Практическое занятие 2. Поэтика русской литературы конца 19-начала 20 века. «Специфика русского реализма. И.А.Бунин». Анализ рассказа «Лёгкое дыхание».



Практическое занятие 1. Поэтика реализма рубежа 19-20 вв. Чехов. Рассказ «Дама с собачкой».

Рассказ А.П.Чехова «Дама с собачкой» был написан в 1898 году. Ведущее место в рассказе занимает тема любви. Главные герои произведения – Гуров и Анна Сергеевна – встретились на отдыхе в Ялте. Будучи оба несвободными людьми (она замужем, он женат, имеет детей), они чувствуют себя одинокими в мире. Между ними устанавливается связь. И если Анна Сергеевна, наивная молодая девушка, влюбилась в Гурова, то он преследует свои цели. Для него это игра, ему важно заполучить девушку. После того, как произошло это, она ему стала неинтересна.

 А.П.Чехов не пишет об этом в рассказе, но мы понимаем, что отношение Гурова изменилось. И помогают нам в этом случайностные детали (что характерно для Чехова). Момент поедания Гуровым арбуза после проведённого времени с Анной – показатель его халатного отношения к ней. Девушка переживает своё падение, боится, что Дмитрий перестанет её теперь уважать, она обращается к нему с этими словами, а он всего лишь ест арбуз. На первый взгляд может показаться, ну арбуз и арбуз. Но у Чехова всё не просто так. Давайте представим, как люди едят арбуз? Причмокивая, неаккуратно, разбрызгивая сок. Также мы видим, что его интерес к ней пропал, по обращению. Во время романтических прогулок, встреч он обращался к ней на Вы, с уважением, почтением. После проведённой ночи же он стал обращаться на ты и отвечать более резко: «Гурову было уже скучно слушать, его раздражал наивный тон, это покаяние, такое неожиданное и неуместное; если бы не слезы на глазах, то можно было бы подумать, что она шутит или играет роль».

После того, как Анна Сергеевна уехала, Гурова охватило раскаяние, ему было жаль, что с ним она не была счастлива, и что ему приходилось невольно обманывать её. Он думал, что это одна из его интрижек, к каким он привык в течение всей жизни. Но с тех пор не мог забыть её, так же, как и она его. И здесь кроется ещё одна проблема рассказа – боязнь осуждения со стороны других людей.

Также не случайны слова чиновника, знакомого Гурова «А осетрина-то с душком!». Эти слова показались Гурову унизительными, нечистыми. Возможно, он увидел упрёк в сторону Анны Сергеевны. А возможно, его разозлила безучастность чиновника к разговору. Гурову хотелось поделиться своими мыслями по поводу очаровательной девушки, но чиновник его даже не слушал.

Лирический голос в конце рассказа говорит нам о том, что финал в этом произведении открытый. «И казалось, что еще немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

В рассказах Чехова выделяется 3 типа конфликта: конфликт между героями, конфликт между героем и обстоятельствами и конфликт в душе героя. Рассказ «Дама с собачкой» включает в себя второй тип конфликта – конфликт между героем и обстоятельствами. Мы видим, что между героями нет конфликта, противодействия.

Рассказ состоит из 4 частей, в которых происходит развитие действия. В первой части повествователь знакомит нас с героями, но не сообщает, из-за чего они прибыли в этот город. При этом он дает, казалось бы, неважные детали, события из их жизни, но именно они являются главным ключом и постепенно подводят нас к основному конфликту, чтобы показать – каждый из этих людей был внутренне подготовлен к тому, что произойдет. В создании характера Анны Сергеевны повествователь выступает в роли наблюдателя, через глаза главного героя.

Во второй части случается грехопадение Анны Сергеевны, из-за которого она очень переживает. Также в этой части она уезжает к мужу, а Гуров возвращается с Москву.

В третьей части Гуров, часто вспоминавший об Анне Сергеевне, решает ехать в город, где живет дама с собачкой. Гуров понимает, насколько близка ему стала эта женщина, он полюбил по-настоящему. Поэтому он ищет встречи с Анной, и она обещает приехать к нему в Москву.

В четвертой части рассказа происходят тайные встречи героев. В одну их таких встреч происходит кульминационный момент. Неожиданно увидев себя в зеркале, Гуров вдруг понимает, как он постарел. К нему приходит осознание, что, когда к нему пришла настоящая любовь, он уже слишком стар, чтобы пытаться что-нибудь изменить.

Автор произведения чётко указывает время нахождения каждого из героев перед знакомством в Ялте (Гуров находится две недели, Анна Сергеевна – 5 дней). Точное время также даётся и при их встречах перед первой ночью (неделя). Затем течение времени словно останавливается. К моменту, когда Гуров осознает по возвращении в Москву, о влюблённости, проходит месяц. А затем категория времени опять исчезает. Это говорит о том, что герои, находясь вместе, целиком отдаются чувствам и для них ничего не существует, кроме них самих.

Пейзаж и его роль в рассказе «Дама с собачкой» очень значительны. Природа подчеркивает состояние души героев: южное изобилие солнца символизирует расцвет чувства, стужа и холод Москвы передают тоску Гурова. Также следует обратить внимание и на цветовую палитру рассказа. В первой части она содержит яркие оттенки: синие море, южные пейзажи. Во второй же краски становятся тусклее, преобладают серые цвета: серый забор, разделяющий главных героев, серое одеяло, которым накрывается Гуров, его же серая от пыли чернильница, серое платье Анны Сергеевны, что указывает на депрессивное состояние героев.

Смысл названия рассказа «Дама с собачкой» кроется в том, что случайная женщина без имени стала всем для Гурова. В самом начале ему понравилась идея завязать краткосрочные отношения с безымянной незнакомкой, которую никто не знал в Ялте. Тогда он предчувствовал легкость этой победы и безнаказанность, ведь раз ее никто знает, значит, она свободна от общественного контроля: «Она гуляла одна, все в том же берете, с белым шпицем; никто не знал, кто она и назвали ее просто так: дама с собачкой». Однако в конце он осознал, что не может жить без этой дамы с собачкой.

Современники Чехова подметили особенности рассказа «Дама с собачкой» и его новаторство. Так, М. Горький писал Чехову: «Читал «Даму» Вашу. Знаете, что Вы делаете? Убиваете реализм». Он считал, что А.П.Чехов поставил точку в развитии реализма, так как после него уже никто не мог написать столь же просто и ясно о повседневной жизни. Но были и критические замечания, ведь многих людей оскорбляла пошлость курортного романа, которую автор возвысил до судьбоносной встречи. Известный литературный критик Александр Скабичевский даже назвал героев «малюсенькими», а переживаемую ими драму — «позорно-мучительной»

А.П.Чехов – гносеолог (в основе этого учения лежит принцип относительности). В своих рассказах он ставит проблему, но возможность решить её даёт читателям, а не самому себе. Если в онтологизме было чёткое деление на добро и зло, высокое и низкое, справедливое и несправедливое, то в гносеологизме нет критерия оценки. И одно из художественных открытий Чехова состоит в том, что он не даёт готовый ответ, а прячет его в своём тексте (это можно заметить на примере данного рассказа).

 

 

Практическое занятие 2. Поэтика русской литературы конца 19-начала 20 века. «Специфика русского реализма. И.А.Бунин». Анализ рассказа «Лёгкое дыхание».

«Легкое дыхание» - рассказ И.А.Бунина, написанный в 1916 году. Первое, что бросается сразу в глаза при прочтении – нарушение хронологии рассказа. Сначала мы читаем про кладбище, на котором похоронена главная героиня рассказа Оля Мещерская, затем следует описание детства и взрослении Оли, а в конце опять мы видим могилу, которую посещает классная дама героини. Таким образом, композиция рассказа «Лёгкое дыхание» кольцевая.

Давайте обратимся к образу главной героини. Это девочка, которая «ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц: что можно было сказать о ней, кроме того, что она из числа хорошеньких, богатых и счастливых девочек, что она способна, но шаловлива и очень беспечна к тем наставлениям, которые ей делает классная дама?». Затем Бунин показывает взросление Оли. Когда другие девушки тщательно следили за своей внешностью и движениями, Оля могла бегать, играя с первоклассницами, и всё равно быть самой красивой. У неё были поклонники, даже ходили слухи, будто один гимназист, страдая от любви к Мещерской, покушался на самоубийство.

Из разговора Оли Мещерской с начальницей мы узнаём, что Оля уже женщина. Но так как хронология в рассказе нарушена, то сначала идёт повествование об убийстве офицером Оли, а затем запись в дневнике о том, что случилось прошлым летом. И здесь нам хорошо виден присущий И.А.Бунину мотив возмездия, который практически присутствует во всех его рассказах. Офицер, узнав от Оли, что она никогда его не любила, прочитав запись в ее дневнике, убивает ее прямо на вокзале.

Для Бунина любовь – это, прежде всего, страсть. В своей философии любви он соединяет плотское и духовное начала. Но любовь у него губительна, разрушительна, трагична. Мы видим, что молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделенной любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой разозлившегося офицера.

Для И.А.Бунина характерна аристократизация прозы. Он стремится к высокой эстетизации прозы. Это видно по словам в рассказе: «…звенит фарфоровым венком у подножия креста», «…дышавший в морозные дни теплом блестящей голландки и свежестью ландышей на письменном столе».

Интересен и образ классной дамы Оли Мещерской. Из рассказа мы видим, что она живёт выдумками, которые заменяют ей действительную жизнь. Сначала такой выдумкой был её брат, затем Оля стала «предметом неотступных дум и чувств». На мой взгляд, Бунин противопоставляет два образа, двух героинь. Он показывает, с каким трудом даётся своя собственная жизнь классной даме, «преданной страстной мечте», и с какой живостью и лёгкостью живёт Оля Мещерская. Вспомним диалог между двумя гимназистками. Оля говорит: «Я в одной папиной книге…прочла, какая красота должна быть у женщины…но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, — ты послушай, как я вздыхаю, — ведь правда, есть?».

Сквозь весь рассказ, начиная с названия, проходит мотив дыхания ветра, воздуха: «легкое дыхание», «холодный ветер», «вихрем носилась», «сделала один глубокий вздох», «свежо дует полевой воздух», «звон ветра». И завершается эта тема последней фразой: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре». Таким образом, мы видим, что «лёгкое дыхание» является образом-символом, проходящим через весь рассказ.

Обратим внимание и на пространство в рассказе. Бунин отмечает такие места: сад, город, каток, поле, лес. Также он даёт описание интерьера: гимназический зал, кабинет начальницы, стеклянная веранда. Благодаря этим описаниям мы можем наблюдать душевное состояние главной героини. Легкому дыханию Оли способствуют, подчеркивая его чистоту и искренность, такие пейзажные подробности, как «свежая, солнечная зима», «снежный сад», «лучистое солнце», «розовый вечер», «камни, по которым легко и приятно идти». При серьезном и неприятном разговоре с начальницей Оля не выглядит расстроенной, растерянной или напуганной. Напротив, ее радует интерьер кабинета, его простор и легкость, с которой в нем ей дышится, свежесть ландышей, тепло голландской печки, портрет царя и даже пробор в молочных, аккуратно гофрированных волосах начальницы. В финале произведения происходит противопоставление двух деталей — портрета героини «с радостными, поразительно живыми глазами» и холодного весеннего ветра, который «звенит фарфоровым венком у подножия креста».


Дата добавления: 2021-01-20; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!