Образ Петра в романе Толстого



Алексей Толстой говорил: «В моем романе центром является фигура Петра I. Остальные фигуры, сопутствующие ему, по мере их важности, описываются со все меньшим количеством деталей и со все меньшей ясностью. Есть фигуры, которые нарочно мелькают каким-нибудь жестом или словом».

Портрет. Петр-юноша: «У Петра все шире округлялись глаза от любопытства. Но он молчал, сжав маленький рот. Почему-то казалось, что, если он вылезет на берег – длиннорукий, длинный, – Лефорт засмеется над ним». А вот в зрелые годы после взятия Нарвы: «Петр стремительно вошел в сводчатую рыцарскую залу в замке… Он казался выше ростом, спина была вытянута, грудь шумно дышала». И лишь глазами иностранца писатель дает развернуто его описание: «Это – человек высокого роста, статный, крепкого телосложения, подвижный и ловкий. Лицо у него круглое, со строгим выражением, брови темные, волосы короткие, кудрявые и темноватые. На нем был саржевый кафтан, красная рубашка и войлочная шляпа».

Личность Пера Первого далеко не однозначна. Алексея Толстого интересует процесс становления личности, превращение «волчонка», нескладного подростка с выдающимися задатками в государственного деятеля, формирование характера царя, причины, способы проведения и последствия реформ.

Он отмечает ненависть государя к московской Руси, нравам бояр, церковным обычаям. Причины этого кроются в детстве и юности царя, который наблюдал борьбу за власть, привык опасаться бояр и убегал от скучной жизни при дворе в весёлую, как ему казалось, немецкую слободу, где кутежи продолжались по несколько дней. Подчеркивается стремление Петра к самостоятельности, отсутствие высокомерия с «простыми» сверстниками, готовность учиться - от протаскивания иголки через щеку до строительства кораблей.

Впоследствии мы видим юношу, который вступает в борьбу за власть. Он подавляет стрелецкий бунт и сам участвует в беспощадной расправе над людьми, а сестру, царевну Софью, заточает в монастырь. «Софью, без особого шума, ночью перевезли из Кремля в Новодевичий монастырь.» « Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей». Толстой не скрывает жестокости и несправедливости государя. Горяч, необуздан, вспыльчив, страшен в гневе: «Пётр рванул дверь, сорвал одеяло, схватил за волосы перепуганного боярина, плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортами в старческий мягкий бок ». «Не по его - так и убьет, - проговорила Наталья Кирилловна, - в кого только нрав у него горячий?» (глава вторая, ч. 3).

После раскрытия заговора и заточения Софьи в монастырь, когда Петр стал уже полновластным правителем (глава четвертая), государственные дела еще не занимают его. Только увидев в Архангельске иноземные корабли (глава пятая, ч. 15), почувствовал стыд за убожество русских карбасов: «Стыдно! Все это почувствовали... Смешно... Стыдно...» И немедленно решил закладывать в Архангельске верфь: «Сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать…». Подчеркивается своенравность, жажда деятельности, выносливость, активность юного царя.

Петр видит нищету, убожество, темноту страны: «Отчего сие? Сидим на великих просторах и - нищие...». В чем он видит выход? Выход - в развитии промышленности, торговли, завоевания берегов Балтики. «Какими силами растолкать людей, продрать им глаза?» «Россия - золотое дно - лежала под вековой тиной... Если не новый царь поднимет жизнь, то кто же?»

«Лефорт становился большим человеком.» В разговоре с Лефортом оформляется стратегия всей жизни царя -  планы по выходу к Черному, Азовскому и Балтийскому морям, планы будущей неизбежной войны со шведами: «Замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибешь...»

Толстой часто подчеркивает нервозность царя: дрожащие ноздри, выкатившиеся глаза, дергающаяся в гневе голова, пропущенные буквы во время письма, когда он торопится, пропущенные слова, когда, «горячась, он начинал говорить неразборчиво, захлебывался торопливостью, точно хотел сказать много больше того, чем было слов на языке». Петр всегда торопился, потому что с ранней юности понял, что перед ним стоит великая задача: сделать Россию такой же богатой и сильной, как европейские государства. Ночи царь проводит без сна, думая: «Удивить-то он удивил, а что из того? Какой она была – сонной, нищей, неповоротной, такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза». И тут же мыслит, как человек далекой нам и страшной в своем варварстве эпохи: «Указ, что ли, какой-нибудь издать страшный? Перевешать, перепороть». И он порол, вешал, стриг бороды, гнал людей на каторжные непосильные работы. Все это так – надо помнить, какой ценой Россия вошла в Европу. Но ведь и до Петра пороли и вешали… А он, хотя, по словам Пушкина, и писал указы, точно кнутом, действовал во благо державы.

Анализ романа «Петр Первый» показывает, что важнейшей положительной чертой царя является жажда деятельности, энергия, желание нового. Он энергичен, трудолюбив. «Ни зверь, ни один человек, наверное, с такой жадностью не хотел жить, как Пётр». Например, Петру важно, чтобы российские корабли были не хуже иностранных, которые он увидел в Архангельске, поэтому он придаёт огромное значение обучению русских мастеров за границей, «учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам». Тяга ко всему новому соседствует с неприязнью и даже ненавистью к старому, отжившему: «Скука старозаветная!» - думает Петр о размеренной жизни в Москве - и занимается постройкой кораблей на верфи Переяславского озера (глава четвертая, ч. 5). Толстой неоднократно подчёркивает, что царь своим видом и обращением похож на человека низкого звания, он сам работает при создании флота, общается с незнатными людьми, с людьми «подлой породы»: «все бегает, как простой», «весь в пыли, земле, потный, как мужичок», долговязый, неуклюжий, с косолапыми ступнями. Манеры у него мужицкие: вытирает руки о скатерть, ввёртывает матросские словечки, толкает локтём, кусает ногти.

«Западная зараза неудержимо проникла в дремотное бытие... Боярство и поместное дворянство, духовенство и стрельцы страшились перемены (новые дела, новые люди), ненавидели быстроту и жестокость всего нововводимого... Но те, безродные, расторопные, кто хотел перемен, кто заворожённо тянулся к Европе... - эти говорили, что в молодом царе не ошиблись: он оказывался именно таким человеком, какого ждали»».

В третьей книге перед нами уверенный в себе, решительный человек, которому важны военные достижения России. После бесславного Азовского похода (глава 6) Петр не падает духом, а напротив, полон решимости взять реванш. «От беды и позора под Азовом кукуйский кутилка сразу возмужал, неудача бешеными удилами взнуздала его. Даже близкие не узнавали - другой человек, зол, упрям, деловит» (глава седьмая, ч. 1). «В два года должны флот построить, из дураков стать умными», - беспрекословно заявляет Петр. Он человек не только слова, но и дела. Флот был построен. Азов был взят. «В первую голову это была победа над своими: Кукуй одолел Москву».

Военные достижения Петра Первого показаны в заключительной части. Они открывают дальнейшую перспективу побед России.

В чем видит автор расхождение позиций Голицына и Петра?

Голицын противопоставлен Петру. Семь лет он правил страной, понимая необходимость преобразований. Без славы окончился крымский поход под его предводительством: «Кто пойдет против руки господней? Сказано: человек, смири гордыню, ибо смертен есть» (глава третья, ч. 1). В крымском походе во время боя Василий Васильевич пеший метался по обозу, бил плетью пушкарей, хватался за колеса, вырывал фитили». Петр же в аналогичной ситуации «засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло, подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло...». Действия Голицына суетливы, действия Петра уверенны и решительны. Василий Голицын выступил на стороне стрельцов и Софьи, чем предрешил свою судьбу. Ему не хватало настойчивости, решимости, силы воли, активности — тех черт, которые присущи Петру.

 Как образ Петра раскрывается в противопоставлении с Карлом ХII?

Образ шведского короля Карла ХII контрастно противопоставлен образу Петра. Шведский король горяч, дерзок, решителен - эти черты объединяют его с русским царем. Карл - авантюрист, ветреник, «испорченный юноша». Карл рожден королем, а Петр завоевал право на престол.

Какие действия Петра имеют историческое значение?

Не менее воинских побед важны победы Петра над косностью, консерватизмом старого. Петр пробуждает национальные силы, поддерживает людей дела: дает деньги тульскому кузнецу Демидову, решившему «поднять Урал», помогает братьям Баженовым, самостоятельно построившим водяную пильную мельницу, предоставляет три корабля первому навигатору» Ивану Жигулину для развития торговли с другими странами. Петр беспощадно борется с боярством, с раскольничеством, жестоко подавляет стрелецкий мятеж. Борется с невежеством и темнотой, учреждает школы, «дубиной» гонит в науку дворянских детей, дает возможность реализоваться людям из народа, ценит человека не зачин, а «за ум графами жаловать».


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 994; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!