Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве



писателей конца XIX— начала XX века (А.П.Чехов, Л.Н.Андре­ев, А.И.Куприн).
Начать хочется с высказывания о детской литературе А.П.Чехова: «Так называемой детской литературы не люблю и не признаю. Детям надо давать только то, что годится и для взрослых». Он считал, что лучше не писать специально для детей, а «выбирать из того, что уже написано для взрослых, т.е. настоящих художественных произведений».

Надо заметить, что Чехов всю жизнь придерживался этих взглядов, однако есть 2 произведения, которые он написал именно для детей – «Белолобый» и «Каштанка». Остальные его произведения, вошедшие в круг детского чтения, изначально были написаны для взрослых.Как известно, во всем, что написано Чеховым, отражалась подлинная жизнь того времени. Не составляют исключения и его произведения, написанные о детях и для детей. Подлинное изображение жизни присуще и другим авторам, произведения которых адресованы детям и которые написаны о детях (Куприн, Андреев). Произведения о детяхСтоит заметить, что Чехов показывает жизнь детей в различных слоях общества (в рассказах «Событие», «Детвора», «Мальчики» мы видим детей-аристократов, в рассказах «Ванька», «Спать хочется», «Беглец» - детей, которые уже с детства терпят унижения, живут в бедности). Куприн и Андреев показывают ребенка, который живет бедно, он лишен радостей детства, уже с ранних лет вынужден работать (Андреев «Петька на даче», Куприн «Белый пудель», «В недрах земли»).У всех трех авторов прослеживается мысль: среда влияет на ребенка, формирует его характер, нравственные устои. Даже радости для ребенка-аристократа и для бедного ребенка разные. Богатый ребенок не задумывается о будущем, шалит, рассуждает о литературе (например, рассказ «Мальчики»), событием для него является рождение котят («Событие»). А вот для ребенка, который уже с детства должен работать, радостью является обычный сон, ради которого можно даже убить человека («Спать хочется»), отсутствие страданий, битья («Ванька»), обычный отдых на даче, радость видеть природу, отсутствие наказаний («Петька на даче»), обычная фигурка ангелочка («Ангелочек»), радость общения с любимым животным («Белый пудель»)Произведения для детейГруппу произведений данных авторов, которые написаны для детей, являются произведения о животных. В них авторы подчеркивают гуманистическую идею, изображают действительность через восприятие животных («Каштанка», «Белолобый» у Чехова, «Кусака» у Андреева, «Ю-ю», «Сапсан», «Белый пудель», «Барбос и Жулька» у Куприна). Авторы подчеркивают беззащитность животных, их доверчивость, трогательность. Данные произведения имеет воспитательную направленность: с помощью их можно формировать у читающего ребенка любовь к животным, бережное отношение к ним, гуманизм.

 

32. Льюис Кэрролл. "Алиса в Стране Чудес" и школа "нонсен­са" в детской литературе XX века.
(1832-1898)Был математиком, дьяконом (священником быть не захотел), увлекался фотографией, став одним из лучших представителей фотоискусства 20в. Любил окружать себя девочками разных возрастов «Приключения Алисы в Стране чудес» (англ. Alice’s Adventures in Wonderland, иногда используется сокращенный вариант «Алиса в Стране чудес») — сказка, написанная английским математиком, поэтом и писателем Чарльзом Лютвиджом Доджсоном под псевдонимом Льюис Кэрролл и изданная в 1865 году. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая попадает сквозь кроличью нору в воображаемый мир, населённый странными, антропоморфными существами. Сказка пользуется устойчивой популярностью как у детей, так и взрослых. Книга считается одним из лучших образцов литературы в жанре абсурд. В ней используются многочисленные математические, лингвистические и философские шутки и аллюзии. Ход повествования и его структура оказали сильное влияние на искусство, особенно на жанр фэнтези. «Алиса в Зазеркалье» является сюжетным продолжением произведения. 1.1 Персонажи•           1.1.1 Алиса• 1.1.2 Белый Кролик•         1.1.3 Додо•                   1.1.4 Гусеница•                  1.1.5 Чеширский Кот•        1.1.6 Герцогиня•                1.1.7 Болванщик•1.1.8 Мартовский Заяц

•                 1.1.9 Мышь-Соня•              1.1.10 Грифон•                  1.1.11 Черепаха Квази•       1.1.12 Червонная Королева

Прототип героини – знакомая писателя. Повесть пронизана иронией, часты пародийные и сатирические интонации, напр, автошарж – белый кролик. Фантасмагорический худ. Мир отличается жесткой упорядоченностью (влияние математики). Здесь и преломление традиций классической англ. Лит-ры=влияние прозы Диккенса.К. – провозвестник «абсурдистских» приемов и методик. Абсурдистское пр-е основано на принципе «нонсенса» (автор заявлял, что ему нужен «не смысл, а бессмыслица»).Страна чудес, в которую попадает Алиса – в изначальном значении слова wonderland несет мотив удивительного, ставящего в тупик. Место, где все не так. Обитатели этого мира, живут по своим законам и их отношение часто несет непонимание, отсюда проявляемая враждебность. Здесь все вверх ногами.В книге часто встречаются мотивы, основанные на национальном англ. Фольклоре=отсыл к классическому сборнику «Сказки Матушки Гусыни».Главная черта страны чудес – абсолютная свобода превращений. Главный герой повести – слово. Слова движут сюжет сказки, употребляются фразеологизмы бездумно или буквализированно, отсюда постоянная игра слов. Которая рождает каламбур, создающий комический эффект. Это забавная двусмысленность, возникающая из-за сходства звучания слов\группы слов. Часто соединяется с буквальным пониманием метафоры:«- и надо сказать жили эти 3 сестрички припеваючи-а что они пели?»Превращениям подвергаются также и тексты. Здесь многие тексты являются пародией. Алиса не может рассказать ни одного текста «как следует».Комический эффект в пр-ии создается перевернутостью логики, словесной игрой, пародийными элементами. Прием переоценки или недооценки (Демурова): появление слов, которые не уместны в ситуации, т.к. недооценивают\переоценивают обозначаемое явление. Здесь важно понимание нюансов значений слов и логических категорий.Детям есть чему поучиться у этой сказки – это наблюдение над жизнью языка, и то как оставаясь единственным персонажем с неопрокинутой логикой Алиса реализует свой хар-р, свои душевные кач-ва – любознательность, смелость, чув-во справедливости.ПЕРЕВОДЫ: Набоков. Демурова, Заходер.ВЛИЯНИЕ НА РУССК. ЛИТ-РУ: стихи Чуковского,С.Маршака, и «детское» тв-во обэриутов – Хармс, Введенский, сказки Демуровой. Г.Остер.

 

33. К.И.Чуковский в истории детской литературы. Протеизм творчества К.И.Чуковского и "свой голос".

 

 

34. История детской смеховой книги. Стилизация и пародия в юмористических жанрах. Приемы создания комического.
Под народной смеховой культурой понимается бытующий наряду с официальной культурой, для которой характерны сдерживающие нравственные функции, тот неофициальный «низовой» пласт народной культуры, где есть выход чувственному инстинктивному началу.Впервые проблема существования смеховой культуры в Древней Руси была поставлена Лихачевым и Панченко в книге «Смеховой мир Древней Руси», вышедшей в 1970-е, вслед за работой М.М.Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». До этого смех как отдельного явления русской культуры никто не рассматривал.Смех отождествляется с бесовством за него накладываются епитимьи. В Древней Руси наряду с исключительной духовной культурой и благочестием существовала смеховая культура рождественских Святок и Масленицы, буйных игр, кощунственных представлений, "срамных" песен и плясок. Внутри детской культуры - "низовые" формы устных текстов фольклора (розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии (типа "У Лукоморья дуб спилили..."), а также детская неприличная поэзия, садистские стишки и др.) – комическое приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых.Ни в чем так не обнаруживается характер людей, как в том, что они находят смешным. Что вызывает смех ребенка? Иногда это торжествующий смех победителя, когда ребята слушают рассказы о войне и воображают себя ими. Но иногда это бездумный смех над тем, кто слаб и беспомощен. Много говорят сейчас об эпидемии «черного юмора» (игрушки-оборотни, кровь, смех над смертью, насилием).Восприятие юмористического детьми неодинаково. Ребятам младшего возраста, например, обычно ближе ситуативный юмор, а из речевого — юмор перевертышей. Им менее понятен юмор, основанный на нарушении логики или связанный с бытовыми под-робностями.В центре многих рассказов оказывается мальчишеский характер фантазера. На их долю выпадают не только заманчивые приключения, но и многочисленные неприятности.Юмор в произведениях современных детских писателей в целом гуманистичен, соприкасается с серьезными жизненными вопросами и развивает активное мировосприятие.

Пародия — жанр литературно-художественной имитации, подражание стилю произведения, автора, литературного направления, жанра с целью его осмеяния. Пародия, сохраняя форму оригинала, вкладывает в нее новое, контрастирующее с ней содержание, что по-новому освещает пародируемое.Стилизация - намеренная и явная имитация того или иного стиля, полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей. Предполагает отчуждение от собственного стиля автора, воспроизводимый стиль сам становится объектом художественного изображения. И сказ, и пародия, и речь персонажа (если она обладает определенной характерностью) основаны на стилизации, то есть на изображении чужого, неидентичного авторскому стиля.Комическое - смешное, вызывающее смех, веселье. Наиболее грубая форма комического – фарс. Более высокие формы комического – юмор и сатира.

Приёмы создания комического:- перенесение,- парадокс,- несоответствие между ожидаемым и реальным,- возвышение низкого,

- снижение высокого,- словотворчество

35. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Черного. Стиль "Дневника фокса Микки".
Выдающимся детским поэтом и писателем юмористического склада, работавшим в 10 – 30 е гг. ХХ века, следует называть Сашу Черного (Александр Михайлович Гликберг). Вошел в литературу, как язвительный сатирик. В 1905 году было опубликовано стихотворение «Чепуха». Первый сборник стихов – «Разные мотивы» вышел в 1906.

Став известным писателем сатириком Саша Черный начинает писать для детей. Саша Черный предпринимает издание первого коллективного детского сборника «Голубая книжка», в котором появился его первый детский рассказ «Красный камешек». Выпускает книги стихов «Тук-тук» 1913 и «Живая азбука» 1914. Творчество Саши Черного в эмограции почти посвещано детям. Их у него не было, а детей он очень любил. Думая о Родине он тревожился о судьбе русских мальчиков и девочек тяреющих живую связь с Россией. Выходят в период эмиграции сборники «Кошачья санатория», «Жажда», «Детский остров», «Солдатские сказки», «Несерьезные рассказы». 1921-1928.В детских произведениях Черного нет и следа едкой иронии. Здесь только лирическая и юмористическая доминанта.

«Дневник фокса Микки» 1927г. Книга невольно пародирует мемуарный жанр, вошедший в моду, но содержит и традиционный для русской и мировой литературы сюжет, когда обычный мир видится глазами необычного существа. Т.е. собаки, живущей в иной, нечеловечески взрослой «системе ценностных ориентиров». «Дневник фокса Микки» пародирует жанр воспоминания. Мотивировки фантастического, имитация полного правдоподобия событий, мыслей и слов фокса – соединяются, представляя в качестве повествователя зооморфный образ, создают оригинальный, отличный от чеховского, андреевского, купринского образ, интересный детям.Герои Саши Черного попадают в парадоксальную ситуацию. «О самом страшном», «Пасхальный визит», «Кавказский пленник», «Люся и дедушка Крылов».

 

36. Поэзия серебряного века для детей и в детском чтении. Ху­дожественный синтез и внутрилитературный синтез в стиле по­этов.

В эпоху Серебряного века детство стало одной из ведущих тем литературы. Модернисты единодушно признавали, что только детскому созданию дано приблизиться к постижению истины.Центр модернистской детской литературы – журнал «Тропинка».Уроки «детского», взятые литераторами у живописцев, способствовали синтезу искусств, подготовившему новый тип детской книги. В литературе для детей стала особенно цениться изобразительность. К оформлению книги стали предъявляться более высокие требования, рисунок д.б. согласовываться не только с текстом, но и с подтекстом. Писатели стали очень внимательны к оформлению своих произведений. Именно в начале XX века сложилось самое понятие детская книга как явление художественного порядка.Для детей пишут К.Бальмонт, А.Блок, Н.Гумилёв, М.Волошин, М.Цветаева, О.Мандельштам, В.Хлебников, С.Есенин, Саша Чёрный.Для И.А.Бунина одним из источников вдохновения были детские воспоминания («Сердцем помню только детство, всё другое – не моё»). В изд-ве «Детское чтение» вышло несколько сборников его стихов. В стихах запечатлены живые картины, поражающие гармонией красок, звуков и запахов.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

(«Детство»)К.Д.Бальмонт написал более 70 стихотворений для детей, посвятив их своей четырёхлетней дочери; они вошли в сборник «Фейные сказки». Это изящные стилизации детских песенок по мотивам скандинавского и южнославянского фольклора. Жизнь крошечной феи описывается в них как череда радужно-изменчивых «мимолётностей». В сказочном мире царит та же идиллия, что и в раннем детстве, зла не существует, есть только маленькие неприятности. От грозы фея улетает на спине стрекозы, уголёк наказан гномом за то, что обжёг ножку феи, вничью кончается война с муравейным королём, Серый Волк кротко служит фее и питается травкой.

…Лодку феи ветер, вея,

Опрокинул, - не со зла,

Но, однако ж, вправду фея

Утонуть в реке могла.

Но она лишь усмехнулась,

Миг, - и в замок до грозы,

Фея весело вернулась

На спине у стрекозы.

(«Находка феи»)

Молодой А.Блок ставил детское выше взрослого, живопись – выше литературы. «Живопись учит детству». Сборник «Круглый год» составлен по образцу народного календаря. Открывается стихотворением «Вербочки», заканчивается – «Рождество» (т.о., в поэтич. календаре обозначены два главных христ.праздника – Пасха и Рождество). Реалистически конкретные образы и детали складываются в живую, узнаваемую картину и косвенно передают нюансы настроения:

Ворона

Вот ворона на крыше покатой

Так с зимы и осталась лохматой...

А уж в воздухе - вешние звоны,

Даже дух занялся у вороны...

Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под нежною травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние мокрые стружки...

Это все у вороны - игрушки,

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей привольно!..

(Это всё было по учебнику Арзамасцевой)

Эпоха рубежа XIX-XX веков осознавала себя эпохой младенческой. Ощутимая исчерпанность духовно-нравственных, религиозных, социально-политических, внутриличностных ресурсов, почти старческая усталость мира обращала её к единственной надежде и опоре – детству с его неиссякаемым потенциалом любви и радости.В эту эпоху художника меньше занимает «сюжет» и больше «слово». Как и прежде, поэзия младенчества содержит и «сентиментально-романтическое», доминантно-лирическое, заставляющее взрослого ч-ка признать свою ничем не искупаемую вину перед ребёнком. Но по сути своей апостольская эпоха видит в детстве провозвестник будущего. Дитя понимается как Слово миру, которое разрастается в деятельность, в события, в историю, в сюжет всепоникающий – от микромира отдельной человеческой души до макромира, космоса, Души Мира. И это заставляет поэтов относиться к слову как к произведению. При изучении поэзии рубежа веков в круге детского чтения необходимо обращать внимание на синтаксическую ф-цию тропа (метафоры, олицетворения, оксюморона, неологизма), показывая, как в образе «свёрнут сюжет».

 

37. Роль М.Горького, К.Чуковского, С.Маршака в становле­нии и развитии советской детской литературы, периодики и кри­тики.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 414; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!