ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ



Восьмое декабря

Домашняя работа

Практическое занятие № 9

Образ Обломова. Противоречивость характера Обломова

Задачи занятия:

1. Определить особенности характера главного героя.

2. Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя.

ПИСЬМЕННО. Составить развернутый план «День Обломова».

Система вопросов и заданий ( УСТНО)

Чтение и анализ эпизодов

Обломов

Особенности характера Обломова

             
     


Портрет Интерьер Образ жизни Философия жизни
Глава 1 Глава 1 Глава 6 Глава 5

1. Кто такой Илья Ильич Обломов? Проанализируйте начало романа «Обломов» до слов «Дай только волю себе, так и…»:

А) Портрет. В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли основания для такого сопоставления?

Б) Квартира, интерьер. Какие детали портрета и интерьера помогают сразу оценить характер Обломова?

2. Проанализируйте разговор Обломова и Захара (часть I, глава VIII) со слов «Обломов быстро приподнялся и сел на диване…» до слов « …у меня поважнее есть забота». Какие проблемы вывели его из душевного равновесия?

3. В I-III главах первой части романа до прихода Тарантьева мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?

4. О чем мечтает герой? Как эти мечты характеризуют Обломова?

5. Каким образом формировался его характер? Какими художественными средствами пользуется И.А.Гончаров при обрисовке характера своего героя?

6. Как Гончаров относится к своему герою? Что преобладает в авторском освещении героя - сочувствие или ирония?

Обломов и «другие»

1. Сопоставьте Обломова с приходящими к нему гостями. Что в них общего?

2. Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?

3. Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова (часть I, глава VIII)?

4. Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя легион!»?

5. Каковы отличительные особенности Обломова?

 

Обломов и Захар: любовь-вражда

1. Какую роль для понимания Обломова играет его слуга?

2. Каковы взаимоотношения Обломова и Захара?

3. Как Захар выполняет свои обязанности?

4. Какие обломовские черты обнаруживаются в Захаре?

5. Докажите, что Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут, и рабство их взаимно.

6. Есть мнение, что Захар — карикатура на своего барина. Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Как в образе Захара выражается авторская позиция по отношению к Обломову?

7. Какова роль финальной сцены романа?

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Где мы встречаем Илью Ильича Обломова? В Санкт-Петербурге, на съёмной квартире в Гороховой улице.

Как открывает роман автор? Почему столь неторопливым портретом?

Как художник кистью, Гончаров вырисовывает психологический портрет главного героя, знакомя читателя с характером Обломова: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».

Обратите внимание, автор начинает описание своего героя с описания лица. Видимо, автор говорит нам таким образом, что лицо – это главная характеристика персонажа, а потом уже мы можем рассматривать детали одежды, интерьер, самое главное в нём – лицо.

Какие черты характера открываются нам в этом портрете героя? В его лице нет сосредоточенности, ни одна мысль не задерживается надолго в его голове: мысли то появляются, то пропадают, этот человек беспечен – что означает, беззаботный, излишне спокойный, бездумный.

Привлекает или отталкивает нас этот герой? Скорее, отталкивает своей ленью, незаинтересованность, обездвиженностью.

Зачитаем следующий абзац из текста:

«Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки».

А в лице героя акцент на что делает Гончаров? На глаза.

А в глазах его «светится» что? Душа.

Так на чём делает акцент автор в портрете героя? На его душе.

Здесь автор делает акцент в изображении Ильи Ильича на мягкости не только его тела, но и души, которая светила в его глазах, в улыбке, в каждом его движении, мы понимаем, что это добрый человек, у которого душа светлая, «светящаяся» в его глазах.

Обратите особое внимание на слова Гончарова: «поверхностно наблюдательный человек, человек холодный, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк, должно быть, простота».

Может ли Обломова понять человек, который посмотрит на него поверхностно? Что значит, смотреть поверхностно? Поверхностно взглянуть – значит не присмотреться, не понять внутренний мир человека, невозможно судить о человеке по одному мимолётному взгляду на него.

Как характеризует Гончаров того человека, который смотрит поверхностно на Обломова? Автор называет такого человека холодным.

Кому открывается герой, кто сможет понять его? Тот, кто «поглубже» сам по своей натуре, человек «посимпатичнее». Человек «посимпатичнее» - автор говорит о внутреннем мире наблюдателя.

Обратите внимание, «человек посимпатичнее и поглубже», всмотревшись в Обломова, отойдёт в приятном раздумье. Как вы думаете, что имеет ввиду автор? Отталкивает ли Обломов от себя людей, которые поглубже всматриваются в него, вызывает ли неприязнь? Нет, всмотревшись в него, человек погружается в «приятное раздумье», смотрит на него с улыбкой, человеку, всмотревшемуся в него, Обломов становится приятен.

Помимо подробного описания его внешности, писатель акцентирует внимание и на его движениях: «Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишённой своего грации ленью».

Он мягок во всём: и в движениях, и во взгляде, и в душе, а значит он добр, и в нём есть чувство какого-то внутреннего «вкуса» - это чувствуется по сдержанности и плавности его движений, в нём есть грация, даже в его лени.

Меняется ли наше отношение к герою теперь? Нам становится приятен этот персонаж тем, что при всей его лени, в нём практически с первого взгляда мы замечаем душевною доброту, искренность, его немного детскую «ясность», улыбку, потому что даже в его глазах светится душа, в нём есть грация, душевная мягкость.

«Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный». Через это описание автор показывает не только неопределённый, непонятный цвет лица героя, но и характер самого персонажа – он ни в чём не заинтересован, он ко всему безразличен.

Как герой воспринимает беспокойство, что происходит с ним, когда мысль о любых заботах приходят к нему в голову?

«Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определённой идеи, ещё реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии и дремоте».

Илья Ильич боится таких мыслей, когда они приходят в его голову, его гладкий лоб покрывается складками, на него находит печаль, однако даже когда его начинают тревожить какие-то заботы, движения его остаются прежними – он остаётся нерасторопен, ленив.

Чем заканчивается «игра сомнений, печали, испуга» для Обломова? Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии и дремоте.

Обратите внимание, что взгляд наш на Обломова – в прямом смысле слова – начинает расширяться, расширяется картина, которую нам открывает автор. Словно объектив камеры начинает отъезжать от лица героя и нам открываются другие детали портрета героя.

Что еще дополняет портрет Обломова и помогает его понять? Его халат «из персидской материи», «шёл к чертам его лица и изнеженного тела», «весьма поместительный», «без талии, без кистей, без бархата».

В чём Обломов видит достоинства своего домашнего костюма? Он мягок, гибок, тело его не чувствует на себе, халат как послушный раб, покоряется малейшему движению тела Обломова. Халат Обломова соответствует его характеру: он так же мягок, как Илья Ильич, без всяких излишеств, у него нет какой-то определённой формы: он широкий, без талии, от пальцев к плечу всё шире и шире. Какой вывод мы можем сделать: символом чего является халат Обломова? Символом самой жизни персонажа, символом его самого. Халат словно становится частью Обломова, его кожей, его оболочкой. Герой одет в восточный халат из персидской материи «без малейшего намёка на Европу». И это символ того, что Европа куда прогрессивнее, а Россия все ещё живет за счёт крепостных.

«Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».

Каждого человека характеризует обстановка в его доме. Сколько комнат в квартире Обломова? Четыре. А живёт хозяин в скольких? В одной – она ему служит и столовой, и гостиной, и спальней.

Описывая интерьер дома Обломова, Гончаров старается показать его схожесть с характером самого героя. Какая обстановка в квартире Обломова? Она изысканная на первый взгляд – шелковые занавески, ковры, бронза, фарфор. А потом, когда приглядываемся к деталям, каким видим домашний интерьер? Присмотревшись, внимательный наблюдатель заметит, что задок его дивана осел вниз, наклеенное дерево местами отстало, мы видим, что дом неухоженный, «можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха».

Как вы понимаете эту деталь в квартире Обломова – «страницы, на которых были развёрнуты книги, покрылись пылю», «нумер газеты был прошлогодний», а из чернильницы вырвалась бы с жужжанием муха? Обломов не заинтересован ничем. Он ограждает себя от внешнего мира уже тем, что не хочет знать новостей, мало того, что он не интересуется тем, что происходит вокруг него, за стенами его дома, так он и книг не читает, и писем никому не пишет, Обломов живёт в каком-то своём мире, полусонном, ленивом, тихом.

И хотя читатель совершенно не знает о поступках Обломова и герой пока никак не проявил себя в произведении, его образ угадывается через эти детали. Дмитрий Мережковский замечает: «Мы едва взглянули на героя, не слышали из уст его ни одного слова, но уже знакомы с ним по мельчайшим подробностям обстановки: по этой паутине, фестонами лепящейся около картин, по запылённым зеркалам, по пятнам на коврах, по забытому на диване полотенцу, по тарелке на столе, не убранной от вчерашнего ужина, с солонкой и с обглоданной косточкой, по пыльным и пожелтевшим страницам давно развёрнутой и давно не читанной книги, по номеру прошлогодней газеты, по чернильнице, из которой, «если обмакнуть в неё перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха».


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 861; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!