Гомеровский вопрос в античности.



Для античности Гомер был реальным человеком, хотя доказательств не имеется, кроме мифологической биографии. Семь городов претендовали на возможность быть его родиной. Время жизни Гомера колеблется от 10-9 вв. до н.э.

Гомер получает прозвище «божественный». Параллельно с этим его резко критикует Ксенофан за сниженное до уровня людей изображение богов.

Исходя из положения о единоличном авторе (или двух авторах) гомеровского эпоса, античная критика считала себя, однако, вправе поставить другой вопрос: сохранились ли поэмы в своем первоначальном виде. Признавая гомеровский эпос образцом и нормой художественного творчества, предметом «подражания» и «соревнования» для позднейших поэтов, античность не могла отказаться от представления об изначальном совершенстве, а стало быть и законченности» каждой из поэм. На этой же позиции стояли теоретики эпохи Возрождения вплоть до XVI в.

 

Древние греки, для которых вопрос об историчности Гомера не вызывал сомнений, не сохранили, однако, никаких достоверных сведений об его жизни. В одной анонимной эпиграмме отмечены бесплодные попытки античных критиков установить хотя бы место рождения поэта:

Ты не пытайся узнать, где родился Гомер и кто был он,

Гордо считают себя родиной все города;

Важным является дух, а не место; отчизна поэта —

Блеск « Илиады » самой, сам Одиссея рассказ.

Никаких авторских ремарок нельзя обнаружить в тексте поэм. Жизнеописание Гомера, составленное из различных источников, датируемых временем не ранее VI в. до н. э., не представляет исторической ценности и изобилует самыми фантастическими данными. Вызывает сомнение даже собственное имя поэта, так как в жизнеописании он назван Гомером, или Мелисигеном.

В III в. до н. э. александрийские ученые решили выявить подлинный текст поэм на основании сличения многочисленных рукописных материалов. Тогда же было установлено различие между обеими поэмами и даже высказано предположение, что

«Одиссея» сочинена другим автором. На рубеже IV—III вв. до н. э. своей злобной критикой Гомера прославился некто Зоил, имя которого стало нарицательным для всякого пристрастного и необъективного критика. Гипотеза разделителей не встретила поддержки на всем протяжении античности. Более популярно было мнение о том, что поэмы сочинены в разные периоды жизни поэта. «Илиада», созданная поэтом в расцвете творческого вдохновения, представляет собой всецело действие и борьбу, а «Одиссея», почти полностью повествовательная, так типична для старости. «В «Одиссее» Гомера можно сравнить с заходящим солнцем, утратившим свою прежнюю мощь, но еще сохранившим былое величие» — так выразил эту мысль неизвестный автор трактата «О возвышенном» (I в. н. э.).

В 1795 г. немецкий ученый Ф. А. Вольф опубликовал «Предисловие к Гомеру», положившее начало научному изучению эпической поэзии. Вольф объявил «Илиаду» сводом различных песен, сочиненных в разные времена различными поэтами, среди которых наиболее известным и прославленным был Гомер. Он считал, что поэмы были впервые собраны и записаны в Афинах в конце VI в. до н. э. Из двух основных аргументов Вольфа один — ссылка на отсутствие письменности в гомеровские времена — с открытием микенской письменности оказался несостоятельным, другой же — наличие многочисленных противоречий в тексте поэмы — остается в силе и поныне.

Проблема возникновения и создания гомеровских поэм — гомеровский вопрос — имеет очень большое историко-культурное значение; она неразрывно связана с общей проблемой возникновения и развития героического эпоса. Существование у различных народов героических песен и сказок о могучих богатырях, восходящих к древнему сказанию о предках-героях, создателях цивилизаций, отражает представления о первых победах племени над природой и исторические воспоминания о столкновениях с иноплеменниками. В период разложения общинно-родового строя и возникновения классового общества появляется эпос как качественно новая ступень развития героической фольклорной песни. Его исключительные художественные достоинства неотделимы от той невысокой стадии общественного развития, на которой он возникает: без изучения ее невозможно понять и объяснить эпическую поэзию. «...Известные значительные формы его (искусства.— Н. Ч.),— говорит Маркс,— возможны только на низкой ступени развития искусств» .

Проблема индивидуального творческого начала в создании эпоса, решение которой является целью метода неоунитариев, неотделима от проблемы традиции, составляющей область исследования неоаналитиков. Становление и дальнейшее развитие литературы связано с индивидуальным творчеством; изучение традиции раскрывает предысторию эпоса, т. е. вводит в долитературный период.

Сравнительное изучение эпического творчества различных народов устанавливает общие закономерности в развитии эпоса и объясняет отдельные вопросы его поэтики.

5. "Илиада" Гомера. Основные эпизоды "троянского" ци кла мифов.

Главные действующие лица мифологического повествования, взаимодействие мифа и истории.

Сакральным значением в «Илиаде» обладает гора Олимп, на которой восседает Зевс, сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. В повествование вовлечены многие олимпийские и другие боги, одни помогают ахейцам, другие троянцам. Многие из событий, описанных в «Илиаде», вызываются, направляются богами, боги также часто влияют на ход событий, выступая на стороне одной из противоборствующих сторон.

Олимпийцы:

· Зевс (нейтрален, но чаще помогает ахейцам из-за обещания отомстить за Ахилла)

· Гера (за ахейцев)

· Артемида (за троянцев)

· Аполлон (за троянцев)

· Аид (нейтрален)

· Афродита (за троянцев)

· Арес (за троянцев)

· Афина (за ахейцев)

· Гермес (за ахейцев)

· Посейдон (за ахейцев)

· Гефест (нейтрален, но изготовляет новые доспехи для Ахилла)

Остальные:

· Эрида (за троянцев)

· Ирида (за ахейцев)

· Фетида (за ахейцев)

· Лето (за троянцев)

· Протей (за ахейцев)

· Скамандр (за троянцев)

· Фобос (за троянцев)

· Деймос (за троянцев)

В эпосе Гомера причудливым образом переплелись две реальности: историческая и мифологическая. Да и сама фигура Гомера, автора «Илиады» и «Одиссеи», для нас не менее сказочна, чем Ахилл и Одиссей или боги древних греков. Еще в античности не существовало единого мнения, где же родился великий поэт древности. Именно скудность сведений о жизни Гомера, вероятно, сыграла роль в формировании мифического образа мудрого слепого старца, вроде прорицателя Тиресия из «Одиссеи».

Большинство исследователей предполагает, что Гомер жил в VIII веке до н. э. в Ионии. Вероятно, Гомер был одним из декламаторов-рапсодов, пришедших на смену певцам-аэдам. Рапсоды уже не аккомпанировали, как их предшественники, на кифаре; они не пели исполняемые произведения, а читали их нараспев. Исполнялись не только свои, но и чужие произведения.

Был период, когда некоторые ученые отвергали само существование Гомера, приписывая его произведения многим авторам. В его творениях изыскивались все новые и новые противоречия. Однако ломать вещь, чтобы понять ее суть не лучший способ познания. Целостное, непредвзятое восприятие «Илиады» и «Одиссеи» развеивает все нелепые попытки умалить глубину и совершенство этих произведений. Хотя речь в этих поэмах идет о столь далеких временах, что повествование похоже на сказку, Гомер по-прежнему близок к читателям. Дело тут в том, как он рассказывает о событиях минувшего.

Гомер глубоко человечен: он не старается ни чрезмерно восхвалять греков, ни чернить троянцев. Его позиция — над событиями, позиция мудреца, который судит о них не с точки зрения преходящего момента, а как бы с высоты орлиного полета — с вершин вечности. В смене радостей и страдания в человеческой жизни он видит естественный ход жизни, закон бытия, а не обреченность человека, как кажется это даже богам: «...из тварей, которые дышат и ползают в прахе, /Истинно в целой вселенной несчастнее нет человека!»

Мы знаем, что эпос Гомера имеет реальную историческую основу. В 1870 году немецкий археолог Генрих Шлиман отыскал развалины легендарной Трои. Но разрушенные укрепления сожженного города — лишь тень былого величия; а Илион Гомера — город, возведенный богами. Здесь, у его стен, в жестоком сражении встретились боги и герои, смертные потомки богов. Спор двух народов о господстве над Малой Азией в эпосе преображается в соперничество Менелая и Париса из-за прекрасной Елены, дочери Зевса.

«Илиада» полна противоречивых подробностей. Это связано с тем, что сюжет мифа о Троянской войне остался неприкосновенным, а к более ранним бытовым деталям добавлялись и более поздние.

Человек в эпоху Гомера еще не противопоставлял себя окружающему миру, как это свойственно современным людям. Боги Гомера ведут себя совсем как люди, лишь с тем отличием, что они бессмертны и более могущественны. Но и боги не всесильны: над ними, как и над смертными, властвует неизбежная Судьба, Рок, предопределение. Богам известны предначертания Судьбы; они могут предупредить человека об опасности, и тогда уж от него зависит, какой способ поведения он изберет. В этом особенность представления о Судьбе: она дает человеку право выбора. Но в дальнейшем, когда выбор сделан, события будут развиваться так, как это назначено в соответствие с конкретным поступком. Интересно отметить, что Гомер олицетворяет такие отвлеченные понятия, как Обида, Вражда, Молитва. Для Гомера и его современников они не менее реальны, чем Ахилл и Агамемнон, Гектор и Приам. Боги предстают перед нами далеко не идеальными, но это не означает, что автор решил высмеять их — просто такова особенность мифологического восприятия действительности.

Несомненно одно: Гомер был, есть и останется одним из величайших поэтов и философов. Сквозь сказочную оболочку мифа в его произведениях проступают живые человеческие характеры, правдивые конфликты — внутренние и внешние. Потому нет ничего удивительного, что многие города Греции спорили о том, какой город следует называть его родиной — Родиной мудреца.

Выдающимся циклом древнегреческих героических мифов является троянский, который повествует о мифологическую историю Троянской войны, поводом к которой явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая.

Троянская война - одна из центральных событий в греческой мифологии. Начало Троянской войны античные источники объясняют волей Зевса, который предпочел либо «уменьшить бремя земли», или дать возможность прославиться божественным героям, либо сохранить в памяти потомства красоту своей дочери Елены.

Начинается троянский цикл мифов рассказом о свадьбе Пелея и Фетиды, на которую были призваны все боги, кроме богини раздора Эриды. Чтобы отомстить, Эрида подбросила гостям золотое яблоко с надписью «прекраснейшей». Между богинями Афиной, Афродитой и Герой вспыхнула спор о том, кому из них должно принадлежать яблоко. Этот спор развязал троянский царевич Парис, отдав яблоко Афродите, которая обещала ему в награду любовь самой прекрасной женщины на земле - Елены, жены царя Спарты Менелая. Воспользовавшись гостеприимством царя Парис опозорил его похитил не только его жену Елену, а и захватил казну все драгоценности.

Тогда почти из всех областей и городов Греции собралось ополчение царей, которые когда-то претендовали на руку Елены и были связанные клятвой всегда помогать тому, чьей женой она стала. За «Илиадой», в ахейском войске было 100 000 воинов, 1186 кораблей. Возглавил греков брат Менелая Агамемнон, микенский царь. Ахейский флот отплыл из Авліди и достиг Трои. Главарями троянского войска были Менелай, Ахиллес, Патрокл, два Аякса, Тевкр, Нестор, Антилох, Одиссей, Диомед и др. В событиях под стенами Трои активное участие принимали боги. Сначала ахейцы пытались мирно договориться о возврате Елены, но троянцы не согласились отдать красавицу. Ахейских войска в течение девяти лет держали Трою в осаде. Героем обороны Трои стал сын Приама Гектор. Событиях последнего, десятого года войны составляют содержание «Илиады».

Жрец Аполлона Хрис попросил Агамемнона вернуть ему взятую в плен дочь Хрисеиду, но получил отказ. Аполлон, который помогал троянцам, наслал на войско ахейцев моровую язву. Чтобы умилостивить бога, Агамемнон вернул Хрису дочь, но взамен отобрал у Ахилла его пленницу Брисеиду. Разгневанный Ахилл отказался участвовать в войне. Ахейцы после отказа Ахилла подвергались многочисленных неудач, немало героев было ранено. Только когда троянцы ворвались в ахейский лагерь и начали угрожать кораблям, Ахилл послал в бой своего друга Патрокла, дав ему свои доспехи. Троянцы бежали под защиту крепостных стен, но Патрокл погиб от руки Гектора. Ахилл, чтобы помотатись за друга, вступил в бой и убил Гектора, а затем надругался над его тела. Отец Гектора, старый Приам, умолял Ахилла вернуть останки сына. Тронутый горем отца, Ахилл отдал тело Гектора.

После смерти Ахилла от стрелы Париса ахейцам было предсказано, что Трою невозможно взять без стрел Геракла и без участия в войне сына Ахилла, Неоптолема. Оружие Геракла находилась у Филоктета на острове Лемнос. За Филоктетом и Неоптолемом было отправлено посольство, которое доставило героев к стенам Трои. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил Париса. Трою завоевали благодаря хитрости Одиссея, ограбив и разрушив город. Все мужское население было перебито, а женщины взяты в рабство. Из троянцев спаслись только Гелен, Кассандра, Андромаха и Эней. Ахейцы благополучно вернулись на родину.

Историчность Троянской войны подтверждается материалами археологических раскопок, которые доказывают факт существования города Трои, что было разрушено, возможно, в конце XIII в. до н.э.

Рассказы о Троянской войне стали неисчерпаемым источником для литературы и искусства. Они легли в основу поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея» и др.

 

6. "Илиада" Гомера. Образная система произведения. Особенности эпического стиля.

Центральной фигурой “Илиады” является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя.

Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора (XXII, 395-401), и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников. Еще ему даны черты певца-поэта (IX, 186). Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына.

Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику. Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его: долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой (VI, 392-502) , где мы видим его как мужа и отца.

Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой “хитроумный” и “многострадальный”. В “Илиаде” он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман (X, 383; III, 202) . Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй.

“В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется “надувательством”. И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости”.

В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В “Илиаде” таких лиц больше чем в “Одиссее”.

Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется “владыкой мужей” или “пастырем народов”. Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих, далеко не привлекательными чертами.

Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора (XVI,817-857).

Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами. Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно.

 

Особенности эпического стиля Гомера:

 

- форма больших поэм, в которых излагаются события далёкого прошлого. Наслоение эпох. Рассказ от лица автора.

- участие олимпийских богов в событиях и судьбах героев. Миры людей и богов взаимодействуют, часто пересекаются.

- последовательность изложения событий. Отсутствие точки зрения, эмоциональности автора.

- нарочитая гиперболичность. Идеализация людей и обстановки.

- архаизация рассказа. Образы героев удалены от черт реальных людей.

- ретардация. Автор отвлекается на другой этап или описание предметов.

- повторения. Одни и те же стихи могут говорить разные герои.

- гомеровские эпитеты. Определения, которые закреплены в эпосе за богами, героями или предметами.

- гомеровские сравнения. Необходимы, чтобы наглядно показать действие, всегда направлены на него, а не на героя.

- хронологическая несовместимость отдельных событий. Автор не может показать одновременности двух действий.

- неравномерность в описании какого-либо события.

Гомеровские поэмы являются классическим образцом эпопеи, т. е. большой эпической поэмы. Их художественные достоинства неразрывно связаны с той невысокой стадией общественного развития, на которой они возникли. Гомеровское искусство по своей направленности реалистично, но это — стихийный, примитивный реализм; гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров, все эти образы различны; однако при всём разнообразии индивидуальных характеров, персонажи не противопоставляют себя обществу. Воинская доблесть, мудрость, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, — все эти идеалы родовой знати стоят незыблемо для гомеровских героев, вызывая между ними постоянное соревнование.

Однако при всей жизненности и человечности гомеровских образов, они статичны, и им недоступно внутреннее развитие. Характер героя твердо зафиксирован в немногих основных чертах и показан в действии, но в ходе этого действия он не меняется. Анализа внутренних переживаний в греческом эпосе нет.

Многообразная действительность, отраженная в эпосе, изображена с чрезвычайной наглядностью, но и наглядность эта заключает в себе много примитивного. Она достигается в значительной мере тем, что художник уходит целиком в изображение деталей, независимо от их значения для целого.

В стиле поэм сохранилось много элементов, восходящих к песенной, полуимпровизационной стадии развития эпоса. Боги, люди, вещи — все получает эпитеты.

7. "Одиссея" Гомера. Мифология в поэме, жанр странствий, художественные средства и приёмы. Образ глвного героя. Общечеловеческий смысл произведения.

Если в "Илиаде" преобладают батальные сцены, то в "Одиссее" на первый план выходит сказочно-авантюрная проблематика.Одиссея - поэма о десяти лет странствий Одессея.

И сам образ центрального героя отразил принадлежащие разным эпохам представления о должном, о человеческом идеале. Герой эпоса — всегда совершенство физических и моральных качеств, но если в "Илиаде" центральные персонажи отличались прежде всего физической силой и воинскими талантами, то Одиссей — первый герой мировой литературы, в котором телесное совершенство сочетается с высоким умом.

Корни образа уходят в далекую древность. Мифологический Одиссей — правнук бога Гермеса, покровителя торговли и воров, от которого он унаследовал ум, ловкость, практицизм. Его дед Автолик — "великий клятвопреступник и вор", его родители — Лаэрт и Антиклея. Но в поэме уже не подчеркивается божественное происхождение героя, хотя он, как это свойственно эпическому герою, отважный воин, мастер рукопашной схватки и стрельбы из лука. Но в воинских доблестях и физической силе его превосходят многие. Одиссею нет равных в уме, хитрости, инициативности, терпеливости, в искусстве совета и слова. В "Одиссее" впервые сила вынуждена уступить интеллекту. Сам по себе ум — качество этически нейтральное. Оно проявляется у Одиссея в широком диапазоне: от эгоистической хитрости до возвышенной мудрости. "Многоумие" и светлый разум — главные достоинства Одиссея. Гомер рисует также его волю, предприимчивость, его жадное любопытство, интерес к новым землям, жизни, любовь к семье, родине, но "богоравный" Одиссей наделен и человеческими слабостями: он самонадеян, хвастлив, подвержен минутному страху, отчаянию.

Все исследователи подчеркивают удивительную широту образа Одиссея, его открытость. Одиссей, с его порывом в неведомое и одновременно стремлением домой, вызывающий зависть богов, испытывает всю полноту жизни. Он самый противоречивый и потому самый современный из всех героев античного эпоса. Т. Г. Мальчукова перечисляет: "Одиссей — царь, вождь, гость, нищий странник. Он миролюбив, но в иных обстоятельствах бывает жесток. У него изобретательный ум, практический и созерцательный, и ловкие, способные к любой работе руки. Он воин, копейщик, лучник, первый и в рукопашном бою, муж совета, речистый оратор и дипломат, моряк, кормчий, купец, порой пират, атлет, пахарь, жнец, плотник, каменщик, шорник".

Подобная полнота раскрытия образа и делает его классическим в указанном выше смысле. Одиссей воплощает античное требование уравновешенности, отказа от крайностей. Это целостный образ, представленный во всех жизненных ситуациях, которые могут выпасть на долю мужчины. Лишь Гомер изобразил человека во всей его полноте: Одиссей — мудрый царь, любящий муж и отец, смелый воин, красноречивый и изобретательный политик, отважный странник, возлюбленный богини, страждущий изгнанник, законодатель, торжествующий мститель, любимец Афины. Одиссей, по словам классика литературы ХХ века Дж. Джойса, самый "закругленный", законченный образ во всей истории мировой литературы, и Джойс создает свой собственный, современный вариант Одиссея, — это Леопольд Блум, герой его романа "Улисс".

Важно подчеркнуть, что Одиссей у Гомера — сам кузнец своего счастья, и одновременно он избавляет общество от произвола и анархии, восстанавливая справедливость. Успехи Одиссея вырастают из его терпеливости, позволяющей ему преодолеть тяжкие беды и препятствия на пути домой.

Поэма рассказывает о герое Троянской войны - он же царь острова Итака - Одиссей. По окончанию Троянской войны Одиссей отправляется на родину. Десять лет носило героя по морю, претерпел он множество бед . Одиссей побывал на острове волшебницы Кирки (Цирцеи), которая превратила в свиней его спутников. Он чуть не погиб в пещере одноглазого великана - циклопа Полифема. Он избежал смертельной опасности, перехитрив сирен - полуженщин-полуптиц. Волшебным пением они заманивали путников на свой остров и убивали. Одиссея постоянно спасали его острый ум и смекалка, поэтому Гомер называет своего героя "хитроумным".

Поэма заканчивается тем, что Одиссей возвращается домой к своей верной жене Пенелопе, которая ждала мужа и грустила о нем долгих двадцать лет.

 

8.Древнегреческий театр. Структурные элементы театра (общая характеристика)

Орхестра – круглая площадка, которая была первым и основным местом действия в древнегреческом театре. По мере уменьшения роли хора орхестра меняется с полного круга до полукруга. Уже в Др.Риме на полукруглой орхестре не ведутся выступления. Это место будет использоваться как пространство, где сидели сенаторы в качестве зрителей. Играть актеры будут на проскениуме – площадка, которая была приподнята, имела прямоугольную форму. Она примыкала к стене скены. Доходила до середины орхестры.

Театрон – места для зрителей, сначала деревянные, затем каменные. Приходили с подушечками, если было холодно. Располагался на склоне холма, это рождало возможности для акустических эффектов. Кол-во зрителей достигало нескольких десятков тысяч (в театре Диониса ко-во зрителей 27 тыс.).

Скена – палатка, домик. Место хранения реквизита. Место выхода/ухода актера.

Алтарь – располагался в середине орхестры на трехступенчатом возвышении. Там находился исполнитель дифирамбов.

В трагедиях алтарь обретал значение худ.образа, т.е. указывал на место существования бога.

Эккиклема (энкиклема) – площадка, которая выкатывается из скены на орхестру, предназначалась для изображения тех событий, которые проходили на границе 2 миров: человеческого и божественного, земного и небесного.

Семантика эккиклемы связана с образом телеги (или корабля - катафалка), которые возили первоактеры во время Сельских дионисий. На них возили антропоморфное существо.

Эорема – машина, которая служила для передвижения актеров по воздуху. В отличие от эккиклемы, которая имеет свои корни в ритуальной зрелищности, эорема -это спец. театральное изобретение.

Декораций в античности не существовало как таковых. На место действия указывали 2мя способами: 1) посредством игрового плана, т.е. проходы, уходы хоревтов, актеров, приходы, перемещения по орхестре, 2) декорационный (функцию декораций выполняла архитектура скены – 3 ее двери указывали на 3 места действия – храм, дворец, дом). К концу 5в. до н.э. появились живописные декорации, но они накладывались на архитектуру скены. В эпоху эллинизма стали появляться декорационные элементы, которые имели 3хмерное оформление (призма). На каждой грани (их 3) – то или иное место действия. Для указания места действия могли использоваться опускающиеся щиты, занавески.

 

9.Древнегреческая трагедия. Связь с обрядово-магическими действиями.                 

                                                                                                    

Как самостоятельный вид искусства драма в Древней Греции зародилась примерно в 6 в до н.э. Драма предпологает выделенность человека из мира природы.Предполагает столкновенние выделенных из природы людей между собой. Борьба человека с природой / с обществом.

Не было и нет театра у народов, живущих бортничеством и охотой. Потому что эти люди не были самостоятельны, человек у них не выделился из природы. Не было и нет театра у кочевых народов, т.к театра это всегда специально отведенное место. Но у них есть элементы первого театра.

Театр появляется только в недрах земледелия, потому что земледелец пытается подчинить себе природу. Греческий театр возник из религиозных ритуалов, связанных с Деонисом. Священне животные бога Деониса - бык и козёл. Греки устраивали праздники в честь Деониса. Во время праздниства проводились шествия: люди пели дифирамбы (хвалебные хоровые песни) Деонису. Со временем в таких мероприятиях появился корифей (заводитель хора). Это и было своеобразным началом театра. Запевала хора становился актёром трагедии, а остальные были хором. При Софокле появился третий актёр.

Создатели трагедий дргу с другом состязались. В начале трагедии предназначались для единождого исполнения.

Клакеры - люди, которые за определенную плату поддерживали того или иного актёра.

Эсхил, Софокл, Эврипид -трагики. Каждый из них был индивидуальностью.

                                

10. Творчество Эсхила. Трагедия "Прометей прикованный" (тема,

                  идея, проблематика, авторская позиция)             

 

Эсхи́л — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. В общей сложности Эсхил написал около 90 пьес, из которых полностью сохранились только шесть.

Им была, по-видимому, поставлена и тетралогия «Прометея», из которой нам сохранена лишь вторая (по мнению Вестфаля — первая) трагедия: «Прометей прикованный». Прозорливый титан, зная, что Зевс только в человеке может найти спасителя от угрожающей его царству гибели, хочет поднять человеческий род и для этого дарит ему эфирный огонь, похищая его с небесных высот; Зевс, видя в этом похищении нарушение всемирного договора и не зная решений рока, в наказание приковывает его к скалам Кавказа; Прометей выносит все муки и не выдаёт преждевременно своей тайны, зная, что со временем Зевс оценит его услугу. Это — единственная божественная трагедия, которая нам сохранена из древности: по грандиозности своей концепции она превосходит все прочие трагедии нашего поэта и сильно заинтересовала мыслителей и поэтов новой Европы. Не все, однако, в ней нам ясно — главным образом потому, что её продолжение, «Освобожденный Прометей», содержавшее решение загадок, до нас не дошло.


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!