Идейный замысел романа «Петр Первый»



Задачи:

- ознакомиться с биографией писателя А. Н. Толстого;

- раскрыть причины, побудившие А. Н. Толстого написать роман о Петре I;

- выяснить композиционные особенности произведения, сюжетную основу романа, центральные конфликты, задачи, стоящие перед автором при создании романа;

- определить жанр произведения,

- соотнести реальное время и пространство России первой четверти ХVIII века с художественным временем и пространством романа А.Н.Толстого;

- составить план-характеристику образа Петра Первого в романе.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Эпиграф:

«Становление личности в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа».

А.Н.Толстой

Краткие сведения о жизни и творчестве А.Н. Толстого

Родился Алексей Николаевич Толстой 10 января 1883 года (29 декабря 1882 г. – по старому стилю) в семье Николая Александровича Толстого и Александры Леонтьевны Тургеневой. Правда, во всех биографиях Толстого отмечается, что воспитанием мальчика занимался не родной отец, а Бостром Алексей Аполлонович, к которому мать Алексея Толстого ушла от мужа, будучи беременной и оставив мужу детей. На хуторе Сосновка, который принадлежал Бострому, и прошло детство будущего писателя. Образованием мальчика занимался приглашенный учитель. О своем безмятежном детстве он написал уже в эмиграции, в 1920 году. «Детство Никиты» - одно из лучших произведений русской литературы на эту тему. Кроме автобиографической основы, в произведении передано ощущение русской природы, неповторимость уходящего уклада жизни.

Учился Толстой в реальных училищах Сызрани и Самары, затем на механическом отделении петербургского Технологического института. В это время написаны первые стихи Толстого. Талант Толстого, его феноменальная фантазия и наблюдательность проявились довольно рано. Пробу пера в 1905 году, когда Толстой опубликовал несколько своих стихотворений в провинциальной газете, он посчитал большой удачей. Оставив институт, посвящает себя литературе. В том же 1907 году Толстой издал сборник стихотворений «Лирика», а в 1908 году журнал «Нева» опубликовал и прозу начинающего писателя Толстого – рассказ «Старая башня». В 1908 г. выходит его вторая книга стихов «За синими реками». Первые пьесы Толстого были поставлены на сценах московских театров (1913-1914).

На раннее творчество Толстого оказали влияние произведения Горького, Некрасова, Волошина. Основательная инженерная подготовка скажется при написании им фантастических произведений - романов «Аэлита» (1923) и «Гиперболоид инженера Гарина» (1925).

Во время Первой мировой войны Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте (из-за проблем со здоровьем он был освобождён от военной службы). Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («На горе»). В предреволюционную эпоху он перепробовал себя в самых разных жанрах и направлениях литературы.

Февральская революция вызвала у Толстого живой интерес к вопросам российской государственности. Это событие стало своеобразным толчком, после которого писатель серьезно занялся изучением петровской эпохи. Он долгое время проводил за изучением исторических архивов, изучая историю Петра Первого и живо интересуясь судьбами людей из его ближайшего окружения. Он пишет рассказы «День Петра» и «Наваждение».

В 1918 году переезжает в Одессу. В 1919 году не принявший революцию писатель оказывается в эмиграции, в Париже, а затем в Берлине. За годы эмиграции Толстой написал «Детство Никиты» (1920 г.). В следующие два года свет увидели еще три книги автора: фантастический по содержанию роман «Аэлита», повести «Черная пятница» и «Рукопись, найденная под кроватью». К жанру фантастики автор также вернулся в книге «Гиперболоид инженера Гарина». Но настоящим бестселлером стала книга «Золотой ключик», которая рассказывала об увлекательных приключениях деревянного мальчика Буратино. Сказочная повесть была написана по мотивам книги «Пиноккио» итальянского автора Карло Коллоди. Находясь в эмиграции, Толстой начал работать над трилогией «Хождение по мукам», которая станет самым важным произведением в жизни писателя.

Но слишком сильна была тяга к родным местам, к отечеству. В эмиграции он сдружился с М. Горьким. В 1923 году Толстой порывает с эмигрантскими кругами и возвращается на родину: «Совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра». В этих строчках из открытого письма Н.В.Чайковскому писатель обращается к образу Петра, героя его будущего романа.

«Красный граф» - так называли советского писателя Алексея Николаевича Толстого. Бывший эмигрант и титулованный дворянин сумел не только преодолеть все преграды нового режима, но и стать любимцем и баловнем советской власти. Сталинские премии и благополучная жизнь писателя, мало отличавшаяся по уровню комфорта от дореволюционной, служат неоспоримым подтверждением его особого положения в СССР. Практически немедленно Толстой-писатель оказался в личных друзьях Сталина. В 1936-1938 годах, после смерти Максима Горького, на временной основе возглавлял Союз писателей СССР. В 1939 году стал академиком АН СССР, а с 1937 года - депутатом Верховного совета СССР 1-го созыва. Имел роскошную дачу в Барвихе и автомобиль с личным водителем.

17 июня 1941 года обратился с письмом к Сталину, в котором интересовался возможностью возвращения Бунина на родину, а также оказания ему материальной помощи.

А.Толстой - один из фактических соавторов речи Сталина на параде Красной армии 7 ноября 1941 года. В годы войны Алексей Толстой написал около шестидесяти публицистических материалов. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

Сталинская премия первой степени 1943 г. за роман «Хождение по мукам» (сто тысяч рублей) по желанию Толстого передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный».

А. Н. Толстой скончался 23 февраля 1945 года, на 63-м году жизни, от рака лёгкого. 24 февраля тело было кремировано, урна с прахом была захоронена на Новодевичьем кладбище. Церемония завершилась прощальным салютом и Гимном Советского Союза. В связи с его смертью в стране был объявлен государственный траур.

Анализ романа «Пётр Первый»

Тема памяти, в том числе исторической памяти, всегда интересовала талантливого русского писателя Алексея Николаевича Толстого.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др. Более двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ «День Петра» был написан в 1917 году, трагедия «На дыбе» в 1928 г., последние главы его исторического романа «Петр Первый» - в 1945. «На Петра я нацеливался давно, еще с начала февральской революции, - писал А.Н.Толстой. - Я видел все пятна на его камзоле, - но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане».

Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы на мучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто, напоминавшее 1917 год.

Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпоху, показать характер петровских преобразований. В рассказе «День Петра» Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. «Да, полно, - пишет он, - хотел ли добра России царь Петр?» Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе «На дыбе» дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой «живота не жалел»; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих «птенцов»: Меньшиков, Шафиров, Шаховской - все лгуны и воры. Одинок Петр и в своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии «На дыбе» (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот.

1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, с советским временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами. Алексей Толстой писал по поводу работы над романом «Петр Первый»: «Первое десятилетие ХVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем того, в умилении и страхе глядит на возникающую Россию... Несмотря на различие целей, эпоха Петра и наша эпоха перекликаются именно каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и волей, направленной на освобождение от иноземной зависимости».

В начале 30-х годов, рассказывая о работе над «Петром Первым», Толстой подчеркивал злободневность своего исторического повествования: «Я не мог пройти равнодушно мимо творческого энтузиазма, которым охвачена вся наша страна, но писать о современности, побывав раз-другой на наших новостройках, я не мог... Я решил откликнуться на нашу эпоху так, как сумел. И снова обратился к прошлому, чтобы на этот раз рассказать о победе над стихией, косностью и азиатчиной», и далее: «Меня увлекло ощущение полноты «непричесанной» и творческой силы той жизни, когда с особенной яркостью раскрывался русский характер».

Роман А.Н. Толстого «Петр Первый» знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. «Петр Первый» – это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего, – это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере. В произведении описывается жизнь Петра I, становление его как личности и как мудрого и решительного правителя большой державы. На его долю выпадает немало суровых испытаний, с которыми он достойно справляется.

Идейный замысел романа «Петр Первый»

1. Прежде всего, писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. «Становление личности в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа». Работая над романом «Петр Первый», Алексей Толстой использовал обширный материал, множество разнообразных источников: архивные документы, мемуары свидетелей событий, записки современников Петра, русских и иностранцев, указы того времени, судебные отчёты, исследования историков, дневники и частные письма, а также литературные источники (исторические песни, анекдоты и предания, произведения Пушкина, хотя они оценивают крутые реформы царя негативно, а эпоха правления царя имеет мрачный колорит).

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого «выявление двигающих сил эпохи»: разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа.

Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

Композиция и сюжет романа

А. Толстой понимал композицию как «установление цели, центральной фигуры, и затем установление основных персонажей, которые по нисходящей лестнице вокруг этой фигуры располагаются». Произведение у Толстого организуется не столько сюжетом, сколько системой персонажей.
Роль главной фигуры выполняет Петр. Его фигура предстает масштабной, он раскрывается во всей грандиозной противоречивой натуре — великодушный и жестокий, отважный и беспощадный к врагам государственный деятель, гениальный реформатор. Вокруг него группируются остальные персонажи. Чем ниже ступень лестницы, на которой «стоит» персонаж, тем «пунктирнее» его линия в романе, тем менее ощутима его связь с романным целым.

Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Главной особенностью композиции можно назвать переплетение многих сюжетных линий. Изображение деятельности Петра даётся параллельно рассказам о жизни самых обыкновенных людей: Бровкины, Лоскут, Оверьян, Голиков. Тем самым показана многогранность эпохи (строительство нового, раскол, любовь, протест и бунт). Толстой создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей. Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кирилловны в Преображенском дворце в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицына; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу.

Многоплановость композиции, контрастность глав, меняющаяся авторская тональность создают мозаичную панораму эпохи. Движение эпохи, ряд ее узловых событий на протяжении с 1682 по 1704 год образует каркас повествования.

В романе три плана изображения:

— царевна Софья, управляющая страной (глава первая, ч. 15; глава вторая, ч. 6);

— юный Петр, постепенно вырастающий в единоличного правителя страны (глава вторая, ч. 3; глава третья, ч. 5; глава 4, ч. 5, 18, 23);

— тяжелая жизнь народа (глава первая, ч. 1; глава четвертая, ч. 8, 22).
Жанр

Исторический роман. Действующими лицами являются исторические личности (Петр Первый, Алексей Меньшиков, царевна Софья и другие), показаны реально происходившие события. Жанр требует правдивого изображения быта и нравов эпохи. Немалое внимание уделяется особенностям языка, отражающим колорит времени.

Теория литературы

Исторический роман - роман, построенный на историческом сюжете, который воспроизводит в художественной форме какую-либо эпоху, определённый период истории. Художественная цель и задача автора состоит в воспроизведении, исследовании главнейших характеристик знаменитой личности, а также демонстрации взаимосвязи её с эпохой.

Патриотический пафос романа - действия Петра Первого направлены на благо страны.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!