Общая характеристика литературы



Романтизм в славянских литературах.

То, что синим, возможно, необязательно, но лучше ознакомиться.)

Общие подсказки

· Романтизм - Направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века, боровшееся с канонами классицизма 18 века, выдвигавшее на первый план культ личности и чувства и использовавшее в своем творчестве исторические и народнопоэтические темы.

· Диалектика, концепции: герой-мир, реальное – идеальное, искренность, вдохновение, творчество.

· Романтизм: созерцательный и бунтарский. У славянской литературы – бунтарский (пробуждение национального самосознание за счет обращения к истокам, к фольклору).

· История: у всех славянских народов не было государственности (кроме Польши)

· Наиболее известные имена:

1. АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798 – 1855) — польский поэт белорусского происхождения, политический публицист, деятель польского национального движения, член общества филоматов (Филоматы — тайное патриотическое и просветительское объединение студентов Виленского университета, действовавшее в 1817—1823 годах, членами которого состояли впоследствии выдающиеся поэты, учёные, общественные деятели.) Поэма «Пан Тадеуш», «Крымские сонеты», пьеса «Дзяды», поэма «Конрад Валленрод» и т.д.

2. ФРАНЦЕ ПРЕШЕРН (1800 – 1849) — словенский поэт, представитель романтизма, основатель новейшей словенской литературы, автор слов гимна Словении. «Венок сонетов», «Сонеты несчастья», эпическая поэма «Крещение при Савице» и т.д.

3. КАРЕЛ МАХА (1810 – 1836) — чешский поэт-романтик, писатель, основоположник чешского романтизма. Поэма «Май»

4. ЯНКО КРАЛЬ (1822 – 1876) — словацкий поэт и деятель национально-освободительного движения, представитель романтизма. «Заколдованная дева Ваги и странный Янко»

5. БРАНКО РАДИЧЕВИЧ (1824 – 1853) – сербский поэт-лирик, первый сербский романтик. Поэмы «Прощание со школьными друзьями», «Гойко», «Могила Гайдука», сатирическая поэма «Путь».

6. ПЕТР ПЕТРОВИЧ НЕГОШ (1813 – 1851) – правитель Черногории в 1830—1851 годах и митрополит Черногорский и Бердский. Государственный деятель, реформатор, способствовал превращению Черногории в независимое современное государство. Автор многих поэм и стихотворений. Считается многими самым выдающимся поэтом сербской литературы. Поэма «Горный венец».

7. ХРИСТО БОТЕВ (1847 – 1876) – болгарский поэт, революционер, национальный герой. Баллада «Хаджи Димитр», стихотворения «Матери», «Моей первой любви» - первые образцы интимной лирики в болгарской поэзии.

Исторические предпосылки

Эпоха, охватывающая вторую половину XVIII в. и значительную часть XIX в., характеризуется у западных и южных славян формирова­нием национальных литератур Нового времени. Процесс этот протекал в осложненных условиях. Славянские народы Центральной и Юго-Восточной Европы несли тяжкое бремя национального гнета.

Болгары и сербы уже в течение нескольких столетий находились под властью Османской империи, владевшей большей частью Балкан. (Единственно маленькая Черногория оставалась здесь неустойчивым островком независимости, которую народ этой труднодоступной горной страны из поколения в поколение отстаивал почти в непрерывной вооруженной борьбе.)

Хорваты, словенцы, чехи и сло­ваки, часть сербов (Воеводина) входили в состав империи Габс­бургов, лужицкие сербы — немецких княжеств. В конце XVIII в. потеряла независимость Польша, ослабленная внутренними междоусобными раздо­рами и поделенная между Пруссией, Австрией и Россией.

Особенно жестоким национальный гнет был во владениях Османской империи, где помимо всего прочего сказывалось противостояние совер­шенно разных религий — православной и мусульманской. Некоторые из подневольных славян­ских народов находились в двойной зависимости: словаки и хорваты жи­ли на землях венгерской короны, которые в свою очередь были подвластны австрийской монархии.

Однако со второй половины XVIII в. в жизни славянских народов начинают обозначаться новые процессы, связанные с об­щеевропейским подъемом антифеодального движения, вступавшего в свою решающую фазу. Кризисные явления в феодальном обществе вы­зывали необходимость реформ. Происходит постепенная отмена крепо­стного права.

В разных частях Польши этот процесс совершался, начи­ная со второго десятилетия (Княжество Познанское) до начала 60-х го­дов (Королевство Польское) XIX в. В империи Габсбургов личная зави­симость крестьян была отменена патентами Иосифа II. Правда, это далеко не означало полного устранения основ фео­дального строя. Всюду происхо­дило дальнейшее нарастание антифеодального, антиабсолютистского дви­жения, идеологической базой которого была философия Просвещения с его идеалами гуманности, свободы, естественного человека и естественного права. Особой известностью в славянских землях пользовались идеи французских (Руссо, Монтескье и др.) и немецких (Гердер, Гёте) просве­тителей.

Ломка феодальных отношений и прежнего склада мышления сопро­вождалась ростом национального самосознания угнетенных народов, ин­тенсивным процессом формирования наций Нового времени, развитием освободительных движений, в которых зачастую сливалась воедино борь­ба против национального и социального гнета.

Подъему этих движений способствовала атмосфера всеобщих перемен и сдвигов, охвативших Европу в эпоху Французской буржуазной револю­ции и последующих событий, с чем было связано и возникновение нового мировосприятия, одним из проявлений которого стал романтизм.

Значительную роль в судьбах западных и южных славян играли вне­шние факторы, такие как, например, неоднократные поражения Осман­ской империи в войнах с Россией, не только ослаблявшие эту империю, но и поднимавшие дух угнетенных народов. Некоторые надежды на автоно­мию появились у отдельных славянских народов в период наполеонов­ских войн, когда французский император, например, отобрал у Австрии Словению, включив ее вместе со значительной частью Хорватии в обра­зованные им так называемые Иллирийские провинции. В Польше возник­ла иллюзия возможности восстановления с помощью Наполеона польской государственности (так называемая наполеоновская легенда). С другой стороны, сокрушительный разгром Наполеона русскими войсками спо­собствовал росту национального самосознания у чехов, словаков, сербов, болгар, серболужичан.

Наиболее значительными событиями в освободительной борьбе южных и западных славян в первой половине XIX в. стали сербские восстания 1804-1813 гг. и 1815 г., положившие начало обновлению государственно­сти сербов, польские восстания 1830-1831 гг. и 1846 г., революция 1848-1849 гг. в Австрийской империи, сопровождавшаяся (особенно в Чехии и Хорватии) требованиями автономии славянских народов.

Общая характеристика литературы

Главная особенность развития литератур западных и южных славян в конце XVIII — первой половине XIX в. — их тесная связь с процессом национального самоутверждения и освободительной борьбы. Прежде все­го в этой плоскости преломлялись идеи Просвещения, пафос класси­цизма и искания романтиков.

Важнейшим содержанием литературного развития было формирование национальных лите­ратур Нового времени, национального литературного языка, новых ин­ститутов литературной жизни — общенациональной сети издательств, журналов, библиотек, читален, театров. Шел процесс складывания самой системы литературы Нового времени с характерным комплексом жанров и форм. Лишь в Польше формирование такой системы, отвечающей духу новой эпохи, началось раньше.

Однако наряду с общей направленностью литературного развития весь­ма существенными были и различия, связанные со спецификой местных условий, особенностями предшествующих судеб и современного положе­ния разных славянских народов. Не всюду одинаковой была сама соци­альная база литературного движения.

Так, в Польше огромное значение имело наличие сильного слоя шляхты и аристократии, традиции высокой образованности и элитной культуры, жившие в этой среде. Дворянство иг­рало определенную роль в литературной жизни Хорватии, хотя значи­тельная часть его слилась с мадьярскими господствующими классами. В Чехии шляхта, в значительной степени перенявшая чужой язык и куль­туру, выступала скорее с регионально-патриотических позиций и практи­чески не участвовала в литературной жизни, хотя часто оказывала покро­вительство развитию культуры, особенно в виде меценатства. С другой стороны, в Болгарии или Сербии дворянского сословия вообще не сущест­вовало: вследствие длительного иноземного гнета оно не успело сложить­ся. При отсутствии дворянства или его слабости в качестве основной силы национального движения и развития культуры выступали средние слои, духовенство, некоторая часть крестьянства и мещан.

Польша

Литература Польши развивалась до последней трети XVIII в. в услови­ях независимой страны, накопила богатые традиции и ценности, сильный творческий потенциал. Для этой литературы показательно относительно полное прохождение классического цикла культурно-исторических эпох и стадий европейского литературного процесса. Последовательно сменяли друг друга литература Средневековья, Ренессанса, Барокко, Просвеще­ния. Здесь получили развитие классицизм, сентиментализм, реалисти­ческое нравоописание, преромантические веяния. Польский романтизм также вылился в мощное духовное течение, давшего такие крупные творческие индивидуальности общеевропейского значения, как Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красиньский и др. Новая эпоха ознаменовалась утверждением ценности человеческой личности и ее авторских дерзаний — процесс, давший первую крупную вспышку в эпоху Ренессанса. В польской лите­ратуре это нашло выражение прежде всего в поэтической деятельности Яна Кохановского.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!