Основные темы лирики Н. А. Некрасова



Неизгладимый след в русской поэзии оставил Николай Алексеевич Некрасов. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, Некрасов постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с её животворящими силами.

Некрасов обладал даром большого поэта — он чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, ремесленника, солдата,— и этот герой стал центральной фигурой его поэзии.

И. С. Тургенев писал Некрасову: «Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны — потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовётся».

Основные этапы жизни и творчества Н. А. Некрасова

Дата Событие
28 ноября (10 декабря) 1821 г. Родился в Немирове (Украина)
1824–1832 гг. Жизнь семьи в с. Грешнево Ярославской губернии по причине выхода отца в отставку
1832–1837 гг. Обучение с братом в Ярославской гимназии
1838 г. Приезд в Петербург и неудачная попытка, вопреки воле отца, поступления в университет
1840 г. Выход первого сборника «Мечты и звуки». Начало сотрудничества в изданиях Ф. А. Кони. Отрицательная оценка В. Г. Белинского всего сборника. Некрасов уничтожает почти весь тираж
1842 г. Знакомство с В. Г. Белинским
1844–1845 гг. Выход в свет альманаха «Физиология Петербурга» под редакцией Н. А. Некрасова. Сборник отразил искания и эстетику «натуральной школы»
1846 г. Выход некрасовского альманаха «Петербургский сборник», в котором были напечатаны стихи поэта «В дороге» и «Колыбельная песня». Приобретение у П. А. Плетнёва права на издание «Современника»
1847 г. Начало некрасовского «Современника». Трения между официальным редактором Никитенко и его фактическими редакторами — Некрасовым и Панаевым
1848 г. Начало «мрачного семилетия» в русской общественной жизни. Цензурные преследования «Современника». По доносу Ф. Булгарина Некрасова вызывают в III Отделение. За Некрасовым установлено секретное наблюдение
1856 г. Перед отъездом за границу (Берлин, Вена, Флоренция, Рим и пр.) Некрасов передаёт свои редакторские функции Н. Г. Чернышевскому. Выход сборника «Стихотворения Н. А. Некрасова», имевшего огромный успех
1863 г. Возобновление «Современника». Создание поэмы «Мороз, Красный нос». Начало работы над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Приобретение усадьбы «Карабиха» под Ярославлем
1866 г. Закрытие «Современника»
1868 г. Начало нового журнала «Отечественные записки». Редактор — Н. А. Некрасов. Публикация в № 1 поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1871–1872 гг. Создание поэм «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская»
1876 г. Работа над четвёртой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1877 г. Выход в свет книги «Последние песни»
27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г.) Смерть поэта

 

слайд 7 На Волге (о бурлаках)

https://yandex.ru/video/preview/?text=стихотворения%20некрасова%20на%20волге&path=wizard&parent-reqid=1610379309188785-879532857551038651800107-production-app-host-vla-web-yp-11&wiz_type=vital&filmId=1309554096190334862

Произведение посвящено центральной теме творчества Некрасова – тяжелой участи простого народа.

Автор неторопливо разворачивает перед читателями картину Волги, где герой, от лица которого ведется повествование, предается воспоминаниям о своей юности и размышлениям о прожитых годах. Однако нейтральные зарисовки сменяет эпизод, ради которого написано стихотворение – рассказчик вспоминает о том, как он в детстве увидел бурлаков.

Некрасов показывает всю тяжесть труда людей, занимавшихся тяжелым физическим трудом. Условия их жизни автор изображает ужасными и невыносимыми. Один из бурлаков говорит, что такая жизнь ничем не лучше смерти. Вероятно, что представители именно этой профессии были выбраны в качестве олицетворения участи простого народа из-за их монотонного труда и того факта, что его тяжелый характер сразу бросается в глаза. Они, по мнению Некрасова, представляли собой образец доведенных до крайней степени страданий простого народа.

В отличие от многих других стихотворений автора, посвященных социальной тематике, в данном произведении поэт донести свою мысль прямо. Он открытым текстом призывает к бунту. Слова бурлака о том, что лучше было бы умереть служат для перехода к вопросу о том, что можно сделать, чтобы облегчить участь угнетенных. Он призывает представителей трудового народа подняться на борьбу. По мнению поэта-демократа, такой исход все же предпочтительней, чем жизнь наполненная лишениями и тяжелым изматывающим трудом, значительно ее укорачивающим.

В данном произведении Некрасов скорее не столько пытается вызвать сочувствие читателей низшим слоям общества. Это скорее выражение его собственных чувств, изложенное в стихотворной форме. Сочувствие к обездоленным перемешано с досадой и, посетившими его в тот момент, сомнениями в достаточности его собственных усилий по изменению существующих порядков. В стихотворении не звучит уверенность в победе, он с горечью говорит о напрасно прожитых годах. Скорее всего, эти строки, наполненные пессимизмом, выражают подлинные мысли поэта в один из периодов его жизни.

Николай Алексеевич Некрасов выдающийся русский писатель. К тому же он был поэтом. Его труды оказали большую пользу русской литературе.

Творчество Некрасова затрагивает многие острые темы тогдашней российской действительности. Он как бы пропускал их сквозь своё творчество. Литература в России это в первую очередь метафорическое отображение политических и социальных проблем страны. Тема «бурлачества» не нова в культуре. А о бесправии русского мужика писали авторы не одного поколения русской литературы.

Стихотворение «На Волге» так же касается острой проблемы, волнующей российскую интеллигенцию на протяжении десятилетий. Это бесправие русского крестьянства, его крепостничество. По мнению некоторых историков именно это стихотворение вдохновило художника Илью Репина к написанию картины «Бурлаки на Волге». Так же как и в стихотворении, на картине изображены усталые работники, грязные, утомлённые, но тащат гружённую баржу. Передние которые тянут баржу более выносливые но по их лицам видно что они очень устали. Завтра будет тоже самое, за эту адскую работу им заплатят копейки. И это чувство безысходности в глазах. Позади идут совсем вымотанные такой работой, им уже всё равно что кругом них происходит. На заднем плане, далеко виден дымок от парохода (который ни кто не тянет), это девятнадцатый век. Вот именно такой диссонанс показал Репин. Вообще Репин как Некрасов в своих картинах касался острых социально-политических проблем Российской империи.

Стихотворение Некрасова не имеет прямой повествовательной хронологии. Он перескакивает с места на место. По началу, он с ностальгией вспоминает детские годы на реке Волге. Красивые детские воспоминания переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души писателя, - встреча бурлаков которые тянут баржу. Вид их страшен. В глазах читается безысходность и желание умереть лишь бы не томится на этой земле, которая для них стала адом. Осознание своей пусть и косвенной моральной ответственности за происходящее показывает сентиментальную, ранимую душу русского писателя и гражданина. И поэтому в этом стихе писатель исполнил свой моральный долг.

На психику писателя это очень сильно повлияло, на всю жизнь. Они эти несчастные люди при любом ненастье, изо дня в день тянут тяжести по Волге, и нет просвета, спасения.

В стихотворении Некрасов выражает свою позицию как гражданина на ситуацию которая происходит в России. В стихе его детские суждения противопоставляются с размышлениями зрелого интеллектуала. К тому же он сравнивает своё беззаботное детство с нищенским существованием других у которых не было такого детства.

Он помнит всю жизнь взгляд одного из бурлаков (как бы с укором). Его стихотворение повлияло на русскую литературу девятнадцатого столетия.

 

Основные темы лирики Н. А. Некрасова

• Тема поэта и поэзии: «Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия», «Умру я скоро».

В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:


Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.

Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодёжи России.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9035896423421699667&text=стихотворения+ПОэТ+СЛУШАТЬ+И+ГРАжДАНИН+YTRHFCJD


Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Н. А. Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по его мнению, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихотворении «Элегия» (1874), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна —
Не верьте, юноши! Не стареет она.

Н. А. Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества.

• Тема родины и народа: «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса» и др.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения Н. А. Некрасова «В дороге»
(см. текст ниже:)


2) Аналитическая беседа

• Докажите, что в стихотворении сочетаются стихи и проза.

• В чём сходство стихотворения с народной балладой?

• Как построено стихотворение?

• Какие чувства вызывает рассказ ямщика у путешественника? Почему?

• Какую роль выполняют в стихотворении просторечья?

• Можно ли утверждать, что от рассказа о частном случае поэт поднимается до социального обобщения?

Обобщение учителя

— Стихотворение «В дороге» написано в 1845 г. В. Г. Белинский, критически относясь к подражательным стихам Некрасова из его первого сборника «Мечты и звуки», восторженно приветствовал это стихотворение, воскликнув: «Да знаете ли вы, что вы — поэт, и поэт истинный?!»

https://yandex.ru/video/preview/?text=некрасов%20стих%20в%20дороге%20текст%20СЛУШАТЬ&path=wizard&parent-reqid=1610373880290052-1105371434732812485500107-production-app-host-vla-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=7659519657967751790

 

Что же дало критику основание сразу увидеть в Некрасове истинного поэта? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно внимательно вчитаться в текст стихотворения. Совокупность трёх аспектов определяет идейно-художественную значимость стихотворения «В дороге» — идеологического, нравственно-психологического и эстетического. В этом стихотворении противопоставлены два мира: мир господ, по милости которых гибнут ни в чём не повинные жертвы, и мир бесправных крепостных крестьян, которые не могут распоряжаться ни своей жизнью, ни судьбой, ни трудом. Всё сочувствие, все симпатии поэта — на стороне обездоленного крестьянства.

• Идеал общественного деятеля «Памяти Добролюбова», «Сеятелям».

В стихотворении «Сеятелям» Н. А. Некрасов призывает молодёжь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ».

https://yandex.ru/video/preview/?text=В%20стихотворении%20«Сеятелям»%20Н.%20А.%20Некрасов%20ckeifnmb&path=wizard&parent-reqid=1610393776910537-162834558014225195300107-production-app-host-vla-web-yp-112&wiz_type=vital&filmId=18126032653711966788

В произведениях творца очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…» и др.). Эта «Муза мести и печали» проходит через всё творчество поэта. Отныне и навсегда в сознание Некрасова войдёт мысль о кровной связи его поэзии, его Музы с этой истязаемой молодой крестьянкой и всем многострадальным народом. Поэт снова и снова будет повторять, что его Муза — «сестра народа и моя» («Муза»), что она «свой венец терновый приняла не дрогнув… И под кнутом без звука умерла» («Безвестен я…»). А в своём последнем предсмертном стихотворении «О Муза! я у двери гроба…» Н. А. Некрасов скажет:

Нерусский — взглянет без любви
На эту бледную в крови,
Кнутом иссеченную Музу…


• Некрасов-сатирик: «Колыбельная песня», «Нравственный человек».

https://yandex.ru/video/preview/?text=Некрасов-сатирик%3A%20«В%20колыбельной»%20ckeifnm&path=wizard&parent-reqid=1610393881418178-823720276751084489400107-production-app-host-vla-web-yp-34&wiz_type=vital&filmId=2790533784631586827

Стихотворение " Колыбельная песня " написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству. Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда. Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при "жизни человечьей", но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения:
Будешь ты чиновник с виду,
И подлец душой.
Провожать тебя я выйду-
И махну рукой!

Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени "человек". Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца "безвредным". "наивным", он говорит о душевной чистоте народе, его "неиспореченности". Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости. Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла "на попятную", при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.
Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг "больной" России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию.

 

• Любовная лирика (стихотворения, посвящённые А. Я. Панаевой).

Новатор в поэзии, Некрасов открыл новые страницы и в русской любовной лирике. Если великие поэты первой половины XIX века воспевали любимую как чудо, совершенство, если для них она была «гением чистой красоты», недосягаемым идеалом, мечтой, далёкой от прозы жизни, то героиня интимной лирики Некрасова — живая женщина с трудной, а иногда и трагической судьбой, с непростым характером. У неё «весёлый, насмешливый ум», она резка, иронична и в то же время способна на большое, глубокое чувство.

Многие стихотворения некрасовской любовной лирики автобиографичны, их героиня узнаваема. Это А. Я. Панаева — яркий, талантливый человек, друг, соратник, гражданская жена поэта. Почему Некрасов не скрывал адресата своих стихотворений о любви? Наверное, потому, что стихи эти исповедальны: в них раздумья о прошлом, горькое признание своей вины (а ведь каждый, наверное, в чём-то виноват перед любимой, близкими людьми, и эта вина особенно горько ощущается, когда они уходят навсегда), попытка объяснить необъяснимое, в чём-то оправдаться…

Раскрывая сложные отношения любящих, Некрасов идёт новым путём: в его лирике появляется «проза любви», поэт позволяет читателю войти в мир противоречивых чувств и отношений любящих. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны. Подтверждением тому являются стихотворения поэта: «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Да, наша жизнь текла мятежно…» и др.

https://yandex.ru/video/preview/?text=стихотворения%20«Мы%20с%20тобой%20бестолковые%20люди…»%20CKEIFN&path=wizard&parent-reqid=1610376365809845-596208604346922794400107-production-app-host-vla-web-yp-260&wiz_type=vital&filmId=7538044164143318612

Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном проходит через всё творчество Н. А. Некрасова.

В стихотворении отразился один из моментов далеко не безоблачных отношений Н. А. Некрасова и А. Я. Панаевой. Сам поэт называет это «прозой в любви». Он впервые ввёл в интимную лирику то, что никогда не было предметом изображения в лирической поэзии: ссоры, размолвки. Но всё это не что иное, как досадные недоразумения, и, в конце концов, наступит мир и согласие.

Его лирический герой — человек умудрённый жизненным опытом, умеющий понять и объяснить поведение своей любимой, найти путь к её сердцу, сгладить возникшее между ними непонимание.


Он создаёт своеобразный лирический роман-дневник, куда входит ряд стихов «панаевского цикла»[2].

Она главный адресат любовной  лирики Н. А. Некрасова. Отношения с Панаевой стали темой его многих стихотворений, создававшихся на протяжении почти десяти лет. Это настоящий роман в стихах, в котором нашли отражение различные моменты жизни лирических героев.

Авдотья Яковлевна Панаева была дивно хороша: смуглая, черноокая брюнетка с осиной талией. Хохочет переливчато, как серебряный колокольчик, глазами поводит заманчиво, умна, талантлива, образована, в меру кокетлива… Стоило ли удивляться, что в полку её почитателей прибыло, едва в салоне Панаевых появился молодой поэт Николай Некрасов.

Авдотья Яковлевна произвела большое впечатление на начинающего и ещё никому не известного поэта. Юноша долго и упорно добивался её любви, но она отвергала его, не решаясь оставить мужа. А Некрасова не покидала надежда покорить сердце этой необыкновенной женщины.

«Он был страстный человек и барин»,— так спустя годы скажет о нём Александр Блок.

Как и десятки предшественников, он с ходу ринулся в атаку, но мадам Панаева осадила не в меру ретивого кавалера. Однако закалённый борьбой за место под солнцем, Некрасов не собирался сдаваться. Он говорил ей о любви, она сердилась и не верила, он толковал ей о чувствах, она смеялась и не принимала всерьёз. И чем упорнее отталкивала, тем вернее притягивала.

Он стал всё чаще и чаще бывать в доме Панаевых. С осени 1845 г. заглядывал сюда чуть ли не каждый день, а через год поселился с ними в одной квартире. Занятый своими бесконечными романтическими похождениями, глава дома и на личную жизнь своей супруги смотрел сквозь пальцы.

Авдотья Яковлевна стала гражданской женой Некрасова — в те времена получить разрешение на развод было почти невозможно. Толки и сплетни по поводу их неприличных отношений не прекращались ещё очень долго. Она работает вместе с гражданским мужем, помогает ему, а он, благодаря ей, творит чудесные стихи, которые впоследствии станут «Панаевским циклом». Панаева вместе с поэтом написала большой — чтобы заполнить страницы изуродованного цензурой «Современника» — роман «Три страны света», под которым стояли две подписи: «Николай Некрасов и Н. Станицкий» (псевдоним А. Панаевой).

Произведений, написанных двумя авторами, в русской литературе тогда ещё практически не было. Несмотря на самые противоречивые отзывы, роман тем не менее пользовался успехом и выдержал несколько изданий. Вместе с Некрасовым Панаева написала ещё один роман — «Мёртвое озеро», после которого поместила в «Современнике» немало злободневных произведений. Например, в романе «Семейство Тальниковых» описала своё нерадостное детство и попыталась выразить протест против тогдашней системы воспитания. Цензура до неузнаваемости исказила роман и, в конце концов, запретила его.

 

Зинаида Николаевна Некрасова

— Жена и друг великого поэта — Некрасова Зинаида Николаевна (Фёкла Анисимовна Викторова) впервые в жизни поэта появилась в 1870 г. в доме на Литейном, в некрасовско-панаевской квартире.

Девятнадцатилетняя девушка оказалась милой, доброй, весёлой и умной, несмотря на то что она была простого звания, дочь солдата, сирота, родом из Вышнего Волочка.

Вместо чересчур простонародного имени Н. А. Некрасов назвал её и представлял друзьям Зинаидой Николаевной, дав ей отчество от своего имени. Пять лет совместной жизни Некрасова и Викторовой были беззаботны и веселы.

Театры, концерты, выставки, магазины, песни, музыка, шутки. Поэт не только изменил имя своей гражданской жены, но и поменял образ её жизни. Он занимался с ней российской грамматикой, и со временем она стала помощницей в чтении корректур; приглашал преподавателей французского языка, а перед приездом в Карабиху Н. А. Некрасов просил брата взять напрокат рояль для Зины: она и музыкальна, и с голосом. Медовый месяц длился до самой болезни Николая Алексеевича.

Зинаида Николаевна, по наблюдению некрасовского кучера, смотрела на Николая Алексеевича не просто как на мужа, а как на существо неземное: «Он её своей лаской пригрел». Зина с поэтом везде и постоянно. Он нашёл любовь. Некрасов, с его умом и проницательностью, не мог ошибиться. И это подтвердила жизнь.

В дни болезни Некрасов написал несколько стихотворений, посвящённых жене. Первое из них — «Зине» — является своеобразной исповедью поэта, обращённой не просто к любимой женщине, которую он нежно называет «дитя», а к другу-единомышленнику, человеку, который разделяет его убеждения.

https://yandex.ru/video/preview/?text=стихотворения%20некрасова%20зине&path=wizard&parent-reqid=1610376677233596-1253492749832625123500107-production-app-host-vla-web-yp-252&wiz_type=vital&filmId=5293297290213409228

Тема любви решена в лирике Н. А. Некрасова весьма своеобразно. Именно здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. В отличие от своих предшественников, предпочитавших изображать любовное чувство «в прекрасных мгновениях», Некрасов не обошёл вниманием и ту прозу, которая «в любви неизбежна» («Мы с тобой бестолковые люди…»). Новаторство любовной лирики Н. А. Некрасова состоит не только в новизне содержания, но и в том, что для изображения непоэтических явлений поэт находит соответствующую художественную форму: разговорную речь, прозаизмы, новаторское стихосложение. Позже эти особенности некрасовской поэтики будут продолжены другим поэтом-новатором — В. В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку.


Дата добавления: 2021-02-10; просмотров: 257; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!