Основные проблемы африканистики.



Проблема «отсталости» народов Африки. К концу XIX в., ко времени колониального раздела, народы Африки заметно отстали от народов Европы и стали жертвой колониальных захватов. Впрочем, от быстро развивающейся капиталистической Европы в XIX в., как показал в своих работах Ю. М. Кобищанов, отстали и народы всех других континентов (за исключением американцев), т. е. все человечество «отстало» от Европы [29, с. 42]. Следует отметить, что в данном случае историческая истина как бы перевернута с ног на голову. Во-первых, можно говорить о том, что Европе, благодаря сочетанию самых различных и многочисленных благоприятных факторов (и экономических, и экологических, и исторических), удалось на много веков обогнать в своем развитии весь остальной мир, в том числе и Африку. А во-вторых, необходимо уяснить, когда началось отставание народов Африки от народов Европы. Хотя этот вопрос далеко еще не решен современной наукой, нам хотелось бы (привести несколько фактов, говорящих о том, что зачастую преувеличивают степень отсталости (вернее, «отставания») народов Африки и относят начало этого процесса к самым далеким временам, а также смешивают процесс замедленного развития народа с проблемой неравномерности, которая характерна для народов всех континентов и во все исторические эпохи. В самом деле, на протяжении миллионов лет именно Африке принадлежит приоритет в развитии разумной жизни на земном шаре. Здесь впервые отмечено появление древнего человека. Этот факт считается доказанным при современном уровне наших знаний.

Экологический фактор и его роль в развитии народов саванны. Человек, человеческое общество развиваются в тесной взаимосвязи со средой, окружающей нас. Поэтому для того, чтобы понять историю народа, необходимо знать географическую среду, в которой он жил и развивался. До сих пор бытует мнение, будто Африка представляет собой некое подобие «рая на земле», где человеку достаточно лишь протянуть руку, сорвать вкусный, сочный плод,— и он сыт весь день. Стоит, лениво прищурясь, натянуть тетиву лука,— и у ног его — дичь. Так ли это? Специалисты по географии, экономике и истории континента скажут совсем другое. Просторы Африки необычайно разнообразны по рельефу, климату, почвенным условиям, животному и растительному миру. Они, как правило, по-своему суровы к человеку. Человек мог рассчитывать здесь только на свой труд и умение, на силу своих рук, на способность постоять за себя, если хотел выжить в условиях постоянной борьбы с природой, с дикими животными, пресмыкающимися и ядовитыми насекомыми, с буйной тропической растительностью, готовой задушить каждый росток, посаженный человеком; с одуряющим зноем и засухами, с одной стороны, и с чрезмерным обилием осадков, вызывающих страшные наводнения,— с другой. Таковы условия жизни в Африке к югу от Сахары. Западная Экваториальная Африка — один из самых тяжелых для жизни человека районов на земле.

Этнический состав и проблема этногенеза. Рассматривая современную карту расселения народов Африки и распространения различных языков, замечаешь удивительную особенность. Если вся Западная Африка (к югу от Сахары), значительная часть Центральной Африки (южные районы Восточного Судана и прилегающие районы соседних с ним государств) населены народами, говорящими на языках, принадлежащих к различным языковым семьям, то вся Западная Экваториальная Африка, почти вся Восточная Тропическая Африка и почти вся Южная Африка (речь идет, естественно, об африканцах, а не о белых поселенцах) заселены народами, говорящими на языках единой семьи народов банту — очень близких и по корневой основе и по грамматическому строю. Некоторые из них взаимопонимаемы. В основе грамматики языков банту лежат изменения корня с помощью различных приставок. Так, от корня «нту» — «человек» происходит слово «банту» — «люди, говорящие на близких языках». Вот несколько примеров, относящихся к языкам народов изучаемой нами области: «м», «му»—префикс единственного числа; «ба», «ва», «банья» — префикс множественного числа; «ки», «киши», «чи» — префикс, обозначающий название языка. Таким образом, муконго — один человек конго; баконго— весь народ конго (самоназвание народа); киконго (кишиконго) — язык, на котором говорят баконго. Производные от корня «луба» — мулуба — один человек; балуба — весь народ; чилуба — язык, на котором говорят балуба, и т. д. Народы банту роднит не только языковая близость, но и материальная и духовная культура, неопровержимо свидетельствующие о единстве их происхождения. Вопрос об этногенезе банту до сих пор вызывает споры среди историков-африканистов. В 1968 г. была созвана специальная конференция для обсуждения всех известных теорий происхождения банту. Но и она не пришла к окончательным выводам. В настоящее время наиболее заслуживают внимания три основные теории происхождения народов банту. Одна из них связывает медленное движение негроидных народов к югу с высыханием района Сахары, начавшимся, по всем данным, к III тысячелетию до н. э. Согласно этой теории, из районов Западной Африки, примерно из центрального Камеруна, где живут народы, говорящие на языках бантоидной группы, близких к языкам банту, началось к первым векам нашей эры заселение экваториальных областей континента народами банту. Путь переселенцев шел вдоль северной границы экваториального леса и в районе Великих африканских озер выходил к Восточной Африке. Здесь поток переселенцев разделился на три ветви. Одна группа направилась на север, другая — на юг, а третья, обогнув оз. Танганьика, повернула на запад и заселила с востока Шабу, а затем всю Западную Экваториальную Африку. Великое переселение народов континента длилось многие века.

Источники. Различно сложившиеся исторические судьбы народов, живущих вдоль океанского побережья к северу и к югу от устья р. Конго, и народов глубинных областей саванны сказались на характере дошедших до нас источников. Для восстановления истории народов, удаленных от побережья, на первом месте по значимости стоят сделанные в разное время исследова- телями-европейцами записи исторических преданий. Любому народу, на каком бы уровне развития он ни находился, свойственны интерес и любовь к своей истории. У народов Экваториальной Африки, вступивших в пору становления классового общества и государственности, при дворе правителей существовала почетная должность певца — хранителя народных преданий. Обычно эта должность передавалась по наследству. Войны, борьба за власть нередко приводили к завоеванию одного народа другим, к смене династий. Новые правители, стремившиеся «узаконить» свои «исторические права» на власть, требовали от вновь поставленных или пришедших извне хранителей исторических традиций «исправления» преданий в свою пользу. Создавалась новая версия преданий. Но старая продолжала жить в роду сказителей. Отсюда две, а иногда и три-четыре версии исторического события. Собранные и записанные учеными разных стран в период первых контактов европейцев с народами континента, и в период колонизации, и в колониальное время, эти версии исторического предания дают возможность с помощью их сравнения и сопоставления установить его достоверность. В то же время почти полное отсутствие источников иного характера создает большие трудности для исследователя. Записанные со слов одного информатора и принятые на веру, устные народные традиции нередко искажают суть событий; особенно большую путаницу вносит неправильная запись собственных имен. Поэтому, например, сравнивая записи, мы в одном списке правителей балуба находим семнадцать, в другом — восемнадцать, а в третьем — двенадцать имен. Однако анализ этих списков показывает, что наиболее яркие личности (Калала Илунга, Илунга Сунгу и Кумвимба Нгомбе, Илунга Кабале), а также и очередность их правления совпадают полностью. Еще больше неувязок в списках правителей бакуба (ньими): одни авторы дают перечень двадцати семи ньими, другие — двадцати восьми; существует два списка, включавших двадцать три правителя, имеются списки из тридцати девяти и двадцати шести имен. А один из первых исследователей бакуба — Эмиль Тордаи приводит сто двадцать одно имя. Подобные же расхождения встречаются и в списках правителей балунда.Кроме изучения различных версий традиций исследователю необходимо учитывать и тот факт, что записывались они на слух людьми, как правило плохо или совсем не знавшими местных языков; или записывались латиницей, знаки которой не приспособлены для передачи звуков речи африканских языков. Например, имя Мбонго попало в списки в форме Бо Нго, Бон Го, Бон-га. Создавалось впечатление, что речь идет о трех разных правителях. Правитель балуба в одном случае назван Мвине Комбе Дай, в другом — Ндаи Мвине Номбе. Перечень примеров такого рода можно было бы продолжить и далее.

Поиски хронологии. Наиболее сложной проблемой в изучении истории бесписьменных народов является вопрос о хронологии. У бесписьменных народов не было сплошного календаря; время делили по экологическим факторам (смена сезонов, чередование сельскохозяйственных работ) или структурным (годы царствований; смена поколений через систему возрастных классов; по периодичности рынков). «Поиски времени» стали поэтому важной и одной из самых неотложных проблем истории Африки. Ученые разных стран посвятили немало сил и времени ее разрешению, неоднократно проводились и международные симпозиумы. Уже многим фактам африканской истории нашлось место в сетке григорианского календаря. Этот длительный процесс в каждой отдельной африканской стране шел по-разному. Иногда удавалось сопоставить местные устные предания с письменными источниками средневековья — с арабскими или европейскими свидетельствами. Наиболее сложны поиски хронологии истории у народов глубинных областей: их контакты с европейцами и арабами практически возникли не раньше середины XVIII в. Таким образом, исторические предания в качестве источника при умелом их анализе и систематизации дают большой материал, который может быть положен в основу исторического исследования. Далее, на помощь историку приходят данные самых различных гуманитарных дисциплин: археологии, этнографии, сравнительного языкознания и других наук. Много нужных и интересных сведений мы получаем от европейцев — путешественников и исследователей второй половины XIX в. Все более и более значительной становится роль археологических изысканий. Сопоставление материалов раскопок с этнографическими данными помогает установить пределы преемственности древней, средневековой и современной культуры, пути переселений народов. Использование в археологии различных методов биологических, химических и физико-математических наук дает возможность сравнительно точно определить датировку памятников.

 


Дата добавления: 2020-12-12; просмотров: 452; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!