Своеобразие лирики Н. А. Некрасова



Некрасовская поэзия открыла читателям духовный мир русского крестьянина, его нужды, стремления.

Некрасов в своих стихах говорил о повседневных непоэтических явлениях:
о грязной петербургской улице, о крестьянине, который под пьяную руку бивал жену, о труде бурлаков и пр.

Новые герои вносят в стихи и новую речь — подчас «грубую», «неблагозвучную», с точки зрения сторонников «чистого искусства». Некрасов широко использует трёхсложные рифмы, передающие разнообразные оттенки живого человеческого голоса.

Для лирики Некрасова характерен полифонизм: голоса автора и героев сливаются.

Лирика Некрасова всегда среди людей, их жизнь, судьба глубоко его волнует. Поэтому поэзия его всегда социальна: отражает вопросы общества, устройства человеческих отношений. Стихотворения проникнуты гражданственностью.

 

Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Еду ли ночью по улице тёмной…»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
https://mp3songsdirect.fun/music/Николай%20Некрасов%20-%20Еду%20ли%20ночью%20по%20улице%20темной...
2) Аналитическая беседа

• Каким настроением проникнуто это стихотворение? Как бы вы определили его жанр (воспоминание, размышление, элегия, жанровая сцена)?

• В чём истоки трагедии героев стихотворения? Докажите, что доля женщины была особенно тяжела и беспросветна. Какой единственный выход находит она из нищеты и горя?

• За что упрекает себя лирический субъект стихотворения? Почему он не может забыть матери своего ребёнка?

• Как случай из частной жизни помогает понять драматизм мира, в котором живут люди?

• Какие предметные реалии характеризуют мир, где живут герои? Почему этот мир беспощаден к ним?

Обобщение учителя

— В этом стихотворении Н. А. Некрасов вслед за Н. В. Гоголем и вместе с Ф. М. Достоевским обратился к изображению социальных контрастов столицы российского государства. Воспроизведённые здесь картины нищеты и бедственного положения жителей Петербурга были характерны для писателей «натуральной школы», стремившихся воспроизводить действительность во всей её неприглядной наготе.

Стихотворение построено как скорбный рассказ о горестной судьбе двух бедняков, которым довелось пережить нищету, холод и голод. С особым сочувствием и состраданием описано в произведении положение женщины. Рассказчик называет её «друг беззащитный, больной и бездомный» и со скрытой болью рассказывает о том, как ценой позора его подруга покупает «гробик ребёнку и ужин отцу». Но в этом «падении» виновата не она, а невыносимо тяжкие условия окружающей жизни.

Стихотворение «Еду ли ночью…» было восторженно воспринято в кружке В. Г. Белинского. В ноябре 1847 г. И. С. Тургенев писал критику: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение… меня совершенно с ума свело: денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил».

Муза Н. А. Некрасова — муза «мести и печали», «сестра народа» — так называл её поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50–70-х годов XIX в. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе.

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу.
«Он был человек высокого благородства души»,— сказал о Некрасове Н. Г. Чернышевский. Эти слова вспоминаешь, когда читаешь некрасовские стихотворения о любви, оставляющие неизгладимый след в душе.

Прочитайте стихотворения «Так это шутка? Милая моя…», «О письма женщины, нам милой!», «Давно — отвергнутый тобою…», «Тяжёлый крест достался ей на долю…», «Прощанье».
В поэзии Н. А. Некрасова получала воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Н. А. Некрасова давали и дают возможность по-разному «прочитывать» как всё его творчество в целом, так и по чти каждое некрасовское произведение в отдельности, позволяют выделить самые различные аспекты в их содержании. Да и сама поэзия Н. А. Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени, с реалиями той или иной эпохи.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• Способна ли поэзия Н. А. Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?»

Комментарий.
Для направления деятельности вопрос конкретизируется в виде ряда тезисов «Есть мнение…». Учащиеся должны согласиться с данными тезисами или опровергнуть их.

Есть мнение, что:

• поэзия Н. А. Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя»;

• Н. А. Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ;

• Н. А. Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, и его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность;

• стихи Н. А. Некрасова — это газетная поэзия, репортаж в стихах.

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

 Сравните образ лирического героя Н. А. Некрасова в стихотворении «Я не люблю иронии твоей…» и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…».
Чьё разочарование в любви горше и необратимее?

• Сравните образ возлюбленной в стихотворениях Н. А. Некрасова «Тяжёлый крест достался ей на долю…» и Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим…».
Подумайте, что наследует Н. А. Некрасов в традиции русского романтизма и в чём переосмысливает её.

 


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 1004; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!