
Символизм П. Верлен, А. Рембо, О. Малларме, Г. Гофмансталя, Ш. Бодлер, Лотреамон, М. Метерлинк, Ш. Бодлер, Г. Ибсен, В. Брюсов, А. Блок, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Иванов, З. Гиппиус, А. Скрябин, М. Врубель, О. Бердслей,
Модерн (ар-нуво) Г. Климт, группа Наби, А. Муха, Ф. Ходлер, Л. Бакст, А. Бенуа, О. Роден
Импрессионизм К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О.Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Б. Моризо, М. Кассат, Д. Сарджент, К. Коровин, М. Равель, К. Дебюсси.
Постимпрессионизм П. Сезанн, П. Гоген, В. Ван Гог, Синьяк, Ж. Сёра.
Фовизм А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, К. ван Донген, А. Марке
Кубизм Ж. Бран, Х. Грис, П. Пикасса
Дадаизм М. Дюшан, Х. Миро, Ф. Пикабия, Х. Арп, О. Фрейндлих, Т. Тцара,
Сюрреализм А. Бретон, С. Дали, М. Эрнст и Р. Магритт.
Футуризм Д. Балла, У. Боччони, Л. Руссоло, К. Карра, Д. Северини.
Экспрессионизм П. Клее, Э. Шиле, О. Кокошка, объединение «Мост» (Э. Кирхнер, Э. Нольде), «Синий всадник», М. Бекман, К. Хоффер, О. Дикса

Русский авангард в начале 20 века представлял собой достаточно самобытное художественное явление, которое оказало значительное влияние на все западное искусство. Среди самостоятельных и оригинальных направлений русского авангарда можно выделить: абстракционизм (В. Кандинский, М. Ф. Ларионов и Н. С. Гончарова), конструктивизм, русский футуризм (К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, Л. Попова, А. Экстер), супрематизм.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 92; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!