Практическое занятие 3. Тема «Особенности русского реализма. Экспрессионизм в реализме». Рассказ Л. Андреева «Ангелочек». Реализм, экспрессионизм или экспрессионизм в реализме?



Рассказ Л.Андреева «Ангелочек» написан в 1899 году. Этот рассказ, так же, как и «Петька на даче» - о детях, но мы не можем назвать их произведениями для детей, поскольку в них дети переживают кризис одиночества. Тема рассказа, таким образом, - одиночество человека в многолюдном мире.

Творческий метод Андреева – стиль писателя – экспрессиониста. В основе экспрессионизма лежит философское течение – экзистенциализм (т.е.проблемы существования), которое утверждает, что человек одинок в этом мире, что он пришёл без связи с близкими. Мы видим, что рассказы Л.Андреева отличаются от произведений других писателей этого периода. В сущности, он пишет в стиле русского реализма, но в каждом его произведении виден какой-то надрыв, видно то, что мы потом назовём экспрессией (так как термин «экспрессионизм» возник только в 1920 г. в Германии).

«Ангелочек» - чисто реалистический рассказ с экспрессионистическими приёмами. Главный герой – 13- летний мальчик Сашка, но Андреев показывает его с сознанием взрослого человека. С первых строк мы видим, что он хочет уйти из жизни, только не знает как. «Но так как ему было тринадцать лет и он не знал всех способов, какими люди перестают жить, когда захотят этого, то он продолжал ходить в гимназию и стоять на коленках, и ему казалось, что жизнь никогда не кончится». В этой цитате как раз заключён экспрессионистский приём, основанный на экзистенциализме, который утверждает, что человек одинок в этом мире и рождается, чтобы умереть. Л.Андреев изображает трудную жизнь героя, таким образом, мы можем говорить о реализме. «Бил товарищей, рвал учебники, грубил начальству». Сашка ведёт себя так, потому что у него такая семья, но чувства при этом испытывает экспрессионистские. Поэтому мы говорим, что это экспрессионизм с реалистическим обоснованием.

Композиционно рассказ «Ангелочек» разделён на три части. В 1 части говорится о том, что представляет собой жизнь Сашки, описывается его дом, семья. Во 2 части даётся описание праздника, на который пригласили Сашку Свечниковы. В 3 части происходит возвращение героя домой и разговор с отцом.

С самого начала рассказа перед нашими глазами встаёт страшная картина семейной жизни. «Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью: не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и во всем теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени….Вся тетрадка заполнена была карикатурами, и чаще всех повторялась такая: толстая и низенькая женщина била скалкой тонкого, как спичка, мальчика. Внизу крупными и неровными буквами чернела подпись: «Проси прощенья, щенок», — и ответ: «Не попрошу, хоть тресни». Прочитав далее, мы понимаем, что Сашка привык к постоянным пьянкам в доме. Об этом нам говорит фраза: «Он почувствовал знакомый запах водки».

Так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, он не мог спокойно отнестись ко злу, поэтому мстил жизни. «Для этой цели он бил товарищей, грубил начальству, рвал учебники и целый день лгал то учителям, то матери, не лгал он только одному отцу. Когда в драке ему расшибали нос, он нарочно расковыривал его еще больше и орал без слез, но так громко, что все испытывали неприятное ощущение, морщились и затыкали уши. Проорав сколько нужно, он сразу умолкал, показывал язык и рисовал в черновой тетрадке карикатуру на себя, как орет, на надзирателя, заткнувшего уши, и на дрожащего от страха победителя». Таким образом он, скорее всего, хотел привлечь внимание к себе и заставить с собой считаться. Но он не знал другого способа, кроме как вести себя так, поэтому попытка Саши обрести свободу привела к тому, что его выгнали из гимназии.

Впечатление, что для Сашки мир враждебен так же, как для зверя, создаётся с помощью обращений. Мать называет его щенком, затем следует сравнение автора «как пантера», в гимназии за привычку скалить зубы его стали называть волчонком. «Где полуночничаешь, щенок? — крикнула на него мать, замахнулась кулаком, но не ударила», «А я тебе говорю, что не пойду, — хладнокровно отвечал Сашка, и углы губ его подергивались от желания оскалить зубы. В гимназии за эту привычку его звали волчонком», «Съежившись, как готовящаяся к прыжку пантера, Сашка мрачным взглядом обводил окружающих, ища того, кто осмелится отнять у него ангелочка».

Даже на празднике в душе Сашки царила злоба. «Сашка был угрюм и печален — что-то нехорошее творилось в его маленьком изъязвленном сердце. Елка ослепляла его своей красотой и крикливым, наглым блеском бесчисленных свечей, но она была чуждой ему, враждебной, как и скопившиеся вокруг нее чистенькие, красивые дети, и ему хотелось толкнуть ее так, чтобы она повалилась на эти светлые головки». Но тут он замечает то, чего ему не хватало в жизни и без чего его жизнь была бы пустой, – воскового ангелочка. Ангелочек олицетворяет в произведении тот прекрасный мир, в котором нет злобы, ругани, грязи. При получении желаемого Сашка сразу становится мягче, его слова к ангелочку приобретают нежный оттенок, он обращается к нему: «Милый». Домой он несёт его аккуратно, отцу наказывает обращаться осторожно. «Полный недоумения, тревоги, непонятного восторга, Сашка сложил руки у груди и шептал:— Милый... милый ангелочек! И чем внимательнее он смотрел, тем значительнее, важнее становилось выражение ангелочка. Было бы безумной жестокостью прикоснуться к его нежным крылышкам.— Милый... милый! — шептал Сашка». Мы видим, что ангелочек – это символ света, радости, счастья и, возможно, надежды на светлое будущее. «И чудилось погибшему человеку, что он услышал жалеющий голос из того чудного мира, где он жил когда-то и откуда был навеки изгнан. Там не знают о грязи и унылой брани, о тоскливой, слепо-жестокой борьбе эгоизмов; там не знают о муках человека, поднимаемого со смехом на улице, избиваемого грубыми руками сторожей. Там чисто, радостно и светло, и все это чистое нашло приют в душе ее, той, которую он любил больше жизни и потерял, сохранив ненужную жизнь….Ангелочек спустился с неба, на котором была его душа, и внес луч света в сырую, пропитанную чадом комнату и в черную душу человека, у которого было отнято все: и любовь, и счастье, и жизнь».

Маленькая восковая фигурка в произведении выполнила огромную функцию – соединила двух одиноких, давно чужих друг другу людей. «Отец и сын не видели друг друга; по-разному тосковали, плакали и радовались их больные сердца, но было что-то в их чувстве, что сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяет человека от человека и делает его таким одиноким, несчастным и слабым. Отец несознаваемым движением положил руку на шею сына, и голова последнего так же невольно прижалась к чахоточной груди».

Финал рассказа остаётся открытым. Ангелочек исчезает (плавится воск над печкой), и мы никогда не узнаем, что будет утром, когда отец с сыном, сблизившись вечером благодаря фигурке, увидят, что случилось с ней за ночь.


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 272; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!