Основные темы и мотивы творчества



Стихотворное наследие Бориса Пастернака достаточно велико. Оно отличается многообразием тем и глубиной философского осмысления. Большое место в поэзии Пастернака занимает тема любви. Одним из самых знаменитых произведений этого поэта является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест…» Казалось бы, это стихотворение - обращение лирического героя к любимой женщине, восхищение ее красотой:

Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

В этом стихотворении поэт разграничивает два мира – мир природной, естественной красоты и мир людей, повседневных дрязг, «словесного сора» и мелочных мыслей. Символичен здесь образ весны как времени возрождения и перерождения: «Весною слышен шорох снов и шелест новостей и истин». И сама лирическая героиня подобна весне, она «из семьи таких основ», она как свежее дыхание ветра, является проводником из одного мира в другой, мир прекрасного и естественного. В этом мире есть место только для чувств и истин. Ключом к этой новой и прекрасной жизни является красота.

В лирике Пастернака невозможно четко выделить какую-то одну тему. Конкретное переходит у этого поэта в отвлеченное, в осмысление мира и человека, в познание законов Вселенной. Так, жизнь и природа – вещи неразделимые в поэзии Пастернака. «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе Расшиблась весенним дождем обо всех…» - написал поэт в одноименном стихотворении.
Поэт наделяет природу философским смыслом. Интересно, что у него нет разделения на живую и неживую природу, ведь в мире все едино. Автор наделяет весь окружающий мир свойствами, равноправными с человеком. Поэтому мир перестает быть пассивным объектом описания. Он – без человека, он самобытен.

Пастернак показывает единство мира, собирает его разрозненные детали в единое целое. Предметы и явления переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

 

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

 

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

 

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.

1912 г.

Пастернак называл это стихотворение «лучшим из раннего». Это раннее стихотворение – своеобразная визитная карточка поэта. В стихотворении лирический герой уходит с первого плана, уступая место окружающему миру (про себя он пишет: «писать», «достать», – обезличивая инфинитивами действующее лицо).

Многие сравнения и метафорические ряды юношеской лирики кажутся порой непонятными и произвольными: «как обугленные груши…тысячи грачей». Этими строками он опишет свой творческий метод – «метафорическая скоропись действительности», по выражению исследователя Синявского.

Какой цвет здесь преобладает? Обычно какую ассоциацию вызывает у нас чёрный цвет? Есть ли здесь привычная мрачность чёрного цвета?

Есть ли черты пейзажа в стихотворении Пастернака? Давайте выделим предметный ряд этого стихотворения.

(Февраль, чернила, слякоть, пролётка, шесть гривен, ливень, чернила, слёзы, деревья, грачи, лужи, проталины, ветер, стихи)

Какие слова здесь вполне «вписываются» в пейзажную зарисовку?

Какие «выбиваются»? Можно ли с уверенностью сказать, что перед нами пейзаж? (нет, некоторые слова «мешают»: чернила, слёзы, стихи)

Что характеризуют слова, «не вписывающиеся» в пейзаж?

Чернила, стихи – стихия творчества.

Плакать, навзрыд – характеризуют состояние, настроение человека.

Но сочетаются ли эти слова в тексте друг с другом? Говорят, у каждого поэта есть любимая часть речи. У Фета – существительное, у Пушкина – глагол, у Бунина – прилагательное. Пастернаку критики приписывают любовь к причастию и наречию. Такое «значимое» наречие есть и в нашем стихотворении. Что это за слово? Навзрыд.

Что оно означает? Безудержно, отчаянно, изо всей силы.

Обычно сочетается с глаголом «плакать», «рыдать». У Пастернака – «писать».

Так о чём же это стихотворение? Какие стихии присутствуют здесь? Как они соотносятся друг с другом?

Это стихии природы и творчества, они сосуществуют параллельно, питают друг друга, переходят друг в друга.

Каждое его предложение передаёт чувство радости поэта, влюблённого в природу. В словах «Достать чернил и плакать» говорится о слезах восторга, восхищения миром природы. В этом стихотворении мир человека и мир природы на всех уровнях пересекаются и словно перетекают друг в друга.

Тема поэта и его предназначения – одна из важнейших тем в творчестве Пастернака.

Быть знаменитым некрасиво.

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956 г.

По мнению поэта, художник не должен зависеть о мнения толпы: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Пастернак осуждает внимание к «шумихе», «успеху», внешнему благополучию, потому что все это только мешает.

Рассуждая о творчестве, автор выводит его основную, главнейшую задачу: «Цель творчества – самоотдача…» Художник прокладывает свой одинокий путь «в тумане», где «не видать ни зги», слыша впереди только «будущего зов». Он должен оставить «живой след» в современности, который продолжат «другие».

Лирическое творчество Бориса Пастернака проникнуто любовью к жизни и человеку. В своих стихотворениях поэт пытался проникнуть в тайны мироздания, одной из которых была тайна человеческой души. Творчество Пастернака – это его «картина мира», его ответы на вечные вопросы бытия…


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!