Политическое лидерство имеет свои характерные признаки, через которые оно проявляется в политическом процессе и которые обуславливают политическое поведение лидера. 3 страница



Политология, как и всякая другая наука, имеет свои законы, выступающие как тенденции политического развития, свои специфические категории, с помощью которых анализируются и раскрываются эти тенденции. В числе важнейших тенденций политического развития следует назвать взаимосвязь и взаимообусловленность политики, экономики, культуры и социальной действительности между собой, причем в одних условиях определяющим фактором выступает экономика, в других — политика. Общепризнанной в политологии является тенденция о ведущей и решающей роли в политике правящего класса, обладающего собственностью, которая прямо пропорциональна политическому влиянию. Именно господствующий класс собственников формирует правящую элиту, определяет характер власти, основные направления внутренней и внешней политики. Отсюда вытекает еще одна важная тенденция политического развития, состоящая в том, что внешнеполитические отношения государства, проведение внешней политики есть продолжение его внутренней политики. Иначе говоря, внутренняя политика государства определяет характер, цели и основные направления его внешней политики, методы и способы поведения государственных деятелей на международной арене, во взаимоотношениях с другими странами и народами. Несомненной является также тенденция о противоречивости и конфликтности политического процесса, политической жизни общества. Это связано с тем, что в политической жизни любого общества действуют различные политические силы со своими интересами, целями и устремлениями, и не просто существуют, но и ведут борьбу за свои интересы, за собственность и власть, что порождает кризисные явления и острые конфликты, столкновения. Тем не менее, в современном мире, в связи с расширением деятельности ООН и демократических государств, просматривается тенденция и постепенность рационализации политики, когда к власти приходят наиболее интеллектуально и профессионально подготовленные политики, принимающие разумно взвешенные, компетентные решения.

Отмеченные политические тенденции раскрываются с помощью специфических категорий политологии. Последние весьма многогранны и отражают наиболее общие явления, свойства и отношения политической жизни общества. Важнейшие среди них — политика, политическая система, политическая власть, государство, политическая партия, общественная организация, политический институт, политический режим, политическая культура, политическая идеология, политическая психология, политическое лидерство и др. В научных целях они могут быть структурированы по различным основаниям: методике и методологии изучения, политической системе, политической власти, политическому процессу и т. д.

Политология как наука и учебная дисциплина использует различные методы научного исследования политики, которые широко применяются в современном обществознании. Их можно разделить на общенаучные (общелогические), общесоциологические и эмпирические методы исследования политических явлений и процессов.

К общенаучным (логическим) методам исследования относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание логического и исторического подходов к анализу политических явлений и событий, мыслительный эксперимент, моделирование и др.

Активно и широко используются в политологии общесоциологические методы научного исследования политики. Они разделяются на традиционные (социологический, нормативный, функциональный, институциональный, антропологический, психологический, субстанциональный, диалектический, исторический, сравнительный и др.), новые методы (бихевиористский,системный, метод структурного функционализма и т. д.). Отметим наиболее значительные из них.

Социологический метод разработан и широко представлен в марксизме, где политика трактуется как надстройка над экономическим базисом, который обуславливает жесткую зависимость от себя не только политики и власти, но и отношений между классами, нациями и государствами. Суть этого метода в выяснении зависимости политики от общества, существующих в нем общественных отношений.

Нормативный или нормативно-оценочный метод исходит из этических ценностей и норм, выяснения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения блага, свободы, справедливости, ориентирует на разработку идеала политического устройства, строительство в соответствии с ним политических институтов и политического поведения.

Функциональный метод, напротив, абстрагируется от этической оценки политики и основывается на изучении реальной политики, позитивистской ориентации исследований. Одним из первых этот метод применил Макиавелли, отказавшись от религиозных догм и нормативных оценок при изучении политических явлений и указавший на необходимость исследования реальной жизни во всем ее многообразии и противоречивости.

Институциональный метод делает упор на изучение политических институтов, в рамках которых проводится политика и осуществляется власть, развертывается политическая деятельность государства, политических партий, правительственных и неправительственных организаций и объединений, реализуются различные политические программы и законодательные правовые акты.

Антропологические и психологические методы ориентируют на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств личности, черт характера, бессознательных психологических процессов и мотиваций человеческого поведения, участия в политике.

Диалектический метод исходит из всестороннего и динамичного развертывания политической жизни, важности выявления противоречий как источника развития в политическом процессе. В советский период он рассматривался как основной метод научных исследований. С ним тесно связан деятельный метод, который анализирует политику как специфический вид социальной деятельности, имеющей циклические стадии развития.

Исторический метод давно применяется в политологии. Он предполагает изучение политических событий в их последовательном временном свершении, выяснение связей взаимозависимости и повторяемости акцентов в политике прошлого, настоящего и будущего.

Наконец, сравнительный метод на основе сопоставления однотипных политических явлений и событий, способов и приемов политической деятельности, властных решений позволяет выявлять их общие черты и специфику, находить наиболее эффективные формы и пути решения политических проблем.

Что касается новых, современных методов — бихевиористского, системного и структурного функционализма, использующихся в политологии, то они рассматривают политику как некую целостную систему, состоящую из отдельных взаимосвязанных структурных элементов, и пытаются выявить эти взаимосвязи и роли субъектов в политической реальной жизни, включая поведение отдельных личностей и групп (бихевиоризм).

К эмпирическим методам научного изучения политики относятся: статистический анализ, изучение политических документов, социальные эксперименты, анкетный опрос, интервьюирование, наблюдение, контент-анализ, рейтинговые голосования. Именно они дают возможность получать разностороннюю политическую информацию, выявлять политические пристрастия и настроения людей. Их характеристика излагается в курсе прикладной социологии.

Политология как наука и учебная дисциплина выполняет в обществе ряд важных функций. Они носят теоретико-познавательный и прагматический характер. Основные из них — описательная (дискриптивная), объяснительно-аналитическая, прогностическая, инструментальная и идеологическая.

Описательная (дискриптивная) функция в политологии связана с поиском и описанием политических фактов, явлений и субъектов реальной политической действительности, признанием их истинными, объективно существующими или иллюзорными.

Объяснительно-аналитическая функцияполитологии отвечает на вопрос: как и почему возникли данные политические факты, каковы принципы их возникновения, основные признаки, свойства, сущность политических событий и явлений.

Прогностическая функция политологии позволяет предвидеть политические события в будущем, прогнозировать развитие политической реальности и ее последствия, строить прогностические политические гипотезы.

Инструментальная функция политологии отвечает на вопрос: какие надо предпринять действия, принять решения, чтобы достичь желаемого результата в политике. Иными словами, как, какими инструментами, способами, правилами поведения и действия можно реализовать политический прогноз.

Идеологическая функция политологии, хотя и остается предметом острых споров, тем не менее используется в научных исследованиях. Она отвечает на вопрос: к каким целям надо стремиться и какие ценности стоит реализовать в реальной политике. Совершенно понятно, что они в разных политических системах разнообразны и противоречивы, вызывают идеологические споры и столкновения. Но в современном мире они должны разрешаться на научной основе, с учетом как общечеловеческих, так и реальных национальных, классовых, групповых и индивидуальных интересов людей.

 

Тема 2. Основные этапы становления и развития политической мысли

1. Политические идеи Античности и Средневековья.

2. Развитие политической мысли в эпоху Возрождения, Нового и Новейшего времени.

3. Общественно-политическая мысль Беларуси.

 

І.Возникновение и развитие политической мысли тесно связано с развитием общественного производства, классовой дифференциации общества, возникновением и функционированием государства. Это было характерно как для Востока (Китай, Индия, Египет, Вавилон, Персия и др.), так и для Запада (Греция, Рим). Именно здесь возникли и существовали первые мощные государства древнего мира с довольно организованной политической властью. Параллельно формировалась и развивалась политическая мысль.

Политическая мысль прошлого дает наглядный материал об эволюции политических учений. Она концентрирует многовековой социальный опыт и достижения духовной культуры человечества. Усвоение наследия прошлого не только поучительно, но и бесценно для познания закономерностей современной политической действительности. Многие суждения прошлого о политике не устарели и сейчас отвечают самым демократическим и гуманистическим стандартам. Между политическими учениями прошлого и современной политической наукой существует преемственность, генетическая связь.

Наибольшего развития общественно-политическая мысль в античное время достигла в древних Греции и Риме. Характерной особенностью этого периода был поиск путей лучшего общественного и государственного устройства через развитие и воспитание человека, посредством формирования духовных и физических положительных качеств личности гражданина, через наращивание им знаний о природе и обществе. Яркими и могучими умами, давшими ответы на вопросы этого времени, были Платон, Аристотель, Цицерон, Конфуций и др.

Платон был выразителем интересов афинской рабовладельческой аристократии. Анализируя социальные проблемы и противоречия современной ему афинской рабовладельческой аристократии, он пришел к выводу о необходимости социального переустройства общества, призванного придать ему устойчивость, а также решить задачу воспитания людей, их духовного совершенствования с помощью государства. Свои взгляды Платон изложил в сочинении «Государство». При этом он исходил из того, что в человеческой душе преобладает какая-нибудь из трех добродетелей, которая и формирует качественные свойства человека. Умственное начало порождает мудрость, яростное — мужество, вожделеющее — благоразумие.

Согласно такому подходу, Платон условно разделил свободных эллинов на три сословия (группы): философов, воинов и трудящихся, определил им соответствующие функции.

1. Правящую власть в государстве Платон вручал философам, ибо это люди, наделенные мудростью. Только они, руководствуясь разумом, могут правильно понять интересы общества и эффективно им управлять. Именно к ним относятся знаменитые слова Платона, которые многократно повторялись мыслителями: «Пока в государствах не будут царствовать философы, до тех пор... государства не избавятся от зол», — заявлял он. В целях оградить философов от пороков и низменных страстей, связанных с обладанием собственностью, моногамной семьей, он предлагал ликвидировать для них частную собственность, запретить брак и семью.

2. Другая привилегированная группа общества — воины. Обладая сильной волей и мужеством, они обязаны были проводить в жизнь политические решения философов, охранять их и обеспечивать порядок в обществе. Но и воины нуждаются в оградительных мерах. «У стражей, — писал Платон, — не должно быть ни собственных домов, ни земли и, вообще, никакого имущества». Как и философы, они должны быть обеспечены всем необходимым за счет государства.

3. Третьим сословием, обладающим вожделеющим началом и благоразумием, выступают трудящиеся, т. е. все остальные, способные к труду свободные граждане. Они обязаны выполнять все приказы философов и воинов, владеть собственностью и осуществлять необходимые хозяйственные и общественные работы. Но самые тяжелые работы в «идеальной республике» Платона должны выполнять рабы, не считавшиеся гражданами.

Идеи Платона являются консервативной социальной утопией. Они нигде и никогда не были реализованы на практике. Прообразом этого идеального общества было Спартанское государство с его жесткой воспитательной системой и египетский кастовый строй, которые и подверглись идеализации афинским мыслителем. Но была в платоновской утопической идее и важная положительная черта — Платон понял обусловленность индивида государством, он четко обозначил: руководителями государства не должны быть дилетанты, нужны только умные и порядочные профессионалы.

Аристотель — ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Македонского. Критиковал взгляды своего учителя (Амикус Плято, сед магис веритас — друг мне Платон, но истина дороже). В своем труде «Политика» Аристотель высказал ряд интересных мыслей о политике, государстве, человеке как гражданине государства. Он пишет, что «человек по природе — общественное животное» и свое назначение находит в самодовлеющем общении. Таким общением может быть семья, община, государство. Вне их человек не может выполнить свое назначение, состояться как гражданин.

Аристотель выделил три формы государственного устройства, которые в зависимости от целей правителей могут быть правильными и неправильными, переходить одна в другую. Критерием правильной формы правления выступает общее благо, неправильной — частные цели правителей.

1. Монархия (власть одного) может переходить в неправильную форму тиранию (деспотию).

2. Аристократия (правление избранных) может перейти в олигархию (власть богатых).

3. Полития (широкая демократия), т. е. власть большинства над меньшинством, может выродиться в демократию (власть неимущих), а она — в охлократию, т. е. власть толпы.

Главной целью государства Аристотель считал воспитание граждан в добродетели, т. е. соединении политики и нравственности, которые должны быть принадлежностью всех граждан общества. Но из него он исключал рабов и варваров, которые якобы не достигли необходимого в своем развитии для гражданина уровня.

Цицерон (Марк Туллий Цицерон — 106–43 гг. до н. э.) — оратор, поэт, философ и государственный деятель Рима. Он защищал Республику и высказывал ценные мысли о гражданском обществе, взаимоотношениях власти и гражданина. Главная цель государства, считал он, — охрана граждан и их имущества. Государство, публичная власть должны жить и действовать, опираясь только на законы. Они должны охранять согласие и общность интересов граждан. Не удивительно, что римское законодательство периода республики долго было объектом для подражания в Европе.

Таким образом, важнейший вывод античной политической мысли в лице Платона, Аристотеля и Цицерона состоит в том, что возможно построить лучшее общество с помощью человеческих знаний и воли, опираясь на государство. Это нормативно-антологическая парадигма политики, которая трактует политику как философию и этику на практике, т. е. поиск хорошего порядка на основе правильной добродетельной жизни людей.

В политической мысли средних веков происходит отход от этой парадигмы. Дело в том, что в Средневековье (V–XV вв.) вся политическая жизнь в Европе вращалась вокруг христианской религии, была подчинена католической церкви, папе римскому. Церковь, исходя из Библии, считала человека рабом божьим, который должен замаливать как первородный грех своих прародителей — Адама и Евы, так и собственные грехи, чтобы сохранить и очистить душу от пороков и скверны, а затем, после смерти, попасть в рай. Это породило принципиально иные взгляды на политику, власть и государство.

Аврелий Августин (Блаженный) (345–407 гг.)церковный идеолог того времени. В своем сочинении «О граде Божьем и граде земном» писал не только о их существовании, но и о верховенстве первого над вторым. Первопричина рабства и тяжелой жизни —первородный грех. Необходимо насильно приобщать людей к церкви для искупления грехов, ибо люди не ведают, что творят. Это явилось теоретическим обоснованием первенства церковной власти над людьми, а позднее — деятельности и преступлений инквизиции, борьбы со свободомыслием (еретиками).

Другим видным представителем средневековой политической мысли был Тома Аквинский (1225–1274 гг.)монах и философ, который приспособил взгляды Аристотеля на политику и власть к догмам католической церкви. Он заявлял, что разделение людей на сословия установлено Богом, поэтому подняться выше своего сословия грешно. Власть государя от Бога, государь не только правитель, но и творец государства. Обосновывая эту мысль, он утверждал, что светская власть — это тело, а церковная власть — душа, значит, церковная власть выше светской. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше власти земного государя. Из этого следовало, что верховная всеобъемлющая власть принадлежит церкви. Римский Папа — наместник Христа на Земле, которому, как вассалы, должны подчиняться все монархи, князья и государства.

На протяжении веков католическая церковь боролась за власть над светскими государями, организуя крестовые походы, гуситские и гугенотские войны, деяния и преступления Священной инквизиции, контролируя коронацию императоров и королей. Борьба была сложной и затяжной. Но светские государи все-таки одолели церковь. Началась эпоха Возрождения.

ІІ. Эпоха Возрождения (XV–XVI вв.).Возникла как отражение желаний и устремлений появившейся буржуазии, становления новых товарно-рыночных отношений и начала разложения феодализма. Этот значительный перелом в средневековой истории привел к мощному развитию городов, ремесел, торговли, технических изобретений, науки, литературы и искусства. Наука начинает освобождаться от пут религии, выступает против церкви, осуществляется ломка всего старого, отжившего, вводится новое, прогрессивное, активно осваивается мир человеком. В отличие от средневекового феодализма, где проповедовался аскетизм, т. е. отказ от радостей жизни на земле в пользу счастья в загробном мире, и во всем ссылались на Бога, в эпоху Возрождения стали отстаивать реальные, земные, чисто человеческие ценности: материальное благополучие, свободу и творчество, достоинство человека. Появился гуманизм: т. е. приоритет человека, уважение личности. Это вызвало большой интерес к античности, когда человек соперничал с богами, когда культивировалась красота физического тела, существовало преклонение перед мужеством и героизмом поступков. Отсюда пошло название «Возрождение» или «Ренессанс», когда в центре мироздания оказался не Бог, а человек, который объявлялся гуманистом и создателем своей собственной судьбы, своим собственным скульптором и творцом. Первостепенное значение гуманисты придавали разуму человека, как главный силе на арене жизненной борьбы, отодвигая на второй план могущество божественных сил. Они выступали против контроля католической церкви над образом мыслей и деятельностью человека, осуждали безделье и паразитизм правящих классов, заявляли, что основой истинной нравственности является труд, активная деятельность человека, его образованность и знания. Это привело к принципиально новой прагматической парадигме политики, которая связана с именем знаменитого итальянца Никколо Макиавелли (1469–1527 гг.), проживавшего во Флоренции.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!