Жара и теснота, отсутствие воздуха



Говоря об образе Петербурга, нельзя забывать о таких важных чертах города, как жара и теснота.

В романе «Преступление и наказание» Петербург изнывает от жары. Зной в романе не просто природное явление, которое даёт современникам писателя угадать время действия романа. Жара усиливает зловоние грязных канав и тесных лестниц, заставляет людей страдать ещё сильнее.

И без того жалкое существование людей становится невыносимым от зноя. Он обостряет все негативные черты окружающей жизни для Раскольникова. Влияет на его болезненное сознание. Критик Вадим Кожинов заметил, что жара в романе – «это не только атмосфера июльского города, но и атмосфера преступления».

Ещё одна жуткая черта Петербурга в романе – это теснота. Раскольников живёт в комнате, похожей на гроб. Мармеладовы ютятся в проходной каморке всего 10 шагов длиной.

Мотив духоты, отсутствия воздуха становится в романе символическим: как от петербургской жары, Раскольников задыхается от бесчеловечности своей теории, которая давит его, гнетет, не случайно Порфирий Петрович скажет: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху!»

Атмосфера Петербурга гнетущая. Город давит на людей, подталкивая их к стычкам, преступлениям. Доводит до самоубийств. Жить в этой среде невозможно.

              Влияние на человека

Петербург в романе – это не просто декорации, на фоне которых разворачиваются события романа, город у Достоевского становится одним из героев романа, воздействующим на сознание и ум человека.

Автор показывает бесправие «маленького человека» в буржуазном городе, человека, которому некуда идти.

Достоевский создаёт образ города как образ среды, которая влияет на человека. Обратим внимание, что в одном из разговоров Разумихин говорит о Петербурге как о среде. И разговор этот о причинах возникновения пороков в обществе. То есть, Достоевский ставит вопрос о влиянии среды на личность человека.

Темные, безумные силы овладевают душой человека в этом городе. Иногда кажется, что сам «зараженный городом» воздух рождает полуреальные-полуфантастические явления – того мещанина, например, который вырос будто из-под земли и крикнул Раскольникову: «Убивец!» Уличная грязь, квартирная духота, человеческая злоба и нищета окружают Раскольникова, мутят его сознание и угнетают ум. Сны в этом городе становятся продолжением реальности и неотличимы от нее, как, например, сны Раскольникова о забитой лошаденке или смеющейся старухе. Сама идея главного героя романа Достоевского предстает фантомом, рожденным всей болезненной атмосферой Петербурга, город, переступивший законы человечности, становится соучастником преступления.

На преступление Раскольников идёт в том числе и под влиянием среды. Но полностью списывать причины преступления на влияние среды нельзя. Вспомним, что Разумихин и Сонечка Мармеладова живут в той же среде, что и Раскольников, но мысль о праве на убийство им в голову не приходит.

Вывод:

1. Петербург Достоевского двойственный:

1) это:

- город, лишённый красоты и величия, антиэстетический, грязный, вульгарный,

- город, где совершаются преступления, где невозможно дышать,

- это город униженных и оскорбленных,

- город равнодушия, звериного любопытства, злорадной насмешки,

- город одиночества,

- «город, в котором невозможно быть»;

2) величественная, прохладная Нева, «великолепная панорама» с Николаевского моста.

2. В палитре городского фона господствует жёлтый цвет, вызывающий чувство подавленности и угнетённости.

3. Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры «углов» – создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу тупика и безысходности. В таком городе невозможно оставаться здоровым и физически, и нравственно. Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны.

4. Петербург – своеобразный герой романа, который воздействует на сознание, ум и духовный мир героев, сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев, подталкивает на скандалы и преступления (Мармеладова пить, Соню продавать себя, Лужина покупать жену, Свидригайлова издеваться над детьми, Раскольникова создавать антигуманную теорию и убивать). Поэтому город, переступивший законы человечности, становится соучастником преступления.

 

До встречи на занятиях.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 117; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!