Конец ознакомительного фрагмента.



 

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Стоимость полной версии книги 160,00р. (на 04.04.2014).

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картойами или другим удобным Вам способом.

 


[1] Nurcery Rhymes – доел, «нянины стихи» – термин, которым в английской фольклористике обозначают произведения поэзии повествования, т. е. стихи, предназначенные для самых маленьких детей.

 

[2] Капица О.И. С. 8.

 

[3] См. об этом более подробно, например, в работах С.М. Лойтер.

 

[4] Детский быт и фольклор: Сборник / Под ред. О.И. Капица. – Л., 1930. – С. 11.

 

[5] Резанова Е.И. Материалы по этнографии Курской губ.// Труды Курской Ар‑

 

[6] История собирания отдельных жанров рассмотрена и в соответствующих разделах пособия.

 

[7] Соколов Б. Собиратели народных песен. П.И. Киреевский, П.И. Якушкин, П.В. Шейн. – М., 1923. – С. 25.

 

[8] См.: «Смесь», 1769 – Кн. I. – С. 14

 

[9] Терещенко А. Быт русского народа. – СПб., 1848.

 

[10] Авдеева Е.А. Записки и замечания о Сибири. – СПб.,1837. – С. 34,

 

[11] Авдеева Е.А. Простонародные русские анекдоты. Детские колыбельные песни и приговорки// Отечественные записки. – 1849. – Т.63. – С.240 –2 46.

 

[12] Там же. – С.242.

 

[13] Белинский В.Г. Записки о старом и новом русском быте Е.А. Авдеевой //Полн. собр. соч. – М., 1954: – Т.6. – С.260.

 

[14] Цит. по: Белинский В.Г. Записки о старом и новом русском быте Е.А. Авдеевой // Полн. собр. соч. – М., 1954. – Т.6. – С.405.

 

[15] Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия, – М., 1911. – Вып. 1. – С.67.

 

[16] См.: Казак Владимир Луганский. Солдатские досуги. – М., 1843. – С. 54–58 – приведена детская стихотворная таблица умножения.

 

[17] Подснежник. – 1858. – № – С. 52.

 

[18] Учитель. – 1862. – № 11–12. – С 467.

 

[19] Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по «Родному слову». – СПб., 1867. – 4.1 – С.37.

 

[20] Толстой Л.Н. Ясно‑Полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы 1862 г. // Педагогические сочинения графа Л.Н. Толстого. – М., 1914. – С. 374–388.

 

[21] Более подробно критерии отбора и обработки фольклорного материала для детей, предложенные Афанасьевым будут рассмотрены на примере сказки.

 

[22] Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1868. – С.25.

 

[23] В 1883 г. должно было появиться 2‑е издание «Детских песен», был подписан договор с издателем, но по неизвестным причинам книга не была напечатана.

 

[24] Бессонов П.А. К вопросу о собирании и издании памятников народного песнотворчества. – М., 1896

 

[25] Соколов Б. Собиратели народных песен. П.И. Киреевский, П.И. Якушкин, П.В. Шейн. – М., 1923.

 

[26] Добровольский В.Н. Детские песни и игры // Смоленский этнографический сборник. – М., 19U3. – Ч. IV. – С. 472–498.

 

[27] Можаровский А. Из жизни крестьянских детей Казанской губ. Потехи, забавы, остроты, прозвища, стихи и песни. Собрание и очерки. – Казань, 1982.

 

[28] Материал предварительно печатался в «Казанских губернских ведомостях» за 1868 г. и в «Трудах Московского общества естествознания» за 1877 г.

 

[29] Богораз В.Г. Программа по этнографии // Сборник программ для школьных наблюдений. – П г.,1922. – С.16 –2 0.

 

[30] Никифоров А.И. Этнография в школе. – 1926. – С.132–133.

 

[31] Звегинцев Е.А. Родиноведение и локализация в школе. – М.,1923. – С.51.

 

[32] Соколовы Б.М. и Ю.М. Поэзия деревни. Руководство для собирания произведений устной словесности // Новая Москва. – 1926. – С. 134.

 

[33] Соколовы Б.И. и Ю.М. Поэзия деревни. Руководство для собирания произведений устной словесности // Новая Москва. 1926.

 

[34] Соколов Б.М. Краевед за работой по изучению быта // Первые шаги краеведа. – Иваново‑Вознесенск, 1926. С.77.

 

[35] Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. – Иркутск, 1925.

 

[36] О научных трудах Г.С. Виноградом см.: Мартынова Л.И. Научное наследие

 

[37] Г. Виноградова // Мир детства и традиционная культура. – 1924. – С.15.

 

[38] Там же.

 

[39] Там же – С.21.

 

[40] Виноградов Г.С. Детский фольклор в школе // Родной язык в школе. – 1927. Сб.2. – С.52–66; Сб. З. – С.84 –9 7.

 

[41] Виноградов Г.С. Детский фольклор // Публикация А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. – Л., 1978. – С. 168–169.

 

[42] 12 декабря 1921 г. О.И. Капицу избрали действительным членом института (п. 43, № 40).

 

[43] 10 июня 1925 года она была утверждена в должности доцента ЛГП И им. Герцена (п. 12, № 26).

 

[44] С конца 1928 года О.И. Капица являлась внештатным сотрудником Института методов внешкольной работы (п.43, № 40).

 

[45] Привалова Е.П. У истоков // Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о С.Я. Маршаке. – М., 1971. – С.157.

 

[46] Первым подходом к изданию свода стал сборник А.Н. Мартыновой «Детский поэтический фольклор». – СП 6.,1998.

 

[47] Детский быт и фольклор: Сб.1. – Л., 1930. – С.б.

 

[48] Программа для собирания детского фольклора / Сост. О.И. Капица. – Петрозаводск: Общество изучения Карелии. – 1928; Поэзия крестьянских праздников // В помощь просвещенцу: Ежемесячник Наркомпросса АК ССР. – Петрозаводск: 1928. № 3–5.

 

[49] В настоящее время один из авторов учебного пособия, Ф.С. Капица, осуществляет публикацию материалов из архива исследовательницы.

 

[50] В качестве примера можно привести монографию М.П. Чередниковой «Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии» (Ульяновск, 1995), основанную на коллекции В.Ф. Шевченко.

 

[51] Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск, 1991. – С. 12.

 

[52] Цит. по: Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск, 1991. –С.12.

 

[53] Науменко Г.М. Народное детское поэтическое творчество. – М., 2001.

 

[54] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987. – С. 12. Похожую точку зрения высказывает и А.Н. Мартынова, отмечая, что фольклор для детей, созданный взрослыми, «включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки» (Пест., с.5).

 

[55] В качестве примера укажем страшные рассказы и садистские стихи.

 

[56] См.: Василенко В.А. Детский фольклор // Русское народное поэтическое творчество. – М., 1978. – С. 132.

 

[57] Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987. – С.12–13.

 

[58] Виноградов Г.С. Игровые прелюдии. – СПб… 1999. – С.24.

 

[59] Виноградов Г.С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. – Иркутск, 1926. – Вып. 5. – С.24.

 

[60] Харузина В.Н. О родильных и крестильных обрядах в Олонецкой губернии // Этнографическое обозрение. – 1906. – № 1. –С.94.

 

[61] Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. – 1974. – № 4.

 

[62] Все тексты, приведенные без ссылок, цитируются по материалам архива О. И. Капицы: ОР ИРЛ И РАН, колл. 69, папки 24–36. Другие источники указаны в списке использованной литературы.

 

[63] Шейн П.В. Великоросс в своих песнях, обрядах и верованиях. – Вып. I и II.

 

[64] Власова О. Специфика северокарельских колыбельных // Мир детства и традиционная культура. – М., 1996. – С.30.

 

[65] Туони – повелитель Маналы, царства мертвых.

 

[66] Выбор курицы не случаен. В верованиях большинства славянских народов она рассматривалась как воплощение женского и материнского начала. Отсюда возникло традиционное наименование ребенка цыпленочком.

 

[67] Подробнее см.: Редько А. Нечистая сила в судьбах женщины‑матери // Этнографическое обозрение. – 1895. – № 3–4. – С. 54–131.

 

[68] ИРЛИ, к.66, n..I, № 69.

 

[69] Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. – 1974. –Ко 4. – С. 126.

 

[70] См.: Frazer J. The fear of the death in the primitive religion. – L., 1933. – V.3. – P. 162–163. См. также: Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки. Загадки и детский фольклор. – М., 1957. – С.91.

 

[71] См.: Веселовский С.Б. Ономастикок. – М., 1974. – С.245, 247.

 

[72] Жуковский Я. Колыбельные песни и причитания оседлого и кочевого населения Пруссии Ц Журнал министерства народного просвещения. – 1889. – № 1. – С.12–13.

 

[73] Ветухов А. Народные колыбельные песни // Этнографическое обозрение. 1892. ‑№ 2–3.‑С.129.

 

[74] Цитируется по: Харузина В.Н. О родильных и крестильных обрядах в Олонецкой губернии // Этнографическое обозрение. – 1906. – № 1. – С.96

 

[75] Подзатыльничек – женское головное украшение.

 

[76] Коты – вид женской валяной обуви.

 

[77] Мартынова А.Н. Опыт классификации русских колыбельных песен // Советская этнография. – 1974. – № 4. – С. 121.

 

[78] OP ИРЛИ, колл. 69, II.25, № 19.

 

[79] Зеленин Д.К. Великорусские сказки Вятской губернии. – М., 1915. С.224.

 

[80] Барташевич Г.А. Колыбельные песни // Фольклор. Словарь научной и народной терминологии. – Минск, 1995. – С.211.

 

[81] Название пестушка (пестюшка) происходит от глагола пестовать – нянчить, носить на руках, воспитывать, растить, ухаживать за кем‑либо.

 

[82] Слепцова И.С. Пестушки и потешки //Духовная культура Северного Белозерья: Этнодиалектический словарь. – М., 1997. – C.2S9.

 

[83] Покровский Е.А. Детские игры. – СПб., 1892. С.95

 

[84] Wherhan К. Kinderlied und Kinderlied. – Band IV. – Leipzig, 1909. – S.45.

 

[85] The Only True Mother Goose Melodies. – Boston, 1905. – C.128.

 

[86] Слепцова И.С. Пестушки и потешки //Духовная культура Северного Белоозерья: Эгаодиалектный словарь. – М., 1997. – С.259.

 

[87] Мошок – уменьшительное от мо:

 

[88] Слепцова И.С. Пестушки и потешки //Духовная культура Северного Белоозерья: Эгаодиалектный словарь. – М., 1997. – С.263.

 

[89] Wherhan К. Kinderlied und Kinderlied. – Band IV. – Leipzig, 1909. – S.89.

 

[90] Виноградов Г. С. Народная педагогика. – Пгр., 1926. – С.18.

 

[91] The Only True Mother Goose Melodies. – Boston, 1905. – C.124.

 

[92] Записано А.С. Мудровой в Вологод. губ., Тотемск. у. в 1923 г.

 

[93] Определение словесной игры см.: Санников В. Русский язык в зеркале языковой игры. – М., 1999. – С.26.

 

[94] Ср. древнерусское курево – костер.

 

[95] Авдеева Е.А. Из воспоминаний // Отечественные записки, т. 63. – СПб., 1849. № 4. – С.244.

 

[96] Терещенко А.В. Быт русского народа. – СПб., 1848. – Ч. III и IV. – С.132.

 

[97] Морган Л. Лига ходеносауни или ирокезов. – М., 1983. – С. 163.

 

[98] Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск, 1991. № 585, 586,608. О данных играх см.: Бартюкова И. Методика собирания и изучения современного фольклора детей // Методические рекомендации для студентов педвузов и фольклорных кружков. – Орехово‑Зуево, 1990. – СП.

 

[99] См. подробнее: Липе Ю. Происхождение вещей. – М., 1954. – С.271–274.

 

[100] Там же. – С.272.

 

[101] Traditional Nursery Rhymes. – L., 1976. – P. 19.

 

[102] Санин Д. Каламбур // Словарь литературоведческих терминов / Ред. – сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М., 1974. – С.119.

 

[103] Этот термин близок к английскому «counting‑out rhymes» и немецкому «aus‑zahlreime» – названиям, указывающим на элемент счета в этом виде детского

 

[104] Молотилов X. Говор русского старожилого населения северной Барабы (Томской губ.) //Труды Томск, общ. науч. Сибир. – Томск, 1913. – В.1. – С.14.

 

[105] См. Howitt A. The native tribes of south‑east Australia. – L.. 1904. – P.156.

 

[106] Виноградов Г.С. Русский детский фольклор: Игровые прелюдии. – Иркутск 1930. – С.114.

 

[107] FomanderA. Hawaian antiquites and folklore. – Honolulu, 1916. – P. 164.

 

[108] Сахаров И.П. Песни русского народа. Часть IV. – СПб‑,1839. – С. 145.

 

[109] Bett H. Nursery rhymes and tales. Their origin and history. – London, 1924. – P. 245–246.

 


Дата добавления: 2021-01-21; просмотров: 97; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!