ГЛАВА XIII Черты характера, свойственные старости. 8 страница



согласно двум категориям законов и согласно людям, которых они касаются. Я

утверждаю, что существует закон частный и закон общий; частным я называю тот

закон, который установлен каждым народом для самого себя; этот закон бывает

и писанный, и неписанный. Общим законом я называю закон естественный. Есть

нечто справедливое и несправедливое по природе, общее для всех, признаваемое

таковым всеми народами, если даже между ними нет никакой связи и никакого

соглашения относительно этого. Такого рода справедливое имеет, по-видимому,

в виду Антигона, утверждая, что вполне согласно со справедливостью

похоронить, вопреки запрещению, труп Полиника, так как это относится к

области естественной справедливости, которая возникла. Не сегодня и не

вчера; она вечно живет и никто не может сказать, откуда она явилась На таком

же основании Эмпедокл запрещает умерщвлять всякое живое существо, такого

рода поступок не может казаться справедливым в глазах одних и несправедливым

в глазах других; но этот закон, обязательный для всех людей, имеет силу на

пространстве всего широкого эфира и неизмеримой земли.

То же говорит и Алкидамант в своей "Мессенской речи".

По отношению к лицам, против которых [совершаются преступления],

[преступления] определяются двояко: то, что нужно делать и что не нужно

делать, может касаться или всего общества, или одного из его членов;

сообразно с этим и поступки, согласные с справедливостью и противные ей,

могут быть двух родов: они могут касаться или одного определенного лица, или

целого общества; так человек, совершающий прелюбодеяние и наносящий побои,

поступает несправедливо по отношению к одному определенному лицу, а человек,

уклоняющийся от отбывания воинской повинности, поступает несправедливо по

отношению ко всему обществу. Подразделив таким образом все несправедливые

поступки на поступки, касающиеся общества в его целом, и поступки,

касающиеся одного или нескольких членов общества, возвратимся к вопросу, что

значит быть объектом несправедливости. Быть объектом несправедливости значит

терпеть несправедливость со стороны лица, совершающего ее произвольно, так

как мы раньше определили совершение несправедливости, как нечто

произвольное; так как объект несправедливого действия необходимо терпит

обиду, и при том терпит ее против своего желания, а понятие обиды ясно из

сказанного выше (ибо мы выше определили понятие добра и зла самого по себе),

а также и понятие произвольного (мы сказали, что произвольно все то, что

человек совершает, сознавал, что он делает).

Таким образом, все поступки необходимо относятся или ко всему обществу,

или к отдельному члену его, и совершаются человеком или при полном неведении

и против желания, или добровольно и вполне сознательно, и из этих последних

поступков одни совершаются преднамеренно, другие же под влияем аффекта.

О гневе мы будем говорить в трактате о страстях, а о том, что люди

делают преднамеренно и в каком состоянии они так поступают, об этом мы

сказали раньше.

Так как часто люди, признаваясь в совершении известного поступка, не

признают известной квалификации поступка или того, чего касается эта

квалификация, - например, человек утверждает, что он что-нибудь взял, но не

украл, или что он первый ударил, но не нанес оскорбления, что он с

кем-нибудь был в связи, но не совершал прелюбодеяния, что он совершил кражу,

но  не святотатство, потому что похищенное не принадлежало Богу, что он

запахал чужое, но не общественное поле, что он находился в сношениях с

врагами, но не совершил измены, - имея в виду подобные случаи, следует также

определить, что такое кража, оскорбление, прелюбодеяние, для того чтобы быть

в состоянии выяснить истину, хотим ли мы доказать, что что-нибудь было, или

что чего-нибудь не было.

Во всех подобных случаях вопрос идет о том, было ли известное действие

несправедливо и дурно, или нет: ведь в намерении заключается негодность и

несправедливость человека, а такие выражения, как оскорбление и воровство,

указывают на преднамеренность: не всегда ведь человек, нанесший удар другому

человеку, причинил ему этим оскорбление, но лишь  в том случае, если он

сделал это с какой-нибудь целью, например, с целью обесчестить его или

доставить самому себе удовольствие, и не всегда человек, тайно взявший

что-нибудь, совершил воровство, но лишь в том случае, когда он сделал это,

желая причинить ущерб другому и присвоить себе взятую вещь.

Относительно других случаев можно сказать то же самое, что и

относительно случаев, рассмотренных нами.

Так как есть два вида справедливого и несправедливого и так как мы уже

сказали о том, о чем трактуют законы [писанные], то нам остается сказать о

законах неписанных. Они бывают двух родов: одни из них имеют в виду крайние

проявления добродетели и порока, с которыми связаны порицания и похвалы,

бесчестие и почести, изъявление общего уважения; сюда относится, например,

признательность по отношению к благодетелям, воздаяние добром за добро,

помощь друзьям и т. п. Другие же из неписанных законов восполняют недостатки

частного писанного закона, так как правда, относясь, по-видимому, к области

справедливого, есть то, что справедливо вопреки закону.

Подобные недостатки писанного закона допускаются законодателями иногда

добровольно, а иногда и против воли; против воли, когда [недостатки закона]

ускользают от их внимания, добровольно, - когда они не могут дать никакого

предписания относительно данного случая, потому что их определения должны

отличаться характером всеобщности, а данный случай касается не того, что

бывает всегда, но того, что случается по большей части. То же можно сказать

о случаях, относительно которых трудно давать какие-нибудь указания

вследствие их беспредельности, так, например, запрещая наносить раны

железом, трудно определить, какой длины и какое именно железо имеет в виду

это запрещение: жизни человеческой не хватило бы для этого перечисления.

Когда, таким образом, нельзя дать точного определения, а между тем

необходимо издать законодательное постановление, в таких случаях следует

употреблять общие выражения. Отсюда следует, что если кто-нибудь, имея на

руке железное кольцо, поднимет на другого человека руку или нанесет ему

удар, то, согласно писанному закону, он виновен, поступает несправедливо, а

на самом деле он не совершает несправедливости, - и это-то и есть правда.

Если данное нами понятие есть понятие правды, то отсюда очевидно, что

соответствует правде и что ей не соответствует и какие люди не соответствуют

понятию правды (оик етпежетд). Все то, что должно заслуживать снисхождения,

подходит под понятие правды. Кроме того, правда требует неодинаковой оценки

по отношению к ошибкам, несправедливым поступкам и несчастьям. К числу

несчастий относится всего, что случается без умысла и без всякого злого

намерения, к числу заблуждений - все то, что случается не без умысла, но не

вследствие порочности; к числу несправедливых поступков -все то, что

случается не без умысла, но, вместе с тем, вследствие порочности, потому что

ведь и все, что делается под влиянием страсти, предполагает порочность.

Правда заключается и в том, чтобы прощать человеческие слабости, - в

том еще, чтобы иметь в виду не закон, а законодателя, не букву закона, а

мысль законодателя, не самый поступок, а намерение человека, [его

совершившего], не часть, а целое, - в том, чтобы обращать внимание не на то,

каким выказал себя человек в данном случае, но - каков он был всегда или по

большей части. Правда заключается еще и в том, чтобы более помнить

полученное добро, чем испытанное зло, и добро, нами полученное, помнить

более, чем добро, нами самими сделанное, в том, чтобы терпеливо переносить

делаемые нам несправедливости и предпочитать судиться словом, а не делом, в

том, наконец, чтобы охотнее обращаться к суду посредников, чем к суду

публичному, потому что посредник заботится о правде, а судья о законе; для

того и изобретен суд посредников, чтобы могла торжествовать правда.

 

ГЛАВА XIV

 

Различные мерила несправедливого поступка -Отягощающие обстоятельства.

- Нарушение закона неписанного и писанного.

Пусть таким образом будет изложено учение о правде. Всякое

несправедливое действие представляется тем более несправедливым, чем больше

нравственная испорченность, от которой оно происходит; поэтому-то [иногда]

самые ничтожные поступки могут считаться величайшими преступлениями, так,

например, Каллистрат обвинял Меланопа в том, что он обсчитал работников,

строивших храм, на три священных полобола. В области справедливости [мы

замечаем явления] противоположные. Такая оценка поступка вытекает из его

виртуального смысла, а именно: человек, похитивший три священных полобола,

может считаться способным на всякого рода преступления.

Иногда сравнительная важность поступка определяется таким образом, а

иногда о поступке судят по тому вреду, который он приносит. Величайшим

считается и [то преступление], для которого нет равносильного наказания:

каждое наказание кажется ничтожным перед ним, - и то [преступление], от

которого нет исцеления, потому что трудно и даже невозможно вознаградить за

него, - и то, за которое потерпевший не может получить удовлетворения,

потому что причиненное ему зло неисцелимо; суд же и наказание есть

некоторого рода исцеление.

И еще большего наказания заслуживает человек, совершивший

несправедливость, в том случае, если лицо пострадавшее и обиженное само на

себя наложит тяжелое наказание; так Софокл, произнося речь в защиту

Эвктемона, который наложил на себя руки вследствие полученного оскорбления,

сказал, что он не удовольствуется требованием меньшего наказания, чем то,

которое счел для себя достойным пострадавший.

[Иногда важность поступка оценивается в связи с тем соображением], что

никто другой, или никто раньше не совершал такого преступления, или что лишь

не многие решались на такое дело, а также - что он много раз совершал одно и

то же преступление. И если для предупреждения и наказания какого-нибудь

проступка приходится изыскивать и изобретать новые средства - [это также

важно]; так, например, в Аргосе наказуется тот человек, из-за которого

построена новая тюрьма. Затем несправедливое действие тем более важно, чем

большим зверством оно отличается; более тяжко оно также в том случае, когда

совершается более обдуманно, или когда рассказ о нем возбуждает в слушателях

скорее страх, чем сострадание.

Соображения, которыми пользуется риторика, давая оценку какого-нибудь

поступка, заключаются и в том, что такой-то человек нарушил или преступил

многое, например, клятву, договор, поруку, право заключать брачные союзы,

потому что в этом случае мы имеем дело с совокупностью многих несправедливых

деяний.

[Усиливает вину еще и то обстоятельство], если несправедливый поступок

совершается в том самом месте, где налагается наказание на лиц, поступающих

неправедно; так делают, например, лжесвидетели, потому что где же они могут

воздержаться от несправедливого поступка, если они решаются на него в самом

судилище? [Важны также те проступки], которых люди особенно стыдятся, а

также [важно], если человек поступает дурно со своим благодетелем: здесь его

вина делается значительнее оттого, что он, во-первых, делает зло, и,

во-вторых, не делает добра.

[Большую важность получает поступок], нарушающий неписанные законы,

потому что человек, обладающий лучшими нравственными качествами, бывает

справедлив и без принуждения, а писанная правда имеет характер принуждения,

чуждый неписанной. С другой стороны, [вину человека может увеличивать именно

то обстоятельство], что его поступок идет вразрез с законами писанными,

потому что человек, нарушивший законы, угрожающие наказанием, может нарушить

и законы, не требующие наказания.

Таким образом, мы сказали о том, что увеличивает и смягчает

преступление.

 

ГЛАВА XV

 

Пять родов нетехнических доказательств закон, свидетели, договоры,

пытка, клятвы. - Как ими нужно пользоваться?

Теперь, после изложенного нами выше, по порядку следует сделать краткий

обзор доказательств, которые называются нетехническими; они относятся

специально к области речей судебных. Таких доказательств числом пяты законы,

свидетели, договоры, показания под пыткой, клятвы. Прежде всего скажем о

законах - как следует пользоваться ими, обвиняя или защищаясь. Очевидно, что

когда писанный закон не соответствует положению дела, следует пользоваться

общим законом, как более согласным с правдой и более справедливым [с тем

соображением], что "судить по своему лучшему разумению" значит не

пользоваться исключительно писанными законами и что правда существует ечно и

никогда не изменяется, так же как и общий закон, потому что и правда, и

общий закон сообразны с природой, а писанные законы изменяются часто.

Поэтому-то в Софокловой "Антигоне" мы и находим эти известные

изречения: Антигона оправдывается как тем, что предала земле тело своего

брата вопреки постановлению Креонта, но не вопреки неписанному закону:

Эти законы изобретены не вчера или сегодня, но существуют вечно; Я не

могу пренебречь ими ради кого бы то ни было, - так и тем, что справедливо

то, что истинно и полезно, а не то, что только кажется таковым, так что

писанный закон не есть истинный закон, потому что он не выполняет

обязанности закона, -и тем, что судья есть как бы пробирщик, который должен

различать поддельную справедливость и справедливость настоящую - и что

человеку более высоких нравственных качеств свойственно руководствоваться

законами неписанными преимущественно перед законами писанными. При этом

нужно смотреть, не противоречит ли данный закон какому-нибудь другому

славному закону, или самому себе, как, например, иногда один закон объявляет

действительными постановления, какими бы они не были, а другой запрещает

издавать постановления, противоречащие закону. Если закон отличается

двусмысленным характером, так что можно толковать его и пользоваться им в ту

или другую сторону, в таком случае нужно определить, какое толкование его

будет более согласно с видами справедливости или пользы, и потом уже

пользоваться им. И если обстоятельства, ради которых был принят закон, уже

не существуют, а закон тем не менее сохраняет свою силу, в таком случае

нужно постараться выяснить [это] и таким путем бороться с законом.

Если же писанный закон соответствует положению дела, то следует

говорить, что клятва "судить по своему лучшему разумению" дается не для

того, чтобы судить против закона, но дл того, чтобы судья не оказался

клятвопреступником в тех случаях, когда он не знает, что говорит закон.

[Можно еще прибавить], что всякий ищет не блага самого по себе, а того,

что для него представляется благом, и что все равно - не иметь законов или

не пользоваться ими, и что в остальных искусствах, например, в медицине, нет

никакой выгоды обманывать врача, потому что не столько бывает вредна ошибка

врача, как привычка не повиноваться власти, и что, наконец, стремление быть

мудрее законов есть именно то, что воспрещается наиболее прославленными

законами. Таким образом, мы рассмотрели вопрос о законах.

Что касается свидетелей, то они бывают двоякого рода: древние и новые,

а эти последние разделяются еще на тех, которые сами рискуют так или иначе в

случае дачи ложного показания, и на тех, которые не подвергаются при этом

риску. Под древними свидетелями я разумею поэтов и других славных мужей,

приговоры которых пользуются всеобщей известностью.

Так, например, афиняне все пользовались свидетельством Гомера

относительно Саламина и тенедосцы недавно обращались к свидетельству

коринфянина Периандра против жителей Сигея. Точно так же и Клеофонт все

пользовался против Крития элегиями Солона, говоря, что дом его давно уже

отличался бесчинством, так как иначе Солон никогда не сочинил бы стиха:

Скажи краснокудрому Критию, чтобы он слушался своего отца.

Таковы свидетели относительно событий свершившихся.

Относительно же событий грядущих свидетелями служат люди, изъясняющие

прорицания, как, например, Фемистокл говорил, что деревянная стена означает,

что должно сражаться на кораблях. Кроме того и пословицы, как мы говорили,

служат свидетельствами, например, для человека, который советует не дружить

со стариком, свидетельством служит пословица: "никогда не одолжай старика",

а для того, кто советует умерщвлять сыновей тех отцов, которые убиты, -

пословица: "не разумен тот, кто, умертвив отца, оставляет в живых сыновей".

Новые свидетели - те люди, которые, будучи лицами всем известными,

выразили свое мнение [по поводу какого-нибудь вопроса]; их мнение приносит

пользу людям, которые находятся в недоумении относительно этих же самых

вопросов, как, например, Эвбул на суде воспользовался против Харита словами

Платона, сказавшего об Архивие, что [благодаря ему] в государстве развился

явный разврат. К числу новых свидетелей принадлежат люди, которое рискуют

подвергнуться опасности в случае уличения их во лжи. Такие люди служат

свидетелями только при решении вопроса, имело ли место это событие, или нет,

существует данный факт или нет, но при определении свойств факта они

свидетелями быть не могут, например, при решении вопроса о справедливости

или несправедливости, полезности или бесполезности какого-нибудь поступка. В

подобных случаях свидетели, не причастные делу, заслуживают наибольшего

доверия; самыми верными свидетелями являются свидетели древние, потому что

они неподкупны.

Для человека, не имеющего свидетелей, место доказательств должно занять

правило, что судить следует на основании правдоподобия, что это и значит

"судить по своему лучшему разумению", что невозможно придать вероятностям

ложный смысл из-за денег и что вероятности не могут быть ложно

свидетельствованы. А человек, имеющий за себя свидетелей, может в свою

очередь, сказать человеку, не имеющему их, что вероятности не подлежат

ответственности, что не было бы никакой нужды в свидетельствах, если бы

достаточно было рассмотреть дело на основании одних слов.

Что касается свидетельств, то они могут относиться частью к самому


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 54; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!