Основные этапы этногенеза народов Африки.



С древшейших времен этногенез народов Африки протекал вполне самостоятельно, без преобладающего участия пришлых этнических элементов. Конечно, имели место миграции и смешения в пределах континента. Одна из причин этого – термический максимум, который примерно 7-4 тысячелетия тому назад привел к усыханию ранее плодородной Сахары. Из северной окраины тропических лесов Конго и Камеруна – древней родины банту – на юг шло перемещение этих народов, оттеснивших бушменов и готтентотов, нилотов и кушитов. Приблизительно тысячу лет назад банту вышли к восточному побережью Африки и в район Великих Озер. Бантуязычность пигмеев, этого аборигенного населения Тропической Африки, также является результатом миграций банту. Вследствие термического максимума происходило и продвижение части семито-хамитской общности на Азиатский континент, с которым Африка (до постройки Суэцкого канала в 1869 г.) была соединена Суэцким перешейком. Имели место в древности контакты африканцев с народами Южной и Юго-Восточной Азии.

Доказано, что в верхнем палеолите произошло формирование африканского человека современного вида, а в Северной Африке примерно в это же время жили европеоиды, происходившие, видимо, из восточной части Средиземноморья. В указанный период население Африй занималось охотой и собирательством. Уже тогда африканский мир не был замкнутым. Об этом говорят находки ранних негроидов (гримальдийцев) и их следов в ориньякских слоях Италии, в мезолите и неолите Швейцарии, Украины, Поволжья, Англии. Древние африканские земледельческие культуры отмечены неолитическими памятниками Магриба, Нильской долины, Эфиопии, долины рек Сенегала и Нигера. Своеобразные черты имело скотоводческое хозяйство в Сахаре и развивавшаяся в условиях тропического леса древняя культура Гвинейского побережья.

Древние народы Африки, жившие южнее Сахары, в отличие от народов Европы, Азии и Северной Африки, не знали медно-бронзового века, перейдя от камня непосредственно к железу. Железо в первом тысячелетии нашей эры распространилось из Западного Судана и Юго-Восточной Африки в Южную Африку. Это позволило земледельческому населению сравнительно быстро, достаточно глубоко и культурно освоить обширные области.

О древних жителях континента и их внешнем облике мы узнаем из древнеегипетских источников, из рисунков египетских художников, изображавших негроидных кушитов (жителей Нубии), темнокожих обитателей Восточного Судана, негроидно-европеоидных эфиопов, светлокожих ливийцев, низкорослых пигмеев. Свидетельства древних египтян, письменные известия карфагенян и другие источники и памятники дают возможность судить о расовой неоднородности африканских народов еще в далёкой древности.

Не только древние культуры глубинных областей Африки, но и рабовладельческая древнеегипетская цивилизация с ее ранней государственностью (примерно с 3000 г. до н. э.) являются самобытными и выросли на африканской почве. Великолепные «космические» фрески Тассили в пустыне Сахара и не менее прекрасные, хотя и не столь широко известные наскальные росписи Феццана, Танганьики, Южной Африки; удивительный комплекс величественных сооружений сухой каменной кладки Зимбабве, где когда-то пробовали отыскать копи царя Соломона, и не менее грандиозный – в горах Иньянга, на создание которого было затрачено труда не менее, чем на постройку египетских пирамид; бронзовые шедевры Бенина и еще более древние и прекрасные изваяния Ифэ; загадочные руины на берегах Восточной Африки и не менее загадочные рисунки Южной Африки; великое царство Аксум в Эфиопии и древнее царство Мероэ на Среднем Ниле (2-я пол. VI в. до н. э.— IV в. н. э.); своеобразие арабо-мавританской цивилизации и специфика мавританского ремесла и зодчества в Северной Африке – все это лишь фрагменты, лишь отдельные страницы огромного тома многовековой истории Африки.

Причины разрушения африканских цивилизаций, отставание африканских народов в последние столетия от европейских и многих азиатских народов различны. Это и географический фактор – труднодоступность и слабая освоенность обширных областей, определенная этничеекая разобщенность и естественная изолированность от мировых экономических центров, – и специфика исторических условий. В XIV-XV в., когда большинство африканских цивилизаций переживало наивысший подъем, на континенте процветали многолюдные и богатые города, обширные государства. Тем не менее производительность труда оставалась низкой, техника – примитивной: нигде, кроме Эфиопии и Нубии, не употребляли пахотных орудий, землю обрабатывали мотыгами и палками. В Тропической Африке не было гончарного круга, ремесленники пользовались самыми простейшими орудиями. На изготовление прекрасных произведений африканские мастера затрачивали несравненно больше труда, чем в Западной Европе, Китае, Индии или Японии. В связи с этим в Тропической Африке сохранялись примитивные формы кооперации труда. Основу мелкого натурального производства составляла большесемейная община и патронимия – родовое и хозяйственное объединение родственников. Нигде южнее Сахары не сложился единый класс феодально зависимых крестьян. Если Нубия и часть Эфиопии вступили в развитый феодализм, то Западная Африка лишь кое-где приближалась к этому уровню развития (долина Нигера, страна Хауса), а многие обширные районы. только что вступили в стадию раннего феодализма. Наконец, часть населения Африки жила еще в условиях первобытнообщинного строя.

Советскими учеными-африканистами (И. И. Потехин, С. Р. Смирнов, Д. А. Ольдерогге, Л. Е. Куббель, Н. Б. Кочакова, А. С. Орлова и др.) доказано, что при всем многообразии форм становления классового общества у отдельных африканских народов имеются и общие для всех регионов континента черты. Во-первых, нигде в Тропической Африке не сложилась рабовладельческая формация, хотя рабство было хорошо известно и сохранялось у многих народов вплоть до установления колониального режима. Во-вторых, в раннеклассовых обществах Африки сохранилось относительно большее количество пережиточных черт доклассового общества, чем в других частях земного шара. В-третьих, в силу особых естественных условий все негроидные народы Африки, за исключением районов Конго и Анголы, раньше перешли к обработке железа, чем к обработке меди. Следовательно, бронзовый век не был характерен для африканского общества как особая историческая эпоха. Как уже указывалось, от неолита африканцы сразу же перешли в железный век. Раннее знакомство с железом способствовало более быстрому развитию общественного производства у этих народов. В-четвертых, Африка к югу от Сахары не знала в сущности прямой эксплуатации общинника, и с этой стороны становление классовых отношений шло в весьма замедленном темпе. Но в целом господствующей тенденцией развития неизменно оставалась феодальная. Рабство до появления европейцев носило характер патриархального.

Как указывает Л. Е. Куббель, в Африке крайне замедленный темп прироста общественного продукта, ко. торый обеспечивал устойчивость общинной организации, воспрепятствовал превращению пленника в раба в античном понимании. Поэтому, для Африки до начала европейской работорговли характерно было широкое многообразие промежуточных форм между положением раба и феодально зависимого крестьянина, тем более что застойный характер экономики существенно облегчил сосуществование в рамках одной социальной структуры весьма разных общественно-экономических укладов. И наконец, как показала Н. Б. Кочакова на примере доколониальных обществ Гвинейского побережья, основой отчуждения прибавочного продукта служила монополия правящих слоев не на средства производства, т. е. не на землю в первую очередь, а на отправление организационно-хозяйственных и военно-организационных функций. Но это – не специфика всей Африки. Вывод Н. Б. Кочаковой по существу иллюстрирует на африканском материале высказанную Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» мысль о двух путях сложения классового общества: либо через монополизацию общественной административной функции, либо в итоге разделения труда внутри общества, делавшего возможным появление и использование прибавочного продукта (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20) В-пятых, доколониальная Африка, как мы уже отмечали, не знала разделения власти на светскую и духовную.

Картина исторического развития африканских народов в доколониальное время сложна и далеко еще не расскрыта. Поэтому и существует множество взглядов на конкретные проблемы социально-экономической истории Африки. На материке не сложилось единой зоны цивилизаций, а прогресс отдельных цивилизованных стран сдерживался их постоянным контактом с доклассовыми, менее развитыми обществами, окружавшими их. Варварские завоевания порой начисто сметали с лица земли старые культурные центры. В результате в средние века (и вплоть до XIX в.) Тропическая Африка вывозила в основном не продукты сельского хозяйства и ремеслен.ыой промышленности, а побочные продукты охоты и собирательства (слоновая кость, смолы, специи т. п.), золото, рабов. И лишь в XIX в. сельское хозяйство Тропической Африки стало приспосабливаться к нуждам мирового рынка. Между тем еще в период средневековья во внешнем мире – от Японии до Англии – происходило возрождение, подготовленное подъемом производительных сил, ростом товарности общественного хозяйства, городов. В главных цивилизованных странах, включая Египет и Тунис, зарождались капиталистические отношения. В этом смысле Африка южнее Сахары отставала от европейских и азиатских стран.

В культурном отношении доколониальная Африка не была белым пятном. Ее народы обладали знаниями и мастерством, они создали работы, представляющие огромную ценность в области архитектуры, скульптуры, музыки, танца, поэзии и устной литературы.

Устное творчество африканцев, об огромных богатствах которого мы пока еще имеем лишь смутное представление, отнюдь не свитедельство отсталости общества. Оно должно изучаться специальной областью этнографии – этнопедагогикой. Появление письменности не обязательно знаменует собой переход к «высшей» ступени культуры. Устное творчество как средство выражения любой цивилизации всегда тесно связано с разными аспектами общественной жизни. Имея множество функций, оно является «памятью» общества и передает из поколения в поколение нормы поведения и эстетического выражения. Глубоко уходя корнями в гущу народа, устное творчество африканцев хранит описание множества явлений и объясняет их. Это может быть история, ритуальные обряды, окружающая среда, организация общества, трудовые навыки, отношения между людьми, связи с соседними этническими группами. Иными словами, устное творчество – это форма обучения, переходившая от поколения к поколению. Оно становилось достоянием всей этнической общности и даже нескольких этнических групп. Как форма обучения устное творчество рассказывает о прошлом, о мире в целом, о настоящем, учит подрастающее поколение нормам поведения, отвечающим обычаям. Сама природа устной коммуникации оказывала решающее влияние на содержание культуры и на передачу культурных традиций. Они «хранились» в памяти общества. Отсутствие же грамотности в доколониальной Африке не считалось признаком культурной отсталости. Наоборот, получив образование, европеизированная элита чаще всего теряла связи с родной культурой и традициями (образовательные системы в современной Африке это учитывают).

С конца XVI-ХVII вв. во всей Африке наступил застой и упадок. У ее берегов появились конкистадоры эпохи Великих географических открытий: китайцы, турки, особенно же португальцы, испанцы и другие европейцы. Африка оказалась связанной с внешним миром не только торговыми контактами, но и перипетиями мировой политики. Контакты с Европой в период первоначального накопления капитала привели этот огромный материк в состояние длительного застоя. Работорговля и связанные с нею войны унесли примерно 100 млн. человеческих жизней и труд многих поколений (см.: Африка сегодня. Краткий политико-экономический справочник. М., 1962, с. 40). Выросшие на торговле с арабским миром старые города неуклонно приходили в упадок, их место заняли фактории европейских держав, ставшие (за исключением Капской колонии на юге Африки) простым придатком мировой торговой системы, посредством которой богатства Африки перекачивались в Европу и Америку. Традиционные ремесла были подорваны наплывом дешеІвьіх промышленных товаров.

Эта эпоха ограбления Африки, продолжавшаяся примерно до 1870 г., закончилась колониальным разделом материка на рубеже XIX-XX вв. Африка была превращена в колониальный континент: лишь Либерия и Эфиопия оставались формально суверенными государствами. Колонизаторы отняли у африканских народов право на самоуправление. Из 50 политико-административных единиц, насчитывавшихся к 1923 г., 45 имели колониальный статус (колонии, владения, протектораты, мандатные территории). Страны Африки были подчинены интересам метрополий, превращены в аграрно-сырьевые придатки европейских государств. Сельскому хозяйству в интересах монополий был придан монокультурный характер. Африка была «прямо сдана в аренду компаниям», писал Ф. Энгельс.

Население большинства новых африканских государств, возникших на месте бывших колоний, отличается пестрым этническим составом. Так, часть народа эве живет в Гане, часть – в Того и Бенине; масаи живут в Кении и Танзании; волоф – в Гамбии и Сенегале; малинке – в Гвинее, Мали, на Береге Слоновой Кости, в Либерии, Сьерра-Леоне и Гамбии; сомалийцы – в северной Кении и Эфиопии; баконго – в Заире, Конго, Анголе; азанде – в Судане, Заире и ЦАР, акан – в Гане и на Береге Слоновой Кости. Отсюда проистекает ряд межгосударственных конфликтов (например, между Сомали и Эфиопией), возникавших в последние годы в районах Африки.

В годы господства колониализма отсталые страны, не ставшие еще на путь самостоятельного капиталистического развития, явились объектом двойной эксплуатации. Резко увеличилась смертность африканцев, уменьшилось население, народности потеряли свою государственность, а некоторые из них вынуждены были принять и религию чужеземцев. Произошли некоторые изменения в экономике и в формировании народностей и наций.

Географическое разделение сопровождалось разрушением временных контактов. Колониализм стремился порвать связи Африки с ее прошлым, ее традициями, ее культурой. Традионные африканские школы были закрыты, уничтожались места и предметы культа, подвергались преследованию учителя из местных жителей. В образовавшемся таким образом культурном вакууме ничтожное меньшинство африканцев могло получать образование, пользуясь новым языком и привыкая к новому образу мышления. Образование при колониализме было прежде всего средством порабощения, повиновения и отчуждения.

Классовая структура народностей в период колониализма осложнилась. Вместе с предприятиями легкой промышленности в колониях возникли рабочий класс и местная буржуазия, крупные народности стали преобразовываться в нацию. Но устойчивый период формирования нации начинается со времени победы капиталистического способа производства над феодальным (см. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 6, с. 115).

В Африке развивается антиимпериалистическое движение, участниками которого стали представители всех рас и народов континента, хотя негро-африканцы и играют в движении главную роль. Нельзя, однако, не отметить, что в идейной и духовной жизни Африки видное место занимает идеология национализма. Национализм принимает множество форм. Среди них имеются и такие, которые вырастают не только на собственно национальной, но и на этнической, языковой, культурной, сословной, общинной, религиозной, расовой и т. п. основах. Особое значение в эпоху империализма приобретает региональный национализм – арабский (панарабизм), африканский (панафриканизм, африкацентризм), национализм религиозно-общинный (мусульманский и др.).

У африканских народов в процессе их долгой истории создалось собственное представление о человеке и окружающем мире. Они создали свою систему ценностей, выработали и свое отношение к этим ценностям. Африканская культура впитала в себя наивысшие ценности человечества – моральные, эстетические, религиозные, социальные, экономические, научные, технические.

Утверждение Сенгором культурной самобытности – не попытка подчеркнуть индивидуальность африканцев, это и не болезненная реакция на пагубные последствия колониализма, это и не рефлекс самозащиты перед лицом наступления культуры, порождаемой научно-техническим прогрессом, это и не выражение крайнего национализма. Утверждение культурной самобытности в Африке не порождается ненавистью, расизмом «наоборот» или чувством негодования.

Африканское искусство действительно развивается теперь в общении с искусством мировым, одаряя его выразительными формами и ритмами и черпая из него новые направления.

Культурные ценности доколониальной Африки (наскальные рисунки Сахары, зодчество средневековой Эфиопии, культура Нок в Нигерии, бронза Ифе и Бенина, деревянная скульптура Тропической Африки) и современое народное и профессиональное искусство (музыка, танцы, кино и т. д.) составляют специфику народного творчества. Но любоваться этнографической культурой можно и без стремления вернуться к изжитым традициям и магическим обрядам, с которыми были тесно связаны художественные произведения прошлого. Национальное искусство создается за счет обобщения этнических элементов и усвоения новых черт в результате обмена. Изоляция и гнетущее влияние архаики привели бы к эпигонству и застою в творчестве.

В условиях существования национальных государств Африки происходят важные этнические процессы, связанные с социально-экономическим развитием афро-азиатских народов. Это процессы объединения и разъединения. Особенно заметны процессы интеграции, т. е. сближение и взаимодействие разных по языку и происхождению, по уровню социально-экономического и культурного развития народов, что способствует формированию крупных этнополитических общностей. Наблюдается рост национального самосознания, стирание племенных различий, отказ от узкоэтнических интересов. Заметны и процессы этнического разъединения, повышения роли этнического фактора в политической жизни африканских стран, усиление локального сепаратизма и трибализма.

Ассимиляционные процессы проявляются в условиях, когда соседние народы резко отличаются по языку и культуре, уровню социально-экономического развития, Так, в Кении охотники ндоробо, нилотские земледельцы луо, бантуязычные гусии и суба ассимилируются кикуйю; в Судане арабы ассимилируют нубийцев, беджа; в Эфиопии амхарцами ассимилируется народ агау (кушитского происхождения), в подавляющей массе уже говорящий на амхарском языке (родным пользуются лишь в быту); в Нигерии идут интенсивные процессы хаусаизации мелких племен (бутава, кудава, афава и др.). Ассимиляция типична и для многих других стран Африки.

В Африке складываются крупные этнические общности на однородной этнической основе, т. е. на базе родственных племен или групп племен, происходит дальнейшее сплочение сформировавшегося этноса по мере его социально-экономического и культурного развития. Эти процессы называют процессами консолидации. Они были типичны для большинства народов Европы на заре объединения племенных групп в государства. В Африке же эти процессы характерны для игбо и йоруба (Нигерия), народов акан (Гана), лухья и кикуйю (Кения). Однако национальная консолидация еще не закончилась, социально-политическая стратификация тормозит (как в Нигерии у йоруба) этот процесс.

В результате объединительных процессов (ассимиляиия, консолидация, интеграция), – делают вывод советские африканисты Б. В. Андрианов и Р. Н. Исмагилова,– «оформляются и укрепляются новые более крупные этнические общности, причем по мере усиления связей между отдельными группами язык одного из этнических компонентов (как правило, более многочисленного и боле развитого) превращается в общий язык, а остальные родственные языки приобретают характер диалектов; усиливается культурная общность и распространяется общее название народности, под которым она известна соседям» (Советская этнография, 1979, № 5, с. 32).

Развитию этнических общностей, сближению народов способствует государство, его прогрессивная социально-экономическая, культурная, национальная политика, миграционные процессы, урбанизация. Однако на уровень и темпы этнических процессов влияют многоукладная социально-экономическая структура молодых африканских государств, традиционные занятия определенных этнических групп, их этническая профессионализация, сохраняющееся все еще предубеждение к некоторым видам труда, известная этническая замкнутость.

Следовательно, в современной Африке выделяются две основные тенденции этнического развития: консолидация (отдельных родственных этнических общностей превращение некоторых из них в нации) и внутригосударственная интеграция. Для Африки с ее пестрым этническим составом, многими типами этносов и сложными этническими процессами, сохраняющимися архаичными институтами и структурами тем не менее характерны общие закономерности этнической истории и общественно-го развития в целом.


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 334; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!