Что такое Петербург Достоевского?



Топография     

Ф.М.Достоевский точно воссоздает топографию тех мест, где происходят события романа. Это прежде всего центр торговли тогдашнего Петербурга - Сенная площадь и «все близлежащие переулки». Можно также узнать «адреса» Раскольникова, старухи-процентщицы, Сони Мармеладовой и Порфирия Петровича.

Городской пейзаж Петербурга в романе поражает фантастической мрачноватостью, неуютом. Прежде всего это место униженных и оскорблённых, «грязь, вонь и всякая гадость», «грязные и вонючие дворы домов Сенной площади», «толкотня, всюду известка, кирпич, пыль».

В романе упоминаются набережные и каналы с грязной водой, грязные улицы и переулки, серо-жёлтые многоэтажные дома и дворы-колодцы, трактиры, распивочные, «известные заведения» - никаких художественных описаний и красот природы. Лишь однажды возникает картина парадного Петербурга, когда Раскольников смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец: «Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина…» Но писатель тут же возвращается к описанию трущоб. Этот контраст делает атмосферу петербургского дна ещё более жуткой и гнетущей.

Многие ключевые события романа «Преступление и наказание» происходят на улицах города. Раскольников обдумывает убийство, блуждая по Петербургу. Для того, чтобы покаяться в убийстве перед народом, Раскольников приходит на Сенную площадь. Соня Мармеладова идёт на улицу, чтобы продавать себя. И на бульваре Раскольников встретил пьяную девочку, которую обесчестили и до которой никому нет дела. Где-то в переулке Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно принести покаяние. Свидригайлов, чтобы покончить с собой, тоже выходит из дома. Петербург Достоевского – жуткое, трагическое место, где погибают люди. Эти уличные сцены, нарисованные крупным планом, дополняются мимолетными эпизодами.         

Подобных картин много в романе. Они создают фон, на котором развертывается не менее трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...

              Дома (интерьер)

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это - доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам, облитым помоями. Вот одна из них - «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

Одна из основных идей русской литературы – идея Дома: Дом – это не просто четыре стены, это особая атмосфера взаимопонимания, защищенности, человеческого тепла, единения, однако большинство героев Достоевского лишено такого дома. «Клетушка», «каморка», «угол» – так называют они то, где живут. Эти «углы» и «каморки» поражают нищетой и уродством. Убогие квартиры больше похожи на сараи или гробы.

«Каморка» Раскольникова приходится «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома» и походит «более на шкаф, чем на квартиру», «гроб».

Мармеладов живет в проходной комнате, в которой находятся «всего только два стула и клеёнчатый очень ободранный диван» да «кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый», «закопченная дверь», «дырявая простыня» в качестве перегородки.

Комната Сони Мармеладовой походит «как будто на сарай» и имеет вид «весьма неправильного четырехугольника»; её обстановка – это кровать, стол, три стула и комод.

Ещё менее привлекательно выглядят распивочные и трактиры, куда заходят иногда герои романа: темные, грязные углы, липкие столики, духота и вонь.

Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети.

Жители

Жители Петербурга, помимо главных героев романа, относятся преимущественно к низшему классу: портные, кухарки, «девицы, живущие от себя», дворники, «чухонцы-разносчики», прачки, «полуразвалившиеся извозчики» и просто нищие. Встречи с некоторыми из них становятся для Раскольникова знаковыми. Ещё до совершения преступления он видит на улице пьяную девочку, видимо, «обманутую в первый раз», за которой следит «толстый господин», намереваясь воспользоваться случаем. Раскольников думает в это время о несчастной судьбе своей сестры и пытается помочь девочке. Позднее он становится свидетелем самоубийства молодой женщины, которая бросается с моста в воду. Её спасают, но Раскольникову становится не по себе – ведь он сам только что думал об этом.

Пространство Петербурга сдавливает людей, теснит их. Несмотря на скученность и тесноту, люди в этом городе разобщены: каждый живет наедине со своими проблемами. При такой скученности люди бесконечно далеки друг от друга. Обитатели петербургских трущоб одиноки, беззащитны и раздражены. Каждый бьётся в одиночку. Мир петербургской жизни – мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Они зациклены на своей нужде и равнодушны к страданию других, а собравшись вместе в толпу, рады поглазеть на происходящее. Это мир постоянных, ставших уже будничными и привычными трагедий. В романе нет ни одной смерти, которую можно было бы назвать естественной, но все это воспринимается окружающими как что-то будничное, привычное, а то и доставляющее повод для своеобразного развлечения. Любопытство, оскорбительное, циничное, бездушное, выявляет, насколько человек в мире такого Петербурга одинок.

На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя.

Цвет

В описании города преобладает жёлтый цвет:

жёлтые дома;

жёлтые обои в комнатах Раскольникова, Сони, Алёны Ивановны и гостиницы, где останавливался Свидригайлов;

жёлтая мебель в квартире старухи-процентщицы и в кабинете Порфирия Петровича;

истрёпанная и пожелтелая кацавейка

«жёлтый билет» Сони Мармеладовой,

жёлтая вода в стакане у Никодима Фомича,

«желтое, продолговатое, испитое лицо» женщины, бросившейся в канаву, и «бледно-желтое, иссохшее лицо» Катерины Ивановны перед смертью «закинулось навзничь»,

старуха-процентщица одета в «истрёпанную и пожелтелую кацавейку».

Нездоровый, раздражающий желтый цвет несёт в себе смысловую нагрузку: этосимвол болезни, нищеты,убожества жизни, проявление болезненности этого мира. Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности, печали, безысходности, вызывает чувство подавленности и угнетённости. В этом городе невозможно остаться здоровым, он душит и давит.

«Жёлтым домом» раньше называли больницу для психически больных людей. Подтверждение этой мысли мы видим в словах Свидригайлова, который называет Петербург городом полусумасшедших. Этот «сумасшедший» цвет невольно ассоциируется с состоянием главного героя, у которого все происходящее вокруг вызывает «желчь и конвульсии». Раскольников немного не в себе из-за болезни. Он бредит и впадает в забытье. Вся атмосфера Петербурга кажется атмосферой болезненного бреда, толкающего человека на преступления и порождающего жуткие бесчеловечные теории.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!