Жизнь и творчество Б. Пастернака



Слова «Я Пастернака не читал, но его клеветническую книгу осуждаю» стали кратким содержанием биографии великого русского литератора. Почему книги Бориса Пастернака скрывали от советских читателей? Как уживаются человек и эпоха в его творчестве?

10 февраля 1890 года в Москве в семье художника-академика Леонида Осиповича Пастернака и пианистки Розалии Кауфман, в 53-ю годовщину смерти Пушкина, родился Борис Пастернак. Всю оставшуюся жизнь он будет чувствовать непреодолимую связь с великим поэтом из-за такого совпадения в датах.

С самого детства его окружают творческие люди. Он может часами наблюдать, как пишет его отец, подолгу гулять по лесу в семейном поместье в Подмосковье. В детские годы няня водит Пастернака в православную церковь, христианство становится для него духовной потребностью.

Его отец – известный художник, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. В семье частыми гостями были художники Серов, Врубель, Репин, Шишкин. Он часто рисовал Л. Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Кауфман, пианистка европейской известности.

Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке. Музыка для Пастернака была культом.

Б. Пастернак: Больше всего на свете я любил музыку, больше всего в ней - Скрябина. Я любил его до безумия

Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован,  услыхав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. Звуки музыки Скрябина разбудили в душе Пастернака мечту стать композитором. По совету друга семьи, композитора Александра Скрябина, Борис начинает заниматься музыкой.

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клёкот.

Я вытянул руки, я встал на носки,

Рукав завернулся, ночь тёрлась о локоть.

Вне музыки себя не представлял, но неожиданно переменил решение.

В мае 1908 года он заканчивает московскую пятую гимназию с золотой медалью и в это же время признаётся, что «был отравлен новейшей литературой, бредил Андреем Белым». Пастернак поступает на юридический факультет Московского университета, но, отучившись год, переводится на философское отделение историко-филологического факультета.

Собирался стать музыкантом, но случайность, вера в предопределение всё изменила. Но сколько стихов навеяно музыкой, в скольких упомянуты её творцы!

Путь к поэзии шел через Марбург, куда юный Борис поехал изучать философию. Он ехал туда с искренним желанием всего себя вложить в науку, не замечая, что взгляд его на все, в том числе и на маленький древний город, - взгляд поэта, а не ученого. Во все, что он делал, он вкладывал всего себя; так было и в Марбурге, где профессор Герман Коген предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он от этого наотрез отказался.

Поэзия в нем пробудила любовь. В подростковом возрасте поэт влюбляется в Иду Высоцкую – московскую гимназистку. Через 5 лет после знакомства он делает девушке предложение, но получает отказ. Да, в той первой любви он получил отказ, но поэзия осталась с ним навсегда.

...В тот день всю тебя, от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову,

Носил я с собою и знал назубок,

Шатался по городу и репетировал.

Любовь... Как это похоже на Пастернака: получен отказ, но – «как жаль ее слез!» – жаль не себя – ее. И тут же – через страдания – чувство всепоглощающего счастья. Таким он будет всегда.

Перед "красивым двадцатидвухлетним” Пастернаком не было проблемы выбора. Он порывает с философией и Германией, остается верен России. "Боже, - восклицает юноша Пастернак, – у меня голова кружится от счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина – Россия!”.

Первые стихотворения он пишет в 1910 году. В 1913 году его стихи впервые публикуют в коллективном сборнике «Лирика». Туда вошло и написанное в 1912 году стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать!..». А через год выходит его первый сборник, о котором Пастернак вспоминает так: «Книга называлась до глупости притязательно “Близнец в тучах”, из подражания космологическим мудрёностям». К этому периоду творчества относится стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать…», которое он будет переписывать вплоть до 1945 года.

Через 10 лет Пастернака назовут одним из самых талантливых русских поэтов. «Стихи Пастернака почитать – горло почистить, обновить лёгкие…» – это слова Мандельштама. «Пастернак – первый поэт России. Об этом знаю я и ещё несколько человек, остальным придётся подождать до его смерти», - это М. Цветаева.

По количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам, Пастернак занимает 1 место в русской поэзии.

В 1914 году Пастернак входит в футуристическую московскую группу «Центрифуга», знакомится с Маяковским и Блоком. После событий октября 1917 года он присоединяется к ЛЕФ.

в 1917 году рождается автобиографическое стихотворение «Плачущий сад».

Ужасный! – Капнет и вслушается,

Всё он ли один на свете

Мнет ветку в окне, как кружевце,

Или есть свидетель.

Но давится внятно от тягости

Отёков – земля ноздревая,

И слышно: далёко, как в августе,

Полуночь в полях назревает.

Ни звука. И нет соглядатаев.

В пустынности удостоверясь,

Берётся за старое – скатывается

По кровле, за желоб и через.

К губам поднесу и прислушаюсь,

Всё я ли один на свете, –

Готовый навзрыд при случае, –

Или есть свидетель.

Но тишь. И листок не шелохнётся.

Ни признака зги, кроме жутких

Глотков и плескания в шлёпанцах

И вздохов и слёз в промежутке.

С помощью образа дождя подчёркивается внутреннее состояние героя, готового скатиться «по кровле, за желоб и через».

В годы революции Пастернак пишет книгу «Сестра моя – жизнь».

Настоящую славу принесла книга "Сестра моя - жизнь", она посвящена Лермонтову. В ней открылась едва ли не самая важная черта поэзии Пастернака – слитность с миром природы, с жизнью. Сюда вошло знаменитое "Определение поэзии".

Это - круто налившийся свист,
Это - щелканье сдавленных льдинок,
Это - ночь, леденящая лист,
Это - двух соловьев поединок.
Это - сладкий заглохший горох,
Это - слезы вселенной в лопатках,
Это - с пультов и флейт - Фигаро
Низвергается градом на грядку.

Всё, что ночи так важно сыскать

На глубоких купаленных доньях,

И звезду донести до садка

На трепещущих мокрых ладонях.

Площе досок в воде – духота.

Небосвод завалился ольхою,

Этим звёздам к лицу б хохотать,

Ан вселенная – место глухое.

Примечательно, что автор в первых двух катренах рисует картину, используя всего один глагол и то в конце второго катрена, а также анафорой соединяет ощущения от поэзии – это и «налившийся свист», и «ночь», и «щёлканье», и «заглохший горох», и «слёзы вселенной». Пастернак мастерски сочетает разговорную лексику «градом на грядку» и высокий стиль – «низвергается». Вероятно, это дань футуризму и символизму. В последних строчках «вселенная – место глухое» – так проявляется боязнь автора остаться непонятым.

Стихи Пастернака «срываются» и «обрушиваются» и надо или отойти в сторону от этого потока или выдержать его, не захлебнувшись. Лучшие стихи из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. В стихах Пастернака есть строфы удивительной изобразительной яркости и силы.

В 1923 году поэт пишет о поэму о революции «Высокая болезнь», называя в ней Ленина гением. Хотя Пастернак не признаёт революцию. Так начинаются длинные отношения Пастернака с властью.

В 1925 году автор оказывается без средств к существованию. Приближается годовщина первой русской революции, и он решает написать поэму «Девятьсот пятый год». Её высоко оценивает Максим Горький. Но через 3 года Пастернак признаётся: «Чувство конца преследует всё чаще». Поэт неудачно пробует получить разрешение на выезд за границу. От окончательного безумства спасает встреча с Зинаидой Нейгауз. Это было «второе рождение», такое название получает и новый сборник стихов.

Всеми поэтами при создании лучших лирических стихов двигала любовь. Пастернак не исключение. Наверное, благодаря его эмоциональности, страстной чувственности, самозабвенности и щедрости, поэт пишет такие прекрасные стихи, как «Никого не будет в доме...», «Любить иных тяжелый крест...»,

В 1930-31-е года Пастернак пишет книгу «Второе рождение». Это не только взгляд на жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду Николаевну Нейгауз. Это она - вдохновительница, друг, жена, красавица, пианистка,- защищая интересы поэта, занималась прозой жизни, домом, семьей. Зинаида Николаевна достойна любви, благодарности и восхищения.

В 1932-м году книга стихов «Второе рождение» выходит в свет. Второе рождение переживала и сама поэзия Пастернака. Она заговорила новым языком. И любовь, и искусство, и жизнь! Звучит авторская позиция, утверждающая: не я, а мир; не я, а жизнь; не я, а любимая!

В 1935-ом году по личному приказу Сталина поэта отправляют на антифашистскую конференцию во Францию. Там его принимают как великое светило современности. Он встречает Марину Цветаеву, которая живёт в Париже в эмиграции. Пастернак не советует возвращаться в Советский Союз: «Там холодно».

Пастернак становится широко известным в литературных кругах, но с середины 30-х годов отношение политиков к поэту резко меняется. Начинается время нападок со стороны литературных чиновников, а вслед за ними и прессы. «Двурушник, юродствующий поэт, который изредка высовывает из форточки своё одухотворённое лицо» – так пишут о великом поэте. Началось время нелепых подозрений, преследований, репрессий. Как быть? Поэт решает – остаться самим собой, остаться человеком. Жить, несмотря на опасности и трагические перемены.

"Именно в 36-м году, – когда начались эти страшные процессы, все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал”. Еще выступая на первом съезде советских писателей, Пастернак говорил о том, что партия так обогрела писателей, что есть опасность стать литературным сановником. Пастернак избежал этой участи.

Пришло понимание, что главное – сохранить свою независимость и достоинство, ни в чем не уступая сталинскому режиму, направленному на принижение личности. Необходимо реализовать свое предназначение.

За почти 50 лет творчества Б. Пастернак напишет всего восемь поэтических книг. Это очень немного для такого поэта, как Б. Пастернак. В чем же дело? Поэтическая немота? А дело в том, что основной темой поэзии был человек, его душа, переживания, становление человеческой личности. А в изменившемся вокруг поэта мире эти понятия потеряли право на существование.

В 1937-м году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, который не подписал петиции о смертной казни целой группы большевиков-интеллигентов.

Когда судьба Бухарина была уже предрешена, когда знакомые при встрече с ним переходили на другую сторону улицы, Пастернак написал ему поддерживающее письмо, в котором говорил: «Я не верю в вашу вину».

Когда Зощенко был для всех отщепенцем, «мерзавцем», «подонком», Пастернак открыто называл его «милый Михаил Михалыч», пытаясь помочь, чем мог.

А открыто, в разговорах: «Когда же кончится раздолье подхалимам, которые ради своей выгоды готовы шагать по трупам?»

Это считали бравадой, рисовкой те, кто не знал его. Те, кто знал, понимали: это – его естество, такое же, как дыханье. В нечеловеческую эпоху он продолжал жить по человеческим законам, как будто ничего не произошло. Потому что лицемерить не мог.

Репрессии не коснулись Пастернака, хотя кругом творилось необыкновенное. Сам Сталин отозвался о нём, как о юродивом. Когда Сталину доложили, что арест Пастернака подготовлен, он продекламировал: "Цвет небесный, синий цвет", и добавил: "Оставьте его, он небожитель". Так друзья Пастернака - грузинские поэты, которых он сделал всемирно известными своими переводами, - волею судьбы спасли своего собрата.

А позже станет известно, что на Пастернака был собран материал, достаточный для «десяти лет без права переписки». Он всегда чувствовал неловкость, мучился оттого, что другие сидят, а он на свободе, не подозревая, как близко к краю пропасти подошёл. Это станет кризисом.

В начале 40-х стиль Пастернака изменился до неузнаваемости. Изменилось мировоззрение, ощущение жизни. Во многом этому способствовала атмосфера Переделкина, подмосковного дачного поселка, где жил в то время Б. Пастернак. На этой грани между городом и посадом, в вагоне пригородного поезда в самый канун войны поэт видит лицо народа и лицо России.

Я молча узнавал России
Неповторимые черты.

Накануне войны, в начале 1941, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов «Переделкино».

Идеологический погром, начавшийся с августа 1946 года, сопровождался новыми репрессиями. Пастернак жил в сознании, что его с минуты на минуту могут арестовать. «Разумеется, я всегда ко всему готов. Почему со всеми могло быть, а со мной не будет», - повторял он в те годы.

В октябре 1946 года писатель встречает свою последнюю любовь – Ольгу Ивинскую.

Радость победы в войне возрождала надежды на обновление общества. Когда не оправдались надежды на обновление жизни, Пастернак приступил к своему роману, чтобы дать исторический образ России за последнее сорокапятилетие.

40-50 годы. Мрачная эпоха безвременья. Мертвое молчание. Он пишет роман, главное дело своей жизни, урывками: много времени отнимает черновая работа, нужная для поддержания жизни, - переводы, статьи. Но Пастернак не был бы Пастернаком, если бы делал что-то спустя рукава. И переводы его - «Фауст» Гете, Шекспир – так же прекрасны, как оригиналы

Апогеем философской лирики Пастернака станет цикл «Стихотворения Юрия Живаго», опубликованный как часть эпилога романа «Доктор Живаго». Всего за авторством героя романа числится 25 произведений, но каждое из стихотворений раскрывает ощущение Юрия Живаго, что он прошёл путь, похожий на путь Христа. Потому открывает цикл стихотворение «Гамлет», изображающее человека на распутье, которому предстоит «не поле перейти». Два Гамлета встречаются во времени: Гамлет Шекспира и Гамлет Пастернака из его романа «Доктор Живаго».

«Гамлет». Уже название стихотворения говорит о многом. Гамлет. Какие ассоциации вызывает это имя? Мучительные раздумья о смысле жизни, борьба добра со злом. Подумаем, кто является лирическим героем этого стихотворения? Кто произносит первую строчку:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Актёр, вышедший на сцену, оставшийся один на один с залом. И метафорически эти слова могут быть приписаны Гамлету, который убеждён, что мир – театр и люди в нём – актёры. Но во второй строфе образ героя ещё больше усложняется:

Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси.

Чьи это могут быть слова? Иисуса Христа. Эти стихи близко передают молитву Христа в Гефсиманском саду: «Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо меня». Авва Отче — обращение к Богу-Отцу.

А кто ещё может скрываться под маской актера, Гамлета? Итак, Гамлет – Христос – поэт – человек.

Что общего между ними?

Их судьба: долг, обязанность нести свой крест – и одиночество.

И герой во всех своих лицах делает свой выбор в последней строфе.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

В атмосферу лжи и лицемерия были погружены и Гамлет, и Юрий Живаго, и сам Пастернак.

   Лирический герой принимает все испытания судьбы, какими бы они ни были.

На меня наставлен сумрак ночи тысячью биноклей на оси…

Что ощущает герой в этом сумраке? Зло, враждебность, усиленное тысячей увеличительных стёкол.

Зла так много, что понятно употребление глагола «тонет» рядом с существительным «фарисейство» Ложь, лицемерие, зло.

Эпитеты замысел – упрямый, конец – неотвратимый говорят  нам о невозможности иного выхода, как только принять вызов зла и противостоять ему.

Всю свою жизнь писатель искал ответ на вопрос о том, как сплетаются жизнь человека и эпоха. Поэту хотелось дойти до самой сути. Ответом стало философское стихотворение «Зимняя ночь» и роман «Доктор Живаго», в которых поэт заявляет: всё это «судьбы скрещенья». Жизнь писателя тому подтверждение – хитросплетения судьбы его ожидали и в жизни, и в творчестве, и в любви.

Заключительное стихотворение романа – «Гефсиманский сад» – иллюстрирует последнюю ночь Иисуса перед предательством Иуды.

Он пишет роман, он торопится: он стар, он боится не успеть... В течение 10-ти лет писался роман, наступил 1956 год, роман закончен, разослан в списках друзьям. Отдал в редакцию журнала «Новый мир». Редакции молчат, как затишье перед бурей. Анна Ахматова вспоминает: «Борис был счастлив, мы – ждали взрыва». И буря грянула.

Пастернак отдал свой роман в зарубежное издательство. 15 ноября 1957 года выходит на итальянском языке его роман «Доктор Живаго». А через 2 года он был переведен на 24 языка.

Содержание романа – это, в сущности, духовная история самого Пастернака, представленная как история жизни другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.

Спустя некоторое время он пишет стихотворение «Снег идёт».

Снег идёт, снег идёт.

К белым звёздочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полёт,–

Чёрной лестницы ступени,

Перекрёстка поворот.

Снег идёт, снёг идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься – и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снег идёт, и все в смятеньи:

Убелённый пешеход,

Удивлённые растенья,

Перекрёстка поворот.

В этом стихотворении уже совсем не видно футуристических увлечений поэта. Сначала автор рисует две антитетичные картины – падающий снег и герань на тёплом подоконнике. Но надвигающийся буран всё пускает в полёт, и поэту кажется, что «сходит наземь небосвод». Поэт словно признаёт бренность существования человека, скоротечность времени.

В 1956 году поэт начинает последний цикл стихотворений – «Когда разгуляется...». Стихотворение из этого цикла – «Во всём мне хочется дойти до самой сути» – выражает отношение автора не только к творчеству, но и ко всей жизни.

Во всём мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протёкших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья

В первых двух катренах поэт досконально разбирается в областях, в которых хочет навести порядок, в которых хочет «дойти до самой сути», используя ряды однородных членов, синтаксический параллелизм и анафору.

23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Пастернаку Нобелевской премии по литературе. Борис Леонидович тут же послал секретарю академии растроганную телеграмму: «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен».

А 31 октября он пишет Хрущеву об отказе от премии... Почему?

25 октября – «Литературная газета» опубликовала резко отрицательный отзыв о писателе Пастернаке от 1956 года. В этот же день состоялась демонстрация студентов с требованием: «Вон из СССР».

«Он сам вынес себе приговор. Его имя будет забыто, к его книгам не прикоснётся рука честного человека», – так писали советские газеты о лауреате Нобелевской премии в области литературы Борисе Пастернаке.

«И перед всеми я виноват. Но что же мне делать? Так вот, роман – часть этого моего долга, доказательство, что хоть я старался», – напишет Пастернак друзьям. Книгу назовут «изощрённым способом самоубийства».28 октября – было опубликовано Постановление об исключении из Союза писателей Бориса Пастернака.

31 октября – более 500 московских писателей устроили суд над Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Разразившийся политический скандал, получивший во всем мире название «Дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие сталинские времена. Были остановлены все издания его переводов, и поэт был оставлен без заработка.

Пастернак: "Мне стало известно, что Правительство не чинило бы никаких препятствий моему выезду из СССР. Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее. Выезд за пределы России для меня подобен смерти. Прошу не применять ко мне этой крайней меры".

Посёлок Переделкино. Здесь последние годы провёл Б. Пастернак. Его стали называть затворником. Но он им не был, не был и политиком, он философ. И появляются мудрые стихи, строчки из которых становятся афоризмами.

В стихотворении «Нобелевская премия» Пастернак пишет:
   Что же сделал я за пакость,
          Я, убийца и злодей?
          Я весь мир заставил плакать
          Над красой земли моей.

30 мая 1960г. в Переделкино поэт умер от тяжелой болезни (рак легких): «2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Борисом Пастернаком. Поток нарастал: дети, старики, студенты, и почти нет ни одного писателя.

Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, еще быстрее зарывают. Так хоронят великих. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: «Благороднейшему»».

19 февраля 1987 г. Секретариат Правления Союза писателей СССР отменил Постановление Президиума Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении Б. Пастернака из членов Союза писателей СССР».

Спустя более чем четверть века, роман «Доктор Живаго» был напечатан в журнале «Новый мир» в 1988 году. А в декабре 1989 года Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 107; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!